Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;
1
Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь».
Цель:
- Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
Задачи:
- учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;
- развивать творческие возможности детей.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор (или интерактивная доска)
Материалы для детей: цветные карандаши, ножницы, клей, шаблоны сердечек, рисунок Дерева Доброты.
Ход урока:
- Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости.
- Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты.
- Что такое добро? Что такое зло?
Во все времена люди пытаются ответить на этот
вопрос.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)
- Итак, что такое добро?
Как вы понимаете значение этого слова?
(Дети отвечают)
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:
« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Вопросы и задания для беседы:
- Посмотрите, перед вами маленький росток, появившийся из жёлудя. Как будет выглядеть взрослое дерево через 15 лет. Перечислите всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти.
(Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка и т.д.)
Слушаем сказку.
Даром ни одно доброе дело не пропадает. А.Неелова
Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее
и посеял. С утра до позднего вечера работал
крестьянин в поле, чтобы было чем осенью
прокормиться. Хороши были у крестьянина
всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос.
Но тут на беду слишком рано наступила жара,
начал колос желтеть и не давать зерну роста.
«Ну, — думает крестьянин, — пропал мой
урожай, как-то я проживу теперь с детишками?»
И что ни день, все в поле ходит, на небо
посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет.
Увидели его две маленькие дождевые
капельки, и говорит одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил,
а без дождя пропадает его рожь. Как бы
помочь ему.
- Так то так, — ответила другая капелька, — да
что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты
крошечная — тебе не смочить и самой
маленькой травки.
- Правда твоя, — согласилась капелька,
— а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и
подумала:
- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки — одна крестьянину
на лоб, другая — на колос ржи.
- Слава тебе, Господи, дождь собирается, —
обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много
дождевых капелек и принялись толковать о
том, как обрадовался крестьянин их
подружкам.
- Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.
- И я! И я! И я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать
зерно, снял крестьянин со своей полоски
богатый урожай.
Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька
и не собрать бы ему и семян со своей полоски,
Пришлось бы всю зиму с семьей голодать
Вопросы и задания к сказке:
• Почему капелька пожалела крестьянина?
• Какими качествами должен обладать хороший земледелец?
• Какой была туча — мама добрых капелек? Чему и как она учила своих деток?
- Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.
(Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и т.д.)
Творческое задание «Дерево Доброты».
Работа с «волшебными» словами и приветствиями.
- Добрые слова мы говорим в приветствиях,
пожеланиях друг другу.
Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными».
- Перед вами Дерево Доброты, которое поможет вспомнить волшебные слова и приветствия.
(Работа в группах: дети на маленьких сердечках
пишут волшебные, добрые слова, приветствия
и приклеивают к веточкам дерева).
- Какие деревья вы вырастили?
(Каждая команда демонстрирует своё «выращенное» дерево.)
Задание «Дерево Добрых Дел»
- Вспомните и расскажите о своих добрых делах. (В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вспомнят дети.)
- Каждый из вас может «посадить» (нарисовать на листе) Дерево Добрых Дел у себя дома и время от времени добавлять к нему новые сердечки – плоды.
Итог занятия
- Скажите, для чего доброта нужна каждому человеку?
Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:
платить тебе за добро: добром или злом –
Твори добро.
Ибо никто не властен над твоим добром.
Ш.А. Амонашвили
(Памятку со словами Ш.А. Амонашвили получает каждый из детей)
В конце урока дети поют песню и танцуют под клип группы «Барбарики».