Розробка може бути використана як узагальнюючий урок за курс 9 класу. Метою розробки є узагальнити і закріпити отримані знання з біології; розвивати логічне мислення, спостережливість, кмітливість, винахідливість; виховувати навички роботи в команді; формувати почуття любові до рідного краю
Новгородковская ОШ І-ІІІ ступеней Мелитопольской РГА ЗО
Открытое мероприятие в 9 классе по биологии по теме:
Подготовила: Смелянская Оксана Анатольевна, учитель биологии Новгородковской ОШ І-ІІІ ступеней
2018
Цель: обобщить и закрепить полученные знания по биологии; развивать логическое мышление, наблюдательность, сообразительность, находчивость; воспитывать навыки работы в команде; формировать чувство любви к родному краю.
Ход мероприятия
Ученики объединяются в две команды, которые заранее получили задание: назвать свою команду, выбрать капитана, девиз, приветствие к сопернику и жюри, обработать заданную литературу. Из приглашенных гостей формируется жюри. Проводится жеребьевка, чтобы определить порядок участия команд в соревнованиях.
Уважаемые ученики! Сегодня мы проводим брейн-ринг между двумя командами и увидим их глубокие знания, смекалку, артистические способности участников и их умение воспринимать с юмором как победу так и поражение, ведь это только игра.
Итак, начинаем наш брейн-ринг.
Проведение конкурсов.
1. Конкурс. Визитная карточка команды.
Команди по очереди называют команду и произносят девиз. Жюри оценивает первый конкурс
2. Конкурс: Разминка
Учитель: Участвуют в обсуждении вопросов кроссворда каждый участник в своей команде.
Затем по одному участнику из каждой команды выходят к доске и вписывают в клетки кроссворда названия органоидов. Продолжительность конкурса – 5 минут.
Вопросы к кроссворду:
1. Как называются многочисленные каналы, способные ветвиться, соединяться друг с другом и в результате образуют единую транспортную систему клетки? (Эндоплазматическая сеть)
2. Как называются особые полости, отграниченные от цитоплазмы мембраной, уложенные своеобразными стопками, «цистернами»? (Комплекс Гольджи)
3. Как называются небольшие шарообразные органоиды, диаметром 10-30 нм, образованные рибонуклеиновыми кислотами и белками, выполняющие функцию синтеза белков? (Рибосомы)
4. Как называются маленькие пузырьки, диаметром 0,5-1,0 мкм, содержащий в себе большой набор ферментов, способных разрушать пищевые вещества? (Лизосомы)
5. Как называется важнейшая часть клетки, имеющее шаровидную или овальную форму, содержащая ДНК, выполняющая важнейшие функции клетки? (Ядро)
6. Как называются энергетические органоиды клеток, имеющие овальные, округлые или палочковидные формы, расположенные в цитоплазме? (Митохондрии)
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1111 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3. Конкурс «Знаешь ли ты?»
Инструкция: каждой команде предоставлено одно общее задание на карточках. Количество данного задания (теста) рассчитано на каждого участника обоих команд. Дается время на обсуждение вопросов. В каждой команде учащиеся сверяются со своими ответами и подводят итог. На проверку жюри сдаются выполненные задания – одно от каждой команды. Продолжительность конкурса – 5 минут.
Вопросы теста:
1. Структурно-функциональная единица всех организмов вне зависимости от уровня их организации: (клетка)
а) совокупность клеток в соответствии с их функциональной значимостью; б) клетка; в) организм.
2. Назовите ученого, который, обобщив знания о строении клеток животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию: (Т.Шванн)
а) Т.Шванн; б) Р.Гук; в) А.Левенгук; г) М. Шлейден; д) Р.Вирхов
3. Обмен, протекающий в условиях отсутствия кислорода, называется: (анаэробный)
а) аэробный; б) бескислородный; в) анаэробный.
4. Совокупность реакций биологического синтеза, приводящего к образованию органических веществ, с учетом видоспецифичности: (пластический обмен)
а) метаболизм; б) пластический обмен; в) обмен веществ и энергии.
5. На фрагменте ДНК, имеющем состав Ц-А-Т-Г-Г-Ц-Т-А-Т, синтезирован фрагмент иРНК. Укажите его состав: (ГУА---ЦЦГ---АУА)
а) ГУА---ЦЦГ---АУА;
б) ЦЦГ---ААУ---ТАА;
в) ГТА---ЦЦГ---АТА.
6. Какое из приведенных ниже уравнений реакций характеризует процесс гликолиза (С6Н12О6 +2Н3РО4+2АДФ → 2 С3Н4О3+2АТФ+2Н2О)
а) С6Н12О6 + 2Н3РО4 + 2АДФ → 2С3Н4О3 + 2АТФ + 4Нˉ;
б) С6Н12О6 + 2Н3РО4 + 2АДФ → 2С3Н6О3 + 2АТФ + 2Н2О;
в) 2С3Н6О3 + 6О2 + 36Н3РО4 + 36АДФ → 6СО2 + 6Н2О + 36АТФ + Н2О.
4. Конкурс «Биология в числах»
Инструкция: вашему вниманию предлагается презентация с интересными фактами о биологии. Вашей задачей является правильно и быстро ответить на вопросы. Оценивается правильный и четкий ответ, который оценивается в один балл.
5. «Блиц – турнир «Дальше, дальше …»»
Инструкция: за две минуты дать как можно больше ответов на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл
Задания для первой команды:
1. Какое автомобильное топливо не отравляет воздух? (Водород, потому что продукт горения -
вода)
2. Кто создал Периодическую систему химических элементов? (Д. И. Менделеев)
3. Что вызывает заболевания дизентерией? (Дизентерийная амеба)
4. Что является болезнью «грязных рук»? (Дизентерия)
5. Русское название которого продукта связана с названием самой пустыни.
(сахар - Сахара)
6. Процесс образования органических веществ на свету. (Фотосинтез)
7. Что такое аппендикс? ( вырост кишки)
8 Для чего хлорируют воду? (Хлор убивает микробы)
9. Какая сельскохозяйственная культура появилась на огородах после того как ее стали охранять? (Картофель)
10. Что изучает гельминтология? ( глистов-червей)
11. Какой гормон вырабатывает поджелудочная железа как железа внутренней секреции? (инсулин)
12. Сколько зубов у взрослого человека? (32)
13. Что такое кариес? ( болезнь зубов)
14. Мышечная трубка, по которой пища поступает в желудок ( пищевод)
15. Как называется живая оболочка Земли? (Биосфера)
16. Что называют белой смертью? (сахар)
Задания для ІІ команды.
1. Какой школьный предмет находится в желудке некоторых животных? (Книга, отдел желудка жвачных животных)
2. Какие особенности яиц в кукушки и почему? (Кукушка откладывает яйца в чужие гнезда и они по размеру и окраске похожи)
3. Сколько крови в организме человека? (5 литров)
4. Кто из великих химиков сделал величайшее открытие во сне? (Д. И. Менделеев)
5. Назвать 5 номинаций премии А. Нобеля. (Медицина, литература, физика, химия, борьба за мир)
6. Какой белок участвует в переносе кислорода в организме человека?(гемоглобин)
7. Сколько зубов и мудрости у человека? (4)
8. Зубы снаружи покрыты…( эмалью)
9. Название какого неметалла в переводе с греческого означает «светоносний». (Фосфор)
10. Неклеточные формы жизни. (Вирусы)
11. Проявление природных возможностей человека, превышает средний уровень? (Одаренность)
12. Вещество, образующееся после расщепления белка ( аминокислота)
13. Отдел пищеварительной системы, в который пища поступает из ротовой полости ( глотка)
14. Способность нервной системы воспринимать информацию и отвечать на нее (рефлекс)
15. Что такое гепатит? ( болезнь печени)
16. Основной строительный материал человеческого организма - ( белок)
6. Конкурс «Темная лошадка»
Инструкция за 1 минуту назвать предмет, который лежит в черном ящике. За правильный ответ – 1 балл.
Задания для первой команды.
Внимание! Черный ящик!
1. Назвать предмет, в котором применяется жидкий металл, он лежит здесь.
(Термометр ртутный)
2. Здесь лежит предмет, которым богата морская капуста ламинария. (Бутылочка с йодом)
Задача для ІІ команды
1. Во время похода А. Македонского в Индию офицеры его армии не так часто
болели желудочно-кишечные заболевания, как солдаты, так металл на их посуде был разным. Здесь лежит предмет офицерского посуды, из какого металла он изготовлен. (Серебряная ложка)
2. В ящике лежит вещь, которую сырой не едят, а сварив, выбрасывают. (Листок
лавра)
Учитель: Ребята! Вот и подошла к финалу наша интеллектуальная игра.
Надеюсь, вам понравилось и вы закрепили и усвоили ранее изученный материал и узнали что-то новое для себя.