Система містить 5 уроків з теми "Кров і лімфа", які сприятимуть підвищенню інтересу учнів до вивчення біології, розвитку їх умінь узагальнювати, спостерігати, порівнювати і робити висновки, використовую творчий підхід, що спонукає до пошуку.
Урок № 1.Лекция «Кровь»
Цели урока:
- обучающая: сформировать представление учащихся о внутренней среде организма, составе и функциях крови, видах иммунитета, переливании и свертывании крови, об относительном постоянстве состава крови;
развивающая: - углубить знания о клеточном строении;
воспитывающая: - формировать здоровый образ жизни в целях сохранения психического и нравственного здоровья человека.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы организации: индивидуальная, коллективная, с использованием информационных технологий.
Оборудование: таблицы «Состав крови», «Виды иммунитета», «Группы крови», презентация «Кровь», дидактический материал.
Основные понятия: кровь, лимфа, тканевая жидкость, гомеостаз, плазма, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, иммунитет, фагоцитоз.
ХОД УРОКА
Эпиграф урока: Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме» И.А.Кассирский ( на доске слайд номер 1 с названием темы и эпиграфом)
І.Организационный момент урока 1 мин
Приветствие учащихся. Пожелания успешной деятельности на уроке. Раздача дидактического материала учащимся.
ІІ.Актуализация опорных знаний и умений учащихся 3 мин
Кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность – важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносится кислрод, вода, белки и другие вещества.
Долгое время за кровью признавали могучую и исключительнуцы заставляли своих деревянных идою силу. Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с «нечистой силой» говорил: «Кровь, надо знать, совсем особый сок». В этих словах отражается мистическое верование в кровь как в нечто таинственное. Кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов «плакать кровью», древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Кровь считали носителем души. С развитием науки человеческий разум все больше проникает в тайны крови.
Для того чтобы раскрыть эти тайны и не утонуть в море информации, необходима СИСТЕМА.
Сообщение темы и цели урока: (на доске слайд 2)
ІІІ. Изучение нового материала (лекция с элементами эвристической беседы на основе опорного конспекта)
Учащимся выдается опорный конспект «Кровь»
Чтение учителем опорного конспекта 2мин
Опорный конспект «Кровь»
Вопросы: 1. Внутренняя среда организма.
2. Физиологические функции крови.
3. Состав крови.
4. Переливание крови.
5. Иммунитет.
Ксенофонтова В.В. Анатомия и физиология человека стр.33-62.
1.1. Внутреннюю среду организма составляют его жидкости: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
1.2. Постоянство условий жизнедеятельности клеток во внутренней среде – гомеостаз.
1.3. Между кровью, тканевой жидкостью и клетками постоянно происходит обмен веществ.
2.4. Кровь, циркулирующая в сосудах, выполняет следующие функции:
- транспортная (перенос газов, питательных веществ, продуктов обмена веществ, гормонов);
- защитная (фактор иммунитета, свертывание крови);
- регуляторная (участие в гуморальной регуляции);
- терморегуляторная (регуляция температуры тела).
3.5. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов.
3.6. Клетки крови постоянно разрушаются и образуются органами кроветворения.
3.7. Плазма крови на 90% состоит из воды.
3.7.1. Физиологический раствор – раствор, который по своему качественному составу и концентрации солей соответствует составу плазмы.
3.8. Эритроциты – красные безъядерные кровяные клетки.
3.9. Эритроциты содержат дыхательный пигмент гемоглобин.
3.10. Лейкоциты – белые кровяные клетки.
3.11. Лейкоциты играют важную роль в защите организма от болезней.
3.12. Тромбоциты - бесцветные, безъядерные кровяные пластинки, играющие важную роль при свертывании крови.
4.13. При значительных кровопотерях и некоторых заболеваниях возникает необходимость в переливании крови.
4.14. Переливать кровь можно только совместимую по группе и резус-фактору.
5.15. Иммунитет – невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами.
5.15.1. Антигены –вещества, имеющие признаки генетически чужеродной информации.
5.16. Фагоцитоз – процесс поглощения и переваривания микроорганизмов.
5.17. Иммунитет может быть врожденным или приобретенным после заболевания.
5.18. Для предотвращения заболевания инфекционными болезнями вырабатывают искусственный иммунитет (прививки, лечебные сыворотки).
Обсуждение опорного конспекта. 15 мин
Что же такое внутренняя среда организма?(слайд 3)
Для поддержания жизни многоклеточного организма нужна определенная система, которая обеспечивала бы каждую клеточку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена веществ. Поэтому в ходе эволюции возникли специальные приспособления и структуры организма, например, жидкая внутренняя среда.
Каковы же функции крови?
Какой состав имеет кровь? (слайд 8)
Кровь состоит из плазмы и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов.
Клетки крови постоянно разрушаются и образуются органами кроветворения.
Каков состав плазмы? (слайд 9)
Плазма крови на 90% состоит из воды.
Что такое физиологический раствор? (слайд 10) .
Физиологический раствор – раствор, который по своему качественному составу и концентрации солей соответствует составу плазмы. Например, водный раствор натрий хлорида, концентрация которого составляет 0,9%. Он поддерживается на постоянном уровне. Иногда его используют в медицине для пополнения объема крови в организме при значительных кровопотерях и отсутствии для переливания крови соответствующей группы.
Каковы форменные элементы крови?
1. . Эритроциты – красные безъядерные кровяные клетки.
