Это мероприятие поможет учителю расширить представления учащихся о профессиях, продуктах труда. Научит детей ориентироваться в мире профессий. Использованный игровой материал поспособствует формированию у учащихся представления о том, что любая профессия важна и нужна.
Цель:
Ход мероприятия
I . Организация класса.
II. Вступительная часть.
Учитель.
– Когда-то Владимир Маяковский задумался над очень важной проблемой:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Учитель.
– Как вы думаете, о чем пойдет сейчас речь?
– Какова тема сегодняшнего занятия? (Cлайд 2)
– Сегодня мы побываем в мире профессий.
И попробуем ответить на вопрос:
– Какая профессия самая важная?
III. Основная часть.
– Пока вы еще дети, работать предстоит , когда вы вырастите. Но вот какие бывают профессии, это знать вам надо уже сейчас.
Инсценировка. (Слайд 3)
Выходят два ученика и инсценируют стихотворение Александра Кравченко “Честный ответ”.
1-й ученик:
– Мне бы вырасти немножко,
Вот настолько подрасти,
Я бы сразу стал...
2-й ученик:
– Сережка!
Ты бы стал коров пасти?
1-й ученик:
– Вот и нет. Я стал бы,
Стал бы...
2-й ученик:
– Космонавтом? Моряком?
1-й ученик:
– Нет я стал бы,
Стал бы, стал бы...
2-й ученик:
– Генералом? Рыбаком?
1-й ученик:
– Я бы стал...
2-й ученик:
– Ну что ты тянешь?
Сам не знаешь, кем бы стал.
Инженером финской дамбы?
На заводе б лил металл?
1-й ученик:
– Нет, я стал бы,
Стал бы, стал бы...
2-й ученик:
– Ты, Сережка, хитрый жук!
1-й ученик:
– Нет, я просто не хвастун.
Я сначала подрасту, Стану, и тогда скажу.
Учитель: Конечно же, какую выбрать профессию – это очень сложная проблема для многих молодых людей.
– А какие профессии вы знаете?
Решим кроссворд. (Слайд 4)
Учитель. Какое ключевое слово в этом кроссворде?
Ученики. Профессии!
Учитель. А что же такое профессия? (Ответы детей.)
(Слайд 5)
Вот какие сведения дает нам толковый словарь: “Род трудовой деятельности, занятий, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков и являющийся обычно источником существования”.
Учитель.
Да, профессий на свете очень много. И каждая профессия требует к себе особого внимания, упорства и терпения в освоении мастерства.
Чтение учителем стихотворения Д.Родари “Чем пахнут ремесла”.
(Слайды 6–19)
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идешь мастерской
– Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофера пахнет бензином.
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак!
Учитель.
Какие ремесла были названы в стихотворении?
Чем пахнут люди разных профессий?
Почему бездельник никак не пахнет?
Учитель.
Джани Родари в своих стихах рассказал не только о том, чем пахнут ремесла, но и о том, какого они цвета.
Ученик читает стихотворение Дж. Родари “Какого цвета ремесла?”
(Слайды 20–27)
Цвет свой особый
У каждого дела.
Вот перед вами
Булочник белый.
Белые волосы,
Брови, ресницы.
Утром встает он
Раньше, чем птицы.
Черный у топки
Стоит кочегар.
Всеми цветами
Сверкает маляр.
В синей спецовке
Под цвет небосвода
Ходит рабочий
Под сводом завода.
Руки рабочих
В масле и в саже.
Руки богатых
Белее и глаже.
Нежные пальцы,
Светлые ногти.
Нет на них копоти,
Масла и дегтя.
Знаешь: пускай у них кожа бела,
Очень черны у богатых дела!
Учитель.
Какие еще профессии были названы в стихотворении?
Вместе с поэтом мы выяснили , что каждая профессия имеет свой цвет и запах.
Предлагаю вам игру “Доскажи словечко”. Я буду читать начало предложения, а вы будете его заканчивать.
(Слайд 28)
Трактор водит... (тракторист),
Электричку... (машинист),
Стенку выкрасил... (маляр),
Доску выстругал... (столяр),
В доме свет провел... (монтер),
В шахте трудится... (шахтер),
В жаркой кузнице – ... (кузнец),
Кто все знает – ... (молодец).
Учитель:
– Для того, чтобы люди разных профессий хорошо выполняли свою работу, им нужны предметы-помощники: инструменты или орудия труда. Какие вы знаете инструменты, орудия труда? (Дети отвечают кратко, называя инструменты по цепочке.)
Сейчас мы постараемся отгадать несколько загадок об инструментах и сказать, в каких профессиях эти инструменты могут пригодиться?
Итак... (Слайды 29–33)
Он в любом хозяйстве нужен,
Он с гвоздями очень дружен.
Им гвоздочки забиваю,
Маму с папой забавляю.
(Молоток. Для плотника, столяра.)
Непростое это дело
– Им махать в лесу умело.
Но дрова рублю я ловко,
Появляется сноровка.
(Топор. Для плотника, столяра.)
Что поможет болт вкрутить
И шурупчик примостить?
С ней в руке всегда легко
Ведь сестра ее – сверло.
(Отвертка. Для плотника, столяра.)
Эта вещь, скажу друзья,
Мне в работе помогла.
Я дощечки распилил
И скворечник смастерил.
(Ножовка. Для плотника, столяра.)
И художник с нею дружит,
Без нее моляр затужит.
И бумага ей знакома,
И стена любого дома.
(Кисточка или кисть. Для маляра, художника.)
Чем нам радугу создать
И цветок нарисовать?
С ними дружат малыши
И зовут их
(Карандаши. Для художника, чертежника.)
С ней я выше сразу стану,
И до лампочки достану.
С ней и быстро, и легко
Поднимусь я высоко.
(Лестница или стремянка. Для строителя.)
Если свет погаснет вдруг,
У меня есть верный друг.
Ночью с ним совсем не страшно,
Я иду вперед отважно.
(Фонарик. Для любых профессий.)
С ней портной не расстается,
Хоть и может уколоться.
Нитка только ей нужна
И зовется вещь...
(Игла. Для портного.)
IV. Продолжение работы по теме.
Мы с вами вспомнили большое количество разных профессий. А теперь вспомните составные части экономики.
(Слайд 34)
Самостоятельная работа. (Работа в группах.)
Учитель.
Я предлагаю вам поработать в группах. Каждой группе дается определенная отрасль экономики.
Вам нужно назвать профессии связанные с этой отраслью. Привести примеры.
(Слайды 35–39) Ответы каждой группы.
(Слайд 39)
Практическая работа.
– Что перепутано на этих рисунках?
– Это не полный список профессий. Мы не называли профессии людей, которые работают в сфере образования, здравоохранения, культуры... (Слайды 40–41)
Игра.
– Предлагаю игру “Угадай – кто?” Каждая группа должна загадать по две профессии. Чтобы ребята из других групп смогли угадать вашу профессию, вы должны ее кратко охарактеризовать
Например : человек этой профессии ходит на работе в белом халате, работа людьми, выписывает им лекарства…..
Прочитайте рассказ “Кто сделал хлеб?”.
Как можно ответить на вопрос, стоящий в названии рассказа?
Все отрасли нашей экономики связаны друг с другом.
Вы смогли убедиться, какое количество людей потрудилось для того, чтобы на нашем столе оказались батон хлеба или булочка.
Люди каких профессий поработали для того, чтобы вы могли надеть красивый шерстяной свитер? А купить книгу?
Сколько труда вложено в каждую вещь! Поэтому мы должны бережно относиться к тому, что нас окружает, к тем предметам, которыми мы пользуемся.
V. Итог мероприятия.
– Что вы узнали нового, интересного?
– Какая же профессия самая важная?
– Что надо делать для того, чтобы получить профессию?
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
VI. Рефлексия.
Подготовьте рисунок или рассказ о профессии своих родителей, близких; или своей будущей профессии. (Слайд 43)