Урок Серик О.В. "Растения - живой организм"

Про матеріал

Класс 6

Тема: Растения – живой организм.

Задание: сформулировать в учеников понятие растения, ботаника, царство растения, основные процессы жизнедеятельности растений; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически мыслить; воспитывать научное мировоззрение.

Оборудование и материалы: презентация «Растения – живой организм», видеофильм, дидактические карточки, учебники.

Тип урока: урок усвоения нових знаний.

Вид урока: урок – путешествие.

Перегляд файлу

Чугуївська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів №2

Чугуївської міської ради Харківської області

 

 

 

 

 

Відкритий урок на тему:

«Рослина – живий організм»

6 клас

 

 

 

Підготувала

Сєрік О.В., вчитель біології, спеціаліст І категорії

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чугуїв

 

Класс 6

Тема: Растения – живой организм.

Задание: сформулировать в учеников понятие растения, ботаника, царство растения, основные процессы жизнедеятельности растений; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически мыслить; воспитывать научное мировоззрение.

Оборудование и материалы: презентация «Растения – живой организм», видеофильм, дидактические карточки, учебники.

Тип урока: урок усвоения нових знаний.

Вид урока: урок – путешествие.

Ход урока

Вид деятельнсти  учителя и ученика

Время

Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начался урок. Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. К нам сегодня на урок пришли гости, я прошу вас поздороваться! Присаживайтесь.

Девиз урока: достигает успеха тот, кто к нему стремиться! Желаю каждому достичь успеха!

 

Приветствие учеников.

 

 

 

Сообщение учителя.

1

мин.

І. Актуализация опорных знаний.

На предыдущем уроке мы с вами изучили тему…

Работаем с карточками: зеленый цвет – да, красный – нет.

  1. Эукариоты – это безядерные организмы.
  2. Амеба протей, Эвглена зеленая, Ифузория туфелька – это представители царства животные.
  3. Бактерии или Дробянки – это прокариоты.
  4. Вольвокс – это колониальный организм.
  5. Многоклеточные организмы – ульва и губки.

 

Фронтальная беседа.

Игра «верно или не верно».

 

 

 

 

5 мин.

 

ІІ. Мотивация учебной деятельности. 

Обсудим вместе…Ребята, что мы знаем о растениях?

Ассоциативный куст:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А сегодня вы узнаете о строении, процессах жизнедеятельности растительного организма.

Создание проблемной ситуации. Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение учителя.

3 мин.

ІІІ. Сообщение теми, заданий урока.

Тема урока: Растения – живой организм.

Задание урока: сформулировать понятие ботаника, царство растения, основные процессы жизнедеятельности растений; развивать умение выделить главное, обобщать материал, логически мыслить; воспитывать научное мировоззрение.

За правильные ответы, вы получаете цветные карточки. Ученик набравший найбольшее количество карточек получает 12 баллов.

Сообщение учителя. Запись на доске. Ученики записывают в тетрадях.

1 мин.

ІV. Первостеренное восприятие и осмысления нового материала.

План

  1. Понятие ботаника.
  2. Растения – живой организм.

2.1. Строение.

2.2. Характерные свойства.

2.3. Процессы жизнедеятельности.

1. Нет ничего прекраснее цветов, 
Пришедших в палисады и жилища. 
Они пришли из глубины веков, 
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

1. Ребята, какая наука изучает растения? - Ботаника – наука о многообразии, строении и жизнедеятельности растений.

Ребята, что мы знаем об истории ботаники? Посмотрим на слайд.

Основателем ботаники считают древнегреческого философа Теофраста, который жил в 4 – 3 веках до нашей эры. Наиболее бурно ботаника стала развиваться в ХХ веке.

Сегодня на уроке мы с вами станем ботаниками и отправимся в путешествие «Растения – живой организм».

1 станция: Строительная

Растения 350000 видов

одноклеточными, колониальными и многоклеточными

Приведите примеры:

А вот перед вами комнатное растение «Дерево жизни». Из каких органов он состоит? Таким образом растительный организм имеет следующие уровни организации живого: клеточный→тканевый→органный→организменный.

2 станция: Характерная:

Ребята, давайте назовем основные свойства живого (работа со слайдом).

  • Дышат
  • Питаются
  • Обмен веществ и энергии
  • Размножаются
  • Растут
  • Развиваются
  • Раздражимость

Это характерные свойства живых организмов. Но путешествуя по растительному миру мы должны конкретизировать, чем растения отличаются от других организмов.

3 станция: Физиологическая: Ребята, физиологическая станция даст нам возможность изучить конкретные процессы жизнедеятельности растения.