Эритроциты содержат дыхательный пигмент гемоглобин. (слайд 11)
2. Лейкоциты – белые кровяные клетки.
Лейкоциты играют важную роль в защите организма от болезней. (слайд 12)
3. Тромбоциты - бесцветные, безъядерные кровяные пластинки, играющие важную роль при свертывании крови. ( слайд 13)
Что такое переливание крови? (слайд 14)
При значительных кровопотерях и некоторых заболеваниях возникает необходимость в переливании крови.
Переливать кровь можно только совместимую по группе и резус-фактору.
Что такое иммунитет? (слайд 15)
Иммунитет – невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами.
Антигены –вещества, имеющие признаки генетически чужеродной информации.
Фагоцитоз – процесс поглощения и переваривания микроорганизмов.
Какие различают виды иммунитета? (слайд 16) .
Иммунитет может быть врожденным или приобретенным после заболевания.
Для предотвращения заболевания инфекционными болезнями вырабатывают искусственный иммунитет (прививки, лечебные сыворотки).
После прочтения текста опорного конспекта, коллективного обсуждения каждого тезиса, иллюстрированного слайдом, и проговаривания тезауруса данной темы, учащиеся составляют схему «Внутренняя среда организма». 2 мин
ІV. Обобщение и систематизация знаний
Задание № 1 (мышление)
Прочитайте определенные наборы слов и словосочетаний, запишите из них на свободных строках толкования понятий. Время выполнения 5 мин
№ толкования |
Наборы слов и словосочетаний |
Составленное толкование |
+/- |
1. |
и уничтожают белые кровяные клетки развитыми ядрами, распознают чужеродные соединения с хорошо клетки |
|
|
2. |
кислород кровяные клетки, и углекислый газ к тканям красные транспортирующие к легким |
|
|
3. |
клетками клеток или процесс инородных тел поглощения чужеродных особыми |
|
|
4. |
свертывании принимающие кровяные крови участие в пластинки, |
|
|
5. |
широко раствор поваренной соли, с 0,9% в медицине воды применяемый |
|
|
6. |
организма внутренней среды постоянство |
|
|
Задание 2 (мышление)
Соотнесите полученные Вами толкования с понятиями, записав в таблице соответствующие понятия толкований. На графу «+/-« внимание не обращайте.
понятие |
№ толкования |
+/- |
|
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
Сверьте свои ответы с ключом. За каждый правильный номер поставьте себе «+». 3 мин
№ толкования |
Составленное толкование |
1. |
Белые кровяные клетки с хорошо развитыми ядрами, распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки. |
2. |
Красные кровяные клетки , транспортирующие кислород к тканям и углекислый газ к легким |
3. |
Процесс поглощения особыми клетками чужеродных клеток или инородных тел |
4. |
Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови |
5. |
Раствор воды с 0,9% поваренной соли, широко применяемый в медицине |
6. |
Постоянство внутренней среды организма |
понятие |
№ толкования |
Лейкоциты |
|
Эритроциты |
|
Фагоцитоз |
|
Тромбоциты |
|
Физиологический раствор |
|
Гомеостаз |
|
Если Вы набрали 12 «+», то получили оценку «12»!
Если Вы набрали 11 «+», то получили оценку « 11»! и т.п.
Задание 3 (устойчивость внимания)
Быстро прочитывая каждую строку, мысленно выделяйте названия жидкостей, составляющих внутреннюю среду организма. В конце строки запишите число, обозначающее количество слов, встретившихся Вам на строке по данной теме. На графу «+/-« внимания не обращайте. По окончании работы сверьте свои результаты с ключом. Время выполнения 2 мин.
|
Чис ло |
+/- |
гомеостазиммунитетлимфафагоцитозлимфакровьлимфатканеваяжидкостькровь |
|
|
тканеваяжидкостьлимфакровьлимфатканеваяжидкостьтромбоцитыэритроциты |
|
|
гомеостазиммунитетлимфафагоцитозлимфакровьлимфатканеваяжидкостьтромб |
|
|
эритроцитылейкоцитылимфафагоцитозлимфакровьлимфатканеваяжидкость |
|
|
кровьэритроцитыкровьлимфафагоцритозлимфакровьлимфатканеваяжидкость |
|
|
фагоцитозлимфалейкоцитыкровьлимфатканеваяжидкостьтромбоцитыэритроцит |
|
|
кровьлимфатканеваяжидкостьтромбоцитыэритроцитылейкоцитыфагоцитоз |
|
|
лимфалимфакровьлимфатканеваяжидкостьтромбоцитыэритроцитылейкоциты |
|
|
кровьлимфатканеваяжидкостьтромбоцитыэритроцитылейкоцитыкровьлимфа |
|
|
фагоцитозлимфакровьлимфатканеваяжидкостьтромбоцитыэритроцитылейкоцит |
|
|
иммунитетлимфафагоцитозлимфакровьлимфатканеваяжидкостькровьфагоцитоз |
|
|
лимфакровьлимфатканеваяжидкостьтромбоцитыэритроцитылейкоцитыкровь |
|
|
тканеваяжидкостьиммунитетлимфафагоцитозлимфакровьтканеваяжидкость |
|
|
Сверьте свои результаты с ключом. Против строки, где Ваша цифра совпала с цифрой ключа Вы ставите плюс (+). Норма выполнения – 80-100%, т.е. должно совпасть 10-12 ответов. 2 мин
Ключ
|
Чис ло |
+/- |
гомеостазиммунитетлимфафагоцитозлимфакровьлимфатканеваяжидкостькровь |
6 |
|
тканеваяжидкостьлимфакровьлимфатканеваяжидкостьтромбоцитыэритроциты |
5 |
|
гомеостазиммунитетлимфафагоцитозлимфакровьлимфатканеваяжидкостьтромб |
5 |
|
эритроцитылейкоцитылимфафагоцитозлимфакровьлимфатканеваяжидкость |
5 |
|
кровьэритроцитыкровьлимфафагоцритозлимфакровьлимфатканеваяжидкость |
7 |
|
фагоцитозлимфалейкоцитыкровьлимфатканеваяжидкостьтромбоцитыэритроцит |
4 |
|
кровьлимфатканеваяжидкостьтромбоцитыэритроцитылейкоцитыфагоцитоз |
3 |
|
лимфалимфакровьлимфатканеваяжидкостьтромбоцитыэритроцитылейкоциты |
5 |
|
кровьлимфатканеваяжидкостьтромбоцитыэритроцитылейкоцитыкровьлимфа |
5 |
|
фагоцитозлимфакровьлимфатканеваяжидкостьтромбоцитыэритроцитылейкоцит |
4 |
|
иммунитетлимфафагоцитозлимфакровьлимфатканеваяжидкостькровьфагоцитоз |
6 |
|
лимфакровьлимфатканеваяжидкостьтромбоцитыэритроцитылейкоцитыкровь |
5 |
|
тканеваяжидкостьиммунитетлимфафагоцитозлимфакровьтканеваяжидкость |
5 |
|
Вывод: Жизнедеятельность клеток обеспечивается только в жидкой среде. Это связано с тем, что процессы, с помощью которых происходит обмен веществ между клетками и окружающей их средой, лучше протекает в жидкостях. Внутреннюю среду организма образуют кровь, лимфа и тканевая жидкость. В ней поддерживается относительное постоянство важных физиологических показателей, которое называют гомеостазом.
V. Рефлексия. Оценивание. 4 мин
Что нового вы для себя узнали?
Чему научились?
VІ. Домашнее задание: 1 мин - выучить опорный конспект «Кровь»;
- из параграфа 16 изучить разделы:»Что такое внутренняя среда организма?», «Какие функции выполняют жидкости внутренней среды организма?»,
- заполнить в тетради таблицу «Компоненты внутренней среды и их местонахождение в организме»;
- поясните утверждение французского физиолога Клода Бернара: «Постоянство внутренней среды организма – залог его свободной и независимой жизни»
УРОК № 2
Тема: Состав и функции крови
Цели урока:
обучающая: сформировать у учащихся знания о составе крови и функциях составных частей крови; взаимосвязи строения и функции клеток крови;
развивающая: – продолжить развитие творческих способностей учащихся, познавательного интереса; умения работать с научной и научно-популярной литературой; способности критически мыслить; формирование монологической речи;
воспитывающая :- применять полученные знания для профилактики сохранения здоровья.
Тип урока: комбинированный
Формы организации: индивидуальная, коллективная, с использованием информационных технологий.
Оборудование: учебник, таблицы «Состав крови», слайды из фильма «Состав крови», презентация «Кровь», дидактический материал.
Основные понятия: плазма, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, гемоглобин, анемия, гемофилия, лейкоцитоз, лейкопения.
ХОД УРОКА
І.Организационный момент урока. Определение темы и задач урока.
2 мин
Приветствие учащихся. Пожелания успешной деятельности на уроке. Раздача дидактического материала учащимся.
В природе существуют несколько жидкостей, без которых человек не может жить. Какие это жидкости? (Вода, лимфа, кровь и т.п.). Но с водой, если человек не хочет пить, можно легко расстаться. Кровь – жизненно необходимая жидкость. Она обладает множеством нужных для организма свойств. А от чего эти свойства зависят? От состава крови.
Сообщается тема урока «Состав и функции крови».
Мы сегодня выясним, какая существует взаимосвязь между составом крови и ее функциями.
Задачи урока: 1. Знать состав и функции плазмы
2. Строение и функции эритроцитов.
3. Строение и функции лейкоцитов.
4. Строение и функции тромбоцитов.
5. Взаимосвязь состава и функций крови.
ІІ. Проверка домашнего задания и ранее усвоенных знаний. 5мин
2. Проверка таблицы «Компоненты внутренней среды и их местонахождение в организме». На доске один учащийся изображает таблицу, другие учащиеся обмениваются в парах тетрадями и проверяют правильность выполнения.
Компоненты внутренней среды |
Местонахождение в организме |
1. Кровь |
Сердце и кровеносные сосуды |
2. Тканевая жидкость |
Между клетками тканей |
3. Лимфа |
Лимфатические сосуды |
ІІІ.Актуализация опорных знаний и умений учащихся. 3 мин
1. Поясните утверждение французского физиолога Клода Бернара: «Постоянство внутренней среды организма – залог его свободной и независимой жизни»
Предполагаемый ответ. В организме на относительно постоянном уровне удерживаются такие показатели, как кровяное давление, температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости, содержание в них белков и сахара, ионов натрия, калия, кальция, хлора, водорода. Очень важной особенностью внутренней среды является то, что содержание веществ в ней не абсолютно одинаково, а изменяется в определенных пределах, т.е. для содержания каждого вещества нормой является не одна цифра, а определенный диапазон. Например, содержание ионов калия в крови здорового человека – 16-20 мг в 100 мл (16-20%).
Предполагаемый ответ. Кровь – это основная жидкая среда человека, часть внутренней среды, осуществляющая связь всех систем и отражающая все изменения их жизнедеятельности. Многие параметры крови постоянны в течение всей жизни. При заболевании эти параметры изменяются первыми, поэтому анализ крови обязателен .Ни один врач не сможет поставить диагноз, без анализа крови.
ІV. Изучение нового материала. 20 мин
Каждый из вас неоднократно сдавал кровь на анализ. А что происходит дальше за дверями лаборатории, с кровью которую мы оставили. Заглянув туда через некоторое время, мы увидим следующую картину: кровь в пробирке расслоилась на две фракции. (стр.50, рис. 49).
Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови; (слайд 8)
Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами – клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами. (слайд 8, фрагмент фильма «Состав крови»)
Самостоятельная работа учащихся с учебником (стр. 50 – 57) по карточкам – заполнить «Плазма крови», «лейкоциты», «эритроциты», «тромбоциты».
Поочередно представители каждой группы сообщают о проделанной работе:
«Плазма крови» (слайд 9)
Состав |
Функции |
60% объема крови; 90-92% воды; Минеральные соли: натрия хлорид, кальция хлорид; Органические вещества: белки 7-8%,, углеводы – 0,12%, жиры – 0,7-0,8%) |
Транспорт питательных веществ; Поступление кислорода в каждую клетку; Удаление углекислого газа, удаление других продуктов распада; Участие в свертывании крови; Поддержание гомеостаза |
«Эритроциты» (слайд 10, фрагмент фильма «Состав крови»)
1. Количество в 1 мм |
5-5,5 млн |
2. Строение |
Двояковогнутые, безъядерные диаметром 7,5 мкм, содержат гемоглобин |
3. Образование |
Красный костный мозг |
4. Продолжительность жизни |
120 дней, разрушаются в селезенке и печени |
5. Функции |
Транспорт кислорода от легких к клеткам, а углекислого газа – от клеток к легким |
6. Нарушение |
Анемия – уменьшение количества эритроцитов и снижение содержания гемоглобина |
«Лейкоциты» (слайд 11, фрагмент фильма «Состав крови»)
1. Количество в 1 мм |
6000-8000 |
2. Строение |
Бесформенные, ядерные, бесцветные, меняют форму |
3. Образование |
Красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка |
4. Продолжительность жизни |
От нескольких суток до нескольких десятков лет |
5. Функции |
Защита организма от микроорганизмов, чужеродных белков и тел |
6. Нарушение |
Лейкоцитоз – увеличение лейкоцитов выше физиологической нормы. Лейкопения – уменьшение количества лейкоцитов в крови ниже нормы |
«Тромбоциты» (слайд 12)
1. Количество в 1 мм |
250-400 тысяч |
2. Строение |
Безъядерные, бесцветные, округлой формы кровяные пластинки |
3. Образование |
Красный костный мозг |
4. Продолжительность жизни |
5-8 дней |
5. Функции |
Свертывание крови |
6. Нарушение |
Гемофилия – наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свертывания крови |
Итоги своей работы учащиеся на альбомных листах заполняют сводную таблицу:
Вопросы |
Эритроциты |
Лейкоциты |
Тромбоциты |
1. Количество |
|
|
|
2. Образование |
|
|
|
3. Строение |
|
|
|
4. Продолжительность жизни |
|
|
|
5. Функции |
|
|
|
В среднем у здорового человека 5,4 л крови. В крови содержится 25 трлн эритроцитов, 50 млрд лейкоцитов, около 2 трлн тромбоцитов.
V. Обобщение и систематизация знаний. 10 мин
Задание № 1 (память, мышление)
Найдите закономерность в предложенной Вам логической сетке. Подумайте, что можно было бы вписать в пустой квадрат. В пустых строках запишите объснение предложенного Вами решения. Время выполнения 5 мин.
Двояковогнутые, безъядерные диаметром 7,5 мкм, содержат гемоглобин
|
Защита организма от микроорганизмов, чужеродных белков и тел |
Тромбоциты |
Транспорт кислорода от легких к клеткам, а углекислого газа – от клеток к легким
|
Лейкоциты |
? |
Эритроциты
|
Бесформенные, ядерные, бесцветные, меняют форму |
Свертывание крови |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сверьте свои ответы с ключом
Двояковогнутые, безъядерные диаметром 7,5 мкм, содержат гемоглобин
|
Защита организма от микроорганизмов, чужеродных белков и тел |
Тромбоциты |
Транспорт кислорода от легких к клеткам, а углекислого газа – от клеток к легким
|
Лейкоциты |
Безъядерные, бесцветные, округлой формы кровяные пластинки |
Эритроциты
|
Бесформенные, ядерные, бесцветные, меняют форму |
Свертывание крови |
Выводы: В состав крови входят плазма, эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Плазма крови состоит из воды, органических веществ и минеральных солей. Кровь выполняет транспортную (дыхательную, питательную, выделительную), регуляторную, терморегуляторную и защитную функции.
Состав крови является важной характеристикой состояния организма. По результатам анализа крови мы можем определить количество форменных элементов, содержание гемоглобина, концентрацию глюкозы и других веществ в крови, скорость оседания эритроцитов (СОЭ).
VІ. Рефлексия. Оценивание. 4 мин
Что нового вы для себя узнали?
Чему научились?
Из ответов на уроке и заполненных таблиц складывается оценка ученика за урок
VІІ. Домашнее задание: 1 мин - повторить опорный конспект «Кровь»;
- из параграфа 17 изучить раздел «Каково строение и функции эритроцитов?», из параграфа 19 «Каковы строение и функции тромбоцитов?», из параграфа 20 «Каковы строение и функции лейкоцитов?»
- поясните, возможно ли разбавление дистилированной водой плазмы крови.
УРОК № 3
Тема: Эритроциты. Переливание крови.
Цели урока: :
Обучающая: систематизировать и углубить знания учащихся о строении эритроцитов; сформировать представление о группах крови и значении переливания крови, о свертывании крови; совершенствовать навыки работы с микроскопом;
развивающая: – продолжить развитие творческих способностей учащихся, познавательного интереса; умения самостоятельно работать с текстом учебника и дополнительным материалом, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
воспитывающая :- применять полученные знания для профилактики здоровья; воспитывать уважительное отношение к роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей.
Тип урока: урок усвоения новых знаний с лабораторной работой
Формы организации: индивидуальная, коллективная.
Оборудование: учебник, таблицы «Группы крови», презентация «Кровь», дидактический материал, микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы.
Основные понятия: эритроциты, переливание крови, агглютиногены, агглютинины, резус-фактор, фибриноген, фибрин
ХОД УРОКА
І. Организационный момент урока 1 мин
Приветствие учащихся. Пожелания успешной деятельности на уроке. Раздача дидактического материала учащимся.
ІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 3 мин
1. Почему при проверке состояния здоровья человека так важно проводить анализ крови?
В ходе «Мозгового штурма» учитель получает от учащихся ответы на поставленный вопрос.
Предполагаемые ответы :
- анализ крови может дать сведения о состоянии здоровья человека;
- кровь выполняет в организме важные функции;
- в крови есть гемоглобин;
- для выявления малокровия;
- кровь уничтожает микробы, имеющиеся в организме;
- при наличии заболевания состав крови меняется;
- кровь – одна из важных тканей организма человека.
( все ответы, полученные во время «мозгового штурма», учитель фиксирует на доске).
В состав крови входят плазма, эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Плазма крови состоит из воды, органических веществ и минеральных солей.
При значительных кровопотерях и некоторых заболеваниях возникает необходимость переливания крови.
Сообщается тема урока.
Задачи урока: 1. Знать строение эритроцита.
2. Группы крови. Переливание крови.
3. Свертывание крови.
4. Микроскопическое строение крови человека.
ІІІ. Изучение нового материала
Чтобы решить эти задачи, вам необходимо объединиться в 3 группы.
Для работы в группах учащиеся получают рабочие листы, в которых приведены заранее составленные учителем задания, соответствующие поставленному исследовательскому вопросу. Для работы используются параграфы учебника – 17, 18, 19.
Рабочий лист первой группы
Задание 1. Охарактеризуйте состав крови.
Задание 2. Опишите строение эритроцитов. Какие функции они выполняют?
Задание 3. Нарисуйте схему строения эритроцита.
Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос: «Каково значение эритроцитов в организме?»
Рабочий лист второй группы
Задание 1. Охарактеризуйте состав плазмы крови. Какова роль плазмы крови в организме?
Задание 2. Опишите процесс свертывания крови.
Задание 3. Схематически зарисуйте этот процесс.
Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос: «Какое значение в жизнедеятельности организма имеет плазма крови, а также процесс свертывания крови?»
: . Рабочий лист третьей группы
Задание 1. Что такое малокровие, и какие причины его вызывают?
Задание 2. Объясните, по какому принципу проводят переливание крови? Зарисуйте в виде схемы возможные варианты переливания различных групп крови.
Задание 3. Закончите предложение: «Донором называют...», «Реципиентом называют ...»
Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос: «Человек, с какой группой крови может быть донором для человека с первой группой крови?»
На этот этап урока отводится 15 минут.
После выполнения заданий проводится презентация групповых работ. Соблюдается регламент - по 3 минуты на каждого выступающего от каждой группы. Используются слайды презентации «Кровь».
Первая группа – слайд 11
Вывод: Важную функцию транспорта кислорода от легких к клеткам, а углекислого газа – от клеток к легким выполняют эритроциты. Кислород и углекислый газ переносит белоксодержащее вещество гемоглобин, находящийся в эритроцитах. Уменьшение количества эритроцитов и снижение содержания гемоглобина приводят к развитию малокровия.
Вторая группа – слайд 13, 13а
Вывод: При значительных кровопотерях и некоторых заболеваниях возникает необходимость переливания крови. Переливать кровь можно только совместимую по группе и резус-фактору.
Третья группа – слайд 14, 14а
Вывод: Тромбоциты принимают участие в процессах свертывания крови. Это сложный ферментативный процесс, который завершается образованием тромба, останавливающего кровотечение.
Затем учащимся предлагается заполнить таблицу «Этапы свертывания крови»:
Первый этап |
? |
Второй этап |
? |
Третий этап |
? |
Предполагаемый ответ:
Первый этап |
|
Второй этап |
2. Для синтеза протромбина необходим витамин К. |
Третий этап |
|
ІV. Закрепление нового материала.
Лабораторная работа
Тема: Микроскопическое строение крови человека.
