Урок зарубежной литературы для 6 класса "Созидательная деятельность главного героя как основная тема романа "Робинзон Крузо"

Про матеріал
Данная разработка урока поможет углубить знание содержания романа; установить, в каких условиях оказался Робинзон Крузо на необитаемом острове, благодаря чему стала возможной его созидательная деятельность; доказать, что она была именно созидательной, а его труд – творческим; совершенствовать навыки анализа литературного произведения, умение находить необходимую информацию и презентовать её; воспитывать уверенность, целеустремленность, уважительное отношение к чужому мнению.
Перегляд файлу

Тема: Созидательная деятельность главного героя как основная тема романа «Робинзон Крузо».

Цель урока: а) углубить знание учащимися содержания романа; установить, в каких условиях оказался Робинзон Крузо на необитаемом острове, благодаря чему стала возможной его созидательная деятельность; доказать, что она была именно созидательной, а его труд – творческим;

б) развивать мышление, память;

в) воспитывать стойкость в преодолении трудностей, уверенность, целеустремленность, трудолюбие, ответственность, уважительное отношение к чужому мнению.

Оборудование: мультимедийные средства, раздаточный материал, политическая карта мира, карта острова Робинзона Крузо, презентация «Растительный и животный мир острова Робинзона Крузо», текст романа Д. Дефо.

Тип урока: комбинированный урок.

Эпиграф:                                       Я хотел показать, что человек может всё,

что труд и разум его способны победить любые трудности.

Д. Дефо

Ход урока

І. Организационный момент

Ученики занимают места по заранее определенным группам: «географы», «картографы», «ботаники», «зоологи».

Слово учителя: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть.

ІІ. Проверка домашнего задания осуществляется в ходе урока.

Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы продолжим работу над романом Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», и прежде всего нам необходимо восстановить информацию об основных этапах жизни главного героя. Справиться с этим поможет литературный диктант. Вам нужно восстановить рассказ о литературном герое, вставив необходимые по смыслу слова.

Литературный диктант:

Робинзон Крузо родился в 1632 году в богатой семье в городе … (Йорке). Отец видел своего сына в будущем … (юристом). Но Робинзон мечтал только о … (морских путешествиях). 1 сентября 1651 года Робинзон Крузо, не спросив разрешения у родителей, … (отправился в путешествие). Первое плавание было неудачным, поскольку корабль … (во время бури затонул). Спасшись и пережив потрясение, Робинзон снова отправился в море. В этот раз на корабль, который плыл к берегам Гвинеи, напали пираты, и юноша попал в плен. Только через … (2 года) Робинзон сумел сбежать. Со временем Крузо очутился в Бразилии, и стал владельцем … (сахарной плантации). 1 сентября 1659 года непоседливый юноша снова отправился в Гвинею, чтобы купить там … (рабов). Но корабль во время шторма спасти было невозможно. Робинзон стал единственным, кому удалось выжить.

(Текст диктанта проектируется на экран, за отведенное учителем время 4 группы учеников должны восстановить пропущенные в нём слова. После окончания времени, группы представляют результаты работы по очереди: всего пропущено 8 слов, следовательно, группа «географов» называет 1, 5 слова, группа «картографов» 2, 6 слова, группа «ботаников» ‒ 3, 7, группа «зоологов» – 4, 8. Если одна из групп затрудняется, право ответа даётся следующей группе).

Слово учителя: После крушения корабля и гибели всей команды, Робинзон Крузо оказывается в экстремальной ситуации. Его жизнь находится под угрозой: он совершенно не знает, куда попал, у него нет ни пищи, ни пресной воды, он не может охотиться и обороняться при необходимости. Перед ним стоит выбор: всеми силами бороться за свою жизнь или сдаться и погибнуть.

ІІІ. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала:

Прочитайте слова Д. Дефо, взятые в качестве эпиграфа («Я хотел показать, что человек может всё, что труд и разум его способны победить любые трудности»).

1. Словарная работа:

Задание для группы «географов» и «картографов»: как вы понимаете слово «труд» в контексте данного высказывания? Объясните значение данного слова с помощью синонимов (труд – работа, занятие, усилие, дело, деятельность).

Задание для группы «ботаников» и «зоологов» таким же способом объяснить слово «разум» (ум, умственные способности, интеллект).

2. Проблемная фронтальная беседа:

В китайской пословице говорится, что человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления» (текст пословицы проектируется на экран).

1. Как вы думаете, какой из путей самый трудный? Почему? (Учитель выслушивает ответы учеников; «путём опыта – это самый трудный путь»).

2. Каким путём идёт Робинзон Крузо? (путём опыта).

3. Что становится для него источником получения опыта? (трудовая деятельность). А результатом? (создание полезных, нужных предметов). Творческая деятельность человека, создающего что-нибудь полезное, нужное, называется созидательной (от слова созидать – создавать, творить).

Давайте вместе подведём итог сказанному и ответим на вопрос, о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (формулировка темы учениками, с последующей записью) ‒ «Созидательная деятельность главного героя как основная тема романа «Робинзон Крузо».

4. Сформулируйте цель сегодняшнего урока, исходя из понимания значения словосочетания «созидательная деятельность».

(Цель урока – установить, в каких условиях оказался Робинзон Крузо на необитаемом острове, благодаря чему стала возможной его созидательная деятельность; доказать, что она была именно созидательной, а его труд – творческим, направленным на создание нового, полезного).

IV. Восприятие учебного материала:

1. Презентация исследовательской работы:

а) группа «географов» ‒ показывают на географической карте мира местонахождение острова, на котором жил Александр Селькирк, далее – предполагаемое местонахождение острова, на котором оказался Робинзон Крузо. Сообщают о климатических особенностях острова.

б) группа «картографов» ‒ представляют карту острова Робинзона Крузо, составленную самостоятельно на материале текста романа.

в) группа «ботаников» ‒ представляют сообщение о растительном мире острова, на котором оказался Робинзон Крузо.

г) группа «зоологов» ‒ представляют сообщение о животном мире острова, на котором оказался Робинзон Крузо.

(Сообщение «ботаников» и «зоологов» сопровождается презентацией, выполненной учениками данных групп самостоятельно).

Вывод: Условия, в которых оказался Робинзон, благоприятны для жизни человека: тёплый климат, много животных (нет хищников), разнообразие растений (можно употреблять в пищу).

2. «Мозговой штурм»

Слово учителя: Робинзон Крузо полюбил свой остров и жизнь на нём: «Я был вполне счастлив, если только в подлунном мире возможно полное счастье». И остров Отчаяния стал для него островом Надежды. Но это стало возможным только благодаря тому, что Робинзон каждый день трудился.

Он тщательно планировал свою деятельность: вёл дневниковые записи, составил распорядок дня: «Распределил своё время, назначив определённые часы для охоты за дичью, для работы, для сна и для развлечений. С утра, если нет дождя, часа два-три брожу по острову с ружьем, затем до одиннадцати работаю, в одиннадцать завтракаю, с двенадцати до двух отдыхаю (так как это самая жаркая пора дня), с двух опять принимаюсь за работу».

Как вы считаете, в чём заключается польза составления распорядка дня? (Распорядок дня помогает упорядочить действия, позволяет наиболее рационально использовать время и силы, а ещё это основа для сохранения здоровья и важнейшая часть здорового образа жизни).

Ребята, какими же профессиями (ремёслами) овладел Робинзон Крузо на острове? Задача каждой группы сейчас – составить список этих профессий, но помните, что время у вас ограничено. (Группы составляют список ремёсел, которым обучился главный герой, далее – по очереди каждая группа называет их не повторяясь).

Строитель, охотник, столяр, плотник, портной, животновод, земледелец, пекарь, рыболов, гончар.

Обратите внимание, Робинзон проходит тот же путь, который прошло человечество от варварства к цивилизации: в начале Робинзон ‒ охотник и рыболов, потом ‒ животновод, земледелец, ремесленник.

Был ли Робинзон Крузо умелым ремесленником до того, как попал на остров? («До этого я никогда не брал в руки никакого инструмента», «... плотник из меня был плохой, а портной – еще хуже», но «...время и нужда скоро сделали из меня мастера на все руки. Так было бы с каждым на моем месте»).

Вывод: Если вы чего-то не умеете, вспомните замечательную пословицу: «Дело мастера боится». Оставьте сомнения, составьте план деятельности и принимайтесь за дело, не боясь допускать ошибки.

3. Поисковая работа с текстом произведения:

Слово учителя: В начале урока мы назвали деятельность Робинзона созидательной. Для того чтобы подтвердить это, я предлагаю вам заполнить таблицу. Для выполнения работы вам необходимо в рамках вашей группы разделиться на пары. Каждая пара выбирает из предложенных профессий ту, которую будет характеризовать. Один ученик в паре заполняет столбик «Инструменты, которые использовал Робинзон», т.е. перечисляет инструменты, которыми пользовался Робинзон (согласно выбранной профессии). Другой ученик заполняет столбик «Результат деятельности», внося в него названия предметов, созданных Робинзоном. (Учитель даёт заготовленные листы с таблицей группам).

Таблица для группы «географов», «картографов»

Название ремесла

Результат деятельности

Инструменты, которые использовал Робинзон

Строитель

 

 

Плотник

 

 

Столяр

 

 

Портной

 

 

Гончар

 

 

 

Таблица для группы «ботаников», «зоологов»

Название ремесла

Результат деятельности

Инструменты, которые использовал Робинзон

Охотник

 

 

Животновод

 

 

Земледелец

 

 

Пекарь

 

 

Рыболов

 

 

Представление результатов поисковой работы по группам.

В ходе представления результатов, учитель задаёт вопросы всем ученикам:

а) к профессии «строитель»: из каких еще материалов Робинзон мог бы построить своё жилище?

б) к профессии «плотник»: как вы знаете, на изготовление полок у Робинзона уходило много времени; как можно было изготовить полки с меньшими затратами сил и времени?

в) к профессии «пекарь»: как Робинзон выпекал хлеб, что именно заменило ему печь?

Вывод: Деятельность Робинзона на необитаемом острове, без сомнения, созидательная. В её основе – творчество, а результат – нужные, полезные предметы, без которых выживание на необитаемом острове было бы невозможным. Очень важным является тот факт, что в ходе своей деятельности Робинзон учится жить в гармонии с природой, бережно к ней относиться: охота на животных для него не развлечение, а необходимость; он приручает и разводит диких животных; садит деревья (более 20000 за всё время пребывания на острове) вместо вырубленных им).

Ребята, а как вы относитесь к природе, окружающей среде? Что делаете для того, чтобы сберечь её, сохранить?

V. Подведение итогов урока

1. Осуществление рефлексии приёмом «Согласись или опровергни»:

После всего, после всего, что вы узнали сегодня на уроке, давайте вернёмся к словам Д. Дефо, звучавшим в начале урока. Вы готовы согласиться с его высказыванием, «что человек может всё, что труд и разум его способны победить любые трудности», или готовы опровергнуть его? Приведите не менее двух аргументов в подтверждение своей мысли.

Тема, о которой мы сегодня говорили, очень актуальна и в наши дни. У Робинзона бодрый, оптимистический взгляд на вещи. Он не поддается отчаянию. Все его размышления сводятся к поискам выхода из всех трудных положений, в какие бросают его обстоятельства, и он всегда находит выход. Человек может и должен всего добиваться сам, преодолевать препятствия, побеждать.

2. Выведение формулы успеха Робинзона Крузо.

В начале урока мы с вами поставили перед собой цель ‒ установить, благодаря чему стала возможной деятельность Робинзона на острове, доказать, что она была именно созидательной, а его труд – творческим, направленным на создание нового, полезного. Как вы считаете, мы достигли поставленной цели? (Ответы учеников).

Так давайте на основе сказанного запишем формулу успеха Робинзона Крузо: разум + труд = успех.

Приведите примеры из вашего жизненного опыта, на основе которых можно проверить действенность формулы успеха Робинзона Крузо.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать главы 17-20.

2. Представьте себя на месте Робинзона. Составьте советы для тех, кто попадёт на необитаемый остров или кодекс поведения на необитаемом острове.

3. Нарисуйте герб острова Робинзона Крузо.

(1 – обязательно к выполнению всем ученикам, 2 или 3 – по выбору).

docx
Додано
21 лютого 2021
Переглядів
1119
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку