Тема: Вольвокс, губка, ульва – многоклеточные организмы.
Задание: сформулировать в учеников понятие многоклеточный простоорганизованный организм; изучить среду обитания, строение и процессы жизнедеятельности вольвокса, губки и ульвы; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, правильно делать выводы; воспитывать научное биологическое мировоззрение.
Формы роботы: фронтальная, парная.
Методы: словесне (беседа), словесно – наглядне (работа с нагляднстью, слайдами презентации, видеофрагмент ), практические (составление таблиц, схем).
Инновационные технологии: методика развития критического мышления, мультимедиа технологи, игровые технологи, интерактивные технологи.
Оборудование и материалы: презентация «Вольвокс, губка, ульва – многоклеточные организмы», дидактические карточки, проекты – таблицы (формат А4), видеофрагменты: «Вольвокс», «Губки», «Ульва». учебники.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок – путешествие.
Чугуевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 2
Чугуевского городского совета Харьковськой области
Урок биологии
6 класс
Тема: «Вольвокс, губка, ульва – многоклеточные организмы»
Автор: Серик Ольга Вадимовна,
учитель биологии, специалист І
категории
Чугуев
Тема: Вольвокс, губка, ульва – многоклеточные организмы.
Задание: сформулировать в учеников понятие многоклеточный простоорганизованный организм; изучить среду обитания, строение и процессы жизнедеятельности вольвокса, губки и ульвы; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, правильно делать выводы; воспитывать научное биологическое мировоззрение.
Формы роботы: фронтальная, парная.
Методы: словесне (беседа), словесно – наглядне (работа с нагляднстью, слайдами презентации, видеофрагмент ), практические (составление таблиц, схем).
Инновационные технологии: методика развития критического мышления, мультимедиа технологи, игровые технологи, интерактивные технологи.
Оборудование и материалы: презентация «Вольвокс, губка, ульва – многоклеточные организмы», дидактические карточки, проекты – таблицы (формат А4), видеофрагменты: «Вольвокс», «Губки», «Ульва». учебники.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок – путешествие.
Ход урока |
Вид деятельнсти учителя и ученика |
Время |
||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Я рада преветствовать вас на уроке биология. Сегодня вашу активность на уроке, ответы, дополнения, правильно сделанные выводы мне помогут оценивать смайлики. |
Приветствие учеников. Сообщение учителя. |
1 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||
І. Актуализация опорных знаний. Терминология:
Игра «Верно – не верно»: 1. Макроскопические размеры – «-»; 2. Организм состоит из 2 и более клеток – «-»; 3. Передвигаются с помощью псевдоподий, жгутиков или ресничек - «+»; 4. Имеют разнообразную форму и симметрию – «+». Установите соответствие:
|
Фронтальная беседа.
Игра «верно- не верно». Работа в парах с цветными карточками.
Работа со схемой. Фронтальная беседа. |
7 мин.
|
||||||||||||||||||||||||||||
ІІ. Мотивация учебной деятельности. Обсудим вместе…На слайде представлены организмы:
|
Создание проблемной ситуации. Беседа. |
3 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||
ІІІ. Сообщение теми, заданий урока. Тема урока: Вольвокс, губка, ульва – многоклеточные организмы. Задание: сформулировать понятие многоклеточный простоорганизованный организм; изучить среду обитания, строение и процессы жизнедеятельности вольвокса, губки и ульвы; развивать умение выделить главное, обобщать материал, правльно делать выводы; воспитывать научное биологическое мировоззрение. Чтобы справится с задачами урока предлагаю нам отправиться в путешествие: Транспорт – корабль «Успех», он плывет под. девизом «Достигает успеха тот, кто к нему стремится. Желаю каждому достичь успеха на уроке!». Остановки:
Итак, отправляемся в путешествие, а по пути заполняем маршрутне листы. |
Сообщение учителя. Запись на доске.
|
3 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||
ІV. Первостеренное восприятие и осмысления нового материала. Маршрутная таблица
Дидактический материал Вольвокс
Во́львoкс (лат.Volvox) – это подвижные колониальные организмы, относящийся к отделу зелёных водорослей.
Среда обитания: стоячие пресные водоёмы — в прудах, озерах, старицах рек, где имеется хорошо развитая водная растительность.
Особенности строения: размер одной колонии — до 2 мм. Колония шарообразная, включает 50 тысяч клеток со жгутиками, направленными наружу. Клетки соединены цитоплазмотическими мостиками, в центре колонии имеется полость, содержащая жидкую слизь. Клетки внешнего слоя схожи по строению с хламидомонадой. Они имеют по два жгутика, обращенных наружу.
Процессы жизнедеятельности:
Вывод: вольвокс - колониальный организм:
Губки
Губки (лат. Porifera) – это многоклеточные животные организмы, ведущих прикреплённый образ жизни.
Среда обитания: пресные и морские водоёмы.
Особенности строения: размер тела 1см — до 2м. Губка имеет бокаловидную форму тела.
Стенки губки пронизаны порами. Сквозь поры вода поступает в губку, а выходит через устье. Между внешним и внутренним слоем находится желеобразное основное вещество – мезоглея, содержащая клетки – амебообразные, которые могут превращаться в клетки других типов.
Процессы жизнедеятельности:
Вывод: губка - многоклеточный организм:
Ульва
Ульва (лат. Ulva) – это многоклеточная зеленая водоросль.
Среда обитания: морские водоёмы (Черное и Азовское море).
Особенности строения: размер тела 50 см. Тело образовано двумя слоями схожих по строению и функциям клеток. Ульва ведет прикрепленный образ жизни (крепится к субстрату с помощью крупных клеток с ризоидами), а затем отрывается и свободно плавает.
Процессы жизнедеятельности:
Вывод: ульва - многоклеточный организм:
|
Просмотр видеофрагмента. Работа в парах с дидактическим материалом и марштутными таблицями. Отчет каждой пары. Запись в маршрутних листах.
|
18 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||
V.Закрепление изученного материала. 1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть. 5 остановка: Заключительная: 1. В чем заключается отличие одноклеточных от колониальных и многоклеточных?
2. В чем заключается отличие колониальных организмов от многоклеточных организмов?
|
Физкультминутка.
Сообщение учителя. Беседа.
Составление схемы. |
8 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||
VІ. Домашнее задание. Проработать § 18,19. Таблица на стр. 84-85 письменно (високий уровень). |
Запись на доске, обьяснение. |
2 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||
VІІ. Подведение итога урока. Сегодня на уроке мы с вами сформулировали понятие многоклеточный организм; изучить среду обитания, строение и процессы жизнедеятельности вольвокса, губки и ульвы; развивали умение выделить главное, обобщать материал, правильно делать выводы; воспитывали научное биологическое мировоззрение. |
Сообщение учащихся, что нового узнали, какими знаниями овладели. |
3 мин. |
Список используемых источников
Вольвокс
Во́львoкс (лат.Volvox) – это подвижные колониальные организмы, относящийся к отделу зелёных водорослей.
Среда обитания: стоячие пресные водоёмы — в прудах, озерах, старицах рек, где имеется хорошо развитая водная растительность.
Особенности строения: размер одной колонии — до 2 мм. Колония шарообразная, включает 50 тысяч клеток со жгутиками, направленными наружу. Клетки соединены цитоплазмотическими мостиками, в центре колонии имеется полость, содержащая жидкую слизь. Клетки внешнего слоя схожи по строению с хламидомонадой. Они имеют по два жгутика, обращенных наружу.
Процессы жизнедеятельности:
Вывод: вольвокс - колониальный организм:
Губки
Губки (лат. Porifera) – это многоклеточные животные организмы, ведущих прикреплённый образ жизни.
Среда обитания: пресные и морские водоёмы.
Особенности строения: размер тела 1см — до 2м. Губка имеет бокаловидную форму тела.
Стенки губки пронизаны порами. Сквозь поры вода поступает в губку, а выходит через устье. Между внешним и внутренним слоем находится желеобразное основное вещество – мезоглея, содержащая клетки – амебообразные, которые могут превращаться в клетки других типов.
Процессы жизнедеятельности:
Вывод: губка - многоклеточный организм:
Ульва
Ульва (лат. Ulva) – это многоклеточная зеленая водоросль.
Среда обитания: морские водоёмы (Черное и Азовское море).
Особенности строения: размер тела 50 см. Тело образовано двумя слоями схожих по строению и функциям клеток. Ульва ведет прикрепленный образ жизни (крепится к субстрату с помощью крупных клеток с ризоидами), а затем отрывается и свободно плавает.
Процессы жизнедеятельности:
Вывод: ульва - многоклеточный организм:
Маршрутная таблица
Признаки |
Организмы |
||
Вольвокс |
Губка |
Ульва |
|
1. Среда обитания |
|
|
|
2. Особенности строения |
|
|
|
3.Процессы жизнедеятельности: |
|
|
|
3.1. Питание |
|||
3.2. Размножение |
|
|
|
4. Усложнение в сравнение с одноклеточными |
|
|
|