Отдельно стоит отметить и так называемые Сокальские рубашки. В этом районе Львовщины даже свадебные рубахи вышивались черным на сером льняном полотне.
И все же основные значения цветов в украинских национальных рубашках таковы:
• Красный. Считалось, что красный наполняет человека позитивной жизненной энергией. Он символизирует энергию солнца. Считается, что он защищает самую нижнюю чакру человека, отвечающую за опорно-двигательную систему, прямую кишку и мочеполовую систему.
• Синий. Этот цвет сам по себе считали мощнейшим оберегом. Символизируя небо и воду, а соответственно чистоту физическую и духовную, он гарантировал избавление от недугов и душевное спокойствие. Вышивкой синего цвета оберегали самых уязвимых – детей и мужчин. Последних – по той причине, что они чаще сталкивались с опасностью.
Также считается, что синяя обереговая вышивка защищает шестую чакру, находящуюся в области «третьего глаза» и отвечающую за интеллект человека.
• Голубой цвет оберегового орнамента оберегает пятую чакру, которая отвечает за органы дыхания, слуха, кожу и творческие способности человека.
Самый распространенный цвет ткани, из которой шили сорочки с вышивкой, — белый. Даже у самых бедных жителей Украины всегда была белая праздничная сорочка-вышиванка - пусть латаная, но белая.
Распространены также были вышиванки из небеленого полотна, такие сорочки имеют сероватый или кремовый оттенок.
А вот черный цвет вышиванки традиционно считался цветом печали и скорби. Причем раньше такую рубаху, если и одевали в некоторых регионах, то исключительно пожилые мужчины.
Были также вышиванки синего цвета, их полагалось носить или женщинам в возрасте, или маленьким девочкам, которым еще далеко до замужества.
Красный цвет вышитой сорочки символизировал и символизирует любовь, страсть, полноту жизни и красоту.
В украинской национальной традиции есть одноцветные, двухцветные и многоцветные вышивки на рубахах.
При этом одноцветные вышиванки были более распространены лишь на Полтавщине и в некоторых районах Черниговщины. Это растительные и геометрические орнаменты, выполненные белым по белому. Такая сорочка выглядит нежно и нарядно. Иногда белый узор обводился черными или синими полосами.
Считается, что двухцветные вышиванки предпочитали на Киевщине и Винниччине, в Хмельницком и Черкасском регионах, а также в западной части Кировоградщины. Основные цвета орнамента Киевщины - белый, кораллово-красный, оттененный черным. В этом регионе были распространены как растительные, так и геометрические орнаменты.
В центральной части Кировоградщины, а также в Одесском и Николаевском регионах также были распространены двухцветные вышиванки. Но здесь было принято красный узор выделять черными или синими нитками. Причем, сочетание красного с синим вошло в украинскую традицию вышивки раньше, чем с черным.
В целом же, чем дальше на юг от Киева – тем пестрее, разноцветней вышивка. Это - типичный орнамент юга.
А вот для вышиванок Волынского региона характерны простые орнаменты, выполненные лишь красной нитью. При этом в северной части региона преобладали растительные узоры – ягоды, цветы, листья, а южнее - геометрические.
Полихромные (многоцветные) вышиванки характерны для Карпат, Закарпатья, Буковины и Гуцульщины.
Основных цветов украинской народной вышивки пять: белый, красный, черный, синий и желтый.
Расшифровка в каждом регионе была своей. Например, в Полесье (особенно на Житомирщине) и было не принято вкраплять в вышивку черный цвет. Его считали символом смерти и скорби.
А вот жители Подолья (Каменец-Подольский, Хмельницкий и Винница) считали черный цветом земли, а его наличие в вышивке символизировало богатство и благополучие. Тут черный цвет вполне мог выступать на вышиванке основным.
Черный, как символ земли, плодородия и богатства также лежит в основе знаменитойБорщевской вышивки (Тернопольская область).
Отдельно стоит отметить и так называемые Сокальские рубашки. В этом районе Львовщины даже свадебные рубахи вышивались черным на сером льняном полотне.
И все же основные значения цветов в украинских национальных рубашках таковы:
• Красный. Считалось, что красный наполняет человека позитивной жизненной энергией. Он символизирует энергию солнца. Считается, что он защищает самую нижнюю чакру человека, отвечающую за опорно-двигательную систему, прямую кишку и мочеполовую систему.
• Синий. Этот цвет сам по себе считали мощнейшим оберегом. Символизируя небо и воду, а соответственно чистоту физическую и духовную, он гарантировал избавление от недугов и душевное спокойствие. Вышивкой синего цвета оберегали самых уязвимых – детей и мужчин. Последних – по той причине, что они чаще сталкивались с опасностью.
Также считается, что синяя обереговая вышивка защищает шестую чакру, находящуюся в области «третьего глаза» и отвечающую за интеллект человека.
• Голубой цвет оберегового орнамента оберегает пятую чакру, которая отвечает за органы дыхания, слуха, кожу и творческие способности человека.
• Золотой (желтый). Этот цвет солнца, меда и пшеницы – то есть достатка, богатства, благополучия и радости. Этот цвет в сакральном узоре рубашки обещал материальный достаток ее носителю. В обереговой вышивке желтый цвет защищает третью чакру – солнечное сплетение, центр жизненной энергии.
• Зеленый. В украинской национальной традиции считался женским цветом как символ молодости, весны, обновления. При этом вплетенный в орнамент на мужской вышиванке он способен защитить от природных стихий, а также помогает сбалансировать эмоции человека. В обереговой вышивке защищает четвертую чакру – сердечную.
• Черный, как мы уже упоминали, трактовался по-разному: для одних он был цветом печали, для других – символом земли и плодородия.
• Фиолетовый цвет в обереговой вышивке трактуется как защитник седьмой чакры, отвечающий за область темечка. Якобы этот цвет связывает человека с Богом.
Отметим, что в былые времена люди могли легко «прочитать» вышиванку - определить по узору и технике вышивки, из какого региона ее хозяин, и даже узнать кое-что о его характере, судьбе и желаниях.
Рубахи-обереги
В вышиванке орнаментом обязательно украшались края одежды. Считалось, что это те места, через которые под рубаху может пробраться зло, ведь именно на руках, шее и подоле открывается доступ к телу. Вышивка в этих местах несла и несет в себе оккультный характер, а символы на ней — это в первую очередь обереги. Девичью сорочку украшала вышивка на рукавах, вокруг горловины и по низу подола. Замужние женщины вышивали сорочки еще и на груди, воротнике, рукавах. Подол украшался более широкой вышивкой, чем у девушек, потому что орнаменты дополнялись символами рода мужа.
Орнаменты вышивок делятся на три основных группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).
Геометрические орнаменты тесно связаны со славянской мифологией и трипольской культурой. Существуют археологические находки, подтверждающие, что жившие на территории Украины представители трипольской цивилизации создавали предметы обихода с узорами, похожими на традиционные украинские орнаменты. Есть также археологические подтверждения, что скифы, жившие еще до нашей эры, носили одежду с вышитыми орнаментами, идентичную национальной украинской.
При этом геометрические орнаменты считаются мужскими, а растительные – женскими.
В числе традиционных мужских символов: всевозможные знаки огня (ромбическая решетка), знаки солнца (ромб с отростками-лучами или прямой крест) и ромбы с точкой в середине (знак нивы, засеянной семенем).
Исконно женские геометрические символы — прямая линия (знак земли), всевозможные спирали, волны и змейки (знаки воды), а также косой крест, напоминающий букву Х — это начертание руны «урожай» и знак Луны.
Но узор народной сорочки не состоит только из мужских или только женских символов. Обычно они сочетаются, ведь каждый человек — это инь и янь. Поэтому выгнутую змейку - символ Воды и восьмиконечную звезду – Солнца вышивали как на мужских, так и на женских вышиванках. Как символы материнской и отцовской энергии их было принято наносить на детскую рубашку в качестве оберега.
Верхние лучи цветка-звезды могут быть расположены как крест (вертикально) - этот знак привлекает силу солнца.
Если верхние лучи звезды расположены по диагонали - ее носителя охраняет сила Луны.
Популярным мужским узором был ромб с точкой посередине. Этот орнамент изображал засеянное поле и символизировал мужскую силу и плодородие. Считалось, что вышитый ромб на рубашке способен ускорить пополнение рода. Такой ромб в разных вариациях содержится практически на каждой мужской вышиванке. Зачастую рядом с таким ромбом располагался ромб со скошенными прямыми линиями посредине, которые символизируют дождь.
