Тема урока: Действия при пожаре
Ход урока
I. Ориентация. Мотивация учебной деятельности.
1. Организационный момент.
- Дети! Улыбнитесь нашим гостям, а теперь улыбнитесь друг другу.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II. Целеполагание.
1. Сообщение темы, целей и заданий урока
- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадку.
Говорят – что он нам друг,
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нем забудем,
Отомстит он сразу людям. (Огонь)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Об огне)
- Сегодня мы с вами будем говорить об огне и об опасности, которую он может принести, о том, как правильно вести себя и действовать при пожаре, как правильно обращаться с бытовыми приборами и какие меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня.
2. Мотивация учебной деятельности.
Прием «Оратор»
- За 1 минуту убедите публику в том, что изучение этой темы просто необходимо.
- Знания и навыки, которые вы получите сегодня, пригодятся вам, чтобы помогать окружающим вас людям и самому себе.
3. Определение ожидаемых результатов.
- Ребята, зная тему и цели урока, а также важность знаний по этой теме продолжите предложения.
III. Целереализация.
- На прошлом уроке мы изучали тему: Правила поведение во время массовых мероприятий. Как вести себя в толпе?
- Что такое толпа? (Скопление людей)
- Как вести себя в толпе? (Любыми способами удержаться на ногах, не держать руки в карманах, не паниковать, не идти против течения…)
- Ребята, прежде, чем мы поговорим о значении огня, скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают при слове «огонь»? (беда, опасность, пожар, страх, приготовление еды, свет, пламя, искра, жар, костер, тепло, пепел)
- А сейчас поговорим о значении огня и вспомним, как огонь попал к людям.
Ведь огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. О нем складывались легенды.
- Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.
1. Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал.
2. И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели, -
Всемогущий, горячий огонь.
3. И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он,
Ведь издревле до нашего века
Он помощник и друг человека.
4. Поутру, чтобы все были сыты,
Ставим пищу в духовки, на плиты.
Печь-громада мартен пышет жаром:
Варят сталь для страны сталевары.
5. Хлеб и булки огонь выпекает,
И от холода нас защищает.
Чуть стемнеет – вспыхнет повсюду
Электрических звездочек чудо.
6. И до дальних звезд от Земли
Мчит космические корабли.
Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили.
7. Но бывает огонь и другим –
Не согреет ладошек он ваших
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.
Беседа.
- Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.
- Где мы применяем огонь? (Приготовление пищи, отопление помещений, плавка металла, изготовление стекла и кирпича и т. д.)
– Но не всегда огонь оказывается другом, и тогда случается беда: в считанные минуты он может уничтожить то, что создавалось долгими годами упорного труда.
- Можно ли играть с огнём? (Нет)
- К чему могут привести игры с огнём? (К пожару)
- Что такое пожар? (Сильный огонь)
- Пожар – это неконтролируемый процесс горения, который сопровождается уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей, значит это чрезвычайная ситуация.
- А что главное в чрезвычайной ситуации? (Не паниковать, правильно и грамотно действовать)
– Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира, даже целый дом. Но самое страшное – при пожаре могут погибнуть люди.
- Отгадайте загадку.
С огнем бороться мы должны,
Мы смелые работники.
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарные)
- Кто такие пожарные? (Люди, которые тушат огонь)
- Пожарные – героические люди, которые всегда готовы прийти нам на помощь. Но до того, как на пожар приедут пожарные, мы многое сумеем спасти, затушить огонь, если будем правильно действовать.
- Пожарные работают в командах. Вот и вы поделились на команды.
Работа в группах.
- Каждая команда получает задание – разгадать ребус.
Что объединяет слова – отгадки? (Огонь, пожар)
3.Осмысление, первичная проверка понимания и коррекция усвоения новых знаний.
– Пожар всегда возникает неожиданно. И взрослые, и дети на пожаре действуют не всегда правильно. Чаще всего люди начинают бояться, и возникает паника.
- Кто скажет, по каким причинам может возникнуть пожар?
- Причинами возникновения пожаров чаще всего являются:
Физминутка. Каждая бригада должна показать, как правильно надеть повязку и как нужно приготовиться к эвакуации.
- Что делать при пожаре? Какие правила поведения нужно соблюдать?
4. Закрепление знаний и способов действий.
- В любом случае при малейших признаках возгорания, задымления, запаха дыма нужно вызвать пожарную охрану. А также оповестить всех в здании.
- Сейчас мы проверим как вы усвоили материал и закрепим наши знания, инсценируя различные ситуации с огнем.
Девиз этой игры:
«Легче, чем пожар тушить,
Нам его предупредить»
«Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя»
Игровые ситуации:
Ответ: - обесточить,
- накрыть влажной тканью,
- при необходимости вызвать 101.
2. В доме начался пожар, нужно покинуть помещение. Дети остались дома одни. (Действия детей)
3. Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал. (Вызвать пожарную охрану)
- Почему телефон пожарной службы 101? (Самый важный; простой и его легко запомнить; короткий, а на пожаре дорога каждая минута; удобный)
- Вы смотрите телевизор и видите, что каждый день гибнут люди. От чего гибнут люди при пожаре? (От огня, дыма, от ядовитых газов, от завалов)
- Дым для человека представляет большую опасность. Когда горит изоляция проводов, синтетика, выделяется отравляющий газ, поражающий организм человека. Достаточно 1-2 вздоха, и человек теряет сознание, а потом к нему подбирается огонь.
5. Систематизация и обобщение полученных знаний
Работа в группах. Каждой группе выдается карточка с заданием: соедините начало фраз с их окончаниями, и вы получите правила пожарной безопасности и действий при пожаре.
1. Огонь нельзя оставлять 2. Если увидишь пламя – 3. Вызывай пожарных 4. От огня 5. Из горящего помещения 6. Опасней всего при пожаре |
а) по телефону 101. б) нельзя прятаться. в) без присмотра. г) зови на помощь взрослых. д) дым. е) надо быстро уйти. |
(Проверка выполненной работы).
Резервное задание.
- А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть. Соберитесь!
Игра «Запрещается - разрешается»
IV. Рефлексивно-оценивающий этап.
1.Контроль и самопроверка знаний.
- Перед вами лежат карточки, в которых необходимо отметить чего нельзя делать в случае возникновения пожара:
- паниковать и прятаться в комнате;
- гасить водой включенные электроприборы;
- защищать органы дыхания от дыма мокрой тканью;
- рисковать жизнью, спасая имущество;
- пользоваться лифтом;
- открывать окна и двери;
- выбираться из помещения ползком вдоль стены.
2.Подведение итогов урока.
- Какую тему изучали на уроке?
- Справились ли мы с учебными задачами, которые поставили в начале урока?
- Оправдались ли ваши ожидания?
– Почему здоровье – самый ценный дар человеку?
3. Рефлексия.
УЗНАЛ ...
Я ПОНЯЛ…
НАУЧИЛСЯ…
4. Ценение.
- Никогда не становитесь причиной пожара!