Внимание на экран:

 

Ботаники, а чтобы нам назвать главные процессы жизнедеятельности мы обратимся к стихотворению:

Не спеша растут деревья 
Целый век стоят на месте, 
Уходя корнями в землю, 
Простирая руки к солнцу.

 

 Ничего они не ищут, 
Ни о чем они не просят – 
Им ведь нужно так немного – 
Свет, Земля, 
Вода и ветер – 


То, чего искать не надо, 
То, что всем дается даром. 
А еще деревьям нужно, 
Чтоб земля была прекрасна, 


И живут они, деревья, 
Украшая нашу землю: 
Красотою тонких веток, 
Красотой стволов могучих, 
Несказанной красотою 
Доброты своей извечной. 
                                                                                 Б. Заходер

  • Дышат
  • Питаются
  • Размножаются

 

 

Рассказ учителя.

Демонстрация.

 

 

 

 

 

 

 

Беседа. Запись в тетрадях.

 

 

Беседа.

 

 

Сообщение учителя.

 

 

 

Беседа.

 

Сообщение учителя. Запись в тетрадях.

Сообщение учителя.

 

Беседа.

 

 

 

 

 

 

Сообщение учителя.

 

Сообщение учителя.

 

Просмотр видеоролика.

Сообщение учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа. Составление схемы.

10 мин.

V. Второстепенное восприятие и закрипление.

А тепер ботаники, нужно нам размяться Сегодня физминутку проведет:

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

 Пять — руками помахать. 

Шесть — за парту тихо сесть.

1 ряд – физиологический процесс питания стр. 92

2 ряд – физиологический процесс дыхания стр. 94

3 ряд – физиологический процесс размножения стр. 92 + дидактические карточки, так как материала в учебнике по данному вопросу недостаточно.

Работаем в парах.

Вы должны выписать: понятия каждого процесса, что характерно ответив на вопрос:  где и как.  
1. Питание – это процесс поступления питательных веществ.

Для растений характерно 2 типа питания: минеральное (корни), при котором из почвы всасывают воду и минеральные соли и органическое (лист) синтезируют органические вещества – автотрофы. происходит процесс фотосинтеза – это процесс образования органических веществ из неорганических под действием солнечного света, происходит в хлоропластах.

2. Дыхание – это процесс поглощения атмосферного кислорода. под действием кислорода расщепляются органические вещества, в результате образуется вода и углекислый газ. углекислый газ выделяется в окружающую среду, при этом образуется энергия, необходимая для жизнедеятельности растения, происходит в митохондриях.

3. Размножение – это процесс увеличения численности особей. У растений выделяют бесполое и половое размножение. Бесполое размножение может осуществляться с помощью: спор, деление тела, вегетативны размножением (частями тела: корневищами, усами, луковицами). Половое размножение осуществляется с помощью гамет – специализированных половых клеток. За половое размножения отвечают органы: цветок, плод и семя – это генеративные органы.

4. Обмен веществ и энергии - это процесс при котором происходит превращение веществ, полученных при питании и дыхании, необходимых для жизнедеятельности растения. Образованные в этом процессе ненужные вещества удаляются, т. е. выделяются. В каждую клетку поступают питательные вещества (а и б). Из этих веществ (а и б) клетка образует для жизни свойственные ей органические вещества (АБ).

В результате химической реакции, по действием кислорода (красный кружок),  сложные вещества клетки превращаются в более простые (в и г, СО2 (синий кружок) - продукты распада). При этом освобождается необходимая для жизни энергия (Е)

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах с учебником и дидактическим материалом.

Запись в тетрадях.

 

 

Беседа.

Составление схемы. Запись в тетрадях.

Составление схемы. Запись в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин.

VІ. Обобщение и  систематизация знаний.

4 станция: Заключительная:

Признаки

Фотосинтез

Дыхание

В каких органах

Лист и все органы, содержащие хлоропласты

все органы

Какие органеллы клетки

Хлоропласты

митохондрии

Необходимость света

Нужен

Не нужен

Кислород

Выделяется

Поголощается

Углекислый газ

Поглощается

Выделяется

Органические вещества

Синтезируются

Расщепляются

Энергия

Поглощается

Выделяется

Заполнения таблицы в парах. Беседа.

10 мин.

VІІ. Подведение итога урока.

  Рефлексия

Узнал

Ассоциативный куст

Сообщение учащихся, что нового узнали, какими знаниями овладели.

2 мин.

VІІІ. Домашнее задание.

§21 проработать. Опережающие задание: особенности строения растительной клетки.

Запись на доске, обьяснение.

3 мин.

 

Список используемых источников

  1. Барна М.М.Ботаніка. Терміни. Поняття. Персоналії.-К.: Академія, 1997. - 272 с.
  2. Бугай О. В. Біологія у визначеннях, таблицях, схемах. – Х.: Ранок, 2008. – 128 с.
  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Том 1. – М.: Мир, 1996. – 368 с.
  4. Заведея Т. Л. Біологія. – Донецьк.: ВКФ, БАО, 2011. – 688 с.
  5. Мусиенко Н.Н. Биология. 7 класс.-К.: Генеза, 2007.-288 с.
  6. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. Біологія 7 – 11 класи. – К., Ірпінь: Перун, 2006. – 85с.
  7. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словар.-М.:Сов. энциклопедия, 1986.-1600 с.
  8. Стеблянко М.І., Гончарова К.Д., Закорко Н.Г. Ботаніка: Анатомія і морфологія рослин. –К.: Вища шк.., 1995.-384 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размножение – это процесс увеличения численности особей. У растений выделяют бесполое и половое размножение. Бесполое размножение может осуществляться с помощью: спор, деление тела, вегетативны размножением (частями тела: корневищами, усами, луковицами). Половое размножение осуществляется с помощью гамет – специализированных половых клеток. За половое размножения отвечают органы: цветок, плод и семя – это генеративные органы.

Размножение – это процесс увеличения численности особей. У растений выделяют бесполое и половое размножение. Бесполое размножение может осуществляться с помощью: спор, деление тела, вегетативны размножением (частями тела: корневищами, усами, луковицами). Половое размножение осуществляется с помощью гамет – специализированных половых клеток. За половое размножения отвечают органы: цветок, плод и семя – это генеративные органы.

Размножение – это процесс увеличения численности особей. У растений выделяют бесполое и половое размножение. Бесполое размножение может осуществляться с помощью: спор, деление тела, вегетативны размножением (частями тела: корневищами, усами, луковицами). Половое размножение осуществляется с помощью гамет – специализированных половых клеток. За половое размножения отвечают органы: цветок, плод и семя – это генеративные органы.

Размножение – это процесс увеличения численности особей. У растений выделяют бесполое и половое размножение. Бесполое размножение может осуществляться с помощью: спор, деление тела, вегетативны размножением (частями тела: корневищами, усами, луковицами). Половое размножение осуществляется с помощью гамет – специализированных половых клеток. За половое размножения отвечают органы: цветок, плод и семя – это генеративные органы.

Размножение – это процесс увеличения численности особей. У растений выделяют бесполое и половое размножение. Бесполое размножение может осуществляться с помощью: спор, деление тела, вегетативны размножением (частями тела: корневищами, усами, луковицами). Половое размножение осуществляется с помощью гамет – специализированных половых клеток. За половое размножения отвечают органы: цветок, плод и семя – это генеративные органы.

Размножение – это процесс увеличения численности особей. У растений выделяют бесполое и половое размножение. Бесполое размножение может осуществляться с помощью: спор, деление тела, вегетативны размножением (частями тела: корневищами, усами, луковицами). Половое размножение осуществляется с помощью гамет – специализированных половых клеток. За половое размножения отвечают органы: цветок, плод и семя – это генеративные органы.

Размножение – это процесс увеличения численности особей. У растений выделяют бесполое и половое размножение. Бесполое размножение может осуществляться с помощью: спор, деление тела, вегетативны размножением (частями тела: корневищами, усами, луковицами). Половое размножение осуществляется с помощью гамет – специализированных половых клеток. За половое размножения отвечают органы: цветок, плод и семя – это генеративные органы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки

Фотосинтез

Дыхание

В каких органах

 

 

 

Какие органеллы клетки

 

 

Необходимость света

 

 

Кислород

 

 

 

Углекислый газ

 

 

 

Органические вещества

 

 

Энергия

 

 

 

Признаки

Фотосинтез

Дыхание

В каких органах

 

 

 

Какие органеллы клетки

 

 

Необходимость света

 

 

Кислород

 

 

 

Углекислый газ

 

 

 

Органические вещества

 

 

Энергия

 

 

 

Признаки

Фотосинтез

Дыхание

В каких органах

 

 

 

Какие органеллы клетки

 

 

Необходимость света

 

 

Кислород

 

 

 

Углекислый газ

 

 

 

Органические веществ

 

 

Энергия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
9 серпня 2018
Переглядів
1383
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку