Урок русского языка и литературы (интегрированный курс) в 10 классе
Тема: «Он был врагом пошлости…» ( рассказ А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда»)
Цели урока: формировать ценностные представления о главном смысле человеческой жизни на материале рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»; способствовать пониманию ключевых проблем произведения; совершенствовать навык анализа произведения малой прозаической формы; развать критическое и образное мышление; способствовать совершенствованию духовно-нравственных качеств личности, формированию активной жизненной позиции старшеклассников.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование:текст рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда»;
фрагмента спектакля Кама Гинкаса (последняя часть трилогии "Жизнь прекрасна. мультимедийная презентация; Фредерик Шопен - Сад Эдема (Нежность); плейкаст «Скрипка плачет»,композиция Святослава Кондратьева «Метеора».
Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, – вот цель и смысл нашей жизни.
Берегите в себе человека.
А. П. Чехов
Ход урока
(Настрой на урок: звучит музыка Вивальди) (1 мин.)
-Какие чувства вызвала эта музыка? (Радости, грусти, тревоги и др.)
_какой инструмент доминировал? (Скрипка).
-Кто из вас знает автора и название композиции? (Фредерик Шопен - Сад Эдема (Нежность)
Сегодня мы с вами окунемся в магию чеховской прозы. Исследователи, восхищаясь мастерством и глубиной смысла его произведений, сравнивают их с Вселенной, но, к сожалению, до сих пор они еще не изучены.
-Сегодня мы с вами будем работать над содержанием рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Какие цели мы должны перед собой поставить?(Ответы учащихся)
1.Беседа с сообщениями учащихся.
* Работа с портретом Осипа Браза (1898). (Слайд 3).
- С личностью писателя вы начали знакомство в 7 классе. Давайте всмотримся в портрет А. П. Чехова художника Осипа Браза.
* Сообщение учащегося о портрете.
* Сообщение учащегося «В. Г. Короленко о Чехове» (Фото Х. Бабаева) (Слайд 4 . Слово учителя.
- «В человеке все должно быть прекрасно: и одежда .и душа ,и мысли..»- чеховская фраза , ставшая афоризмом, как нельзя лучше передает жизненную программу писателя. А так ли живут герои произведений, изученных вами ранее?
* Сообщения учащихся о теме и идее рассказов «Толстый и тонкий» и «Хамелеон».
- Что объединяет эти рассказы? (Смеховой эффект).
-Помимо смехового эффекта их объединяют средства комического. (Слайд 5,6,7)
V.Работа над темой урока
1.Слово учителя
- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему писатель пишет свои произведения? Писатель пишет потому, что ему надо сказать людям что-то очень важное. Чехов был великим писателем. У него есть любимые мысли о
- человеческом достоинстве,
- о свободе ,
- о лучших качествах личности - таланте, уме, доброте,
- о том, как мало иногда дорожат люди тем лучшим, что в них есть.
Отражение некоторых мыслей писателя мы будем находить в его рассказе «Скрипка Ротшильда». Секрет Чехова в том, что он берет общечеловеческую тему, несомненно важную, интернациональную,- тему пошлости, которая состоит из нескольких компонентов:
- самодовольстве;
-уверенность в своей правоте;
- желание поучать;
- закрытость для всего нового;
- буйная сила, заявляющая о своих правах без обязательств, властно сметающая остатки старого.
А. П. Чехов очень тонко выписывает все эти проявления пошлости. Будучи ее врагом, автор говорит о предназначении человека на Земле. И нам предстоит поискать ответ на вопрос: «Как сделать, чтобы наша жизнь не была убыточной?»
2. Анализ рассказа.
* Беседа
- Назовите имя главного героя чеховского рассказа «Скрипка Ротшильда» (Яков Матвеевич Иванов, или Яков Бронза).
- Кто такой Ротшильд? (Ротшильд – рыжий тощий музыкант из еврейского оркестра, которого не любил Яков Бронза)
-Как вы заметили, что Чехов использует в своем творчестве «говорящие фамилии». Почему о
** Сообщение учащегося «Историческая справка»
Ротшильд - международная династия банкиров и общественных деятелей. Основатель династии - Майер Амшель Ротшильд (1744-1812гг.), создавший банк во Франкфурте - на - Майне. Далее пятеро его сыновей контролировали 5 банков в крупнейших городах Европы: Париже, Лондоне, Вене, Неаполе и Франкфурте - на -Майне. Это всемирно известная фамилия, ассоциирующаяся с большим состоянием, богатством, именем и весом в обществе, банковским делом.
ОППОЗЗИЦИЯ №1: НЕСООТВЕТСТВИЕ ФАМИЛИИ ЧЕЛОВЕКА ЕГО ЖИЗНЕННОМУ СТАТУСУ
2.А соответствует ли ему прозвище Бронза?