Ныне он часто присутствует и на женских вышиванках. Некоторые исследоватили считают, что после замужества женщины вполне могли украшать свои рубашки таким мужским символом в надежде на быстрейшее пополнение в семье.
Отдельно отметим особенности традиций ношения и изготовления детской вышиванки.
В селах первую рубашку ребенку было принято шить из поношенных родительских вещей. Считалось, что в них хранится родительская энергия, способная защитить ребенка от сглаза и болезней. Девочкам шили рубашку из маминых вещей, мальчикам - из папиных. Поэтому и первые узоры-обереги ребенку доставались от родителей вместе с их цветами-символами. Например, девочке - с черным узором, символом плодородия, который, в том числе, защищал от бесплодия. А мальчику - с синим и зеленым, защищающим от природных стихий и ранений.
Первую личную рубашку ребенок получал в три года. Мать создавала для него индивидуальную обереговую вышивку, для которой использовала исключительно красные нити. Детям было достаточно одного красного цвета – цвета родственной кровной связи.
На детских рубашках также нередко изображали животных - собаку, коня, петуха или сказочных птиц.
Растительные орнаменты
Калина.
Гроздья калины вышивали на сорочках для замужних женщин, а также на свадебных рушниках. Калина символизирует бессмертие рода и материнство: дерево является воплощением матери, а ягоды - детьми. Именно поэтому вышиванки с калиной лучше носить женщинам, у которых есть дети. А вот на детских вышиванках калину изображать было не принято, впрочем, как и все другие символы рода и плодородия.
Наши предки верили, что изображение этого дерева на рубашке защитит мужчину от недобрых людей, придаст силы и мужества. В целом дуб являлся символом Перуна - бога солнечной энергии. Мальчикам обязательно вышивали рубашки-обереги с изображением дуба, чтобы мужская сила и энергия не покидала их, а приумножилась с каждым днем.
Отдельно оговоримся, что сочетание дуба и калины, переплетенных между собой в орнамент, нередко наносились на свадебные рубашки молодоженов. Логика этого узора вполне понятна.
Мак.
Несет в себе значение вечной памяти рода, а потому его изображение – оберег от зла. В то же время считалось, что на месте гибели воина на поле боя весной зацветает мак. Поэтому, если в семье муж погибал на войне, то жена вышивала рубашку с маками в знак своей скорби, а также обязуясь сохранить и продолжить казацкий род.
Лилии.
Такие рубашки носили девушки, которые готовились ступить в брак. Однако, цветок лилии никогда не вышивался по отдельности. Орнамент состоял из цветка, бутона, листка и креста. Первые три символизировали рождение, развитие и бесконечность человеческой жизни. Магический крест благословлял пару на создание семьи. После замужества женщина уже не носила вышиванку с этим орнаментом, а дарила ее своей незамужней сестре или подруге.
Хмель.
Мужские вышиванки с изображением хмеля носили молодые холостые хлопцы. Этот цветок являлся символом молодости, буйства и любви. А вот женатому мужчине носить сорочки с таким узором считалось неприличным. Аналогичную трактовку имеет вышивка с изображением барвинка - весьма распространенного цветка на украинских вышиванках.
Виноград.
Такие узоры символизировали радость и красоту семейной жизни. Вышиванки с виноградом присущи Полтаве и Киеву. А вот на Черниговщине узоры с виноградом наносили только на полотенца и скатерти. При этом присутствие букетов и гроздьев винограда на мужских вышиванках считается абсолютно недопустимым.
Мальва
Вышиванка, обильно украшенная изображением этого цветка, была и остается очень популярной на востоке и юге Украины.
Роза розовая или мальва - один из самых любимых цветков украинцев, ее выращивались для украшения жилища едва ли не под каждой хатой. Но вот вишивка этого цветка на рубашке несет в себе исключительно эстетическую, а не обереговую функцию.
Принципиально важно, чтобы на обратной стороне вышиванки не было узелков. Учитывая сакральное значение такой рубашки, считалось и считается, что узелки на узоре могут стать узелками на судьбе и жизненном пути.