Урок русского языка в 11 классе на тему « Точность речи как коммуникативное качество языка»

Про матеріал

Розробка уроку з російської мови в 11 класі на тему « Точность речи как коммуникативное качество языка» допоможе вчителю познайомити учнів з основними комунікативними якостями усного і письмового мовлення; сприятиме розвитку уміння правильно використовувати у мовленні комунікативні правила; виховувати культуру спілкування. Матеріал буде корисним для використання на уроках російської мови та факультативних заняттях. Рекомендовані вправи та завдання орієнтовані на підручник Л.Давидюк «Русский язык, 11 класс» (для шкіл з українською мовою навчання).

Перегляд файлу

Урок русского языка в 11 классе на тему « Точность речи как коммуникативное качество языка»

Цели: формирование предметных компетентностей: познакомить учащихся с основными коммуникативными качествами хорошей речи; развивать умение правильно использовать в речи коммуникативные правила, совершенствовать навыки владения техникой речи; способствовать воспитанию культуры общения;

формирование ключевых компетентностей: умение учиться: активизировать познавательную деятельность и  критическое мышление школьников; коммуникативной: развивать навыки групповой и индивидуальной работы; информационной: формировать умение находить нужную информацию и применять ее в практической деятельности; развивать навыки работы с книгой, Интернет-ресурсом; культурологических: прививать стремление к обогащению речи, эстетический вкус; расширять кругозор школьников в области литературы и киноиндустрии.

Тип урока: урок-практикум с элементами дискуссии.

Оборудование: учебник  Л.Давидюк «Русский язык, 11 класс», карточки с индивидуальным заданием, роман И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев», мультимедийный проектор, ноутбук.

        Язык двигается к точности через простоту и экономию.

  А.Толстой

Ход урока

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

  1. Как вы понимаете смысл высказывания А.Толстого? Согласны ли вы , что точная речь достигается через простоту и экономию?
  2. Какими качествами должна обладать хорошая речь?

Коллективное составление ассоциативного куста:

 

 

 

 

 

Качества хорошей речи:

точность

 

                                  логичность                    чистота

 

                        богатство                                   уместность

 

     выразительность

ІІІ.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Упражнение «Микрофон»

Что нового ожидаете узнать на уроке?

Чему хотите научиться?

Что вам уже известно по данной теме, чем вы можете поделиться?

  1. Слово учителя:

Еще древние философы  говорили: «Кто ясно мыслит –тот ясно излагает». Ясно излагать свои мысли, значит точно  и понятно говорить.  Но понятно должно быть не только говорящему, но и слушающему.

Иногда, чтобы увидеть себя со стороны, достаточно  посмотреть на отрицательного героя, который может послужить хорошим воспитательным моментом. Поэтому специальным гостем нашего урока будет Эллочка -людоедка -  героиня романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». Этот роман имеет две экранизации: одноименная комедия Леонида Гайдая, вышедшая на экраны в 1971 году. В главных ролях снимались Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин и в роли Эллочки снялась актриса Наталья Воробьева. В 1976 году фильм «Двенадцать стульев»  снял режиссер Марк Захаров. В главных ролях снимались актеры Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ролан Быков и в роли Эллочки – Елена Шанина.

Просмотр отрывка фильма «Словарь Эллочки-людоедки».

 (https://www.youtube.com/watch?v=Xb87hnNlbo0)

 

Обсуждение видеосюжета:

Как вы считаете, можно ли словар Эллочки назвать простым и экономным.

О таком ли движении и развитии языка говорил А.Толстой?

Слово учителя:

Роман «Двенадцать стульев» написан в 1927 году. Сегодня Эллочке уже 90 лет. Можно ли утверждать, что этот образ уже неактуален в наши дни и довольно устарел. Какое ваше мнение?

Высказывания учеников.

Давайте вспомним , как вы общаетесь в социальных сетях, какое место занимают в вашем общении смайлики, сокращения типа: спс, бро, здр, лол, ок, днюха и т.д. Ведь каждый человек по-разному чувствует и выражает свои эмоции. Сколько прекрасных и приятных слов можно сказать друзьям и близким. Но, к сожалению, свои такие разные чувства мы передаем одинаковыми смайликами или 3-4 буквами.

 Я предлагаю вам стать участниками  ритуала  прощания с привычными нам сокращениями. На листе бумаги запишите слова, с которыми вы хотите попрощаться, скомкайте этот лист и выбросьте в мусорный пакет. При этом произнесите фразу: «Я больше никогда не буду писать и говорить эти слова». Пускай этот шуточный ритуал станет для вас толчком, чтобы задуматься, как мы общаемся.

В отличие от Эллочки есть что сказать другому нашему специальному гостью Сергею Есенину. Послушайте, как поэт создает образ тоски, безвозвратности и разлуки.

Выразительное чтение

 Ученик читает стихотворение С. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…» ( в учебнике страница 130).

Высказывания детей о значении художественных средств языка, о метафоричности речи и богатстве поэтической речи.

ІУ. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1.     Работа с учебником .

Индивидуальное  задание (текст в учебнике на странице 129)

 Прочитать статью украинских языковедов. Перевести на русский язык. Приготовить устное изложение текста о точности речи.

2.     Работа с карточками

Прочитать предложения, заменить неуместные слова, объяснить их значение, используя словари или Интернет-ресурс.

Карточка 1

Плюшкин ходил в дряхлом халате.

Дряхлый – старый, немощный от старости.

Карточка 2

Они внесли огромную лепту в выполнение плана.

 Лепта – монета в Древней Греции; посильное подаяние, скромный вклад.

Карточка 3

Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента в Австралии изменился премьер-министр.

Измениться – стать иным; приобрести новые свойства.

 

Карточка 4

Мы провели в нашем районе форум доярок.

 Форум – мероприятие, проводимое для обозначения или решения каких-либо в достаточной степени глобальных проблем.

Карточка 5

Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой.

Сокрушительный – вызывающий тяжелые потрясения, очень большой силы; мощный; причиняющий гибель, разрушение; уничтожающий, разрушающий.

3.     Устное изложение статьи учебника (страница 129) о точности речи. Коллективное составление цитатного плана.

4.     Фразеологический аукцион.

Точность в использовании пословиц, поговорок, фразеологизмов состоит в том, чтобы сохранить неизменный состав и целостность фразы.

В учебнике на странице 135 найти ошибки и исправить их.

5.     Комментированное письмо.  (упражнение 134)

Индивидуальное задание. Составить текст, объединив в нем 5-6 фразеологических оборотов с данного упражнения.

Индивидуальное задание. Упражнение 137. Составить синонимические ряды фразеологизмов. Объяснить их значения.

6.     Игра «Интуиция»

На доске карточки, на которых написаны значения заимствованных слов. С упражнения 138 выбрать и распределить слова по их значению.

Выскажите свою точку зрения: всегда ли уместно в своей речи использовать заимствованные слова?

У. Домашнее задание: провести лингвистическое исследование – наблюдение за речью окружающих. Записать примеры нарушения точности в устной и письменной речи.

 

УІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 Что было полезным на уроке?

 Что узнали нового, чему научились?

 Оправдались ли ваши ожидания?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
13 грудня 2018
Переглядів
1250
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку