29 липня о 18:00Вебінар: Формування та розвиток лідерських якостей сучасних учнів

Задания для самостоятельных работ по русскому языку для 4 класса по теме «Состав слова»

Про матеріал
Задания можно использовать на этапе изучения нового материала или во время закрепления.
Перегляд файлу

Задания для самостоятельных работ по русскому языку

для 4 класса по теме «Состав слова»

 

1. Вычеркни лишнее слово. Эту дидактическую игру можно проводить как парную или групповую  работу. Записанные слова приготовить на карточках.

1. Ракета, ракообразный, ракушка, рак.

2. Соленый, соломка, солонка, солянка.

3. Музыка, музыкальный, музей, муза.

4. Мышцы, мышечный, мышление.

5. Остров, острый, островок, полуостров.

6. Свинцовый, свинка, свинюшка, свинья.

7. Радость, радуга, радоваться, радостный.

8. Жилец, жилье, жилы, жилище.

9. Речь, речной, речевой.

10. Роза, розовый, розыск, розочка.

11. Ручка, ручной, ручей.

12. Портной, портрет, портретист.

13. Серый, серенький, серия, серость.

14. Снежинка, снижать, снежный, снежно.

15. Слепой, слепота, слепить, слепыш.

16. Умный, умывать, ум, умница.

2.  Игра-соревнование «Кто больше».

I вариант игры

Класс делится на 2-3 команды (по рядам). Учитель готовит несколько карточек, на которых написаны корни слов. Например: уч, берез, боль. С каждой команды выходят по одному ученику и выбирают себе карточку. Учитель вывешивает выбранные карточки на доске. Игра проходит по принципу эстафеты. Учащиеся обдумывают, выходят к доске и пишут под корнями однокоренные слова. Выигрывает та команда, которая подобрала больше однокоренных слов и не допустила ошибок.

II вариант игры-соревнования «Кто больше» можно провести в виде игры «Молчанка».

Подготовка такая же, как и в I варианте, но однокоренные слова дети записывают не на доске, а передается листик всем участникам команды на местах. После 3-х минут подобранные слова зачитываются. Выигрывает та команда, которая подобрала больше однокоренных слов и допустила меньше ошибок.

 

3. Дидактическая игра «Найди пару».

Инструкция-алгоритм:

  1. вспомни состав слова;
  2. прочитай слова левого столбика;
  3. рассмотри схемы правого столбика;
  4. соедини слова левого столбика с соответствующими схемами правого столбика;
  5. заполни ответы в таблице.

 

Мороз

1

Морозный

2

Заморозки

3

Морозец

4

Морозы

5

1

 ∩ ^ □    

2

 ∩ ^

3

 

4

 ∩ □

5

 ¬ ∩ ^ □

1)

 

 

слово

           1

          2

          3

          4

         5

схема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Море

1

Моряк

2

Морской

3

Заморский

4

1

 ∩ ^

2

 ¬ ∩ ^ □

3

 ∩ □

4

 ∩ ^ □

2)

                          

 

 

 

 

слово

           1

          2

          3

          4

схема

 

 

 

 

 

 

 

 

Береза

1

Березовая

2

Березка

3

Подберезовики

4

1

 ∩ ^ □

2

 ∩ □

3

 ¬ ∩ ^ ^ □

4

 ∩ ^ □

3)

 

 

 

 

 

 

слово

           1

          2

          3

          4

схема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4)

Белый

1

Побелка

2

Беленький

3

Белизна

4

1

 ∩ ^ □

2

 ∩ □

3

 ∩ ^ □

4

 ¬ ∩ □ ^

 

 

 

слово

           1

          2

          3

          4

схема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Больной

1

Боль

2

Больница

3

Заболели

4

1

 

2

 ∩ ^ □

3

 ¬ ∩ ^ □

4

 ∩ ^ □

5)

 

 

 

 

 

слово

           1

          2

          3

          4

схема

 

 

 

 

 

 

 

 

Лес

Лесник

Лесной

Перелесок

 ∩ ^

 ¬ ∩ ^

 

 ∩ ^ □

6)

 

 

 

 

слово

           1

          2

          3

          4

схема

 

 

 

 

 

 

 

∩ ^

 ¬ ∩ ^ □

 

 ∩ ^ □

 ∩ ^ ^

 

Снег

Снежок

Снежный

Снеговик

Подснежники

7)

 

 

 

 

 

слово

           1

          2

          3

          4

         5

схема

 

 

 

 

 

 

 

Бег

Пробежка

Беговая

∩ ^ □

 

 ¬ ∩ ^ □

8)

 

 

 

 

слово

           1

          2

          3

схема

 

 

 

 

 

 

9)

Сад

Сады

Посадка

Садовник

¬ ∩ ^ □

 

 ∩ ^ ^

 ∩ □

 

 

 

 

 

 

слово

           1

          2

          3

          4

схема

 

 

 

 

 

 

 

 

Вода

Водичка

Водный

Подводный

 ∩ ^ □

 ¬ ∩ ^ □

 ∩ □

 ∩ ^ □

10)  

 

 

 

 

 

слово

           1

          2

          3

          4

схема

 

 

 

 

 

 

 

 

11)

Гриб

Грибы

Грибок

Грибной

∩ □

 

 ∩ ^ □

 ∩ ^

 

 

 


 

слово

           1

          2

          3

          4

схема

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Образуй новые слова. Ученикам предлагается образовать слова при помощи данных корней, приставок, суффиксов и окончаний.

                       

 

   по корм

               поль                        к - а

       за                                   став                                           

                рез

          на                                 груз                       н - ый

              ряд               

   под  воз

                    стил                              к - и

              пере                               ход                                              

                         мороз

  при                                 вод                        ск - ий

                               груд             

 у         клад

                                    мор                        ник

              об                                  снеж           

                                    пис

 

 

5. Образуй новые слова.  Ученикам предлагается образовать новые слова, взяв для них части из других слов. Можно предложить учащимся поработать парами или в группе.

¬

^

¬ ∩ ^ □

Перешел

Садок

Сетка

Мышка

Пересадка

Замолчать

Соленый

Сказка

Рыба

 

Налить

Столовая

Лесной

Сильная

 

Закрыть

Морозец

Скрипка

Мячи

 

Написать

Стенка

Длинный

Умные

 

Разнести

Ведать

Рябчик

Моряки

 

 

 

 6. Кроссворд:

 

2

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         

 

                                 

                                                                        

                                                     

По вертикали.

1.  … слова – значимая часть.

     Над словами родственными держит власть.

По горизонтали.

2. Часть слова, которая стоит за корнем.

3. Часть слова, которая изменяется, … называется.

4. Часть слова, которая стоит перед  корнем.

5. Служебная часть речи, которая всегда пишется отдельно от других слов.

6. Часть слова без окончания.

7. Тот, кто учит детей.

 

   

                                                          

                                                          

 

 

doc
Додав(-ла)
Приймак Лариса
Додано
18 травня
Переглядів
97
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку