Тема. Нахождение значений выражений, содержащих действия разных ступеней.
Цель. -Вывести правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок;
-Научить применять его на практике;
-Учить составлять выражения по схеме;
Задачи. Закреплять умение составлять алгоритм выполнения действий в
выражениях со скобками и без скобок;
-Развивать умение решать задачи на увеличение и уменьшение в
несколько раз;
-Развивать логическое мышление, память учащихся.
Розробила: Білик В.М..,
учитель початкових класів
Кваліфікаційна категорія
«спеціаліст вищої категорії»,
педагогічне звання
«учитель-методист»
Тема. Нахождение значений выражений, содержащих действия разных ступеней.
Цель. -Вывести правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок;
-Научить применять его на практике;
-Учить составлять выражения по схеме;
Задачи. Закреплять умение составлять алгоритм выполнения действий в
выражениях со скобками и без скобок;
-Развивать умение решать задачи на увеличение и уменьшение в
несколько раз;
-Развивать логическое мышление, память учащихся.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Оборудование: образцы для самопроверки, индивидуальные карточки
Ход урока
І. Орг. момент
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Проверьте, все ли готовы к уроку?
Сегодня математика у нас.
Должны мы хорошенько поработать,
Чтоб гости, посмотрев на нас,
Все удивились: «Что за класс!»
Будьте, пожалуйста, внимательнее. Начинаем работу.
- Сегодня на уроке каждый должен зажечь свою звезду. На партах у вас лежат звездочки трёх цветов.
Красная звездочка – хорошее, весёлое, радостное.
Зелёная звездочка – не очень хорошее.
Жёлтая звездочка- тревожное.
Выберите ту которая соответствует вашему настроению и на ней запишите, пожалуйста, конкретные ожидаемые результаты от нашего урока, т.е. продолжите мою мысль: « Сегодняшний урок научит меня……..» В конце урока мы увидим, достигли ли вы ожидаемого результата или нет.
И я желаю, чтобы наш урок принес вам положительные эмоции, и к концу урока у всех вас было радостное настроение.
А скажите мне, почему так говорят: «Математика – гимнастика ума».
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Установка на внимание. Игра «Запоминай-ка!»
Смотрим на числа пол - минуты, запоминаем и отвечаем на вопросы.
- Какое число самое маленькое однозначное число? (1)
- Какое самое маленькое двузначное число? (10)
- Какое число самое большое? (73)
- Каких больше чисел однозначных или двухзначных? (двузначных)
- Какое число выделено красным цветом. (73)
- В каких числах одинаковое количество десятков и единиц? (33 и 22)
2. Минутка каллиграфии.
Рассмотрите числа записанные на доске.
10, 12, 14,
- Что их объединяет? (двузначные)
-Найдите лишнее. (10)
Почему?( 10 – круглое)
-Найдите закономерность каждой строки. Продолжите ряды на листочках, лежащих у вас на парте.( Идет счет через два)
3. Тестирование.
- Задание – тест «Крестики-нолики».
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
2 |
- Я произношу утверждение, если вы согласны с ним - ставьте в клеточке крестик, не согласны – нолик.
1. Чтобы найти произведение нужно к первому множителю прибавить второй множитель.
2. 2 умножить на 2 равно5.
3. Чтобы найти произведение нужно первый множитель умножить на второй множитель.
4. Произведение чисел 3 и 7 равно 29.
5. Делимое равно частное плюс делитель.
6. 27 разделить на 3 равно 6?
7. Умножение – это сумма двух одинаковых слагаемых.
8. 3 умножить на 10, будет 30?
9. Произведение чисел 2 и 9, равно 18?
10. От перестановки множителей, произведение изменится?
11. Чтобы составить обратную задачу нужно, искомое сделать неизвестным, а неизвестное искомым.
12. К 7 прибавить 47 получится 54?
- Проведем предварительную проверку. Поставим точку на середине верхней стороны нашего большого прямоугольника, соединим его нижними углами. Какую геометрическую фигуру получили? (Треугольник).
- Если в этом треугольники у вас нарисованы только крестики, а в остальных клеточках – нолики, то на вопросы вы ответили правильно.
Мы в конце урока еще вернемся к этим двум геометрическим фигурам прямоугольнику и треугольнику.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
- Посмотрите на выражения и замените сумму произведением.
2+2+2+2+7=2∙4+7=15
2+2+2+12=2∙3+12=18
- Запишите выражение и найдите значение выражения.
22+3+8= 22+8+3=30+8=38 (применили перестановку слагаемых)
22+3+8=25+8=33
Если выражение содержит действия сложения, то мы можем слагаемые поменять местами.
Запишите еще одно выражение. Как в этом случае будем находить значения выражения?
40-15+4=29
А если выражение содержит действия сложения и вычитания, то…. выполняем по порядку.
Прочитайте следующее выражение:
20-(4+5) (из 20 вычесть сумму чисел 4 и 5)
( в выражениях со скобками первым выполняем действие над числами, записанными в скобках)
- Молодцы и здесь вы правы.
ІV. Постановка учебной задачи и «открытия» новых знаний.
- Запишите два выражения и найдите их значения (два ученика работают на доске).
10 - 3∙2= 14 или 4
2∙4+3 = 11
Таня и Юра получили различные значения выражения. Таня - 4, а Юра - 14.
-Почему у детей разные результаты?
- Какое действие выполнила сначала Таня?
- Какое действие сначала выполнил Юрий?
-Кто правильно нашел значение выражения?
Диалог, который подводит к «открытию».
-Давайте выясним, какое действие сначала надо выполнять в выражениях без скобок.
10 - 3 ∙ 2 = 10 - (3 + 3) = 4.
Каким арифметическим действием можно заменить умножение? Умножение – это сложение, но необычное – это сложение одинаковых слагаемых. Умножение действие высшей ступени.
Каким арифметическим действием можно заменить действие деление? Деление можно заменить вычитанием одинаковых чисел, пока не получим нуль. Деление – действие высшей ступени.
Следовательно, сложение и вычитание – это действия первой ступени, а умножение и деление – это действия высшего порядка – второй ступени.
-Что обозначает 3 ∙ 2? (по 3 взять 2 раза)
- Какой суммой можно заменить 3 ∙ 2? (3 + 3) - суммой одинаковых слагаемых.
Мы уже знаем, какой порядок действий в выражениях со скобками. Сначала выполняем действие в скобках. Теперь мы можем сделать вывод, какое действие надо выполнить первой в этом выражении: умножение.
Вывод. Поэтому в выражениях, содержащих действия разных ступеней, сначала выполняют действия второй ступени – умножение и деление, и только потом действия первой ступени – сложение и вычитание.
- Какие действия выполняют первыми в выражениях без скобок?
- И возвращаемся в нашим выражениям. Так какой правильный ответ в выражении? (4)
V. Объявление темы и цели урока.
- Сформулируйте тему нашего урока?
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (научиться находить значения выражений, содержащих действия разных ступеней)
-Перед работой в группах давайте составим алгоритм решения выражений с действиями разных ступеней и кобками.
- Объясните, в какой последовательности надо выполнять решение выражений, в которых есть скобки и разные арифметические действия?
- сначала вычисляют значение выражений в скобках;
- если в выражение без скобок входят только сложение и вычитание
или только умножение и деление, то действия выполняют в том порядке, в каком они записаны: слева направо;
- если в выражение без скобок входят не только сложение и вычитание,
но и умножение или деление или оба этих действия, то сначала выполняют по порядку (слева направо) умножение и деление, а затем сложение и вычитание.
Помни: прежде чем приступить к вычислениям, надо рассмотреть выражение
(выяснить, есть ли в нём скобки, какие действия в нём имеются) и
только после этого выполнять действия в следующем порядке:
VІ. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Работа в группах.
- Давайте составим программу действий.
VІІ. Закрепление и осмысление изученного материала.
Найти значения выражений.
Вверх ладошки!
Хлоп! Хлоп!
По коленкам-
Шлеп! Шлеп!
По плечам теперь
Похлопай!
По бокам
Себя пошлепай!
Можем хлопнуть
За спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем!
Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!
В парке росло40 деревьев, 9 берёз и столько же лип, а остальные клёны. Сколько в парке росло клёнов?
1 ученик записывает краткую запись.
2 ученик чертит условие.
Л. – 9 д.
Б. – 9 д. 40 д.
К. -?
1 способ
1) 9+9=18 (д.)- лип и берёз
2) 40-18 = 22 (д.) – клёна
2 способ
1) 40 – 9=31(д.) – берёз и клёнов
2) 31-9=22 (д.) - клёна
Ответ: 22 клёна росло в парке.
40 – (9+9)=22 (д.)- клёна
40 – 9 –9=22 (д.) – клёна
- Никто, ничего не заметил? Посмотрите на это выражение.
40 – (9+9)=22
40-(9∙2)=22 Почему можно убрать скобки?
Вывод. В выражениях, содержащих действия разных ступеней, сначала выполняют действия второй ступени – умножение и деление, и только потом действия первой ступени – сложение и вычитание.
У вас на столах лежат треугольники. Вам нужно найти периметр треугольника.
А что такое периметр? ( сумма длин всех сторон)
Р = 3+3+4= 3∙2+4=12 (см)
Ответ: Р=12 см
VІІІ. Итог урока.
Наш урок подошёл к концу. Как раз время посмотреть, оправдались ли ваши ожидаемые результаты.
А сей час у вас какое настроение? Выбери звёздочку соответствующего цвета.
ІХ. Домашнее задание.