Тема: Таблица умножения и деления на 5.
Класс: 2
Учитель: Сучкова Л.А.
Тип урока : Урок открытия новых знаний
Цели: 1. Составить таблицу умножения и деления с числом 5;
2.Формировать умение применять таблицу умноження и деления на 5;
3. Развивать вычислительные умения и навыки , связанные с
применением таблиц умножения и деления с числами 2, 3, 4;
4. Развивать умение работать самостоятельно и в парах;
5.Закреплять умения в решении задач на нахождение площади фигур и логическое мышление учащихся ;
Планируемые результаты: 1. Учащиеся научатся составлять таблицу умножения и деления на 5 и пользоваться ею;
2. Понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению;
3. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
4. Высказывать и аргументировать свою точку зрения, уметь наблюдать, сравнивать .обобщать и делать выводы.
Оборудование: телевизор, нетбук, конверты для самостоятельной работы с заданиями, раздаточный материал в виде карточек с выражениями ,смайлики для рефлексии деятельности, учебник (Петерсон Л.Г. Математика. 2-й класс 3 часть. ― Сумы, ООО НПП «Росток А.В.Т.» 2017р.
Ход урока
Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш очень бравый.
Мы начнем урок, друзья.
– Давайте пожелаем друг другу успеха.
Дети поочередно прикасаются пальцами к ладони друг друга, проговаривая:
Желаю |
большой |
успеха |
указательный |
большого |
средний |
во всем |
безымянный |
и везде |
мизинец |
тебе и себе |
ладонь |
-1-
– Настроились на работу. В этом нам поможет устный счет .
Игра «День-ночь»
2 · 5 + 17 : 3 + 6 + 15 – 25 = 5
-Какой ответ получился?
Работа в тетрадях.
– Откройте тетради и запишите в тетрадях сегодняшнее число. Классная работа.
– Отгадайте, какую цифру будем писать на минутке чистописания.
Загадка: – эта цифра обозначает
– Верно, мы вспомним написание цифры 5
– Чего еще бывает 5? (5 пальцев на руке)
– Вспомним правила посадки за партой и каллиграфически пропишем 1 строчку цифры 5.
Учитель показывает образец написания цифры на доске.
– С чего мы начнем свою дальнейшую работу? (с повторения необходимых знаний). И девизом к этому этапу станут слова:
Ваш волшебный ключ к ученью:
Упорство и терпенье.
Чтобы всё нам не забыть,
Лучше вспомнить, повторить.
- Какие знаки препинания вы увидели?
- Какие из них похожи на математические знаки?
-Чему будет посвящён сегодняшний урок?
Учитель открывает на доске опорную схему:
– Посмотрите на доску. Что вы видите?
- На этом нотном стане ноты необычные. У каждой нотки есть для нас задание. За выполненное задание каждая нотка награждает нас буквой. Из этих букв мы сможем в конце урока собрать и прочитать слово.
-2-
1.Актуализация взаимосвязи действий умножения и деления.
Задание № 1 (учитель берёт задание №1 от ноты до и читает его).
Составьте из чисел 4, 5, 20 все возможные равенства , воспользовавшись теми правилами, которые нужно было повторить дома ):
Один из учащихся выполняет задание у доски, остальные учащиеся выполняют в тетрадях:
4 · 5 = 20
5 · 4 = 20
20 : 5 = 4
20 : 4 = 5
– Какими правилами вы воспользовались при составлении этих равенств (Правилом взаимосвязи умножения и деления)
Обратите внимание на экран, где эти правила зафиксированы знаково. На экране эталон:
a · b = c
b · a = c
c : a = b
c : b = a
2. Тренинг вычислительного навыка.
Учитель берет карточку от ноты ре и читает задание № 2
– Рассмотрите следующие выражения и найдите их значения:
– Посмотрите на выражения. Что в них общего? (Во всех выражениях один из компонентов равен 5)
– Какое выражение лишнее? (Последнее, т.к. во всех выражениях действие умножение, а в этом выражении – действие сложения)
– Подумайте, как изменить это выражение, чтобы оно подходило всей группе ?
– Почему? (Т.к. 15 – это произведение 3 и 5, то если мы еще прибавим 5, то получим произведение 4 и 5)
Учитель под выражением записывает: =
– Найдите значения данных выражений:
Учащиеся с места называют ответы, учитель записывает ответы на доску.
Получается ряд чисел 15 , 5, 10, 20.
– Расставьте данные числа в порядке возрастания. Учащиеся работают в тетрадях, затем комментируют ответы.
– Что интересного заметили? (Числа кратны 5, увеличиваются на 5). Продолжите этот ряд до 50.
-3-
– Что помогло вам ответить на вопрос? (Мы эти случаи умножения выучили)
Ш. Выявление причины затруднения.
Пробное действие
– Что мы повторили? (Взаимосвязь умножения и деления, изученные случаи умножения на 5)
– Что будет дальше на нашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое)
Учитель читает задание № 3 (от ноты ми)
– Найдите значение выражения:
– Можем ли мы сейчас дать ответ на этот вопрос? Почему?
– Сформулируйте точнее тему сегодняшнего урока. (Таблица умножения и деления на 5)
– Какую цель поставим перед собой?
(составить эту таблицу на 5, потренироваться в ее использовании)
На экране появляется запись темы и цели урока.
– Какой наш следующий шаг (самим «открыть» новое знание)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Итак, мы переходим к следующему этапу нашего урока, будем сами находить способ.
– Возьмите свои модели квадратной таблицы умножения. Посмотрите на уже изученные случаи умножения, раскрашенные у вас зеленым цветом.
– Возьмите желтый цвет и раскрасьте случай, который мы будем изучать сегодня, т.е. строчку и столбец с цифрой 5, которые пока останутся белыми.
– Почему таблица умножения начинается со случая 5 · 5, а не 5 · 1 (это нам было известно ранее)
– Как расположены числа в отмеченных вами желтым цветом клеточках? Назовём эти числа хором.(Увеличиваются на 5).
5. Реализация построенного проекта.
Работа с учебниками
– Откройте учебники на с. 72. Давайте составим таблицы в задании № 1.
– Сначала заполним первый столбик таблицы, помня о том, что произведения увеличиваются на 5. (комментируем)
– Как изменяется произведение в зависимости от множителя? (Чем > множитель, тем > произведение)
– А теперь давайте заполним и остальные пустые клеточки, двигаясь по строчкам и обосновывая свой ответ. Помним о известных математических законах –
-4-
переместительном и взаимосвязи между умножением и делением.
– Значит, теперь мы можем найти значение выражения?
Физкультминутка
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель озвучивает задание № 4 ( от ноты фа)
– Вам необходимо решить уравнения из № 5 на с. 73
Учащиеся выходят по одному к доске и решают уравнения с комментированием. Остальные работают в тетрадях.
– Теперь предлагаю вам поработать в парах и выполнить действия в № 2 с. 72 в выражениях I и II столбика.
– Повторите правила работы в парах. (Нужно работать тихо, разговаривать в полголоса, не спорить, при завершении поднять руки)
Учащиеся выполняют задания в парах . Проверка организуется по образцу на экране.
– Проверьте свои результаты.
– Кто из вас ошибся?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель читает задание № 6
– Выполните задание на карточках в конвертах.Сравните выражения.
КАРТОЧКА № 1 Сравни:
|
КАРТОЧКА № 2 Сравни:
|
5 · 7 * 3 · 8 |
7 · 5 * 2 · 9 |
40 * 5 · 8 |
7 · 5 * 35 |
2 · 9 * 9 · 5 |
9 · 3 * 5 · 9 |
7 · 5 * 36 |
5 · 8 * 41 |
– Теперь обменяйтесь работами и проверьте своего соседа, пользуясь эталоном на экране.
– Кто выполнил задание без ошибок?
– Кто исправил ошибки в работе?
– Поставьте ! тому, у кого ошибок не было.
-5-
7.Включение в систему знаний и повторение.
– Где нам понадобится умножение и деление? (В примерах, в задачах)
Учитель читает задание № 7.Рассмотрите рисунок и поставьте вопрос к задаче.
На экране рисунок:
Найдите площадь заштрихованной фигуры . Длина и ширина большего прямоугольника – 9 м и 5м. Меньшего- 7м и 1м.
- Какая формула площади?
– Можем ли мы сразу дать ответ на этот вопрос задачи?
- Что мы узнаем сначала? Затем?
Ответ: 38 метров площадь заштрихованной фигуры.
Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
Мы выполнили все задания и откроем же слово имя одного из олимпийских богов. На экране слайд-надпись: Аполлон ( древнегреческий бог, один из олимпийцев. Аполлона также называли — Феб. Аполлон является богом света, олицетворением Солнца. Помимо этого, является покровителем искусств, прежде всего музыки и пения, богом-врачевателем. В славянской мифологии Аполлон очень схож с Даждьбогом - покровителем солнечного света, богом-подателем света, тепла, жизненной энергии. Бог Аполлон родился от союза Зевса (Перуна) и Лето (Лады). Сестрой-близнецом Аполлона является богиня Артемида
– Какая была тема нашего урока?
– Удалось ли достичь цели?
– Посмотрите в свои тетради, учебники, вспомните, как вы работали на уроке, были ли трудности.
– А теперь давайте обратимся к формуле успеха и назовём свои 3М +Д.
с. 72 № 2 ( решить примеры , 3 столбик), с. 73 № 6, № 9 (по желанию).
-6-