Урок розвитку мовлення "Насолодження творити"

Про матеріал
Складання висловлювання за картиною з використанням презентації творчості художника-мариніста І.К. Айвазовського у 7 класі. Розвиваємо навички усного та письмового висловлювання, образне мислення, креативність та інтелектуальну активність; виховуємо людей-оптимістів сильних духом.
Перегляд файлу

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОСВІТИ І НАУКИ В ДОНЕЦЬКІЙ ОБЛАСТІ

УПРАВЛІННЯ ОСВІТИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ ВЕЛИКОНОВОСІЛКІВСЬКОЇ РАЙДЕРЖАДМІНІСТРАЦІЇ

ОЛЕКСІЇВСЬКА ЗАГАЛЬНООСВІТНЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНІВ ВЕЛИКОНОВОСІЛКІВСЬКОЇ РАЙОННОЇ РАДИ

ДОНЕЦЬКОЇ ОБЛАСТІ

 

 

 

 

УРОК РОЗВИТКУ МОВЛЕННЯ

З ВИКОРИСТАННЯМ ІКТ

У 7 КЛАСІ З ТЕМИ:

 «НАСОЛОДЖЕННЯ ТВОРИТИ»

(Складання висловлювання за картиною)

 

 

 

 

Підготувала:

Ведькал Тетяна Дмитрівна,

вчитель російської мови

та зарубіжної літератури

Олексіївської ЗОШ І-ІІІ ступенів

Великоновосілківської районної ради

Донецької області

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:  содействовать формированию  целостной картины мира у детей, пониманию связей  между явлениями в  природе, обществе и мире в целом; создать условия для развития речи семиклассников; развивать навыки устного и письменного высказывания; развивать образное мышление детей, креативность и интеллектуальную активность; воспитывать людей-оптимистов сильных духом.

Оборудование (урок проходит в компьютерном классе): презентация творчества художника-мариниста И.К. Айвазовского; фонозапись сонаты Людвига ван Бетховена «Море. К Элизе»; школьный толковый словарь русского языка; энциклопедия мирового искусства «Мастера русской живописи». Эпиграф к уроку: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить...»  Н.В. Гоголь.

ТИП УРОКА: комбинированный

ХОД УРОКА

І. Объявление темы, цели урока, мотивация учебной деятельности (10 мин)

Учитель. Дорогие ребята, здравствуйте! Сегодня мы совершим необычную экскурсию в Крым, город Феодосию. Там родился, жил и творил величайший певец моря, выдающийся мастер кисти Иван Константинович Айвазовский. Вы увидите замечательные картины художника-мариниста, и каждый из вас составит высказывание по картине.

Запишите, пожалуйста, в тетрадях: дата, классная работа, тема «Наслаждение творить», эпиграф к уроку:  

Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить... 

                                                                                                             Н.В. Гоголь

1. Психологическая подготовка к философско-этическому осмыслению слова искусство.

Ребята, я знаю: каждый из вас личность творческая. Вы артистичны, пластичны, любите петь, ведущие всех школьных и сельских торжеств. Но можно ли вас назвать искусными мастерами? И если нет, то почему? 

  1.  Словарная работа. На доске записано слово искусство, учащимся предлагается объяснить его значение с помощью школьного толкового словаря русского языка (ученики работают со словарем, озвучивают толкование и записывают в тетради).

Искусство:

  1.     Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, тонкое знание дела.

                                               Школьный толковый словарь русского языка

3. Задание классу:

1) подберите однокоренные слова (искусственный, искусственно, искушение, искушенный, искуситель и т.д.);

2) включите слово искусство в словосочетание (произведение искусства, искусство живописи);

3)   запишите предложение, постарайтесь объяснить его.

Искусство – мед, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда. (Теодор Драйзер)

ІІ. Целевая установка  (5 мин)

Слово учителя. «Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу», - сказал русский писатель К.Г. Паустовский. Соприкасаясь с искусством,  человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее: он легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

 Анализ стихотворения. Давайте повторим недавно выученное с вами стихотворение   М.Ю. Лермонтова «Парус». Оно приблизит нас к пониманию творчества художника-мариниста И.К. Айвазовского.

Дети хором читают наизусть стихотворение и отвечают на вопросы: в каком состоянии находится море в стихотворении? это устойчивая, застывшая субстанция или же живой гармоничный организм? (Дети, как правило, отвечают, что море изображено в застывшем состоянии. Но после анализа стихотворения, они делают вывод: море – это живой гармоничный организм (в первой строфе оно утреннее, сонное, туманное, во второй – в состоянии шторма: «Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит…», а в третьей изображен штиль: «струя светлей лазури», «луч солнца золотой»).

6. Посещение картинной галереи (виртуальная экскурсия) (5 мин)

Слово учителя. Спасибо за ваши оригинальные рассуждения. А сейчас я приглашаю вас на торжество живописи. Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. А знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством.

Мы отправляемся в Феодосийскую картинную галерею художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, чтобы насладиться красками природы, окунуться в морскую пучину и вместе с пострадавшими выстоять, противостоять стихии, укрепить силу духа.

Так пусть виртуальная экскурсия в мир искусства поможет вам совершить открытия. У каждого из вас это будет своё открытие: кто-то откроет для себя имя художника, кто-то – его шедевры, а кто-то сделает самое важное открытие – откроет самого себя. Я уверена, сегодня каждый сможет сказать: «Я побывал в Царстве искусства!».

Займите свои места возле компьютеров. Кликните виджет PowerPoint  «Картинная галерея И.К. Айвазовского». Во время просмотра шедевров будет тихо звучать соната Л. ван Бетховена «Море. К Элизе», которая, я надеюсь, благоприятствует составлению высказывания: «Какое впечатление произвело на меня творчество И.К. Айвазовского?».

Используйте, пожалуйста, в своем эссе эпитеты, метафоры, олицетворения. Для описания цветовых переливов морской волны давайте подберем синонимы к слову зеленый (дети дают блиц-ответы: ярко-зеленый, бирюзовый, изумрудный, малахитовый, лаймовый, нефритовый, салатовый, оливковый). И для лучшего восприятия картин я подобрала фотографии морской тематики. (Дети смотрят презентацию, а потом работают 15 минут).

Учитель.   Пришло время прослушать ваши эссе и выделить самые удачные моменты (6 мин)

(Примеры высказываний:

  1.          Бушует море. Стремительно мчаться тучи. В их разрывах проглядывает луна. Лунная дорожка блестит и переливается серебром. И будто вырастают из темной глубины моря таинственные силуэты скал. Картины Айвазовского завораживают магией цвета.
  2.          С большим мастерством И.К. Айвазовский изображает необозримый морской простор. Ослепительно сверкают белизной пены волны. Мы ощущаем морскую влагу, чувствуем тепло солнечных лучей. Картины передают красоту и мощь бушующего моря.
  3.          В каждой картине И.К. Айвазовского звучат краски. Голубыми, лазоревыми, изумрудными, бирюзовыми красками светится море. То наполнено покоем и счастьем, то бушует и разрушает, то играет и смеется, подобно человеку.
  4.          Среди громадных морских волн автор изобразил обломки корабля, на которых спасаются потерпевшие кораблекрушения. Художник прославляет волю и упорство человека, его мужество и духовную силу.    И.К. Айвазовский учит нас противостоять стихиям, смело вступать в бой за свою жизнь, верить в свою победу.
  5.          Побывав на экскурсии в картинной галерее, я восхищаюсь игрой световых теней, многообразием красок моря. Больше всего в картинах густой зелени, бирюзы, изумруда, малахита. Это цвет надежды и оптимизма.)

 

ІІІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (2 мин)

Учитель. Как вы понимаете слово «наслаждение»? Когда мы переживаем его? Что вы ощущали во время урока? В чем проявлялись трудности?  Сделайте, пожалуйста, вывод: труд – это… (ученики пишут ассоциативные слова); творчество – это … (продолжение работы).

 

ІV. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК И ИХ АРГУМЕНТАЦИЯ (1 мин)

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 мин). Подготовить презентацию из 10 слайдов на тему «Природа моего края».

1

 

doc
Додано
29 квітня 2020
Переглядів
353
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку