Урок " Таблиця множення і ділення на 5"

Про матеріал
Даний конспект уроку розроблений за технологією діяльнісного методу "Росток".
Перегляд файлу

Тема:  Таблица умножения и деления на 5.

Класс:  2

Учитель: Сучкова Л.А.

Тип урока : Урок открытия новых знаний

Цели: 1. Составить таблицу умножения и деления с числом 5;

            2.Формировать умение  применять таблицу умноження и деления на 5;

            3.  Развивать вычислительные  умения и навыки , связанные с    

            применением   таблиц  умножения и деления с числами 2, 3, 4;

            4. Развивать умение работать самостоятельно и в парах;

            5.Закреплять умения в решении задач на нахождение площади фигур и                логическое мышление учащихся ;

   Планируемые результаты:    1. Учащиеся научатся составлять таблицу умножения и деления на 5  и пользоваться ею;

                                                     2. Понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению;

                                                     3. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

                                                     4. Высказывать и аргументировать свою точку зрения, уметь  наблюдать, сравнивать .обобщать и делать выводы.

 

Оборудование: телевизор, нетбук, конверты для самостоятельной работы с заданиями, раздаточный материал  в виде карточек с выражениями ,смайлики для рефлексии деятельности, учебник (Петерсон Л.Г. Математика. 2-й класс 3 часть. ― Сумы, ООО НПП «Росток А.В.Т.» 2017р.

 

Ход урока

 

  1. Самоопределение к деятельности.

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш очень бравый.

Мы начнем урок, друзья.

– Давайте пожелаем друг другу успеха.

 Дети поочередно прикасаются пальцами к ладони друг друга, проговаривая:

Желаю

большой

успеха

указательный

большого

средний

во всем

безымянный

и везде

мизинец

тебе и себе

ладонь

-1-

  1. Актуализация опорных знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.

– Настроились на работу. В этом нам поможет устный счет .

Игра «День-ночь»

2 · 5 + 17 : 3 + 6 + 15  – 25 = 5

-Какой ответ получился?

Работа  в тетрадях.

– Откройте тетради и запишите в тетрадях  сегодняшнее  число. Классная работа.

– Отгадайте, какую цифру будем писать на минутке чистописания.

Загадка:        эта цифра обозначает

  • Количество линий на нотном стане;
  • число разноцветных олимпийских колец;
  • количество видов правильных многогранников;
  • количество рабочих дней недели .

– Верно, мы вспомним написание цифры 5

– Чего еще бывает 5? (5 пальцев на руке)

– Вспомним правила посадки за партой и каллиграфически пропишем 1 строчку цифры 5.

 Учитель показывает образец написания цифры на доске.

– С чего мы начнем свою дальнейшую работу? (с повторения необходимых знаний). И девизом к этому этапу станут слова:

Ваш  волшебный ключ к ученью:

Упорство и терпенье.

Чтобы всё нам не забыть,

Лучше вспомнить, повторить.

- Какие знаки препинания вы  увидели?

- Какие из них похожи на математические знаки?

-Чему будет посвящён сегодняшний урок?

Учитель открывает на доске опорную схему:

 

 

Посмотрите на доску. Что вы видите?

- На этом нотном стане ноты необычные. У каждой нотки есть для нас задание.  За выполненное задание  каждая нотка награждает нас буквой. Из этих букв мы сможем в конце урока собрать и прочитать  слово.

-2-

 

1.Актуализация взаимосвязи действий умножения и деления.

Задание № 1  (учитель берёт задание №1 от ноты до и читает его).

Составьте из чисел 4, 5, 20 все  возможные равенства , воспользовавшись теми правилами, которые нужно было повторить дома ):

 Один из учащихся выполняет задание у доски, остальные учащиеся выполняют в тетрадях:

4 · 5 = 20

5 · 4 = 20

20 : 5 = 4

20 :  4 = 5

– Какими правилами вы воспользовались при составлении этих равенств   (Правилом взаимосвязи умножения и деления)

 Обратите внимание на экран, где эти правила зафиксированы знаково. На экране эталон:

a · b = c

b · a = c

c : a = b

c : b = a

2. Тренинг вычислительного навыка.

Учитель берет карточку от ноты ре и читает  задание № 2

Рассмотрите следующие выражения и найдите их значения:

 

 

 

– Посмотрите на выражения. Что в них общего? (Во всех выражениях один из компонентов равен 5)

– Какое выражение лишнее? (Последнее, т.к. во всех выражениях действие умножение, а в этом выражении – действие сложения)

– Подумайте, как изменить это выражение, чтобы оно подходило всей группе ?

 

– Почему? (Т.к.  15 – это произведение 3 и 5, то если мы еще прибавим 5, то получим произведение 4 и 5)

Учитель под выражением записывает: =

 – Найдите значения данных выражений:

Учащиеся с места называют ответы, учитель записывает ответы на доску.

Получается ряд чисел      15  , 5,   10,   20. 

– Расставьте данные числа в порядке возрастания. Учащиеся работают в тетрадях, затем комментируют ответы.

– Что интересного заметили? (Числа кратны 5, увеличиваются на 5). Продолжите этот ряд до 50.

-3-

 

– Что помогло вам ответить на вопрос? (Мы эти случаи умножения выучили)

 

Ш.  Выявление причины затруднения.

