Урок " Технологія виготовлення сувенірів з волокнистих матеріалів"

Про матеріал
Методична розробка уроку створена для допомоги молодим спеціалістам з трудового навчання при виконанні проекту "Технологія виготовлення сувенірів" для учнів 5 класу.
Перегляд файлу

Урок в 5 класі (для класів закладів загальної середньої освіти, в яких діти навчаються мовами національних меншин)

Проект: Технология изготовления сувениров.

Тема: Технология выполнения  сувениров из волокнистых материалов.

Цель: Ознакомить учащихся с технологией выполнения изделий из волокнистых материалов, развивать творческие способности детей, воспитывать трудолюбие.

Межпредметные связи: рисование, цветоведение, материаловедение, литература.

Материалы и инструменты: цветной картон, нитки, игла, ножницы, ткань различных цветов, карандаш, шаблон, двухсторонний «скотч», тесьма, бусины, бисер, ленты, остатки кружева.

Оборудование урока:

- образцы выполненных работ;

- наглядные пособия;

- рисунки;

- шаблоны;

- дырокол;

- ножницы.

План урока

 

І. Оргмомент урока.

ІІ. Вступительное слово учителя.

ІІІ. Объявление темы урока.

ІV. Изложение нового материала с активизацией познавательной деятельности учащихся.

V. Практическая работа учащихся с использованием инструкционных карт.

VІ. Выставка созданных работ.

VІІ. Оценивание работ.

VІІІ. Подведение итогов урока.

ІХ. Домашнее задание.

 

Каков мастер – такова и работа.

 

Ход урока:

І.Оргмомент. Приветствие.

 

ІІ.Вступительное слово учителя:

Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься?

Помните, что делала крёстная Золушки – волшебница? Взмахом чудодейственной палочки она превращала тыкву – в карету, ветхое  платье своей крестницы – в бальный наряд. Феи всех сказок только тем и заняты, что превращают черепки в золото, а угольки – в драгоценности. То есть из вещей ненужных, выброшенных они могут создать нечто красивое и полезное.

Что обычно делают с обрезками тканей, кожи, нитей, лент, тесьмы?

Как правило, их обычно выбрасывают в мусорный бак. Напрасно! Из всего этого можно сделать интересные сувениры, игрушки, подарки, ёлочные гирлянды и многое другое. Ведь для творческого человека отходов просто не существует, всё можно приспособить к делу, из всего абсолютно можно создать красоту. Нужно только захотеть, не лениться и смотреть на мир добрыми и веселыми глазами, тогда все вещи вокруг вас станут послушными вашей воле.

ІІІ. Объявление темы урока:

И так, сегодня мы представим себя волшебницами и попробуем превратить обычные волокнистые материалы в интересные сувениры.

ІV. Изложение нового материала с активизацией познавательной деятельности учащихся:

 -Своим папам и мамам, бабушкам и дедушкам, нужно обязательно прочитать такое стихотворение  Лихачевой Т. Г.:

 

                                     Любезные мамы и папы!

                                     Пожертвуйте старые шляпы,

                                     А также пальто и жакеты,

                                     Ненужные в доме предметы,

                                     Всё то, что храниться – пылиться

                                     И вам ни на что не годиться:

                                     Перчатки, носочки, клубочки,

                                     Остаточки и лоскуточки.

                                     Сошьём мы забавных зверушек,

                                     Получится много игрушек:

                                     Из майки, из байки, из ватки –

                                     Кармашки, подушки, прихватки;

                                     Из марли, мочалки, соломы –

                                     Русалки, солдаты и гномы.

                                     Вы будете нами гордиться!

                                     Нам всё-всё-всё пригодиться!

И вы увидите, что у вас сразу же появиться огромное количество различных материалов для творчества.

Ну что, вам захотелось уже смастерить что-нибудь интересное?

Тогда приступим!

1. Скажите мне, пожалуйста, как называют материалы, которые используют для изготовления каких – либо изделий?

                                        (конструкционные материалы)

2. Подумайте, а волокнистые материалы относятся к конструкционным?

                                         ( да, относятся)

3.А какие материалы из предложенных вы бы отнесли к конструкционным?

(Учитель показывает конструкционные материалы, а ученики выбирают из предложенных и называют волокнистые материалы).

- Итак, к волокнистым конструкционным материалам относят:

ткань;
нитки, пряжу;

ленты;

тесьму;

кружево.

-Давайте вспомним, что такое «ткань».

( Ткань – это переплетение двух видов нитей: нитей основы и нитей утка).

 -Как ещё называют нити основы и нити утка?

 ( долевые нити и поперечные нити).

-Что такое «кромка» в тканях?

(кромка – это более плотное переплетение нитей по краям ткани).

- Для чего служит кромка?

(для предохранения ткани от распускания и осыпания краёв ткани).

-Как вы думаете, какие нитки можно использовать для изготовления разных изделий?

(хлопчатобумажные, шерстяные, полушерстяные, синтетические, нитки «мулине»)

-Молодцы!

- Я предлагаю объединиться в 3 команды по интересам и выбрать себе объект творческого проекта – поделку, которую вы будете изготавливать.

Предлагаю такие объекты:

- сувенирная открытка;

- ёлочная игрушка;

- декоративное панно.

Демонстрирую данные объекты.

- Но вы можете придумать и выполнить любой другой объект, по вашему желанию и исходя из наличия нужных  материалов и инструментов.

-Определившись с объектом творческого проекта, подберите необходимые материалы и инструменты для выполнения работы.

-Но, прежде чем начать работу, нам необходимо вспомнить правила…

( безопасности).

-Предлагаю вспомнить правила безопасной работы с различными острыми инструментами, поиграв со мной в игру «Да или нет». Напоминаю правила игры:

я читаю утверждения, а вы мне говорите правильные они «ДА» или неправильные «НЕТ»:

1. На уроках трудового обучения необходимо соблюдать правила безопасной работы?

2. Шить нужно с напёрстком на каждом пальце?

3. Ножницы передавать кольцами вперёд?

4. Ножницы передавать с раскрытыми лезвиями?

5. Работать нужно с чистыми руками?

6. С острыми предметами работать очень осторожно и аккуратно?

7. Иголки и швейные булавки хранить  в игольницах?

8. Можно ли разговаривать с соседом во время работы с острыми предметами?

-Какие материалы и инструменты нам понадобятся для этой работы? (Учитель демонстрирует образец).

-Давайте подумаем: как и в какой последовательности можно выполнить эту работу?

(ответы, мысли учеников, учитель корректирует и только после этого показывает инструкционную карту выполнения данного объекта.)

- Этот объект выполняется в такой последовательности…(инструкционная карта №1).

-А как выполнена эта работа? Кто как думает? Какие материалы нам нужны?

(Ответы учащихся)

-Эта работа выполнена таким образом…(инструкционная карта №2)

-Подскажите, как вы думаете, в какой последовательности выполнена эта работа?

(Ответы учащихся).

Мысли правильные у вас и подтвердит нам это наша инструкционная карта №3.

 

V. Практическая работа учащихся в группах с использованием инструкционных карт.

Дети работают, учитель наблюдает, консультирует, подсказывает цветовое решение. Дети могут использовать для своих работ предложенные учителем шаблоны а могут придумать какие-то другие объекты и нарисовать свои эскизы для работы.

 

 

VІ.Выставка созданных работ.

 Каждая команда представляет свою работу, свой проект:

-название работы;

-используемые материалы;

-технология выполнения;

-область применения;

-реклама;

-себестоимость, т. е затраты на изготовление.

 

VІІ. Оценивание работ учащихся.

Учитель анализирует работы каждой команды, советуется с капитанами команд и выставляет оценки.

 

VІІІ. Подведение итогов урока:

Молодцы, сегодня все поработали хорошо, порадовали своей подготовкой и умениями, созданной атмосферой праздника трудолюбия. Я убедилась, что вы уже многое умеете, многому научились, но надеюсь, что на достигнутом вы не будете останавливаться, а будете и дальше стараться познавать мир творчества с открытым сердцем и добрыми мыслями.

 

ІХ.Домашнее задание:

1. Подумать, какой сувенир можно изготовить из таких материалов:

-лоскутки красного, зелёного и жёлтого цветов;

-бусинки;

-остатки шерстяной пряжи;

-пуговицы.

2. Подготовиться к защите своих проектов, попытаться использовать стихотворения из литературных произведений или собственного сочинения.

 

Инструкционная карта №1

Технология выполнения сувенирной открытки

  1. Обвести предложенный шаблон на изнаночную сторону подходящей по цвету ткани.
  2. Вырезать по намеченным линиям.
  3. Украсить полученный образец нитками, лентами, тесьмой, бисером, бусинами, бантиками по собственному желанию.
  4. Наметить место расположения образца на цветном картоне.
  5. Приклеить образец на картон по намеченным точкам, с помощью двухстороннего клеевого «скотча».
  6. Оформить открытку поздравительными надписями.

 

Инструкционная карта №2

Технология выполнения ёлочной игрушки

1. Обвести предложенный шаблон ёлочки на изнаночную сторону зелёной ткани.

2.Вырезать по намеченным линиям.

3.Украсить полученный образец ёлочки нитками, лентами, тесьмой, бисером, бусинами, бантиками по собственному желанию.

4.Наметить место расположения образца ёлочки на цветном картоне.

5.Приклеить образец на картон по намеченным точкам, с помощью двухстороннего клеевого «скотча».

6.С помощью дырокола сделать отверстие в верхней части картона для петли.

7.Продеть петлю из ленты или тесьмы или ниток. ( для подвешивания игрушки ).

6.Оформить игрушку поздравительными    надписями (по желанию).

 

Примечание: можно использовать не предложенный учителем шаблон, а нарисовать свой, вырезать его из бумаги, таким образом, получив новый собственный шаблон.

Далее выполнять работу, руководствуясь инструкционной картой.

 

Инструкционная карта №3

Технология выполнения декоративного панно

  1. Обвести предложенные шаблоны на изнаночные стороны подходящих по цвету тканей.
  2. Вырезать полученные образцы.
  3. Украсить полученные образцы различными волокнистыми материалами (нитками, лентами, тесьмой, бисером, бусинами, бантиками).
  4. Наметить место расположения на цветном картоне.
  5. Приклеить детали декоративного панно на цветной картон по намеченным точкам, с помощью двухстороннего «скотча».
  6. Заправить декоративное панно в рамку.

 

Примечание: можно использовать не предложенный учителем шаблон, а нарисовать свой, вырезать его из бумаги, таким образом, получив новый собственный шаблон.

Далее выполнять работу, руководствуясь инструкционной картой.

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
31 липня 2019
Переглядів
660
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку