Урок русского языка и литературы (интегрированный курс) в 10 классе Тема: «Он был врагом пошлости…» ( рассказ А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда»)

Про матеріал
Урок русского языка и литературы (интегрированный курс) в 10 классе Тема: «Он был врагом пошлости…» ( рассказ А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда») Цели урока: формировать ценностные представления о главном смысле человеческой жизни на материале рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»; способствовать пониманию ключевых проблем произведения; совершенствовать навык анализа произведения малой прозаической формы; развать критическое и образное мышление; способствовать совершенствованию духовно-нравственных качеств личности, формированию активной жизненной позиции старшеклассников. Тип урока: урок-исследование.
Перегляд файлу

Урок русского языка и литературы  (интегрированный курс) в 10 классе

Тема: «Он был врагом пошлости…» ( рассказ А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда»)

Цели урока: формировать ценностные представления о главном смысле человеческой жизни на материале рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»; способствовать пониманию ключевых проблем произведения; совершенствовать навык анализа произведения малой прозаической формы; развать критическое и образное мышление; способствовать совершенствованию духовно-нравственных качеств личности, формированию  активной жизненной позиции старшеклассников.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование:текст рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда»;

фрагмента спектакля Кама Гинкаса (последняя часть трилогии "Жизнь прекрасна. мультимедийная презентация; Фредерик Шопен - Сад Эдема (Нежность); плейкаст «Скрипка плачет»,композиция Святослава Кондратьева «Метеора».

Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, – вот цель и смысл нашей жизни.

Берегите в себе человека. 

          А. П. Чехов

Ход урока

 

  1. Орг. момент.

(Настрой на урок: звучит музыка Вивальди) (1 мин.)

-Какие чувства вызвала эта музыка? (Радости, грусти, тревоги и др.)

_какой инструмент доминировал? (Скрипка).

-Кто из вас знает автора и название композиции? (Фредерик Шопен - Сад Эдема (Нежность)

  1. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы с вами окунемся в магию чеховской прозы. Исследователи, восхищаясь мастерством и глубиной смысла его произведений, сравнивают их с Вселенной, но, к сожалению, до сих пор они еще не изучены.

  1. Сообщение темы урока. Целеполагание.

-Сегодня мы с вами будем работать над содержанием рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Какие цели мы должны перед собой поставить?(Ответы учащихся)

  1. Актуализация учебных знаний.

1.Беседа с сообщениями учащихся.

* Работа с портретом Осипа Браза (1898). (Слайд 3).

- С личностью писателя  вы начали знакомство в 7 классе. Давайте всмотримся в портрет А. П. Чехова художника Осипа Браза.

* Сообщение учащегося о портрете.

* Сообщение учащегося  «В. Г. Короленко о Чехове» (Фото Х. Бабаева) (Слайд 4 . Слово  учителя.

- «В человеке все должно быть прекрасно: и одежда .и душа ,и мысли..»- чеховская  фраза , ставшая афоризмом, как нельзя лучше передает  жизненную программу писателя. А так ли живут герои  произведений, изученных вами ранее?

*  Сообщения  учащихся о теме и идее рассказов «Толстый и тонкий» и «Хамелеон».

- Что объединяет эти рассказы? (Смеховой эффект).

-Помимо смехового эффекта их объединяют  средства комического. (Слайд 5,6,7)

V.Работа над темой урока

1.Слово  учителя

- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему писатель пишет свои произведения? Писатель пишет потому, что ему надо сказать людям что-то очень важное. Чехов был великим писателем. У него есть любимые мысли о

 - человеческом достоинстве,

 - о свободе ,

- о лучших качествах  личности - таланте, уме, доброте,

- о том, как мало иногда дорожат люди тем лучшим, что в них есть.

Отражение некоторых мыслей писателя мы будем находить в его рассказе «Скрипка Ротшильда». Секрет Чехова в том, что он берет общечеловеческую тему, несомненно важную, интернациональную,-  тему пошлости, которая состоит из нескольких компонентов:

- самодовольстве;

-уверенность в своей правоте;

- желание поучать;

- закрытость для всего нового;

- буйная сила, заявляющая о своих правах без обязательств,  властно сметающая остатки старого.

 А. П. Чехов очень тонко выписывает все эти проявления пошлости. Будучи ее врагом, автор говорит о предназначении человека на Земле. И нам предстоит поискать ответ на вопрос: «Как сделать, чтобы наша жизнь не была убыточной?»

