Тема: Созидательная деятельность главного героя как основная тема романа «Робинзон Крузо».
Цель урока: а) углубить знание учащимися содержания романа; установить, в каких условиях оказался Робинзон Крузо на необитаемом острове, благодаря чему стала возможной его созидательная деятельность; доказать, что она была именно созидательной, а его труд – творческим;
б) развивать мышление, память;
в) воспитывать стойкость в преодолении трудностей, уверенность, целеустремленность, трудолюбие, ответственность, уважительное отношение к чужому мнению.
Оборудование: мультимедийные средства, раздаточный материал, политическая карта мира, карта острова Робинзона Крузо, презентация «Растительный и животный мир острова Робинзона Крузо», текст романа Д. Дефо.
Тип урока: комбинированный урок.
Эпиграф: Я хотел показать, что человек может всё,
что труд и разум его способны победить любые трудности.
Д. Дефо
Ход урока
І. Организационный момент
Ученики занимают места по заранее определенным группам: «географы», «картографы», «ботаники», «зоологи».
Слово учителя: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть.
ІІ. Проверка домашнего задания осуществляется в ходе урока.
Актуализация опорных знаний.
Сегодня мы продолжим работу над романом Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», и прежде всего нам необходимо восстановить информацию об основных этапах жизни главного героя. Справиться с этим поможет литературный диктант. Вам нужно восстановить рассказ о литературном герое, вставив необходимые по смыслу слова.
Литературный диктант:
Робинзон Крузо родился в 1632 году в богатой семье в городе … (Йорке). Отец видел своего сына в будущем … (юристом). Но Робинзон мечтал только о … (морских путешествиях). 1 сентября 1651 года Робинзон Крузо, не спросив разрешения у родителей, … (отправился в путешествие). Первое плавание было неудачным, поскольку корабль … (во время бури затонул). Спасшись и пережив потрясение, Робинзон снова отправился в море. В этот раз на корабль, который плыл к берегам Гвинеи, напали пираты, и юноша попал в плен. Только через … (2 года) Робинзон сумел сбежать. Со временем Крузо очутился в Бразилии, и стал владельцем … (сахарной плантации). 1 сентября 1659 года непоседливый юноша снова отправился в Гвинею, чтобы купить там … (рабов). Но корабль во время шторма спасти было невозможно. Робинзон стал единственным, кому удалось выжить.
(Текст диктанта проектируется на экран, за отведенное учителем время 4 группы учеников должны восстановить пропущенные в нём слова. После окончания времени, группы представляют результаты работы по очереди: всего пропущено 8 слов, следовательно, группа «географов» называет 1, 5 слова, группа «картографов» 2, 6 слова, группа «ботаников» ‒ 3, 7, группа «зоологов» – 4, 8. Если одна из групп затрудняется, право ответа даётся следующей группе).
Слово учителя: После крушения корабля и гибели всей команды, Робинзон Крузо оказывается в экстремальной ситуации. Его жизнь находится под угрозой: он совершенно не знает, куда попал, у него нет ни пищи, ни пресной воды, он не может охотиться и обороняться при необходимости. Перед ним стоит выбор: всеми силами бороться за свою жизнь или сдаться и погибнуть.
ІІІ. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала:
Прочитайте слова Д. Дефо, взятые в качестве эпиграфа («Я хотел показать, что человек может всё, что труд и разум его способны победить любые трудности»).
1. Словарная работа:
Задание для группы «географов» и «картографов»: как вы понимаете слово «труд» в контексте данного высказывания? Объясните значение данного слова с помощью синонимов (труд – работа, занятие, усилие, дело, деятельность).
Задание для группы «ботаников» и «зоологов» таким же способом объяснить слово «разум» (ум, умственные способности, интеллект).
2. Проблемная фронтальная беседа:
В китайской пословице говорится, что человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления» (текст пословицы проектируется на экран).
1. Как вы думаете, какой из путей самый трудный? Почему? (Учитель выслушивает ответы учеников; «путём опыта – это самый трудный путь»).