«Если бы Яков Иванов был гробовщиком в губернском городе, то, наверное, он имел бы собственный дом и звали бы его Яковом Матвеичем; здесь же в городишке звали его просто Яковом, уличное прозвище у него было почему-то Бронза». Почему?
(Возможный ход рассуждений:
бронза - это сплав меди с разными химическими элементами, главным образом металлами (олово, алюминий, бериллий, свинец, кадмий, хром и др.). Самый древний сплав бронзы (оловянная бронза) был выплавлен человеком в Бронзовый век, за 3 тыс. лет до н.э. Говоря о бронзе, автор, очевидно, говорил о древнем, очень прочном виде металла, зеленеющем от времени, но не теряющем своих свойств, из которого делаются пушечные ядра и церковные колокола, медали и монеты, скульптуры и памятники. Большинство изделий из бронзы отливают золотом!)
-Что значит в вашем понимании бронза?
3. Ассоциативный ряд
- Какие ассоциации с характером главного героя возникают у вас теперь?
4. Сообщения учащихся (работа в парах) на тему: «Жизнь Якова Бронзы до смерти Марфы».
1)Род занятий Бронзы. (Гробовщик)
2)Настроение Якова. («Яков никогда не бывал в хорошем расположении духа, так как ему постоянно приходилось терпеть страшные убытки). 3) Словарная работа. ) (Слайд 8 )
Убыток - выраженный в денежной форме ущерб (Толковый словарь русского языка Ожегова С., Шведовой Н.).
- Всю свою жизнь, последние 50 лет Яков считает убытки. Это слово встречается в тексте рассказа 19 раз + однокоренное слово «убыточная» жизнь. Это слово является ключевым в характеристике героя .
Характеристика Бронзы
ОППОЗЗИЦИЯ №2: ВЕЩИ ОДУШЕВЛЯЮТСЯ, А ЛЮДИ ОВЕЩЕСТВЛЯЮТСЯ
Вывод по данной части урока:
Яков духовно мертв, замкнут в тисках ложных жизненных установок, дурных чувств и, расчетов. Будучи гробовщиком, он сам пребывает в гробу. Это метафора тяжелого, убогого и ложного существования..
5. Сообщения учащегося «Болезнь Марфы».
1).Как показана Марфа в произведении?
2)Что значит ее имя? ( Добродетель, простодушие, хранительница).
3)Как воспринял Яков болезнь Марфы? (Как что-то неважное: считал убытки за год; «оглянулся» (не удивился, не вздрогнул))
4). Почему смутился? («Увидел радостное лицо ее...» )
5). Пытается ли помочь ей? (Анализ сцены у доктора).
6)Чем занимается дома? (Делает гроб и вздыхает)
6. Сообщения учащихся (работа в парах) на тему: «Жизнь Якова Бронзы после смерти Марфы».
1).Этапы нравственной эволюции
Преображение героя.
- Какой момент можно считать первым шагом на пути возрождения героя? (Смерть жены Марфы).
(Просмотр фрагмента спектакля Кама Гинкаса (последняя часть трилогии "Жизнь прекрасна. По Чехову"; в ролях - Валерий Баринов, Арина Нестерова)
- Но преображение происходит не сразу. Найдите эпизоды, в которых Бронза ведет себя так, как привык вести себя за последние 50 лет:
-. Что случилось с Бронзой после похорон? Назовите ключевое слово. (Это «сильная тоска», в которой есть что-то болезненное: «Ему что-то нездоровилось: дыхание было горячее и тяжкое, ослабели ноги, тянуло к питью».)
- Куда идет Яков после похорон (не домой, а на речку),.
6. Сообщения учащегося «Роль пейзажа»
- Чехов рисует нам светлую и счастливую картину весны, которая уже в самом разгаре: «Тут с писком носились кулики, крякали утки. Солнце сильно припекало, и от воды шло такое сверканье, что было больно смотреть».
7.Сообщение учащегося « Символика цвета в рассказе»
(Солнце – золотой; верба — зеленая; белый : «громадные стада белых гусей2, «белый младенчик с белокурыми волосами»)
- На берегу Яков видит вербу, широкую старую, «с громадным дуплом, а на ней вороньи гнезда…» Верба представляется Якову подругой юности:«Как она постарела, бедная!».
8.Сообщение учащегося «Символика образа дерева в рассказе» (Дерево - один из духовных символов, которое символизирует соединение Неба и Земли; человеческий путь к духовным высотам; цикличность жизни от смерти до возрождения. Яков стоит под вербой. С незапамятных времен славяне наделяли это дерево особой силой. Ведь оно первым просыпалось после зимней спячки... Поэтому для автора именно верба становится символом духовного прозрения героя... Он вспомнил всё: и «крупный берёзовый лес» и «старый-старый сосновый бор», и барки, и «громадные стада белых гусей», и младенчика «с белокурыми волосиками».
9.Сообщение учащегося «Образ ребенка в рассказе»
(Образ ребёнка - очень важен в рассказе. При первом знакомстве с Яковом мы узнаем , что: «Заказы на детские гробики принимал он очень неохотно и делал их прямо без мерки, с презрением, и всякий раз, получая деньги за работу, говорил: «Признаться, не люблю заниматься чепухой». Оказалось, что у героя «умерла девочка», , хотя он и «напрягал память, но никак не мог вспомнить». Почему герой не помнит самой страшной потери в своей жизни, автор не объясняет. Но мы узнаём из второго и последнего монолога Марфы, что тогда, пятьдесят лет назад, когда бог дал им ребёночка, они «всё на речке сидели и песни пели… под вербой». Значит, тогда ещё была жизнь? Возможно, «убыточная жизнь» героев началась когда-то после смерти ребёнка…)
- И вот теперь сидит герой под грустной вербой на берегу реки. один, без Марфы, и вспоминает, и думает, сколько можно было бы сделать, сколько «пользы» можно было принести людям, как весело, благополучно можно было бы жить!
10. Выразительное чтение отрывка учащимся:
«Он недоумевал, как это вышло так…» до слов: «Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу».
- В каком значении употреблено в этом отрывке слово «убытки»? (С одной стороны, речь идёт о материальных убытках и о неиспользованной возможности прибыли (рыбу продавать купцам, играть под усадьбами и брать деньги, бить гусей и продавать мясо и пух в Москву); но с другой стороны, речь идёт и об убытках духовных).
ОППОЗЗИЦИЯ №3: МАТЕРИАЛЬНЫЕ УБЫТКИ СТАНОВЯТСЯ ВТОРИЧНЫМИ, ВАЖНЕЕ ДУХОВНЫЕ УБЫТКИ
- Это трагическое открытие и есть прозрение героя. (Яков не может жить, как раньше, но по-другому жить он тоже не в силах, т.к. понимание пришло слишком поздно. Он болен, смерть близка.)
III. Жизнь после смерти (Слайд 9)
1. Сообщение учащегося «Образ скрипки - один из главных образов рассказа».
В самом начале повествования мы узнаем , что Яков иногда играл на скрипке. В конце рассказа мы видим, что он не боится умереть: «Не жалко было умирать, но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце и стало жалко. Скрипку нельзя взять с собой в могилу, и теперь она останется сиротой…» В конце произведения мы видим отношение к ней Якова - как к ребёнку, которого он потерял пятьдесят лет назад. Яков, «прижимая её к груди», как будто ,успокаивая её, он успокаивает себя. Когда Якову было невыносимоо тяжело и тоскливо, «…он клал рядом с собой на постели скрипку и, когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук, и ему становилось легче».»).
- И теперь осталась у Якова только скрипка - единственный друг, который поддержит и поймёт всё то, что происходит в его душе. А передаст это все на универсальном, понятном языке– языке музыки: «Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка». (Звучит скрипка.)
- Так о ком же плачет скрипка? (ответы учащихся)
- Скрипка – это лучшая часть душа Якова. Его грубость и бездушие, как шелуха, слетают с него, и обнажают душу, страдающую и щедрую.
Герой завещает скрипку бедному музыканту Ротшильду.
Вывод по третьей части урока: ненавистник рода человеческого, жестокий, забывший все на свете, кроме подсчетов прибыли и убытков, гробовщик Яков Иванов по прозвищу Бронза оказался богат, как Ротшильд. Наследство, оставленное им, бесценно и вечно. Проживший жизнь, исповедуя ложные ценности, герой переродился и остался жить в своей мелодии.
VI. Рефлексия.
Составление «Бриллианта»
Алгоритм написания:
Вариант выполнения задания:
Бронза
Жестокий, скупой
Злится, обижает, подсчитывает
Живет в постоянном недовольстве–возрождается в созданной музыке
Вспоминает, оживает, дарит
Добрый, счастливый
Яков
VII. Итоги .
Слово учителя. Музыка в жизни героя была всегда, но ее ценность он осознал лишь на пороге смерти. У каждого человека есть свой дар: кисть, слово, мелодия и т .д. Важно осознать это и воспользоваться драгоценнейшими дарами сейчас,а не тогда, когда человек стоит на пороге смерти. Завершить нашу встречу хочу прослушиванием музыки украинского композитора, скрипача –виртуоза Святослава Кондратьева. ( Звучит композиция «Метеора»).
Домашнее задание