Конспект уроку з природознавства розроблен для класів з російською мовою навчання. Згідно із традиційними підходами, мета має три основних компоненти: навчальний (дидактичний), розвивальний, виховний. Використання різних видів роботи сприяло зниженню втомленості учнів у процесі роботи. Це позитивна сторона кожного уроку.
Тема: В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА АФРИКИ?
Цель: -познакомить учащихся с растительным и животным миром Африки;
- развивать кругозор, речь учащихся, обогащать словарный запас;
-выступать перед классом с подготовленной информацией;
-воспитывать наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: физическая карта мира, карта Африки, картинки животного и растительного мира Африки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний (проверка дом. задания)
1. Подведение итогов за неделю.
Метод фронтальная беседа.
- Сейчас мы проведем минутку синоптиков:
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц заканчивается?
- Какое сегодня число?
- Как изменяется высота солнца над горизонтом?
- Как изменилось продолжительность дня и ночи?
- Как изменяется температура?
- Какие осадки преобладали на прошлой неделе?
- Какие изменения произошли в жизни животных?
- Какие изменения произошли в жизни растений?
- Какие изменения произошли в жизни птиц?
- Молодцы, продолжайте проводить наблюдения, внимательно присматривайтесь к изменениям, которые происходят в природе.
2. Ответы на вопросы рубрики «Вопросы и задания для тех, кто хочет
понимать природу »(с. 100)
3. Игра «Да или нет?»
- На севере Африки раскинулась крупнейшая пустыня Земли - Сахара.
- Песок в Сахаре нагревается так, что в нем можно печь яйца.
- Верблюды, проживающих в пустыне Сахаре, могут обходиться без воды
более двух месяцев. (Двух недель)
- Пустыня, расположенная на севере Африки - Сахара.
- Самая высокая гора Африки - Килиманджаро.
- Полноводная река Африки - Конго.
- Самый большой остров Африки - Мадагаскар.
4. Заслушивание сообщений учеников (интересные факты об особенностях природы Африки)
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня на уроке вы узнаете ... (Ученики читают рубрику «Ты
узнаешь ».)
IV. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя
Растительный мир
- Разнообразен природы Африки. Растения и животные приспособились к
условий жизни в пустынях, тропических лесах, бескрайних степях - саваннах.
Саванны покрытые высокой, до 4 м, травой. Особенно выделяется высокая слоновая трава.
Африка - родина ценных культур: свеклы, лука, капусты, арбуза,
которые распространились по всему миру. Африканские какао, кофе, цитрусовые, бананы,ананасы пользуются спросом во многих странах. В африканских лесах растет ягода, которая в 1500 раз слаще сахара.
Животный мир
- Саванна, покрытая травой, является отличной кормовой базой для значительной кости травоядных копытных животных. Больше всего среди них антилоп от карликовых к большим, как гну. Наряду с ними пасутся газели и африканские дикие лошади - полосатые зебры. Темные и светлые полоски на их теле помогают маскироваться, размывая контуры животных среди высоких трав. Жирафы объедают листья акаций. Жираф - самое высокое животное на Земле. Его рост достигает 5 м. Крупнейшими же растительноядных животных саванн является слоны, буйволы, носороги, бегемоты. Африканский слон - крупное животное суши: его рост достигает 4 м, а масса - 5 тонн! Вот такая она Африка - необычная и загадочная.
2. Работа по учебнику (с. 101-103)
Упражнение «Микрофон»
- Ученики отвечают на вопросы рубрики «Вспомни».
- Прочитайте рассказ умницы Колокольчики.
- Что вы узнали о пустыню Сахару?
- Прочитайте рассказ казака Подорожника.
- Что вы узнали об африканских степные равнины - саванны?
- Расскажите о значении и происхождении слова саванны.
- Какие деревья считают символом Африки? Почему?
- Какие удивительные животные обитают в саваннах?
- Назовите самых сильных и грозных среди них.
- Родиной которых культурных растений является Африка?
- Где расположились африканские влажные экваториальные леса (гилеи)?
- Какая особенность этой зоны?
- Расскажите о растительном и животном мире этой зоны.
- Какое окраски кожи имеет коренное население Африки?
- Как они приспособлены к жизни в жарких условиях?
- Сколько государств находится на территории Африки?
- Назовите некоторые из них.
- С чем связана хозяйственная деятельность людей?
- Прочитайте и запомните выводы в рубрике «По страницам Книги полезных естественных знаний».
3. Физкультминутка
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Игра «Верю - не верю»
Верите ли вы в то, что? ..
-Висота деревьев в Африке достигает 16-этажного дома.
-В африканских степях пасутся зебры, жирафы, слоны, антилопы, буйволы.
-В Африке живет страус эму - самый низкий птица и лучший бегун. (Самый высокий)
-У реках Нил, Конго, Лимпопо живут огромные крокодилы.
2. Работа над загадками
-По реке плыло бревно,
Было разъяренное оно.
Называют реку Нил,
А бревно зовут ... (крокодил).
-Слышите страшный топот?
Видите длинный хобот?
Это не волшебный сон!
Это африканский ... (слон).
-И петь не поет, и летать не летает ...
Так за что его все птицей называют? (Страус)
Эти кривляки любят бананы
И рассмешат тебя без обмана. (Обезьяны)
- Это не собака и не волк,
Ей не нужна гигиена.
Бывает, даже падаль ест.
В пустыне живет ... (гиена).
-Возраст свой ходит с узлами,
И еще садятся на него с мешками. (Верблюд)
4. Игра «Пять предложений»
Ученики в пяти предложениях формулируют усвоенные знания о растительном и животном мире Африки.
VІ. Подведение итогов. РЕФЛЕКСИЯ
- Назовите представителей растительного мира Африки.
- Назовите представителей животного мира Африки.
VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 101-103.