 Пробное действие

– Что мы повторили? (Взаимосвязь умножения и деления, изученные случаи умножения на 5)

– Что будет дальше на нашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое)

Учитель читает задание № 3 (от ноты ми)

– Найдите значение выражения:

– Можем ли мы сейчас дать ответ на этот вопрос? Почему?

– Сформулируйте  точнее тему сегодняшнего урока. (Таблица умножения и     деления на 5)

– Какую цель поставим перед собой?

(составить эту таблицу на 5, потренироваться в ее использовании)

 На экране появляется запись темы и цели урока.

– Какой наш следующий шаг (самим «открыть» новое знание)

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Итак, мы переходим к следующему этапу нашего урока, будем сами находить способ.

– Возьмите свои модели квадратной таблицы умножения. Посмотрите на уже изученные случаи умножения, раскрашенные у вас зеленым цветом.

– Возьмите желтый цвет и раскрасьте случай, который мы будем изучать сегодня, т.е. строчку и столбец с цифрой 5, которые пока останутся белыми.

– Почему таблица умножения начинается со случая 5 · 5,  а не 5 · 1 (это  нам было известно ранее)

– Как расположены числа в отмеченных вами желтым цветом клеточках?  Назовём эти числа хором.(Увеличиваются на 5).

 

5. Реализация построенного проекта.

Работа с учебниками

– Откройте учебники на с. 72. Давайте составим таблицы в задании № 1.

– Сначала заполним первый столбик таблицы, помня о том, что произведения увеличиваются на 5. (комментируем)

– Как изменяется произведение в зависимости от множителя? (Чем > множитель, тем > произведение)

– А теперь давайте заполним и остальные пустые клеточки, двигаясь по строчкам и обосновывая свой ответ. Помним о известных математических законах –    

-4-

переместительном  и взаимосвязи между умножением и делением. 

– Значит, теперь мы можем найти значение выражения?

 

Физкультминутка

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Фронтальная работа

Учитель озвучивает задание № 4 ( от ноты фа)

– Вам необходимо решить уравнения из № 5 на с. 73

 Учащиеся выходят по одному к доске и решают уравнения с комментированием. Остальные работают в тетрадях.

  1. Работа в парах.

 

  1. Учитель читает задание № 5

– Теперь предлагаю вам поработать в парах и выполнить действия в № 2 с. 72 в выражениях I и II столбика.

– Повторите правила работы в парах. (Нужно работать тихо, разговаривать в полголоса, не спорить, при завершении поднять руки)

 Учащиеся выполняют задания в парах . Проверка организуется по образцу на экране.

– Проверьте свои результаты.

– Кто из вас ошибся?

 

6. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.

Учитель читает задание № 6

– Выполните задание на карточках в конвертах.Сравните выражения.

 

КАРТОЧКА № 1

Сравни:

 

КАРТОЧКА № 2

Сравни:

 

5 · 7    * 3 · 8

7 · 5  * 2 · 9

40  * 5 · 8

7 · 5  * 35

2 · 9   *  9 · 5

9 · 3  * 5 · 9

7 · 5  * 36

5 · 8  * 41

 

– Теперь обменяйтесь работами и проверьте своего соседа, пользуясь эталоном на экране.

– Кто выполнил задание без ошибок?

– Кто исправил ошибки в работе?

– Поставьте  !  тому, у кого ошибок не было.

-5-

7.Включение в систему знаний и повторение.

– Где нам понадобится умножение и деление? (В примерах, в задачах)

 Учитель читает задание № 7.Рассмотрите рисунок и поставьте вопрос к задаче.

На экране рисунок:

Найдите площадь заштрихованной фигуры . Длина и ширина большего прямоугольника – 9 м и 5м. Меньшего- 7м и 1м.

 - Какая формула площади?

– Можем ли мы сразу дать ответ на этот вопрос задачи?

- Что мы узнаем сначала? Затем?

  1. 9 .  5 =45 (м ) –площадь большего прямоугольника
  2. 7 .  1 =7 (м )- площадь меньшего прямоугольника
  3. 45 - 7 =38 (м)

Ответ: 38 метров площадь  заштрихованной  фигуры.

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

 Мы выполнили все задания и откроем же слово имя одного из олимпийских богов. На экране слайд-надпись: Аполлон ( древнегреческий бог, один из олимпийцев. Аполлона также называли — Феб. Аполлон является богом света, олицетворением Солнца. Помимо этого, является покровителем искусств, прежде всего музыки и пения, богом-врачевателем. В славянской мифологии Аполлон очень схож с Даждьбогом - покровителем солнечного света, богом-подателем света, тепла, жизненной энергии. Бог Аполлон родился от союза Зевса (Перуна) и Лето (Лады). Сестрой-близнецом Аполлона является богиня Артемида

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Какая была тема нашего урока?

– Удалось ли достичь цели?

– Посмотрите в свои тетради, учебники, вспомните, как вы работали на уроке, были ли трудности.

– А теперь давайте обратимся к формуле успеха и назовём  свои  3М +Д.

  1. Д/з

с. 72 № 2 ( решить примеры , 3 столбик), с. 73 № 6, № 9 (по желанию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-6-

docx
Додано
24 березня 2020
Переглядів
1187
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку