Урок Серик О.В. "Вольвокс, губка, ульва - многоклеточные организмы"

Про матеріал

Тема: Вольвокс, губка, ульва – многоклеточные организмы.

Задание: сформулировать в учеников понятие многоклеточный простоорганизованный организм; изучить среду обитания, строение и процессы жизнедеятельности вольвокса, губки и ульвы; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, правильно делать выводы; воспитывать научное биологическое мировоззрение.

Формы роботы: фронтальная, парная.

Методы: словесне (беседа), словесно – наглядне (работа с нагляднстью, слайдами презентации, видеофрагмент ), практические (составление таблиц, схем).

Инновационные технологии: методика развития критического мышления, мультимедиа технологи, игровые технологи, интерактивные технологи.

Оборудование и материалы: презентация «Вольвокс, губка, ульва – многоклеточные организмы», дидактические карточки, проекты – таблицы (формат А4), видеофрагменты: «Вольвокс», «Губки», «Ульва». учебники.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок – путешествие.

Перегляд файлу

Чугуевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 2

Чугуевского городского совета Харьковськой области

 

 

 

 

 

 

 

Урок биологии

6 класс

Тема: «Вольвокс, губка, ульва – многоклеточные организмы»

 

 

 

 

 

Автор: Серик Ольга Вадимовна,

учитель биологии, специалист І

категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чугуев

Тема: Вольвокс, губка, ульва – многоклеточные организмы.

Задание: сформулировать в учеников понятие многоклеточный простоорганизованный организм; изучить среду обитания, строение и процессы жизнедеятельности вольвокса, губки и ульвы; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, правильно делать выводы; воспитывать научное биологическое мировоззрение.

Формы роботы: фронтальная, парная.

Методы: словесне (беседа), словесно – наглядне (работа с нагляднстью, слайдами презентации, видеофрагмент ),  практические (составление таблиц, схем).

Инновационные технологии: методика развития критического мышления, мультимедиа технологи, игровые технологи, интерактивные технологи.

Оборудование и материалы: презентация «Вольвокс, губка, ульва – многоклеточные организмы», дидактические карточки, проекты – таблицы (формат А4), видеофрагменты: «Вольвокс», «Губки», «Ульва». учебники.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок – путешествие.

Ход урока

Вид деятельнсти  учителя и ученика

Время

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада преветствовать вас на уроке биология. Сегодня вашу активность на уроке, ответы, дополнения, правильно сделанные выводы мне помогут оценивать смайлики.

Приветствие учеников.

Сообщение учителя.

1

мин.

І. Актуализация опорных знаний.

Терминология:

  1. Прокариоты –
  2. Эукариоты
  3. Одноклеточные организмы –
  4. Автотрофный тип питания –
  5. Гетеротрофный тип питания –
  6. Миксотрофный тип питания -

Игра «Верно – не верно»:

1. Макроскопические размеры – «-»;

2. Организм состоит из 2 и более клеток – «-»;

3. Передвигаются с помощью псевдоподий, жгутиков или ресничек - «+»;

4. Имеют разнообразную форму и  симметрию – «+».

Установите соответствие:

 

Хламидомонада

Бактери

Инфузория

Амеба

Дрожжи

Хлорелла

Эвглена

 

Фронтальная беседа.

 

 

 

 

 

Игра «верно- не верно». Работа в парах с цветными карточками.

 

Работа со схемой. Фронтальная беседа.

7 мин.

 

ІІ. Мотивация учебной деятельности. 

Обсудим вместе…На слайде представлены организмы:

Можно ли их назвать одноклеточными организмами? «Вольвокс, губки, ульва»

 

Создание проблемной ситуации. Беседа.

3 мин.

ІІІ. Сообщение теми, заданий урока.

Тема урока: Вольвокс, губка, ульва – многоклеточные организмы.

Задание: сформулировать понятие многоклеточный простоорганизованный организм; изучить среду обитания, строение и процессы жизнедеятельности вольвокса, губки и ульвы; развивать умение выделить главное, обобщать материал, правльно делать выводы; воспитывать научное биологическое мировоззрение.

Чтобы справится с задачами урока предлагаю нам отправиться в путешествие:

Транспорт – корабль «Успех», он плывет под. девизом «Достигает успеха тот, кто к нему стремится. Желаю каждому достичь успеха на уроке!».

Остановки:

Итак, отправляемся в путешествие, а по пути заполняем маршрутне листы.

Сообщение учителя. Запись на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

ІV. Первостеренное восприятие и осмысления нового материала.

Маршрутная таблица

Признаки

Организмы

Вольвокс

Губка

Ульва

1. Среда обитания

 

 

 

2. Особенности строения

 

 

 

3. Процессы жизнедеятельности:

 

 

 

 

 

3.1. Питание

3.2. Размножение

 

 

 

4. Усложнение в сравнение с одноклеточными

 

 

 

Дидактический материал

Вольвокс

Картинки по запросу вольвокс

Во́львoкс (лат.Volvox) – это подвижные колониальные организмы, относящийся к отделу зелёных водорослей.

