Урок русского языка в 11 классе на тему « Точность речи как коммуникативное качество языка»
Цели: формирование предметных компетентностей: познакомить учащихся с основными коммуникативными качествами хорошей речи; развивать умение правильно использовать в речи коммуникативные правила, совершенствовать навыки владения техникой речи; способствовать воспитанию культуры общения;
формирование ключевых компетентностей: умение учиться: активизировать познавательную деятельность и критическое мышление школьников; коммуникативной: развивать навыки групповой и индивидуальной работы; информационной: формировать умение находить нужную информацию и применять ее в практической деятельности; развивать навыки работы с книгой, Интернет-ресурсом; культурологических: прививать стремление к обогащению речи, эстетический вкус; расширять кругозор школьников в области литературы и киноиндустрии.
Тип урока: урок-практикум с элементами дискуссии.
Оборудование: учебник Л.Давидюк «Русский язык, 11 класс», карточки с индивидуальным заданием, роман И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев», мультимедийный проектор, ноутбук.
Язык двигается к точности через простоту и экономию.
А.Толстой
Ход урока
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
-
Как вы понимаете смысл высказывания А.Толстого? Согласны ли вы , что точная речь достигается через простоту и экономию?
-
Какими качествами должна обладать хорошая речь?
Коллективное составление ассоциативного куста:
Качества хорошей речи:
точность
логичность чистота
богатство уместность
выразительность
ІІІ.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
Упражнение «Микрофон»
Что нового ожидаете узнать на уроке?
Чему хотите научиться?
Что вам уже известно по данной теме, чем вы можете поделиться?
-
Слово учителя:
Еще древние философы говорили: «Кто ясно мыслит –тот ясно излагает». Ясно излагать свои мысли, значит точно и понятно говорить. Но понятно должно быть не только говорящему, но и слушающему.
Иногда, чтобы увидеть себя со стороны, достаточно посмотреть на отрицательного героя, который может послужить хорошим воспитательным моментом. Поэтому специальным гостем нашего урока будет Эллочка -людоедка - героиня романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». Этот роман имеет две экранизации: одноименная комедия Леонида Гайдая, вышедшая на экраны в 1971 году. В главных ролях снимались Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин и в роли Эллочки снялась актриса Наталья Воробьева. В 1976 году фильм «Двенадцать стульев» снял режиссер Марк Захаров. В главных ролях снимались актеры Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ролан Быков и в роли Эллочки – Елена Шанина.
Просмотр отрывка фильма «Словарь Эллочки-людоедки».
Обсуждение видеосюжета:
Как вы считаете, можно ли словар Эллочки назвать простым и экономным.
О таком ли движении и развитии языка говорил А.Толстой?
Слово учителя:
Роман «Двенадцать стульев» написан в 1927 году. Сегодня Эллочке уже 90 лет. Можно ли утверждать, что этот образ уже неактуален в наши дни и довольно устарел. Какое ваше мнение?
Высказывания учеников.
Давайте вспомним , как вы общаетесь в социальных сетях, какое место занимают в вашем общении смайлики, сокращения типа: спс, бро, здр, лол, ок, днюха и т.д. Ведь каждый человек по-разному чувствует и выражает свои эмоции. Сколько прекрасных и приятных слов можно сказать друзьям и близким. Но, к сожалению, свои такие разные чувства мы передаем одинаковыми смайликами или 3-4 буквами.
Я предлагаю вам стать участниками ритуала прощания с привычными нам сокращениями. На листе бумаги запишите слова, с которыми вы хотите попрощаться, скомкайте этот лист и выбросьте в мусорный пакет. При этом произнесите фразу: «Я больше никогда не буду писать и говорить эти слова». Пускай этот шуточный ритуал станет для вас толчком, чтобы задуматься, как мы общаемся.
В отличие от Эллочки есть что сказать другому нашему специальному гостью Сергею Есенину. Послушайте, как поэт создает образ тоски, безвозвратности и разлуки.
Выразительное чтение
Ученик читает стихотворение С. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…» ( в учебнике страница 130).
Высказывания детей о значении художественных средств языка, о метафоричности речи и богатстве поэтической речи.
ІУ. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Работа с учебником .
Индивидуальное задание (текст в учебнике на странице 129)
Прочитать статью украинских языковедов. Перевести на русский язык. Приготовить устное изложение текста о точности речи.
2. Работа с карточками
Прочитать предложения, заменить неуместные слова, объяснить их значение, используя словари или Интернет-ресурс.
Карточка 1
Плюшкин ходил в дряхлом халате.
Дряхлый – старый, немощный от старости.
Карточка 2
Они внесли огромную лепту в выполнение плана.
Лепта – монета в Древней Греции; посильное подаяние, скромный вклад.
Карточка 3
Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента в Австралии изменился премьер-министр.
Измениться – стать иным; приобрести новые свойства.
Карточка 4
Мы провели в нашем районе форум доярок.
Форум – мероприятие, проводимое для обозначения или решения каких-либо в достаточной степени глобальных проблем.
Карточка 5
Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой.
Сокрушительный – вызывающий тяжелые потрясения, очень большой силы; мощный; причиняющий гибель, разрушение; уничтожающий, разрушающий.
3. Устное изложение статьи учебника (страница 129) о точности речи. Коллективное составление цитатного плана.
4. Фразеологический аукцион.
Точность в использовании пословиц, поговорок, фразеологизмов состоит в том, чтобы сохранить неизменный состав и целостность фразы.
В учебнике на странице 135 найти ошибки и исправить их.
5. Комментированное письмо. (упражнение 134)
Индивидуальное задание. Составить текст, объединив в нем 5-6 фразеологических оборотов с данного упражнения.
Индивидуальное задание. Упражнение 137. Составить синонимические ряды фразеологизмов. Объяснить их значения.
6. Игра «Интуиция»
На доске карточки, на которых написаны значения заимствованных слов. С упражнения 138 выбрать и распределить слова по их значению.
Выскажите свою точку зрения: всегда ли уместно в своей речи использовать заимствованные слова?
У. Домашнее задание: провести лингвистическое исследование – наблюдение за речью окружающих. Записать примеры нарушения точности в устной и письменной речи.
УІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Что было полезным на уроке?
Что узнали нового, чему научились?
Оправдались ли ваши ожидания?