2. Анализ рассказа.

* Беседа

- Назовите имя главного героя чеховского рассказа «Скрипка Ротшильда» (Яков Матвеевич Иванов, или Яков Бронза).

- Кто такой Ротшильд? (Ротшильд – рыжий тощий музыкант из еврейского оркестра, которого не любил  Яков Бронза)

-Как вы заметили, что Чехов использует в своем творчестве «говорящие  фамилии». Почему о

** Сообщение учащегося  «Историческая справка»

Ротшильд - международная династия банкиров и общественных деятелей. Основатель династии - Майер Амшель Ротшильд (1744-1812гг.), создавший банк во Франкфурте - на - Майне. Далее пятеро его сыновей контролировали 5 банков в крупнейших городах Европы: Париже, Лондоне, Вене, Неаполе и Франкфурте - на -Майне. Это всемирно известная фамилия, ассоциирующаяся с большим состоянием, богатством, именем и весом в обществе, банковским делом.

ОППОЗЗИЦИЯ  №1: НЕСООТВЕТСТВИЕ ФАМИЛИИ ЧЕЛОВЕКА ЕГО ЖИЗНЕННОМУ СТАТУСУ

2.А соответствует ли ему прозвище Бронза?

  «Если бы Яков Иванов был гробовщиком в губернском городе, то, наверное, он имел бы собственный дом и звали бы его Яковом Матвеичем; здесь же в городишке звали его просто Яковом, уличное прозвище у него было почему-то Бронза». Почему?

(Возможный ход рассуждений:

бронза - это сплав меди с разными химическими элементами, главным образом металлами (олово, алюминий, бериллий, свинец, кадмий, хром и др.). Самый древний сплав бронзы (оловянная бронза) был выплавлен человеком в Бронзовый век, за 3 тыс. лет до н.э. Говоря о бронзе, автор, очевидно, говорил о древнем, очень прочном виде металла, зеленеющем от времени, но не теряющем своих свойств, из которого делаются пушечные ядра и церковные колокола, медали и монеты, скульптуры и памятники. Большинство изделий из бронзы отливают золотом!)

 

-Что значит в вашем понимании бронза?

3. Ассоциативный ряд

- Какие ассоциации с характером главного героя возникают у вас теперь?

  • сила (прочность) – «выше и крепче его не было людей нигде, даже в тюремном замке»;
  • время (древность)- «ему было уже семьдесят лет»;
  • акцент на материальность (монеты, золото и медали);
  • что-то неживое (памятники) - «бронзовость» – грубость и бездушие.)

 

4. Сообщения  учащихся (работа в парах) на тему: «Жизнь  Якова Бронзы до смерти Марфы».

1)Род занятий Бронзы. (Гробовщик)

2)Настроение  Якова. («Яков никогда не бывал в хорошем расположении духа, так как ему постоянно приходилось терпеть страшные убытки). 3) Словарная работа. ) (Слайд 8 )

Убыток - выраженный в денежной форме ущерб (Толковый словарь русского языка Ожегова С., Шведовой Н.).

 

- Всю свою жизнь, последние 50 лет Яков считает убытки. Это слово встречается в тексте рассказа 19 раз + однокоренное слово «убыточная» жизнь. Это слово является ключевым в характеристике героя .

Характеристика Бронзы

  • ждет с нетерпением смерти других и сердится, что умирают редко («досадно»);
  • «делал гробы хорошие, прочные» и считал это смыслом жизни;
  • «для мужиков и мещан он делал их на свой рост и ни разу не ошибся». По обычаю нельзя снимать мерки для гроба с живого человека. Сколько раз Бронза делал гроб по себе, по своим меркам!
  • мера жизни – мертвая, аршин, который нужен, чтобы сделать гроб;
  • вся его жизнь – жизнь среди гробов: «жил он бедно, как простой мужик, в небольшой старой избе, где была одна только комната, и в этой комнате помещались он, Марфа, печь, двуспальная кровать, гробы, верстак и всё хозяйство». Человек и вещь равны друг с другу!

ОППОЗЗИЦИЯ  №2: ВЕЩИ ОДУШЕВЛЯЮТСЯ, А ЛЮДИ ОВЕЩЕСТВЛЯЮТСЯ

Вывод по данной части урока:

Яков духовно мертв, замкнут в тисках ложных жизненных установок, дурных чувств и, расчетов. Будучи гробовщиком, он сам пребывает в гробу. Это метафора тяжелого, убогого и ложного существования..