2. Каким путём идёт Робинзон Крузо? (путём опыта).
3. Что становится для него источником получения опыта? (трудовая деятельность). А результатом? (создание полезных, нужных предметов). Творческая деятельность человека, создающего что-нибудь полезное, нужное, называется созидательной (от слова созидать – создавать, творить).
Давайте вместе подведём итог сказанному и ответим на вопрос, о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (формулировка темы учениками, с последующей записью) ‒ «Созидательная деятельность главного героя как основная тема романа «Робинзон Крузо».
4. Сформулируйте цель сегодняшнего урока, исходя из понимания значения словосочетания «созидательная деятельность».
(Цель урока – установить, в каких условиях оказался Робинзон Крузо на необитаемом острове, благодаря чему стала возможной его созидательная деятельность; доказать, что она была именно созидательной, а его труд – творческим, направленным на создание нового, полезного).
IV. Восприятие учебного материала:
1. Презентация исследовательской работы:
а) группа «географов» ‒ показывают на географической карте мира местонахождение острова, на котором жил Александр Селькирк, далее – предполагаемое местонахождение острова, на котором оказался Робинзон Крузо. Сообщают о климатических особенностях острова.
б) группа «картографов» ‒ представляют карту острова Робинзона Крузо, составленную самостоятельно на материале текста романа.
в) группа «ботаников» ‒ представляют сообщение о растительном мире острова, на котором оказался Робинзон Крузо.
г) группа «зоологов» ‒ представляют сообщение о животном мире острова, на котором оказался Робинзон Крузо.
(Сообщение «ботаников» и «зоологов» сопровождается презентацией, выполненной учениками данных групп самостоятельно).
Вывод: Условия, в которых оказался Робинзон, благоприятны для жизни человека: тёплый климат, много животных (нет хищников), разнообразие растений (можно употреблять в пищу).
2. «Мозговой штурм»
Слово учителя: Робинзон Крузо полюбил свой остров и жизнь на нём: «Я был вполне счастлив, если только в подлунном мире возможно полное счастье». И остров Отчаяния стал для него островом Надежды. Но это стало возможным только благодаря тому, что Робинзон каждый день трудился.
Он тщательно планировал свою деятельность: вёл дневниковые записи, составил распорядок дня: «Распределил своё время, назначив определённые часы для охоты за дичью, для работы, для сна и для развлечений. С утра, если нет дождя, часа два-три брожу по острову с ружьем, затем до одиннадцати работаю, в одиннадцать завтракаю, с двенадцати до двух отдыхаю (так как это самая жаркая пора дня), с двух опять принимаюсь за работу».
Как вы считаете, в чём заключается польза составления распорядка дня? (Распорядок дня помогает упорядочить действия, позволяет наиболее рационально использовать время и силы, а ещё это основа для сохранения здоровья и важнейшая часть здорового образа жизни).
Ребята, какими же профессиями (ремёслами) овладел Робинзон Крузо на острове? Задача каждой группы сейчас – составить список этих профессий, но помните, что время у вас ограничено. (Группы составляют список ремёсел, которым обучился главный герой, далее – по очереди каждая группа называет их не повторяясь).
Строитель, охотник, столяр, плотник, портной, животновод, земледелец, пекарь, рыболов, гончар.
Обратите внимание, Робинзон проходит тот же путь, который прошло человечество от варварства к цивилизации: в начале Робинзон ‒ охотник и рыболов, потом ‒ животновод, земледелец, ремесленник.
Был ли Робинзон Крузо умелым ремесленником до того, как попал на остров? («До этого я никогда не брал в руки никакого инструмента», «... плотник из меня был плохой, а портной – еще хуже», но «...время и нужда скоро сделали из меня мастера на все руки. Так было бы с каждым на моем месте»).
Вывод: Если вы чего-то не умеете, вспомните замечательную пословицу: «Дело мастера боится». Оставьте сомнения, составьте план деятельности и принимайтесь за дело, не боясь допускать ошибки.
3. Поисковая работа с текстом произведения:
Слово учителя: В начале урока мы назвали деятельность Робинзона созидательной. Для того чтобы подтвердить это, я предлагаю вам заполнить таблицу. Для выполнения работы вам необходимо в рамках вашей группы разделиться на пары. Каждая пара выбирает из предложенных профессий ту, которую будет характеризовать. Один ученик в паре заполняет столбик «Инструменты, которые использовал Робинзон», т.е. перечисляет инструменты, которыми пользовался Робинзон (согласно выбранной профессии). Другой ученик заполняет столбик «Результат деятельности», внося в него названия предметов, созданных Робинзоном. (Учитель даёт заготовленные листы с таблицей группам).
Таблица для группы «географов», «картографов»
Название ремесла |
Результат деятельности |
Инструменты, которые использовал Робинзон |
Строитель |
|
|
Плотник |
|
|
Столяр |
|
|
Портной |
|
|
Гончар |
|
|
Таблица для группы «ботаников», «зоологов»
Название ремесла |
Результат деятельности |
Инструменты, которые использовал Робинзон |
Охотник |
|
|
Животновод |
|
|
Земледелец |
|
|
Пекарь |
|
|
Рыболов |
|
|
Представление результатов поисковой работы по группам.
В ходе представления результатов, учитель задаёт вопросы всем ученикам:
а) к профессии «строитель»: из каких еще материалов Робинзон мог бы построить своё жилище?
б) к профессии «плотник»: как вы знаете, на изготовление полок у Робинзона уходило много времени; как можно было изготовить полки с меньшими затратами сил и времени?
в) к профессии «пекарь»: как Робинзон выпекал хлеб, что именно заменило ему печь?
Вывод: Деятельность Робинзона на необитаемом острове, без сомнения, созидательная. В её основе – творчество, а результат – нужные, полезные предметы, без которых выживание на необитаемом острове было бы невозможным. Очень важным является тот факт, что в ходе своей деятельности Робинзон учится жить в гармонии с природой, бережно к ней относиться: охота на животных для него не развлечение, а необходимость; он приручает и разводит диких животных; садит деревья (более 20000 за всё время пребывания на острове) вместо вырубленных им).
Ребята, а как вы относитесь к природе, окружающей среде? Что делаете для того, чтобы сберечь её, сохранить?
V. Подведение итогов урока
1. Осуществление рефлексии приёмом «Согласись или опровергни»:
После всего, после всего, что вы узнали сегодня на уроке, давайте вернёмся к словам Д. Дефо, звучавшим в начале урока. Вы готовы согласиться с его высказыванием, «что человек может всё, что труд и разум его способны победить любые трудности», или готовы опровергнуть его? Приведите не менее двух аргументов в подтверждение своей мысли.
Тема, о которой мы сегодня говорили, очень актуальна и в наши дни. У Робинзона бодрый, оптимистический взгляд на вещи. Он не поддается отчаянию. Все его размышления сводятся к поискам выхода из всех трудных положений, в какие бросают его обстоятельства, и он всегда находит выход. Человек может и должен всего добиваться сам, преодолевать препятствия, побеждать.
2. Выведение формулы успеха Робинзона Крузо.
В начале урока мы с вами поставили перед собой цель ‒ установить, благодаря чему стала возможной деятельность Робинзона на острове, доказать, что она была именно созидательной, а его труд – творческим, направленным на создание нового, полезного. Как вы считаете, мы достигли поставленной цели? (Ответы учеников).
Так давайте на основе сказанного запишем формулу успеха Робинзона Крузо: разум + труд = успех.
Приведите примеры из вашего жизненного опыта, на основе которых можно проверить действенность формулы успеха Робинзона Крузо.
VI. Домашнее задание
1. Прочитать главы 17-20.
2. Представьте себя на месте Робинзона. Составьте советы для тех, кто попадёт на необитаемый остров или кодекс поведения на необитаемом острове.
3. Нарисуйте герб острова Робинзона Крузо.
(1 – обязательно к выполнению всем ученикам, 2 или 3 – по выбору).