Урок математики в 1 классе
Тема: «Состав чисел первого десятка»
Цели урока:
формировать понятие о числе, как о количественной характеристике класса множеств,
формировать представление о смысле арифметических действий сложения и вычитания.
формировать понятие о составе чисел 2-10; учить представлять числа в виде суммы двух слагаемых;
связывать практическую действие объединения элементов двух множеств с добавлением, изъятие части элементов множества — с вычитанием; пользоваться знаками сложения и вычитания, понятием выражение, значение выражения; формировать умение сравнивать числа.
Пропедевтика переместительного закона сложения и взаимосвязи между действиями сложения и вычитания чисел с помощью составления равенств к рисунку.
развивать логическое мышление учащихся путем формирования приемов умственных действий; учить логично рассуждать;
воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе обучения;
создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке; организовать двигательную активность, следить за осанкой детей во время работы за партой.
Оборудование: рабочие тетради на печатной основе, смайлики для самооценки, компьютер и телевизор.
Ход урока
1.Организационный момент
Проверка готовности. Психологический настрой.
Улыбнемся солнышку,
Здравствуй, золотое!
Вправо, влево повернемся
И соседу подмигнем,
Будь здоров!
Вы пришли сюда… (учиться),
Не лениться, а… (трудиться).
Работать как?... (старательно),
Слушать как?... (внимательно).
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (решать, считать, думать)
- Вы готовы? (Да) Приступаем.
Быть должны у нас в порядке книжки, ручки и тетрадки.
Прозвенел звонок начинается урок.
Куда мы с вами попадем.
Узнаете вы скоро.
В стране далекой мы найдем.
Помощников веселых.
II. Постановка учебной задачи
- Ребята, а кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Какова тема нашего урока.
Тема урока «Состав чисел первого десятка»
- Какие цели мы поставим?
- Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране «Математика». Путешествуя по этой стране, мы вспомним и повторим, все то, что уже изучили. А на чем можно путешествовать?( на машине, поезде ,самолете, пешком…)
- Хотите узнать, на чем мы будем путешествовать? Отгадайте загадку:
Братцы в гости снарядились
Друг за друга прицепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (поезд)
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Но чтобы наш поезд тронулся, мы должны прицепить вагончики по порядку. Ответ, решённого примера, будет номером вагончика.
- Чтобы правильно расставить номера вагончиков, давайте посчитаем.
Устный счет. Узнай числа по описанию.
1) Это число стоит между числами 5 и 7 (6)
2) Это следующее число за числом 9 (10)
3) Это число предыдущее числу 2 .(1)
4) Если к этому числу прибавить 1, будет 8 (7)
5) Если от этого числа отнять 1, будет 4 (5)
6) Назовите "соседей" числа 3,7 (4,2) (6,8)
- Молодцы! Ну, а теперь нам будет просто узнать номера вагончиков, решим примеры и займём свои места в вагончиках.
-Хорошо! Все примеры мы решили правильно и можем отправляться в путешествие.
- На каждой станции нас будет ждать конверт, но взять его мы сможем, если правильно выполним задание. Ну, а открыть конверты сможем в конце путешествия, когда все задания будут выполнены. И вот он первый таинственный конверт. Поехали!
IV. Работа по теме урока.
- Давайте вспомним, какое сейчас время года? (осень.)
Докажите.( Опадают листья, стало холодно, часто идут дожди, дни короче, а ночи длиннее)
- А сейчас послушайте загадку:
С ветки в речку упадёт,
И не тонет, а плывёт. (лист)
- А наша первая станция так и называется "Листопадная" (Слайд 3)
И листочки приготовили нам задание – вспомнить состав чисел 6 и 7. (Дети называют числа)
- Молодцы! Хорошо справились с заданием и можем взять конверт.
- Листочки покружились, попрощались с нами и улетели, а нам оставили задачи, которые мы видим в травке. И наша следующая станция "Задачкино» (Слайд 5)
У маленькой Светы
Четыре конфеты.
Ещё три дала Алла.
Сколько всего стало? 4+3=7
Три ромашки - желтоглазки,
Два весёлых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? 3+2=5
На кустике перед забором
Шесть ярко - красных помидоров.
Потом четыре оторвалось,
А сколько на кусте осталось? 6-4=2
- Все задачи решили правильно и можно взять конверт.
Физпауза:
А дальше наша дорога идёт в лес. Прочитайте, как называется наша лесная станция "Угадайкино" (Слайд6)
- Давайте отгадаем загадки о лесных жителях.
В птичник повадится - жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса) (Слайд5)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета.
Для зимы - другого цвета". (Заяц) (Слайд5)
На овчарку он похож.
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк) (Слайд5)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка) (Слайд5)
- Какие эти животные? (Дикие)
- Но звери заблудились и никак не могут встретиться. Чтобы им помочь, надо сравнить числа и примеры с числом. (Слайд5)
•лиса (6*7) 6>7
•волк (9-1*8) 9-1=8
•заяц (10*9) 10>9
•белка (7+1*7) 7+1>7
- Как называются выражения со знаками " больше" или " меньше"? ( неравенства)
Со знаком "равно"? (равенства)
з) Повторение геометрического материала. (Слайд 11)
-Все звери разбежались, но оставили на земле свои следы.
- Что за фигуры изобразили звери? Как, одним словом можно назвать эти фигуры? Почему? Какая из этих фигур лишняя? Почему? А как называется наука, которая изучает такие фигуры?
- Поэтому наша станция и называется « Геометрино».
- А вот и конверт № 4.
V.Закрепление изученного. Формирование умение и навыков.
- А теперь работаем в тетради с.78 № 2
1.Закрепление знаний состава числа. Коллективная работа
Что общего на всех картинках? [Все они иллюстрирующие состав числа 10.] Чтобы к каждого рисунка можно было составить соответствующее равенство, фигуры надо разбить на подгруппы по общему признаку — размеру, форме или цвету. Рассмотрим первый рисунок.
Объединяем 9 маленьких фигур и 1 большую. Имеем: 9 + 1 = 10. Всего10 фигур.
Объединяем 1 большую фигуру и 9 маленьких. Имеем: 1 + 9 = 10. Всего 10 фигур.
Из всех фигур изымаем 9 маленьких фигур, останется 1 большая. Имеем:10 – 9 = 1.
Изымаем из всех фигур 1 большую, останутся 9 маленьких фигур. Имеем: 10 – 1 = 9...
Физпауза
Задание № 4 с.79(с комментированием)
2. Отработка умений подбирать схему и выражение к сюжетному рисунку.
Задание № 5.Комментирование рисунка.
Определите, что можно по нему узнать ( Ск. всего пирожных)
Для этого что надо сделать?(объединить)
Каким арифметическим действием?(сложением)
Надо выбрать выражение, в котором записаны числа, характеризующие представленную ситуацию.
VI. Рефлексия учебной деятельности. Самооценка учащихся.
Сегодня путешествие наше закончилось.
-Вспомните, какой была тема нашего урока? (Состав чисел первого десятка)
-Чему мы хотели научиться? (научиться решать примеры, задачи с числами от1 до 10,учиться сравнивать эти числа,)
-Нам это удалось?(Да)
- А теперь хотите узнать, что находится в конвертах?Да
-Давайте прочитаем, что получилось. ( МОЛОДЦЫ!)
- Со всеми заданиями справились потому, что были внимательны и дружны.
Подумайте каждый, как вы работали сегодня на уроке, и покажите сигнальчиком с каким настроением вы заканчиваете урок
1) Мне было интересно
2) Я все понял
3) Мне было трудно.
Спасибо за урок, вы отлично работали. Урок закончен.
Данные задачи рассматриваем при наличии резерва времени.
1) Сколько чисел в натуральном ряду между числами 7 и 10?
[Задачу решаем способом выписки начального отрезка натурального ряда чисел и счетом чисел от 7 до 10; учащиеся могут также просто назвать числа, которые расположены между числами 7 и 10, и определить их количество. Ответ: 2 числа.]
2) Сколько номеров между домов № 4 и № 8?
[Эта задача аналогична предыдущей и переводится на язык математики так: «Сколько чисел между числами 4 и 8?». Ответ: 3 числа.]
3) В доме 10 этажей. Саша стоит на 5-м этаже, если считать снизу, а Наташа на 5-м этаже, если считать сверху. Или на одном этаже стоят дети?[Задачу решаем подсчетом: 1 2 3 4 (5) (6) 7 8 9 10. Наташа стоит на 6-м этаже, если считать снизу, а Саша — на 5-м этаже, если считать снизу. Вот же, дети стоят на разных этажах.]
4) На лестнице 9 ступенек. Николай стоит на 5-й ступеньке, если считать снизу, а Аленка — на 5-й ступеньке, если считать сверху. Или на одной ступеньке стоят дети?[Задача аналогична предыдущей: 1 2 3 4 (5) 6 7 8 9. Аленка стоит на 5-й строчке,если считать снизу, и Николай — также на 5-й ступеньке, если считать снизу. Вот же, дети стоят на одной ступеньке.]
В поезде 10 вагонов. Нумерация вагонов начинается с головы
поезда. Мальчик сел в пятый вагон. Определи, сколько вагонов
впереди этого вагона и сколько позади.
В поезде 10 вагонов. Наш вагон восьмой, если считать от голови поезда. В каком вагоне по номеру мы едем, если
вести счет от хвоста поезда?