5. Сообщения  учащегося «Болезнь Марфы».

1).Как показана Марфа в произведении?

2)Что значит ее имя? ( Добродетель, простодушие, хранительница).

3)Как воспринял Яков болезнь Марфы? (Как что-то неважное: считал убытки за год; «оглянулся» (не удивился, не вздрогнул))

4). Почему смутился? («Увидел радостное лицо ее...» )

5). Пытается ли помочь ей? (Анализ сцены у доктора).

6)Чем занимается дома? (Делает гроб и вздыхает)

 

6. Сообщения  учащихся (работа в парах) на тему: «Жизнь  Якова Бронзы после  смерти Марфы».
1).Этапы нравственной эволюции

 Преображение героя.

- Какой момент можно считать первым шагом на пути возрождения героя? (Смерть жены Марфы).

 (Просмотр фрагмента спектакля Кама Гинкаса (последняя часть трилогии "Жизнь прекрасна. По Чехову"; в ролях - Валерий Баринов, Арина Нестерова)

 

- Но преображение происходит не сразу. Найдите эпизоды, в которых Бронза ведет себя так, как привык вести себя за последние 50 лет:

 

  • Везет жену в больницу и понимает, что «Марфа помрет очень скоро, не сегодня-завтра».
  • Не умеет заботиться о женщине:« Вот, изволите видеть, захворал мой предмет. Подруга жизни, как это говорится, извините за выражение…»
  • Оказавшись дома, Яков вспоминает, что следующие четыре дня нельзя будет работать, «а, наверное, Марфа умрет в какой-нибудь из этих дней; значит, гроб надо делать сегодня». Снимает мерку с живой Марфы;
  • сделав гроб, записывает в свою книжку: «Марфе Ивановой гроб - 2 р. 40 к.»;
  • Яков остаётся очень доволен тем, что похороны обошлись «так честно, благопристойно и дешево и ни для кого не обидно»;.
  • На кладбище не совсем понятно, с кем (чем) прощается Яков: «Прощаясь в последний раз с Марфой, он потрогал рукой гроб и подумал: «Хорошая работа!»
  • -Как прошли похороны? (Хорошо, без убытков).

-. Что случилось с Бронзой после похорон? Назовите ключевое слово. (Это «сильная тоска», в которой есть что-то болезненное: «Ему что-то нездоровилось: дыхание было горячее и тяжкое, ослабели ноги, тянуло к питью».)

- Куда идет Яков после похорон (не домой, а на речку),.

 

6. Сообщения  учащегося «Роль пейзажа» 

- Чехов рисует нам светлую и счастливую картину весны, которая уже в самом разгаре: «Тут с писком носились кулики, крякали утки. Солнце сильно припекало, и от воды шло такое сверканье, что было больно смотреть».

7.Сообщение учащегося « Символика цвета в рассказе» 

(Солнце – золотой; верба — зеленая; белый : «громадные стада белых гусей2, «белый младенчик с белокурыми волосами»)

- На берегу Яков видит вербу, широкую старую, «с громадным дуплом, а на ней вороньи гнезда…» Верба представляется Якову подругой юности:«Как она постарела, бедная!».

8.Сообщение учащегося «Символика  образа дерева в рассказе» (Дерево - один из духовных символов, которое  символизирует соединение Неба и Земли; человеческий  путь к духовным высотам; цикличность  жизни от  смерти до возрождения. Яков  стоит под вербой. С незапамятных времен славяне наделяли это дерево особой силой. Ведь оно первым просыпалось после зимней спячки... Поэтому для автора именно верба  становится символом духовного прозрения героя...  Он вспомнил всё: и «крупный берёзовый лес» и «старый-старый сосновый бор», и барки, и «громадные стада белых гусей», и младенчика «с белокурыми волосиками».

 

9.Сообщение учащегося «Образ ребенка в рассказе» 

(Образ ребёнка - очень важен в рассказе.   При первом знакомстве с Яковом мы узнаем , что: «Заказы на детские гробики принимал он очень неохотно и делал их прямо без мерки, с презрением, и всякий раз, получая деньги за работу, говорил: «Признаться, не люблю заниматься чепухой». Оказалось, что у героя «умерла девочка», , хотя он  и «напрягал память, но никак не мог вспомнить». Почему герой не помнит самой страшной потери в своей жизни, автор не объясняет. Но мы узнаём из второго и последнего монолога Марфы, что тогда, пятьдесят лет назад, когда бог дал им ребёночка, они «всё на речке сидели и песни пели… под вербой». Значит, тогда ещё была жизнь? Возможно, «убыточная жизнь» героев началась когда-то после смерти ребёнка…)

- И вот теперь сидит герой под грустной вербой на берегу реки. один, без Марфы, и вспоминает, и думает, сколько можно было бы сделать, сколько «пользы» можно было принести людям, как весело, благополучно можно было бы жить!

10. Выразительное чтение отрывка учащимся:

«Он недоумевал, как это вышло так…» до слов: «Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу».

- В каком значении употреблено в этом отрывке слово «убытки»? (С одной стороны, речь идёт о материальных убытках и о неиспользованной возможности прибыли (рыбу продавать купцам, играть под усадьбами и брать деньги, бить гусей и продавать мясо и пух в Москву); но с другой стороны, речь идёт и об убытках духовных).

ОППОЗЗИЦИЯ  №3: МАТЕРИАЛЬНЫЕ УБЫТКИ СТАНОВЯТСЯ ВТОРИЧНЫМИ, ВАЖНЕЕ ДУХОВНЫЕ УБЫТКИ

- Это трагическое открытие и есть прозрение героя. (Яков не может жить, как раньше,  но по-другому жить он тоже не в силах, т.к. понимание пришло слишком поздно. Он болен, смерть близка.)

III. Жизнь после смерти (Слайд 9)

1. Сообщение учащегося «Образ скрипки - один из главных образов рассказа».

В самом начале повествования мы узнаем , что Яков иногда играл на скрипке. В конце рассказа мы видим, что  он не боится умереть: «Не жалко было умирать, но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце и стало жалко. Скрипку нельзя взять с собой в могилу, и теперь она останется сиротой…» В конце произведения мы видим отношение к ней Якова - как к ребёнку, которого он потерял пятьдесят лет назад. Яков, «прижимая её к груди», как будто ,успокаивая её, он успокаивает себя. Когда Якову было невыносимоо тяжело и тоскливо, «…он клал рядом с собой на постели скрипку и, когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук, и ему становилось легче».»).

- И теперь осталась у Якова только скрипка  - единственный друг, который поддержит и поймёт всё то, что происходит в его душе.  А передаст это все на универсальном, понятном языке– языке музыки: «Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка».  (Звучит скрипка.)

- Так о ком же плачет скрипка? (ответы учащихся)

- Скрипка – это лучшая часть душа Якова. Его грубость и бездушие, как шелуха, слетают с него, и обнажают душу, страдающую  и щедрую.

Герой завещает скрипку бедному музыканту Ротшильду.

Вывод по третьей части урока:  ненавистник рода человеческого, жестокий, забывший все на свете, кроме подсчетов прибыли и убытков, гробовщик Яков Иванов по прозвищу Бронза оказался богат, как Ротшильд. Наследство, оставленное им, бесценно и вечно. Проживший жизнь, исповедуя ложные ценности, герой переродился и  остался жить в своей мелодии.

VI. Рефлексия.

Составление  «Бриллианта»

Алгоритм написания:

  • Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.

 

  • Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.

 

  • Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.

 

  • Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее диамант.

 

  • Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Вариант выполнения задания:

 

Бронза

Жестокий, скупой

Злится, обижает, подсчитывает

Живет в постоянном недовольстве–возрождается  в созданной музыке

Вспоминает, оживает, дарит

Добрый, счастливый

Яков

VII. Итоги .

Слово учителя. Музыка  в жизни героя была всегда, но ее ценность он осознал лишь на пороге смерти. У каждого человека есть свой дар: кисть, слово, мелодия и т .д.  Важно осознать это и воспользоваться драгоценнейшими дарами сейчас,а  не тогда, когда человек стоит на пороге смерти. Завершить нашу встречу хочу прослушиванием музыки украинского композитора, скрипача –виртуоза Святослава Кондратьева. ( Звучит композиция «Метеора»).

 

Домашнее задание

  1. написать черновик эссе на тему: « Пути прозрения и обретения смысла жизни» (на примере рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда»);
  2. прочитать рассказ А. П. Чехова « Ионыч».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
29 травня 2019
Переглядів
924
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку