Жизнь и творчество А.С. Пушкина

Про матеріал
Цели урока: - изучить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина; - вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью; - заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о личности поэта, его творчестве;
Перегляд файлу

Тема урока: Жизнь и творчество А.С. Пушкина

Класс: 9. 

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний                                                                                                                Дата урока:

Цели урока:

 - изучить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина;

 - вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью;

  - заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о личности поэта, его творчестве;

Ожидаемые результаты.

1. Повышение мотивации и активности учащихся при закреплении творчества А.С.Пушкина;

2. Формирование коммуникативной, информационной компетенции;

3. Воспитание большого уважения к  творчеству величайшего человека.

                                План урока 

                                                                                                                        1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания (актуализация).

3. Подготовка учащихся к усвоению (мотивация).

4. Изучение нового материала.

5. Первичная проверка усвоения знаний.

6. Первичное закрепление знаний.

7. Подведение итогов урока.

8. Информация о домашнем задании.

 

Ход урока:                                                                                                        1. Организация начала урока

                                           Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

                                           К нему не зарастёт народная тропа,

                                           Вознёсся выше он главою непокорной

                                 Александрийского столпа.**

 

 

 2. Проверка домашнего задания (акуализация):

     На прошлых уроках, мы с вами  изучали творчество писателей, представителей эпохи романтизма. Давайте вспомним определение романтизм в литературе. Романтизм это литературное направление сформированное в европейской литературе в начале 19 века, для которого характерно углубление во внутренний мир человека. И представителей этого течения мы уже знаем: Гёте, Грибоедов, Байрон. А сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью  и творчеством  Александра Сергеевича Пушкина. Но сначала предлагаю провести «блиц – опрос», чтобы проверить как вы усвоили материал прошлых уроков.                                                                            

 

    Учитель задаёт вопросы по пройденным темам «блиц – опрос»:

                  

               1. Кто автор произведения “Горе от ума”

               2.Когда родился Гёте?

               3.Назовите город ,где родился Гёте? 

               4.Год рождения Байрона?

               5.Что омрачало детство Байрона?

               6.Назовите фамилию писателя который был направлен работать                  секретарём русского посольства в Персии

               7. Какой государственной деятельностью занимался Гёте?

               8.Назовите главного героя кмедии “Горе от ума”?

               9.Назовите соперника Чатского в комедии “Горе от ума”?

               10.Чем заканчивается комедия “Горе от ума”?

              11.Кто пускает слух о безумстве Часткого в комедия “Горе от ума”?

              12.Какое образование получил Гёте?

             13.Назовите произведение которое  Гёте принесло успех?

             14.Назовите фамилию писателя,который был убит в возрате 30 лет?

             15.Назовите фамилию писателя который закончил Кембреджский университет?

             16.Кто автор поемы “Мозэпа”?

             17.Какое наследство получил Байрон в 10-ти летнем возрасте?

 

3. Подготовка учащихся к усвоению (мотивация).

    Слово учителя: 

    В русской литературе, как и на небе, тоже много звёзд. Имена у них разные. Но есть среди них одно, которое мы произносим с особым волнением, трепетом, гордостью. Имя это – А.С.Пушкин.

                                      Цитаты о Пушкине

 Николай Асеев:

«Пушкин стал хозяином языка литературного, постигши все разнообразие сказок и пословиц, прибауток и присказок, заостренных рифмой и неожиданных по размеру. Соединение большой культуры речи с огромным чувственным ощущением жизни, с душевной возбудимостью общественной создало из пушкинского гения еще незнакомое России до его времени явление…» (Из статьи «Грамотность и культура». 1957)

«Пушкина не обоймешь словами. Так многопланово, разнообразно и безгранично его творчество, что человечество ещё века будет разбираться в оставленном им наследстве» (Из статьи «Мысли о Пушкине» 25 января 1962)

А. А. Ахматова:

«Он победил и время и пространство» (Из статьи «Слово о Пушкине». 1961.)

 

Творчество А.С.Пушкина – это чистейший нравственный родник. Его поэзия делает нас чище, богаче, добрее. Она дарит нам минуты радостного общения. 

Весь Путь Пушкина в бессмертие, в жизнь после смерти, был озарён Божественным светом любви и добра. И мы, прикасаясь к его поэзии, загораемся этим огнём, этой энергией, которая даёт нам силы жить, любить, творить добро. Давайте зажжём эту маленькую свечу как символ поэзии великого поэта А.С.Пушкина. 

- И, тема нашего урока звучит так: “ Жизнь  и творчество  Александра Сергеевича Пушкина”. Запишите в тетрадях число и тему урока.

- О Пушкине вы знаете, но, надеюсь, что сегодня на уроке вы откроете для себя Пушкина заново. Но прежде, чем о нем говорить. Давайте запишем план нашего урок.

 4. Изучение нового материала.

    План урока содержит в себе « Основные периоды жизни и творчества А.С.Пушкина».

- А, каждом периоде мы расскажем, ребята, а вы должны важные факты записать у себя в тетрадях. 

  1- период « Детство поэта» (1799-1811) ( сообщение на тему)

   Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799г отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежит  к старинному, но обедневшему роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала. Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. Впоследствии, однако, все изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавший родителей своим « пылким нравом» необыкновенной памятью. По некоторым свидетельствам, в раннем детстве поэт почти не говорил по  русски .Его первыми учителями русского языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью; Арина Родионовна, сказочница и певунья. А в 12 лет для него детство закончилось.         

   Запишите 2 - период « Лицей» (1811 Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в Лицей. Летом 1811 г. в сопровождении дяди Пушкин отправился в Петербург. Он надолго покидал Москву. Детство кончилось. Ближайшими друзьями Пушкина-лицеиста были:                                                                   

   Иван Пущин  – справедливый, смелый, спокойно-весёлый юноша.

   Вильгельм Кюхельбекер– восторженный, нелепый и трогательный.

   Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазёр.

    В лицеи А.С.Пушкин любил очень урок словесности. 

Учитель:  Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Переходим к следующем периодам его жизни.

    Запишите: «Петербург» (1817-1820) и «Южная ссылка» (1820-1824)

    Светлым июньским днём 1817 года юный поэт спешит в Петербург. Поэт сблизился с передовыми людьми своего времени, вошёл в круг вольнолюбивой молодёжи, читал свои политические стихи. В 1820 году Пушкин закончил начатую ещё в Лицее поэму “Руслан и Людмила”. В эти годы поэтом созданы многие политические, вольнолюбивые стихотворения : “Вольность”, “Деревня”, «К Чаадаеву». ( запишите в тетрадях). Молодой поэт, не зная осторожности и страха, сочиняющий и распространяющий свои свободолюбивые стихи, не мог остаться безнаказанным.     Александр I хотел сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки. Друзья Пушкина – Карамзин, Жуковский добиваются смягчения приговора. Пушкина отправляют служить на юг России. В этот период созданы великолепные образцы романтической и политической лирики: “Погасло дневное светило”, поэмы “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Братья-разбойники”, “Песнь о вещем Олеге”. Александр Сергеевич начал писать роман “Евгений Онегин”.                                            

   Талант поэта, полностью раскрывается за годы проведенные имении «Михайловском» . Запишите « Михайловское» ( 1824-1826)   

Пушкин подал прошение об отставке с государственной службы, и ему объявили об увольнении и сослали в псковскую губернию, в имение его матери Михайловское, под надзор местных властей.

   Приветствую тебя, пустынный уголок,

   Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

   Где льётся дней моих невидимый поток,

   На лоне счастья и забвенья.

Именно здесь, в деревенском уединении, Пушкин осознал себя профессиональным писателем, для которого литература – самое серьёзное дело жизни. За два года были написаны: “Борис Годунов”, “Граф Нулин”, “Я помню чудное мгновенье…”, 4 главы “Евгения Онегина”. Всего около ста художественных произведений.

     Запишите « После ссылки» ( 1826-1830) и « Болдинская осень» (1830)  8 сентября 1826 года Пушкин въехал в Москву. Он вернулся на свою родину после долгих лет ссылки и скитаний. Пушкин был на свободе, среди друзей, он был на вершине славы. Эти годы – расцвет пушкинского творчества.

Созданы многие из его лирических шедевров – философские размышления о жизни и смерти, о вдохновении, о назначении поэта, возвышенные и страстные любовные признания: “Я вас любил…”, “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”, “Арион”, “Поэт”, “Анчар” и другие.

Получив согласие на брак с Н.Гончаровой, летом 1830 года Александр Сергеевич отправился в - Болдино, чтобы привести в порядок хозяйственные дела.

Здесь Пушкин закончил роман “Евгений Онегин”, “Повести Белкина”, “Маленькие трагедии”, “Сказку о попе и работнике его Балде”, 30 стихотворений

   Запишите « В Петербурге» ( 1831-1833)

    Произведения написаны в этот период  « Капитанская дочка» , « Дубровский», «Медный всадник», « Пиковая дама»

    Запишите «Последние годы жизни» (1834 – 1837)

Последние годы жизни Пушкина – годы напряжённой работы и высоких замыслов, отмечены враждебностью окружающего его общества, литературным одиночеством, материальными трудностями. В 1836 году Пушкин стал основателем журнала «Современник». Поэт был полон творческих сил. В высшем свете его не любили за свободолюбие и резкость суждений. Недоброжелатели Пушкина вызвали ссору поэта с французом Дантесом. В 1837 году на дуэли он был смертельно ранен. Через пару дней Пушкин умер. Тело поэта, по приказу царского правительства, было перевезено в Святогорский монастырь, где и был похоронен Пушкин.
 

5. Первичная проверка усвоения знаний.

    Учитель раздаёт опорные схемы, даёт 2 минуты для запоминания. Проверяет результат возле доски, (воспроизведение опорной схемы).   

 

 6. Первичное закрепление знаний.

     Работа с книгой. Поскольку опережающим заданием было подготовка к «Пресс – конференции с Пушкиным», готовили ученики вопросы, то  на данном этапе появилась возможность продемонстрировать подготовку и закрепить полученные знания.

     Начинаем  «Пресс – конференцию с Пушкиным». (Один ученик играет роль писателя, класс задаёт подготовленные вопросы).                                     7. Подведение итогов урока.

 

     Пушкин полон любви - открытой, светлой – и к жизни, и к каждому отдельному человеку, он - величайший гуманист нашей эпохи. Всё его громадное творчество - неиссякаемый источник любви к человеку – человеку земному, грешному, а не выдуманному высшим разумом или воображением по эта. Ни одного своего героя он не оскорбил безоговорочным осуждением

 

                                                                               

  8. Информация о домашнем задании.

      Наизусть стих ст. 213.

      Выучить конспект « Основные этапы жизни и творчества Пушкина А. С.»

doc
Додав(-ла)
Ляпіна Лариса
Додано
17 лютого 2020
Переглядів
2218
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку