МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОСВІТИ І НАУКИ В ДОНЕЦЬКІЙ ОБЛАСТІ
УПРАВЛІННЯ ОСВІТИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ ВЕЛИКОНОВОСІЛКІВСЬКОЇ РАЙДЕРЖАДМІНІСТРАЦІЇ
ОЛЕКСІЇВСЬКА ЗАГАЛЬНООСВІТНЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНІВ ВЕЛИКОНОВОСІЛКІВСЬКОЇ РАЙОННОЇ РАДИ
ДОНЕЦЬКОЇ ОБЛАСТІ
УРОК РОЗВИТКУ МОВЛЕННЯ
З ВИКОРИСТАННЯМ ІКТ
У 7 КЛАСІ З ТЕМИ:
«НАСОЛОДЖЕННЯ ТВОРИТИ»
(Складання висловлювання за картиною)
Підготувала:
Ведькал Тетяна Дмитрівна,
вчитель російської мови
та зарубіжної літератури
Олексіївської ЗОШ І-ІІІ ступенів
Великоновосілківської районної ради
Донецької області
Цели: содействовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом; создать условия для развития речи семиклассников; развивать навыки устного и письменного высказывания; развивать образное мышление детей, креативность и интеллектуальную активность; воспитывать людей-оптимистов сильных духом.
Оборудование (урок проходит в компьютерном классе): презентация творчества художника-мариниста И.К. Айвазовского; фонозапись сонаты Людвига ван Бетховена «Море. К Элизе»; школьный толковый словарь русского языка; энциклопедия мирового искусства «Мастера русской живописи». Эпиграф к уроку: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить...» Н.В. Гоголь.
ТИП УРОКА: комбинированный
ХОД УРОКА
І. Объявление темы, цели урока, мотивация учебной деятельности (10 мин)
Учитель. Дорогие ребята, здравствуйте! Сегодня мы совершим необычную экскурсию в Крым, город Феодосию. Там родился, жил и творил величайший певец моря, выдающийся мастер кисти Иван Константинович Айвазовский. Вы увидите замечательные картины художника-мариниста, и каждый из вас составит высказывание по картине.
Запишите, пожалуйста, в тетрадях: дата, классная работа, тема «Наслаждение творить», эпиграф к уроку:
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить...
Н.В. Гоголь
1. Психологическая подготовка к философско-этическому осмыслению слова искусство.
Ребята, я знаю: каждый из вас личность творческая. Вы артистичны, пластичны, любите петь, ведущие всех школьных и сельских торжеств. Но можно ли вас назвать искусными мастерами? И если нет, то почему?
Искусство:
Школьный толковый словарь русского языка
3. Задание классу:
1) подберите однокоренные слова (искусственный, искусственно, искушение, искушенный, искуситель и т.д.);
2) включите слово искусство в словосочетание (произведение искусства, искусство живописи);
3) запишите предложение, постарайтесь объяснить его.
Искусство – мед, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда. (Теодор Драйзер)
ІІ. Целевая установка (5 мин)
Слово учителя. «Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу», - сказал русский писатель К.Г. Паустовский. Соприкасаясь с искусством, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее: он легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.
Анализ стихотворения. Давайте повторим недавно выученное с вами стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Оно приблизит нас к пониманию творчества художника-мариниста И.К. Айвазовского.
Дети хором читают наизусть стихотворение и отвечают на вопросы: в каком состоянии находится море в стихотворении? это устойчивая, застывшая субстанция или же живой гармоничный организм? (Дети, как правило, отвечают, что море изображено в застывшем состоянии. Но после анализа стихотворения, они делают вывод: море – это живой гармоничный организм (в первой строфе оно утреннее, сонное, туманное, во второй – в состоянии шторма: «Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит…», а в третьей изображен штиль: «струя светлей лазури», «луч солнца золотой»).
6. Посещение картинной галереи (виртуальная экскурсия) (5 мин)
Слово учителя. Спасибо за ваши оригинальные рассуждения. А сейчас я приглашаю вас на торжество живописи. Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. А знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством.
Мы отправляемся в Феодосийскую картинную галерею художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, чтобы насладиться красками природы, окунуться в морскую пучину и вместе с пострадавшими выстоять, противостоять стихии, укрепить силу духа.
Так пусть виртуальная экскурсия в мир искусства поможет вам совершить открытия. У каждого из вас это будет своё открытие: кто-то откроет для себя имя художника, кто-то – его шедевры, а кто-то сделает самое важное открытие – откроет самого себя. Я уверена, сегодня каждый сможет сказать: «Я побывал в Царстве искусства!».
Займите свои места возле компьютеров. Кликните виджет PowerPoint «Картинная галерея И.К. Айвазовского». Во время просмотра шедевров будет тихо звучать соната Л. ван Бетховена «Море. К Элизе», которая, я надеюсь, благоприятствует составлению высказывания: «Какое впечатление произвело на меня творчество И.К. Айвазовского?».
Используйте, пожалуйста, в своем эссе эпитеты, метафоры, олицетворения. Для описания цветовых переливов морской волны давайте подберем синонимы к слову зеленый (дети дают блиц-ответы: ярко-зеленый, бирюзовый, изумрудный, малахитовый, лаймовый, нефритовый, салатовый, оливковый). И для лучшего восприятия картин я подобрала фотографии морской тематики. (Дети смотрят презентацию, а потом работают 15 минут).
Учитель. Пришло время прослушать ваши эссе и выделить самые удачные моменты (6 мин)
(Примеры высказываний:
ІІІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (2 мин)
Учитель. Как вы понимаете слово «наслаждение»? Когда мы переживаем его? Что вы ощущали во время урока? В чем проявлялись трудности? Сделайте, пожалуйста, вывод: труд – это… (ученики пишут ассоциативные слова); творчество – это … (продолжение работы).
ІV. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК И ИХ АРГУМЕНТАЦИЯ (1 мин)
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 мин). Подготовить презентацию из 10 слайдов на тему «Природа моего края».
1