Выразительно-изобразительные музыкальные интонации.

Про матеріал
План-конспект урока по предмету музыкальное искусство в 3 классе с русским языком обучения. Цель урока, раскрыть способы "рисования" образов сказочных героев в произведениях М. Глинки "Марш Черномора" и Н. Римского-Корсакова "Три чуда", "Полет шмеля".
Перегляд файлу

 

Ход урока

   Вход под музыку Т.Попатенко          

«Котенок и щенок» (-)                                                                                              

              слайд 1                                            

 

 

                                                                                                             

 

 

I. Музыкальное  приветствие.

 

У. Ребята, тема нашего урока: выразительно-изобразительные музыкальные интонации. А, что же такое интонация, давайте прочитаем в словарике?

II. 1.Интонация: от латинского in-в, tonuc-тон; intonare-произносить громким голосом; в общем значении – характер произношения.

.Если я скажу фразу так: «Послушайте, дети, (произнести, сначала нежно, затем вопросительно, затем грозно). Вы услышали, как изменился характер моего произношения?

Д. Да

У. Это и есть интонация голоса. Но музыкальные инструменты тоже владеют интонацией. В народе говорят: «Скрипка плачет»,-значит издает жалобные интонации; саксофон, например, «смеется от души». Помните симфомультик?

Д. Да

У. А фагот «ворчит», как старый Дедушка, в какой симфонической сказке?

Д. «Петя и Волк»

У. Есть еще одно значение слова интонация – это воспроизведение мелодии голосом. Если человек поет мелодию правильно, то, говорят, что у него – «чистая интонация», а неправильно – «грязная интонация», или «фальшивое пение», т.е. неточное исполнение мелодии.

Для того, чтобы научиться «чисто» интонировать, нужно научиться слышать и контролировать свой голос, чтобы он точно совпадал с мелодией. У одних людей – интонация «чистая» от природы, а другим – нужно ее развивать годами. Этим занимаются и в вокальных студиях, и в музыкальных школах, и, в том числе, на уроках музыкального искусства в общеобразовательных школах. Если сильно захотеть и постараться, то, со временем, можно научиться интонировать «чисто».

Но, прежде чем мы перейдем к интонированию, давайте заглянем в наш «нотный домик» (приложение) - что там, сегодня, новенького? Откроем папочки, рассмотрим первую страничку и ответим на вопросы.

У. Что такое ноты?

Д. Знаки для записи музыкальных звуков.

У. Как называются пять линеек на которых пишутся ноты?

Д. Нотный стан, нотоносец.

У. Как, правильно, нужно считать линейки на нотном стане – сверху или снизу?

Д. Снизу.

У. Молодцы! А теперь прочитаем с вами стихотворение, добавляя в пропущенных местах название нужной цифры.

У. Очень полюбилась всем

     Это чудо-цифра Д. (7)

У. В небе засияли вдруг

Д. (7) У. Цветных и ярких дуг

В мире знают Д. (7) У. чудес.

(Прояви к ним интерес).

Посчитай, на самом деле,

Ровно Д. (7) У. есть дней в неделе

Слово доброе «семья»

Состоит из Д. (7) У. и «Я»

И, конечно, всем знакомы

Белоснежка и Д. (7) У. гномов

И давно известно всем-

Нот на свете тоже Д. (7)

У. Этих нот названия

Выучи заранее

И Д. (7) У раз произнеси

До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

Повторим вместе!

У.Д. До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

2. У. Мы с вами уже знаем, где пишутся нотки До, Ре и Ми. Кто их напишет на нотном стане?

(Ученик записывает на доске три ноты.)

У. Молодец! А сегодня мы познакомимся, поближе, с четвертой нотой – ФА.    которая пишется между 1 и 2 линеечкой нотного стана (учитель записывает на доске ноту ФА), точно там, где сидит наш «веселый воробышек» на экране.

А теперь отгадайте загадки.

По степи бежит дрофа                                                  №2

В рифму будет нотка Д. «Фа»

У. Город есть такой – Уфа

В конце слова – нотка «Фа»

У. А фасоль внутри стручка

Из двух нот – из «соль» и Д. «Фа»

У. А сколько раз вы услышите название ноты в этом четверостишье.

     Облачившись в сарафаны

     И фату из целлофана,

     Нота – фараон, опять,

     В саркофаг ложится спать.

Д. Пять раз.

У. Правильно. А теперь вспомните и вы слова, где была бы нотка ФА.

Д. (например): фанера, фантик, фазан, Фаина, фартук, кефаль, арфа, фамилия, фарш, фара, фантазия, факел, фабрика, фата и т.д.

У. Умнички! Как много слов вы знаете!

3. А теперь попробуем ее просольфеджировать вместе с другими нотками. 

Сольфеджирование – это пение с названием нот. Во время сольфеджирования – и распеваемся, и учимся сравнивать свой голос с мелодией, закрыв одно ушко пальчиком, чтобы лучше себя слышать.

№3

                                   C:\Users\user\Desktop\НОТЫ\2.jpg

III. У. А если я спою эту же мелодию, вот так?

 

C:\Users\user\Desktop\НОТЫ\2.jpg

Что она напоминает?

 

Д. Песню Т.Попатенко «Котенок и щенок»      №4                                 

  

(фамилию повторить еще раз для кроссворда!)

 

 

У. Правильно. Давайте повторим с вами один куплет, а затем пропоем под минусовку всю песню. А что такое «минусовка»?

Д. Запись музыкального сопровождения без голоса.

У. Молодцы! (Повторяем мелодию 1-го куплета по фразам под баян (ф-но), а затем исполняем песню полностью под минусовку, в тональности, подобранной для конкретного класса.

Т.Попатенко «Котенок и щенок» (-)

 

У. Молодцы! Ну, в песне, хозяева навели порядок, после шалостей Котенка и Щенка и мы с вами, давайте, сделаем уборку в виде                              физкультминутки.                                                                       

 

 

 

IV.   С.Рахманинов «Итальянская полька»

 

 

 

                          C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\5..jpg              №5

 

 

                                       C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\6..jpg

 

                                                                                                    №6 (вставка)

V. У. Умнички! Прибрались, теперь мы, немножко, отдохнем и побываем с вами, ребята, в гостях у сказки. Но, прежде, ответе мне – при помощи чего рисует картины художник?    Д. Красок.

У. А писатель, он, ведь, тоже «рисует» картины в нашем воображении, когда мы читаем стихи или рассказы? При помощи чего?

Д. Букв.

У. Слушая музыку, мы тоже можем что-то нарисовать в своих фантазиях. Значит композитор - тоже художник? А при помощи чего «рисует» музыкальные полотна композитор?

Д. Нот.

У. Вот сегодня мы с вами услышали, как композиторы, посредством музыки, могут «рисовать» картины; и не простые, а сказочные.

Сели поудобнее – отправляемся в сказку! (Смена декораций).

Мелодия «В гостях у сказки»                          

(Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» читает учитель) №7C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\7..jpg

У. У лукоморья дуб зеленый;

     Златая цепь на дубе том:

     И днем, и ночью кот ученый

     Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там, на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол ведений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного Царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря 

Колдун несет богатыря;

В темнице там Царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

 

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И я там был, и мед там пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

 

А чтобы я их не забыл,

Он мне в портфельчик их сложил

И на прощанье – подарил.

Велел мне: - «Как явлюсь в ваш класс,

Со сказкой подружить и вас!»

У. Дружите, вы, со сказкой, ребята?

Д. Да

У. Тогда откроем сказочный портфельчик и посмотрим – какие сказки нам приготовил Кот ученый?

(Учитель достает из портфеля первую книжку (картинку) с надписью       «Руслан и Людмила», но не показывает детям,а задает вопросы.)

У. Помните, ребята: «Там в облаках перед народом                                             

Через леса, через моря              C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\8..jpg№8C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\9..jpg №9

Колдун несет Богатыря…»

Кто этот колдун? Как его зовут?

Д. Черномор                                                                                                    

У. А как называется сказка, где Черномор несет по небу Богатыря, крепко схватившего его за бороду?                                                                                   №9аC:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\9.а.jpg

Д. «Руслан и Людмила».

(Учитель показывает книжку с надписью «Руслан и Людмила»)

                           №10    C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\10..jpg                                                                                                    

У. Правильно, ребята. Эту поэму – сказку, где злой волшебник Черномор похитил  красавицу Людмилу и, колдовством и чарами, пытался добиться ее сердца; но богатырь Руслан победил злого волшебника и вернул свою возлюбленную, – написал великий русский поэт – А.С. Пушкин. Кстати, стихотворенье «У лукоморья…», которое я вам прочитал, - это пролог, т.е. вступление к сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Вот его портрет.            C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\11..jpg         №11     C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\12..jpg№12

А композитор М.И. Глинка написал оперу по этой сказке. М.И. Глинку называют не только основоположником русской классической музыки, но и основоположником русского классического балета: А знаете почему?             

Д. Нет (обычно)

У. Он первый, кто ввел в оперный жанр, где только поют – танцевальные сцены, в том числе и в опере «Руслан и Людмила».

Как он это делал, мы сейчас, увидим, но заодно и послушаем – как при помощи музыки он «нарисовал» нам образ злого волшебника Черномора.

№13 Произведение М. Глинка назвал «Марш Черномора» (Просмотр фрагмента)             C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\14..jpg                                                                                                    №14

У. Услышали, ребята, какие «резкие», неприятные интонации использовал М. Глинка для характеристики злого Черномора?

Д. Да.

У. Кстати, памятник М. Глинке есть и в нашем городе. Кто скажет где он находится?                                                                                                                 №15C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\15..jpg

Д. Перед зданием «Концертного зала имени М. Глинки» (областная филармония).                                                                                                           C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\16..jpg №16

У. Молодцы! Знаете, свой город. Ну что, поищем в портфельчике следующую сказку?

Д. Да

У. (Достает другую книжку с надписью «Сказка о Царе Салтане», но не показывает)

     Вспомните, что это за сказка? C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\19..jpg C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\18..jpg C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\17..jpg                                                                  №17,18,19.

Д. «Сказка о Царе Салтане» C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\28..jpg                                                                           №20

                                                                                                                           

У. Правильно. Это тоже сказка А.С. Пушкина, но оперу, по этой сказке, написал другой композитор, фамилию которого мы узнаем позже. Его поправу называют композитором-сказочником. Потому что из 15 написанных им опер – 9 написано C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\21..jpg№21     на сказочные сюжеты. Как великий художник – маринист И. Айвазовский мог красками передать настроение моря – от грозного и бушующего, до ласкового и спокойного, так и этот композитор мог сделать тоже при помощи «красок» симфонического оркестра.                                                                                      

Есть в опере «Сказка о Царе Салтане» небольшая симфоническая зарисовка, которая называется «Три чуда». Вспомните, о каких трех чудесах в сказочном городе «Леденце» идет речь?

Д. Белка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь.

У. Посмотрите, первое чудо – Белку, и ответе мне какой музыкальный инструмент характеризует Белочку. C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\21а..jpg №21а                                                                                          

 

 

«Есть там белка, что при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поет,

При честном, при всем нарде, «Во саду ли, во городе».

    (просмотр фрагмента)    №22                                                                                  

 

Какой инструмент характеризует Белочку?

Д. Флейта

У. Правильно, дети. Флейта самый высокий по звучанию инструмент           №22а симфонического оркестра. C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\22а..jpg                                                                                      

Откуда же взялась эта маленькая сказочная флейта? Откройте учебники на стр. 47 (О.В. Лобова З кл. Музыка) и узнаем о ней по подробнее.

  1. Прочитать миф, рассмотреть репродукцию М. Врубеля «Пан»
  2. Прочитать словарик (стр.46)

 

  1. Посмотреть на флейту Пана (стр.48) и на современную флейту (экран) 

                                                                                                                       C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\23..jpg №23

 

Современная флейта больше напоминает нам сопилку с отверстиями для пальцев, чем флейту Пана. И сделана она уже не из дерева, а с легкого метала.

Но Белочку в сказке «О Царе Салтане» озвучила не обычная флейта, а флейта – пикколо (с итал. «маленькая флейта»). Она в два раза звучит выше обычной флейты.                      №24C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\24..JPG                                                                                                                       

Значит, ребята, какие по размеру музыкальные инструменты издают высокие звуки – маленькие или большие?

Д. Маленькие.

У. Правильно. Теперь закрыли книжки и вернемся к «Трем чудам». Послушайте, какие инструменты характеризуют нам 2е и 3е чудо в сказке о Царе Салтане.

Опять звучит знакомая фанфара…….

«Море вздуется C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\25..jpgбурливо,                                                                                     №25

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой

Разольется в шумном беге

И останутся на бреге

В чешуе как жар горя

33 богатыря….

 

Там царевна есть,                        №26 C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\26..jpg                                                                          

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама то величаво,

Выступает будто пава

Сладку речь то говорит

Будто реченька журчит….

(просмотр видеофрагмента) №27           №28 (вставка) C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\28..jpg                                                               

У. Какими инструментами охарактеризовал композитор 33 Богатыря?

Д. Духовым – медными

У. А почему?

Д. Мощное звучание

У. А Царевну – Лебедь?

Д. Струнными

У. А почему не медными?

Д. Нежный образ!  

У. Молодцы!

 

У. В сказке был еще один персонаж, который мастерски изобразил композитор своей музыкой. Угадайте, кого вам напоминает эта музыка?

 Н.Римский –Корсаков,

«Полет шмеля» (фрагмент из видео) №29

Д. Комара

У. Правильно. Когда Царевна-лебедь (превратила Царевича Гвидона в комара, чтобы он, перелетів океан попал в царство славного Царя Салтана.

Композитор назвал произведение «Полет Шмеля». И чем быстрее оно исполняется, тем больше ощущение жужжания комара.

   Послушайте  произведение полностью.     №29                                                  

У. Нам осталось узнать, то же этот композитор-сказочник. Написавший такую очаровательную музыку? Но, для того, нам нужно разгадать кроссворд. Готовы?

Д. Да!                                                №30

 

 

 

 

У. 1. Отрицательный персонаж оперы «Руслан и Людмила»?

     2. Имя богатыря, победившего Черномора?

     3. Один из трех типов музыки («трех китов»), связанный с интонацией?

     4. Композитор, написавший песню «Котенок и Щенок»?

     5. Первое из трех чудес в «Сказке о царе Салтане»?

     6. Второе чудо?

     7. Третье чудо?

Итак, великий русский композитор- сказочник – это Н.А. Римский-Корсаков!       №31C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\31..jpg

                                                                                                                                    

    мелодия «В гостях у сказки» C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\32..jpg№32                                                                                

 

У. На этом мы волшебный портфельчик закроем и прибережем сказки для следующего раза. Ой, тут что-то шевелится! (Учитель достает конфеты и открытку с надписью. Читает)

 

«За старанье и таланты –

Вам почет и уваженье

Ну, а в виде поощрения –

Сладости для развлечения!

                        Кот-Сказочник»

Он наблюдал за нами из Лукоморья и убедился, что со сказкой вы действительно дружите! Молодцы!  C:\Users\user\Desktop\АТЕСТАЦИЯ\открытый урок№1\ЭКРАН\33..jpeg №33

 

VI. Итак, ребята, сегодня мы узнали с вами, что:                                                  

  1. Интонация – это характер произношения и чистота пения.      
  2. Композиторы М.Глинка и Н.Римский-Корсаков, благодаря выразительно-изобразительным интонациям мастерски обрисовали образы наших любимых сказочных героев в произведениях

А) «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

Б) «Три чуда» и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

      3. Мы познакомились с веселой ноткой «ФА» и флейтой-пиккало, которая издает самые высокие звуки в симфоническом оркестре.

      4. Подружились с Котенком и Щенком в песне Тамары Попатенко.

А главное, что вы были сегодня все очень активные и старательны. Молодцы! Вы потратили много энергии, поэтому вам пора подкрепиться. (Раздать детям конфеты) 

Урок окончен.

 

VII. Музыкальное прощание.

 

  Выход под музыку М.Глинки «Марш Черномора» (-)

 

         

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

docx
Додано
23 січня 2020
Переглядів
1300
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку