Класс 6
Тема: Растения – живой организм.
Задание: сформулировать в учеников понятие растения, ботаника, царство растения, основные процессы жизнедеятельности растений; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически мыслить; воспитывать научное мировоззрение.
Оборудование и материалы: презентация «Растения – живой организм», видеофильм, дидактические карточки, учебники.
Тип урока: урок усвоения нових знаний.
Вид урока: урок – путешествие.
Чугуївська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів №2
Чугуївської міської ради Харківської області
Відкритий урок на тему:
«Рослина – живий організм»
6 клас
Підготувала
Сєрік О.В., вчитель біології, спеціаліст І категорії
Чугуїв
Класс 6
Тема: Растения – живой организм.
Задание: сформулировать в учеников понятие растения, ботаника, царство растения, основные процессы жизнедеятельности растений; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, логически мыслить; воспитывать научное мировоззрение.
Оборудование и материалы: презентация «Растения – живой организм», видеофильм, дидактические карточки, учебники.
Тип урока: урок усвоения нових знаний.
Вид урока: урок – путешествие.
Ход урока |
Вид деятельнсти учителя и ученика |
Время |
||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. К нам сегодня на урок пришли гости, я прошу вас поздороваться! Присаживайтесь. Девиз урока: достигает успеха тот, кто к нему стремиться! Желаю каждому достичь успеха! |
Приветствие учеников.
Сообщение учителя. |
1 мин. |
||||||||||||||||||||||||
І. Актуализация опорных знаний. На предыдущем уроке мы с вами изучили тему… Работаем с карточками: зеленый цвет – да, красный – нет.
|
Фронтальная беседа. Игра «верно или не верно».
|
5 мин.
|
||||||||||||||||||||||||
ІІ. Мотивация учебной деятельности. Обсудим вместе…Ребята, что мы знаем о растениях? Ассоциативный куст:
А сегодня вы узнаете о строении, процессах жизнедеятельности растительного организма. |
Создание проблемной ситуации. Беседа.
Сообщение учителя. |
3 мин. |
||||||||||||||||||||||||
ІІІ. Сообщение теми, заданий урока. Тема урока: Растения – живой организм. Задание урока: сформулировать понятие ботаника, царство растения, основные процессы жизнедеятельности растений; развивать умение выделить главное, обобщать материал, логически мыслить; воспитывать научное мировоззрение. За правильные ответы, вы получаете цветные карточки. Ученик набравший найбольшее количество карточек получает 12 баллов. |
Сообщение учителя. Запись на доске. Ученики записывают в тетрадях. |
1 мин. |
||||||||||||||||||||||||
ІV. Первостеренное восприятие и осмысления нового материала. План
2.1. Строение. 2.2. Характерные свойства. 2.3. Процессы жизнедеятельности.
1. Нет ничего прекраснее цветов, 1. Ребята, какая наука изучает растения? - Ботаника – наука о многообразии, строении и жизнедеятельности растений. Ребята, что мы знаем об истории ботаники? Посмотрим на слайд. Основателем ботаники считают древнегреческого философа Теофраста, который жил в 4 – 3 веках до нашей эры. Наиболее бурно ботаника стала развиваться в ХХ веке. Сегодня на уроке мы с вами станем ботаниками и отправимся в путешествие «Растения – живой организм». 1 станция: Строительная Растения 350000 видов одноклеточными, колониальными и многоклеточными Приведите примеры: А вот перед вами комнатное растение «Дерево жизни». Из каких органов он состоит? Таким образом растительный организм имеет следующие уровни организации живого: клеточный→тканевый→органный→организменный. 2 станция: Характерная: Ребята, давайте назовем основные свойства живого (работа со слайдом).
Это характерные свойства живых организмов. Но путешествуя по растительному миру мы должны конкретизировать, чем растения отличаются от других организмов. 3 станция: Физиологическая: Ребята, физиологическая станция даст нам возможность изучить конкретные процессы жизнедеятельности растения. Внимание на экран:
Ботаники, а чтобы нам назвать главные процессы жизнедеятельности мы обратимся к стихотворению:
Не спеша растут деревья
Ничего они не ищут,
|
Рассказ учителя. Демонстрация.
Беседа. Запись в тетрадях.
Беседа.
Сообщение учителя.
Беседа.
Сообщение учителя. Запись в тетрадях. Сообщение учителя.
Беседа.
Сообщение учителя.
Сообщение учителя.
Просмотр видеоролика. Сообщение учителя.
Беседа. Составление схемы. |
10 мин. |
||||||||||||||||||||||||
V. Второстепенное восприятие и закрипление. А тепер ботаники, нужно нам размяться Сегодня физминутку проведет: 1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть. 1 ряд – физиологический процесс питания стр. 92 2 ряд – физиологический процесс дыхания стр. 94 3 ряд – физиологический процесс размножения стр. 92 + дидактические карточки, так как материала в учебнике по данному вопросу недостаточно. Работаем в парах.
Вы должны выписать: понятия каждого процесса, что характерно ответив на вопрос: где и как. Для растений характерно 2 типа питания: минеральное (корни), при котором из почвы всасывают воду и минеральные соли и органическое (лист) синтезируют органические вещества – автотрофы. происходит процесс фотосинтеза – это процесс образования органических веществ из неорганических под действием солнечного света, происходит в хлоропластах. 2. Дыхание – это процесс поглощения атмосферного кислорода. под действием кислорода расщепляются органические вещества, в результате образуется вода и углекислый газ. углекислый газ выделяется в окружающую среду, при этом образуется энергия, необходимая для жизнедеятельности растения, происходит в митохондриях. 3. Размножение – это процесс увеличения численности особей. У растений выделяют бесполое и половое размножение. Бесполое размножение может осуществляться с помощью: спор, деление тела, вегетативны размножением (частями тела: корневищами, усами, луковицами). Половое размножение осуществляется с помощью гамет – специализированных половых клеток. За половое размножения отвечают органы: цветок, плод и семя – это генеративные органы. 4. Обмен веществ и энергии - это процесс при котором происходит превращение веществ, полученных при питании и дыхании, необходимых для жизнедеятельности растения. Образованные в этом процессе ненужные вещества удаляются, т. е. выделяются. В каждую клетку поступают питательные вещества (а и б). Из этих веществ (а и б) клетка образует для жизни свойственные ей органические вещества (АБ). В результате химической реакции, по действием кислорода (красный кружок), сложные вещества клетки превращаются в более простые (в и г, СО2 (синий кружок) - продукты распада). При этом освобождается необходимая для жизни энергия (Е) |
Физминутка.
Работа в парах с учебником и дидактическим материалом. Запись в тетрадях.
Беседа. Составление схемы. Запись в тетрадях. Составление схемы. Запись в тетрадях.
|
10 мин. |
||||||||||||||||||||||||
VІ. Обобщение и систематизация знаний. 4 станция: Заключительная:
|
Заполнения таблицы в парах. Беседа. |
10 мин. |
||||||||||||||||||||||||
VІІ. Подведение итога урока. Рефлексия
|
Сообщение учащихся, что нового узнали, какими знаниями овладели. |
2 мин. |
||||||||||||||||||||||||
VІІІ. Домашнее задание. §21 проработать. Опережающие задание: особенности строения растительной клетки. |
Запись на доске, обьяснение. |
3 мин. |
Список используемых источников
Размножение – это процесс увеличения численности особей. У растений выделяют бесполое и половое размножение. Бесполое размножение может осуществляться с помощью: спор, деление тела, вегетативны размножением (частями тела: корневищами, усами, луковицами). Половое размножение осуществляется с помощью гамет – специализированных половых клеток. За половое размножения отвечают органы: цветок, плод и семя – это генеративные органы. |
Размножение – это процесс увеличения численности особей. У растений выделяют бесполое и половое размножение. Бесполое размножение может осуществляться с помощью: спор, деление тела, вегетативны размножением (частями тела: корневищами, усами, луковицами). Половое размножение осуществляется с помощью гамет – специализированных половых клеток. За половое размножения отвечают органы: цветок, плод и семя – это генеративные органы. |
Размножение – это процесс увеличения численности особей. У растений выделяют бесполое и половое размножение. Бесполое размножение может осуществляться с помощью: спор, деление тела, вегетативны размножением (частями тела: корневищами, усами, луковицами). Половое размножение осуществляется с помощью гамет – специализированных половых клеток. За половое размножения отвечают органы: цветок, плод и семя – это генеративные органы. |
Размножение – это процесс увеличения численности особей. У растений выделяют бесполое и половое размножение. Бесполое размножение может осуществляться с помощью: спор, деление тела, вегетативны размножением (частями тела: корневищами, усами, луковицами). Половое размножение осуществляется с помощью гамет – специализированных половых клеток. За половое размножения отвечают органы: цветок, плод и семя – это генеративные органы. |
Размножение – это процесс увеличения численности особей. У растений выделяют бесполое и половое размножение. Бесполое размножение может осуществляться с помощью: спор, деление тела, вегетативны размножением (частями тела: корневищами, усами, луковицами). Половое размножение осуществляется с помощью гамет – специализированных половых клеток. За половое размножения отвечают органы: цветок, плод и семя – это генеративные органы. |
Размножение – это процесс увеличения численности особей. У растений выделяют бесполое и половое размножение. Бесполое размножение может осуществляться с помощью: спор, деление тела, вегетативны размножением (частями тела: корневищами, усами, луковицами). Половое размножение осуществляется с помощью гамет – специализированных половых клеток. За половое размножения отвечают органы: цветок, плод и семя – это генеративные органы. |
Размножение – это процесс увеличения численности особей. У растений выделяют бесполое и половое размножение. Бесполое размножение может осуществляться с помощью: спор, деление тела, вегетативны размножением (частями тела: корневищами, усами, луковицами). Половое размножение осуществляется с помощью гамет – специализированных половых клеток. За половое размножения отвечают органы: цветок, плод и семя – это генеративные органы. |
Признаки |
Фотосинтез |
Дыхание |
В каких органах |
|
|
Какие органеллы клетки |
|
|
Необходимость света |
|
|
Кислород |
|
|
Углекислый газ |
|
|
Органические вещества |
|
|
Энергия |
|
|
Признаки |
Фотосинтез |
Дыхание |
В каких органах |
|
|
Какие органеллы клетки |
|
|
Необходимость света |
|
|
Кислород |
|
|
Углекислый газ |
|
|
Органические вещества |
|
|
Энергия |
|
|
Признаки |
Фотосинтез |
Дыхание |
В каких органах |
|
|
Какие органеллы клетки |
|
|
Необходимость света |
|
|
Кислород |
|
|
Углекислый газ |
|
|
Органические веществ |
|
|
Энергия |
|
|