Цель: изучить и сравнить эритроциты человека и лягушки; определить, чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки
Оборудование: готовые окрашенные препараты крови человека и лягушки, микроскопы, презентация «Кровь».
Ход работы.
1. Подготовить микроскоп к работе.
2. Установить под микроскопом микропрепарат крови человека.
3. Рассмотреть микропрепарат. Найти эритроциты и зарисовать их.
4. Установить под микроскопом микропрепарат крови лягушки.
5. Рассмотреть микропрепарат. Найти эритроциты лягушки и зарисовать их.
6. Результаты наблюдений занести в таблицу:
Признаки сравнения |
Эритроцит человека |
Эритроцит лягушки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Сделать выводы.
Признаки сравнения |
Эритроцит человека |
Эритроцит лягушки |
форма |
двояковогнутая |
Овальная |
Размер (диаметр) |
7-8 мкм |
21-24 мкм |
Наличие ядра |
нет |
есть |
Выводы:
Эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки, не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму
Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это объясняется, с одной стороны, тем, что эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, и поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны, утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить большое количество молекул кислорода.
V. Рефлексия. Оценивание. 4 мин
Что нового вы для себя узнали?
Чему научились?
Из ответов на уроке и заполненных таблиц складывается оценка ученика за урок
Отдельно оценивается лабораторная работа.
VІ. Домашнее задание: 1 мин - повторить опорный конспект «Кровь»;
Группа крови |
Может отдавать кровь |
Может принимать кровь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок № 4
Тема: Иммунитет. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Цели урока:
- обучающая:
- сформировать представление учащихся об иммунитете и его видах, имунной системе, профилактике инфекционных заболеваний;
развивающая:
- продолжить развитие познавательного интереса учащихся,
умения работать с научным текстом, выделять главное, существенное;
воспитывающая: - формировать здоровый образ жизни в целях сохранения психического и нравственного здоровья человека серьезное отношение к профилактическим мероприятиям.
, .
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы организации: индивидуальная.
Оборудование: таблица «Виды иммунитета», презентация «Кровь», дидактический материал - текст.
Основные понятия: иммунитет, естественный и искусственный иммунитет, иммунная система.
ХОД УРОКА
І.Организационный момент урока 1 мин
Приветствие учащихся. Пожелания успешной деятельности на уроке. Раздача дидактического материала (текста) учащимся.
ІІ.Актуализация опорных знаний и умений учащихся 3 мин
1. Человек всегда стремился познать неизвестное. Одним из вопросов было то, что одни люди болеют, а другие нет. Почему?
2. В крови содержатся форменные элементы. Какие? Какова их роль?
3. А как узнать, болен ли человек? (анализ крови).
4. Как организм борется с заболеванием?.
5. Что вы знаете об антителах? Какую роль они выполняют в организме? (Защитную)
Сообщение темы и цели урока:
Задачи урока: 1. Знать виды иммунитета.
2. Иммунная система.
3. Профилактика инфекционных заболеваний.
4. Работа с текстом – выделение главного.
ІІІ. Изучение нового материала (чтение текста)
Учащимся выдается текст «Иммунитет»
Профилактика — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охрану окружающей среды. Профилактика подразумевает проведение оздоровительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания его невосприимчивости к инфекционным болезням.
Иммунитет — это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами.
Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма.
Иммунитет обеспечивается комплексом защитных реакций организма, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма.
Различают два основных вида иммунитета: врожденный и приобретенный.
Врожденный иммунитет передается по наследству, как и другие генетические признаки. (Так, например, есть люди, невосприимчивые к чуме рогатого скота.)
Приобретенный иммунитет возникает в результате перенесенной инфекционной болезни или после вакцинации (вакцинация — метод создания активного иммунитета против инфекционных болезней путем введения в организм человека специальных препаратов из ослабленных живых или убитых микроорганизмов — вакцин).
Приобретенный иммунитет по наследству не передается. Он вырабатывается лишь к определенному микроорганизму, попавшему в организм или введенному в него. Различают активно и пассивно приобретенный иммунитет.
Активно приобретенный иммунитет возникает в результате перенесенного заболевания или после вакцинации. Он устанавливается через 1—2 недели после начала заболевания и сохраняется относительно долго — годами или десятками лет. Так, после кори остается пожизненный иммунитет. При других инфекциях, например при гриппе, активно приобретенный иммунитет сохраняется относительно недолго — в течение 1—2 лет.
Пассивно приобретенный иммунитет может быть создан искусственно — путем введения в организм антител (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью,либо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретенный иммунитет устанавливается быстро (через несколько часов после введения иммуноглобулина) и сохраняется непродолжительное время, в течение 3—4 недель. (Антитела -иммуноглобулины, синтезируемые в организме в ответ на воздействие антигена, нейтрализуют активность токсинов, вирусов, бактерий.)
Общие понятия об иммунной системе. Иммунная система -это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающими постоянство состава и свойств внутренней среды организма.
К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим — селезенка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.
Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом, или вирусом. В теле человека микроб-возбудитель размножается и выделяет яды — токсины, Когда концентрация токсинов достигнет критической величины, проявляется реакция организма. Она выражается в нарушении функций некоторых органов и в мобилизации защиты. Болезнь чаще всего проявляется в повышении температуры, учащении пульса и в общем ухудшении самочувствия.
Иммунная система мобилизует специфическое оружие против возбудителей инфекции —лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы — антитела.
Для профилактики заболевания инфекционными болезнями большое значение имеет иммунизация — специфическая профилактика инфекционных болезней.
Различают иммунизацию активную, основанную на введении вакцин или антитоксинов, и пассивную, при которой вводят иммунную сыворотку или иммуноглобулины, а также пассивно-активную, когда вначале вводят иммунную сыворотку, а затем вакцину или анатоксин.
Иммунизация вакцинами и анатоксинами в качестве планового профилактического мероприятия более эффективна, чем иммунизация сывороточными препаратами, так как обеспечивает защиту на более длительный срок.
Иммунизация включает в себя проведение профилактических прививок, которые регламентируются календарем их проведения. В календаре отражены две группы прививок. В первую группу входят прививки против туберкулеза, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка, кори и др. Против перечисленных болезней независимо от эпидемической обстановки проводится иммунизация всех детей в определенные сроки после рождения.
Ко второй группе отнесены прививки против брюшного тифа, бруцеллеза, сибирской язвы, холеры, чумы. Эти прививки проводят на территориях, на которых создалась эпидемическая обстановка, лицам с высокой степенью заражения.
Задание учащимся:
1. Разделить текст на части, выделить основные мысли, дать название части.
2. Сформулировать 5 вопросов, на которых есть ответ в тексте.
3. Сформулировать 5 вопросов, на которые ответа в тексте нет.
4. Отложите текст. Составьте связный рассказ из основных мыслей текста. При составлении связного рассказа:
1) Используйте вводные слова и служебные части речи.
2) Можете добавлять вспомогательные слова – обобщения (следовательно, из этого следует, поэтому, потому что, так как).
3) Можете менять предложения местами и объединить два предложения в одно и наоборот.
4) Можете заменить существительные местоимениями.
5) Нельзя менять смысл предложений и добавлять другие мысли из текста.
Сдать свою работу на проверку учителю.
ІV. Рефлексия. 4 мин
Что нового вы для себя узнали?
Чему научились?
V. Домашнее задание: 1 мин
- изучить параграфы 21-22;
- повторить параграфы 16-20;
- составить задание на развитие памяти.
Урок № 5 Урок-зачет по теме «Кровь»
Цель урока: проверить знания по теме: «Кровь».
Тип урока: проверки и контроля знаний, умений
Формы организации: индивидуальная.
Оборудование: тестовые задания.
ХОД УРОКА
І.Организационный момент урока. Сообщение темы и цели урока. 1 мин
Приветствие учащихся. Пожелания успешной деятельности на уроке.
На данном уроке вам предстоит проверить и обобщить свои знания по теме: «Кровь». Выполняя тестовые задания и отвечая на поставленные вопросы, вам предстоит самостоятельно оценить свои знания и умения по данной теме
Раздача тестовых заданий учащимся.
ІІ. Проверка ранее усвоенных знаний, умений.
Задание 1. Выполните тестовые задания с одним правильным ответом (0,5 балла за каждый правильный ответ).
А) крови, лимфы, межтканевой жидкости;
Б) крови, лимфы;
В) крови, лимфы, пищеварительных соков;
Г) плазмы крови, лимфы, межтканевой жидкости.
2. Постоянство состава внутренней среды организма получило название:
А) гемостаза;
Б) гомеостаза;
В) фагоцитоза;
Г) фибринолиза.
3. Кровь состоит из:
А) эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов;
Б) плазмы и форменных элементов;
В) форменных элементов и фибриногена;
Г) плазмы и гемоглобина.
4. Транспортная функция крови заключается в:
А) сохранении химико-биологического постоянства внутренней среды организма;
Б) переносе ею необходимых для жизнедеятельности органов и тканей веществ, газов, продуктов обмена;
В) наличии компонентов иммунной системы, обеспечивающих сопротивляемость организма к инфекциям и внедрению чужеродных тел;
Г) переносе кислорода и углекислого газа.
5. Физиологическими называются растворы:
А) имеющие солевой состав и концентрацию плазмы крови;
Б) имеющие концентрацию солей выше, чем в плазме крови;
В) имеющие концентрацию солей ниже, чем в плазме крови;
Г) аналогичные спинномозговой жидкости.
6. Фибриноген – белок плазмы крови, который:
А) переносит кислород и углекислый газ;
Б) повышает защитные свойства организма;
В) способствует свертыванию крови;
Г) переносит кислород и углекислый газ, повышает защитные силы организма, способствует свертыванию крови.
7. Зрелые эритроциты:
А) имеют ядро;
Б) не имеют ядра;
В) имеют 2 ядра;
Г) являются многоядерными.
8. Красный цвет эритроцитам придает:
А) фибриноген;
Б) гемоглобин;
В) поваренная соль;
Г) белки.
9. Гемоглобин обладает способностью соединяться с кислородом за счет:
А) меди;
Б) железа;
В) цинка;
Г) кобальта.
10. Наиболее прочно гемоглобин соединяется с:
А) кислородом;
Б) углекислым газом;
В) угарным газом;
Г) кислородом и углекислым газом.
11. Агглютинация – это:
А) склеивание лейкоцитов;
Б) склеивание эритроцитов;
В) склеивание тромбоцитов;
Г) разрушение лейкоцитов.
12. Резус-фактор – это:
А) агглютинин;
Б) агглютиноген;
В) фактор свертывания крови;
Г) агглютинин и агглютиноген.
13. К лейкоцитам относятся:
А) моноциты и лимфоциты;
Б) эозинофилы, нейтрофилы и базофилы;
В) лизосомы и фагоциты;
Г) моноциты и лимфоциты, эозинофилы, нейтрофилы, базофилы.
14. Лейкоциты созревают в:
А) кровеносном русле;
Б) вилочковой железе и лимфатических узлах;
В) красном костном мозге;
Г) печени.
15. Свертывание крови – процесс, заканчивающийся превращением:
А) фибриногена в фибрин;
Б) протромбина в тромбин;
В) пепсиногена в пепсин;
Г) трипсиногена в трипсин.
16. Явление фагоцитоза было изучено:
А) Н.Луниным;
Б) И.Мечниковым;
В) И.Павловым;
Г) И.Сеченовым.
Задание 2. Ответьте на вопросы (1 балл за правильный ответ):
1. Хорошо известно, что плазма крови на 90% состоит из воды. Почему ее разбавление дистиллированной водой невозможно?
2. Все хорошо знают, что донорская кровь является очень большой ценностью. Предложите способы консервации крови в лабораторных условиях.
Задание 3. Ответьте на вопрос повышенной сложности (2 балла за правильный ответ):
1. Представьте, что в крови млекопитающего внезапно лопнули все эритроциты. К каким последствиям это приведет?
ІІІ. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель комментирует выполненные тестовые задания, ответы на вопросы и называет типичные ошибки.
Проверьте правильность своих ответов с ключом
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
А |
Б |
Б |
Б |
А |
В |
Б |
Б |
Б |
В |
Б |
Б |
Г |
Б |
А |
Б |
1. Хорошо известно, что плазма крови на 90% состоит из воды. Почему ее разбавление дистиллированной водой невозможно?
Ответ. В состав плазмы входят различные соли. Дистиллированная вода солей не содержит. Поэтому при добавлении ее в плазму крови концентрация солей уменьшается, а вода по закону диффузии поступает в эритроциты , которые разбухают и лопаются.
2. Все хорошо знают, что донорская кровь является очень большой ценностью. Предложите способы консервации крови в лабораторных условиях.
Ответ. Наиболее распространенными консервантами крови являются .вещества, блокирующие процесс свертывания крови (вещества, блокирующие протромбин, фибриноген и др.). Несвертываемости крови способствует удаление из нее ионов кальция. Сохранение крови зависит от сосудов (должны быть с идеально гладкими внутренними стенками), температуры (необходима низкая температура, сосуды с кровью обычно помещают в жидкий азот).
2. Представьте, что в крови млекопитающего внезапно лопнули все эритроциты. К каким последствиям это приведет?
Ответ. Эритроциты млекопитающих содержат гемоглобин, их основной функцией является перенос кислорода к тканям тела и углекислого газа от тканей к легким; после разрушения эритроцитов процесс переноса газов станет невозможным и животное быстро погибнет от удушья. Такой ответ не является достаточным, ведь у некоторых животных (например, моллюсков) дыхательные пигменты, участвующие в переносе газов, находятся не в клетках крови, а растворены в плазме. Так нарушается ли у человека после разрушения эритроцитов и выхода гемоглобина в плазму транспорт кислорода и углекислого газа, и если да – то почему?
Известно, что химический состав цитоплазмы эритроцитов сильно отличается от состава плазмы крови. Именно в условиях, которые создаются в ограниченно клеточной мембраной внутреннем пространстве эритроцитов, гемоглобин может нормально функционировать. Прочность связывания гемоглобина с кислородом регулируется различными внутриклеточными факторами. При разрушении эритроцитов гемоглобин выходит в плазму, при этом изменяется пространственное строение его молекул, что ведет к ухудшению способности связывать кислород. Кроме того, в плазме крови гемоглобин быстро разрушается и выводится из организма через почки.
Для транспорта углекислого газа, поступающего из тканей в кровь, целостность эритроцитов тоже очень существенна. В свободном виде кровью транспортируется всего 5% углекислого газа, значительная его часть переносится в химически преобразованном или связанном состоянии. До 70% углекислого газа транспортируется в виде бикарбонат-ионов, который образуются при взаимодействии углекислого газа с водой.
В плазме крови эта реакция протекает очень медленно, тогда как в эритроцитах содержится специальный фермент – карбоангидраза, ускоряющий образование бикарбонат-ионов в несколько тысяч раз. Поскольку при попадании в плазму крови карбоангидраза разрушается и выводится из организма, для нормальной работы фермента необходима целостность эритроцитов. Остальные 25% углекислого газа обратимо связываются в эритроцитах с гемоглобином, этот механизм транспорта углекислого газа тоже нормально работает лишь тогда, когда гемоглобин находится внутри эритроцитов.
Не только одновременное разрушение всех эритроцитов, но и частичный гемолиз, происходящий при некоторых при некоторых заболеваниях, чрезвычайно опасен для организма, поскольку он приводит к развитию гемолитического криза, признаками которого являются анемия, увеличение селезенки, увеличение печени, желтуха, повышение температуры тела, сонливость, вялость.
Успешно ли вы справились с заданиями?
Что вызвало затруднения?
Над чем необходимо работать?
ІV. Домашнее задание: 1 мин
Если за работу на уроке вы получили высокую оценку , то освобождаетесь от домашнего задания. Если затруднялись, допускали ошибки, прочитайте еще раз параграф 16 - 22.