 

Среда обитания: стоячие пресные водоёмы — в прудах, озерах, старицах рек, где имеется хорошо развитая водная растительность.

 

Особенности строения: размер одной колонии — до 2 мм. Колония шарообразная, включает 50 тысяч клеток со жгутиками, направленными наружу. Клетки соединены цитоплазмотическими мостиками, в центре колонии имеется полость, содержащая жидкую слизь. Клетки внешнего слоя схожи по строению с хламидомонадой. Они имеют по два жгутика, обращенных наружу.

 

Процессы жизнедеятельности:

  •                  Питание. Автотрофный тип питания (фотосинтез).
  •                  Размножение. Они делятся, но после деления дочерние клетки остаются соединенными общей слизью (цитоплазмотическими мостиками).

 

Вывод: вольвокс - колониальный организм:

  •                  состоящие из множества одинаковых клеток, приспособленных для самостоятельного существования;
  •                  клетки недифференцированные;
  •                  клетки соединены цитоплазмотическими мостиками;
  •                  каждая клетка сохраняет способность к размножению.

Губки

Картинки по запросу губка пресноводная

Губки (лат. Porifera) – это многоклеточные животные организмы, ведущих прикреплённый образ жизни.

 

Среда обитания: пресные и морские водоёмы.

 

Особенности строения: размер тела 1см — до 2м. Губка имеет бокаловидную форму тела.

  •                  внешний слой – покровные клетки, функция покровных клеток – защитная;
  •                  внутренний слой – жгутиковые клетки, функция – благодаря движению жгутиков поступает вода в полость.

Стенки губки пронизаны порами. Сквозь поры вода поступает в губку, а выходит через устье. Между внешним и внутренним слоем находится желеобразное основное вещество – мезоглея, содержащая клетки – амебообразные, которые могут превращаться в клетки других типов.

 

Процессы жизнедеятельности:

  •                  Питание. Гетеротрофный тип питания. Жгутиковые клетки напрвляют пищу – бактерии, водоросли, отмершие остатки. Пища захватывается в процессе фагоцитоза, а затем отправляется в основное вещество→к амебообразным клеткам → непереваренные остатки вместе с водой выбрасываются через устье.
  •                  Размножение. Бесполое размножение – почкованием и с помощью геммул (специализированные клетки, в которых находятся амебоцитыи имеют плотную оболочку) и половым путем.

 

Вывод: губка - многоклеточный организм:

  •                  состоящие из множества клеток;
  •                  клетки дифференцированы, так как клетки отличаются по строению;
  •                  клетки специализированные, так как выполняют определенные функции;
  •                  каждая из этих клеток не может существовать самостоятельно, все они взаимодействуют между собой.

Ульва

Картинки по запросу ульва

Ульва (лат. Ulva) – это многоклеточная зеленая водоросль.

 

Среда обитания: морские водоёмы (Черное и Азовское море).

 

Особенности строения: размер тела 50 см. Тело образовано двумя слоями схожих по строению и функциям клеток. Ульва ведет прикрепленный образ жизни (крепится к субстрату с помощью крупных клеток с ризоидами), а затем отрывается и свободно плавает.

 

Процессы жизнедеятельности:

  •                  Питание. Автотрофный тип питания (фотосинтез).
  •                  Размножение. Бесполое размножение и половое. 

 

Вывод: ульва - многоклеточный организм:

  •                  состоящие из 2-х слоев ктеток;
  •                  клетки схожие по строению;
  •                  клетки выполняют подобные функции;
  •                  каждая из этих клеток не может существовать самостоятельно, все они взаимодействуют между собой.

 

Просмотр видеофрагмента.

Работа в парах с дидактическим материалом и марштутными таблицями. Отчет каждой пары. Запись в маршрутних листах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 мин.

V.Закрепление изученного материала.

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

5 остановка: Заключительная:

1. В чем заключается отличие одноклеточных от колониальных и многоклеточных?

2. В чем заключается отличие колониальных организмов от  многоклеточных организмов?
3. Почему колониальные организмы: вольвокс и многоклеточные организмы: губка и ульва считаются переходными формами от одноклеточных организмов к многоклеточным?

 

Физкультминутка.

 

 

 

 

 

Сообщение учителя. Беседа.

 

 

 

 

 

 

Составление

схемы.

8 мин.

VІ. Домашнее задание.

Проработать § 18,19. Таблица на стр. 84-85 письменно (високий уровень).

Запись на доске, обьяснение.

2 мин.

VІІ. Подведение итога урока.

Сегодня на уроке мы с вами сформулировали понятие многоклеточный организм; изучить среду обитания, строение и процессы жизнедеятельности вольвокса, губки и ульвы; развивали умение выделить главное, обобщать материал, правильно делать выводы; воспитывали научное биологическое мировоззрение.

Сообщение учащихся, что нового узнали, какими знаниями овладели.

3 мин.

Список используемых источников

  1. Барна М.М.Ботаніка. Терміни. Поняття. Персоналії.-К.: Академія, 1997. - 272 с.
  2. Бугай О. В. Біологія у визначеннях, таблицях, схемах. – Х.: Ранок, 2008. – 128 с.
  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Том 1. – М.: Мир, 1996. – 368 с.
  4. Заведея Т. Л. Біологія. – Донецьк.: ВКФ, БАО, 2011. – 688 с.
  5. Мусиенко Н.Н. Биология. 7 класс.-К.: Генеза, 2007.-288 с.
  6. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. Біологія 6 – 9 класи. – К., Освіта, 2012.
  7. Стеблянко М.І., Гончарова К.Д., Закорко Н.Г. Ботаніка: Анатомія і морфологія рослин. –К.: Вища шк.., 1995.-384 с.

 

Вольвокс

Картинки по запросу вольвокс

Во́львoкс (лат.Volvox) – это подвижные колониальные организмы, относящийся к отделу зелёных водорослей.

 

Среда обитания: стоячие пресные водоёмы — в прудах, озерах, старицах рек, где имеется хорошо развитая водная растительность.

 

Особенности строения: размер одной колонии — до 2 мм. Колония шарообразная, включает 50 тысяч клеток со жгутиками, направленными наружу. Клетки соединены цитоплазмотическими мостиками, в центре колонии имеется полость, содержащая жидкую слизь. Клетки внешнего слоя схожи по строению с хламидомонадой. Они имеют по два жгутика, обращенных наружу.

 

Процессы жизнедеятельности:

  •                 Питание. Автотрофный тип питания (фотосинтез).
  •                 Размножение. Они делятся, но после деления дочерние клетки остаются соединенными общей слизью (цитоплазмотическими мостиками).

 

Вывод: вольвокс - колониальный организм:

  •                 состоящие из множества одинаковых клеток, приспособленных для самостоятельного существования;
  •                 клетки недифференцированные;
  •                 клетки соединены цитоплазмотическими мостиками;
  •                 каждая клетка сохраняет способность к размножению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Губки

Картинки по запросу губка пресноводная

Губки (лат. Porifera) – это многоклеточные животные организмы, ведущих прикреплённый образ жизни.

 

Среда обитания: пресные и морские водоёмы.

 

Особенности строения: размер тела 1см — до 2м. Губка имеет бокаловидную форму тела.

  •                 внешний слой – покровные клетки, функция покровных клеток – защитная;
  •                 внутренний слой – жгутиковые клетки, функция – благодаря движению жгутиков поступает вода в полость.

Стенки губки пронизаны порами. Сквозь поры вода поступает в губку, а выходит через устье. Между внешним и внутренним слоем находится желеобразное основное вещество – мезоглея, содержащая клетки – амебообразные, которые могут превращаться в клетки других типов.

 

Процессы жизнедеятельности:

  •                 Питание. Гетеротрофный тип питания. Жгутиковые клетки напрвляют пищу – бактерии, водоросли, отмершие остатки. Пища захватывается в процессе фагоцитоза, а затем отправляется в основное вещество→к амебообразным клеткам → непереваренные остатки вместе с водой выбрасываются через устье.
  •                 Размножение. Бесполое размножение – почкованием и с помощью геммул (специализированные клетки, в которых находятся амебоцитыи имеют плотную оболочку) и половым путем.

 

Вывод: губка - многоклеточный организм:

  •                 состоящие из множества клеток;
  •                 клетки дифференцированы, так как клетки отличаются по строению;
  •                 клетки специализированные, так как выполняют определенные функции;
  •                 каждая из этих клеток не может существовать самостоятельно, все они взаимодействуют между собой.

 

Ульва

Картинки по запросу ульва

Ульва (лат. Ulva) – это многоклеточная зеленая водоросль.

 

Среда обитания: морские водоёмы (Черное и Азовское море).

 

Особенности строения: размер тела 50 см. Тело образовано двумя слоями схожих по строению и функциям клеток. Ульва ведет прикрепленный образ жизни (крепится к субстрату с помощью крупных клеток с ризоидами), а затем отрывается и свободно плавает.

 

Процессы жизнедеятельности:

  •                 Питание. Автотрофный тип питания (фотосинтез).
  •                 Размножение. Бесполое размножение и половое. 

 

Вывод: ульва - многоклеточный организм:

  •                 состоящие из 2-х слоев ктеток;
  •                 клетки схожие по строению;
  •                 клетки выполняют подобные функции;
  •                 каждая из этих клеток не может существовать самостоятельно, все они взаимодействуют между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутная таблица

Признаки

Организмы

Вольвокс

Губка

Ульва

1. Среда обитания

 

 

 

2. Особенности строения

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Процессы жизнедеятельности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Питание

3.2. Размножение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Усложнение в сравнение с одноклеточными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
9 серпня 2018
Переглядів
4102
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку