Цель:
-углубить знания детей о своей Родине, о символах Украины, традиции украинского народа, красоту и неповторимость родного края.
-продолжить знакомство с Конституцией Украины;
-развивать внимание, воображение, мышление, словарный запас, речь, умение пользоваться картой Украины;
-воспитывать любовь к Родине, украинского языка, желание приумножать достояние народа, беречь природу.
Тема: МЫ- ДЕТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ СЕМЬИ.
Цель:
-углубить знания детей о своей Родине, о символах Украины, традиции украинского народа, красоту и неповторимость родного края.
-продолжить знакомство с Конституцией Украины;
-развивать внимание, воображение, мышление, словарный запас, речь, умение пользоваться картой Украины;
-воспитывать любовь к Родине, украинского языка, желание приумножать достояние народа, беречь природу.
Оборудование: Карта Украины, Конституция Украины, изображение государственных символов, вышитые полотенца, украинскую национальную одежду, грамзапись, каравай, цветы вырезанные из цветной бумаги, плакаты с надписями.
Ход урока
І. Организация класса
II. Основная часть
1. Вступительное слово учителя:
- Я сегодня всех вас искренне поздравляю в нашем дружеском кругу, желаю счастья, радости и крепкого здоровья, дорогие мои. Вот и снова сентябрь наступил, позвал всех детей Украины за школьные парты, чтобы вы могли получать знания, учиться мудрости жизни.
- Прозвенел первый звонок, все ребята сели за парты, начинается новый учебный год.
- С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро - как начало новой жизни. Оно сулит погожий день. Итак, ребята, вы уже поняли, чему будет посвящен наш урок. Какова его тема?
Є в центрі Європи чудова країна,
Сягає корінням у сиві часи.
І це – незалежна моя Україна!
Тут гори Карпати, степи і ліси
ПЕСНЯ »УКРАИНА- ЭТО МЫ»
О чем будем говорить на первом нашем уроке? (о Родине, об Украине)
2. Ассоциативный куст:
- Что значит Родина? Как вы понимаете смысл этого слова? (ответы детей)
Послушайте инсценировку
- Поспорили однажды дети, какая дорожка лучше?
1 - В магазин - там конфеты есть.
2 - Нет, в школу - там дети есть.
3 - Нет, к речке, - там купаться можно.
4 - Нет, в сад - там полно яблок и груш.
5 - Нет, в поле, там простор широкий.
- Но здесь вошла мама. Дети её спрашивают:
- Какая дорожка лучше?
- Мама посмотрела на детей, ласково улыбнулась и ответила: «Та, что ведёт к родному дому».
Тема нашего урока «Мы- дети европейской семьи».
- Тож сьогодні на уроці ми з вами будемо говорити про Україну, як європейську державу, вчитися висловлювати свої думки, аналізувати, робити висновки, дізнаємося багато цікавого.
- Что такое семья?
• СЕМЬЯ - это ...
3.Обобщение высказываний детей.
Семья, Украина, родной край - это все, что нас окружает, это все то, что с первых дней нашей жизни становится для нас таким же дорогим, как воздух, вода, хлеб, как улыбка близкого и родного человека. Это место, где живет наш народ, где мы растем, учимся, трудимся. Семья - это то, что есть сегодня: наши города и села, наши луга и леса, наш народ, наша школа. Но это и то, что было здесь у нас раньше: наша древняя история и культура, наши памятники и традиции.
Семья - это и наше будущее; то, что будет на нашей Земле. Это надежда на радость и счастье. Это, наконец, уверенность: здесь нам лучше всего будет жить.
Итак, Семья - это все то, без чего человек просто не может жить.
4. Україна незалежна європейська країна
- Перед вами глобус, зменшена модель Землі. Вся суша поділена на материки.
Серед них материк Євразія. Який поділяється на Європу і Азію. Україна розташована в Європі. Величезні простори займає наша країна. За площею – одна з найбільших серед країн Європи.
- На вашу думку, що означає бути європейцем? (Відповіді учнів)
Отже, бути європейцем це означає любити свою країну, відноситися з повагою до народу , символів держави, знати її історію, захищати незалежність своєї держави, що і роблять тисячі українців на Сході країни. Бути гордим, що ти українець.
(Виходить дівчинка в українському одязі)
традиції, мову і талановитий народ, який протягом багатьох віків боровся і бореться за незалежність своєї держави.
24 серпня 1991 року я здобула незалежність. Мій народ заявив про себе,
як про велику націю.
Я - українка!
Живу в Україні,
на вільній, єдиній
Моїй Батьківщині,
Де все мені в радість:
Ліси і садки.
Озера й річки,
І глибокі ставки,
Лани неосяжні,
І гори, й долини,
Цвіт білосніжний
У лузі калини.
В душі моїй солодко
Грає сопілка,
Бо я з України,
Бо я - українка!
ПІСНЯ «УКРАЇНА МОЯ- ТИ НАЙКРАЩА У СВІТІ»
5. Європейський Союз
- Європейські держави об’єдналися у союз який відомий як Євросоюз, у якого також є свої символи. Україна прагне стати членом цієї організації. Перший крок вже зроблено цього літа – безвізовий режим для українців.
Прапор Євросоюзу 12 золотих зірок на фоні голубого неба, розміщених по колу, що символізують народи Європи в єдності і мирі.
6.Фізхвилинка:
Ми крокуєм, ми крокуєм,
Ми країнами мандруєм
Ось побачили Карпати:
Як вершини нам дістати?
Заглядаємо в озерця-
Не торкнутися нам денця!
Далі ми йдемо поважно,
Шлях долати нам неважко.
Порівняйтесь, усміхніться,
Батьківщині поклоніться
За щасливі дні в любові,
За пісні за колискові.
Кругом себе обкрутіться
Раз присядьте, два присядьте,
За столи тихенько сядьте.
7.Символи України.
-Назовите мне государственные символы Украины.
Гімн - головна пісня країни.
-Как себя нужно вести, когда звучит Гимн?
Прапор – що ви знаєте про кольори прапора?
Відповіді дітей, уточнення вчителя.
Прапор наш, як літо,
В сонці майорить.
По долині – жито,
По горі – блакить
Д. Павличко
Герб – тризуб. Різні теорії походження і значення знака: магічний знак, оберіг, знак Володимира Великого, триєдиний бог, сокіл, якір, слово «воля» тощо.
Тризуб, немов сім'я єдина,
Де тато, мама і дитина
Живуть у мирі і любові
На Україні вольній, новій.
В. Паронова
Загадки
По ньому ми живем із вами –
це основний закон держави.
(Конституція)
Знак держави головний –
всяк його повинен знати.
Воля, слава, сила в нім. –
То ж попробуй відгадати.
(Герб)
По радіо звучить щоденно
патріотична пісня,
що возвеличує Вкраїну
і прославля навічно.
Коли звучить він – всі встають,
до серця руку прикладають,
і вголос, й подумки співають,
і Україну прославляють.
(Гімн)
Синьо – жовте полотнище
гордо майорить.
Це – ознака сили й слави
Української держави.
Синє небо, жовте жито –
цю святиню знають
(Прапор)
-Так, це державні символи України.
- Є ще народні символи. Давайте назвемо їх.
Дети перечисляют, какие народные символы знают. Затем рассматривают рисунки и называют те, которые еще не называли. Беседа о народных символы, почему эти предметы являются символами Украины.
Ученики читают стихи
2. Моя Батьківщина – це вишеньки цвіт
І верби над ставом, й калина.
Моя Батьківщина – це мрії політ,
Це рідна моя Україна!
3. Моя Батьківщина – це наша сім'я,
Затишний куточок і хата.
Це мама, татусь, бабця дідо і я,
Всі рідні і друзів багато.
4. Моя Батьківщина – ліси і поля.
Від них в нас і радість, і сила.
Це та найсвятіша і рідна земля,
Що кожного з нас народила.
5. Я маленький українець, не цураюсь свого роду,
Знаю мову, люблю пісню рідного народу.
Виростатиму швиденько, як у дощ грибочок,
Україна – моя ненька, я її синочок.
- Украина. Именно так называется страна, в которой мы родились и живём.
А что вы должны знаеть об Украине?
8.Викторина.
1) Украина - одно из самых больших европейских стран. Её площадь - 604 тыс. кв. км .;
2) Численность населения Украины - около 47 млн. чел .;
3) На территории Украины проживает более 110 национальностей;
4) Столица Украины- г. Киев.
-О Нашей Родине расскажут ученики:
6. Моя Батьківщина – велика країна.
Весь Всесвіт для мене вона.
Найкраща у світі моя Україна.
У цілому світі одна.
7. Я тут народився у добру годину,
Тут світ пізнавати учусь.
Люблю я всім серцем своюУкраїну!
І нею пишаюсь, горджусь.
8. Що краще у світі за рідну місцину?
Вкраїна, як ненька – одна.
Люблю я всім серцем свою Батьківщину,
Для мене – найкраща вона.
ПЕСНЯ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
9. Выдающиеся Украинцы.
Коротко рассказывает учитель
Владимир Великий - Великий князь Киевский, окрестил Киевскую Русь, первым начал чеканить монеты.
Ярослав Мудрый - сын Владимира, составил сборник законов, при Софийском соборе основал школу и библиотеку, начал перевод книг с других языков, Киевская Русь достигла наивысшего развития.
Богдан Хмельницкий - Гетман Войска Запорожского, украинский военный, государственный деятель, защищал независимость Украины.
Григорий Сковорода - известный украинский поэт, педагог, мудрец. 30 лет путешествовал по Украине, помогал бедным, учил простых людей, его называли «представитель великой правды».
Тарас Шевченко - великий украинский поэт и художник.
Леся Украинка - украинская писательница, переводчик, культурный деятель.
- Какие еще украинских писателей, поэтов вы знаете?
Николай Амосов - известный украинский врач, ученый, кардиохирург.
Сергей Королев - украинский ученый, конструктор первых искусственных спутников Земли и космических кораблей.
Леонид Каденюк - первый космонавт независимой Украины, Герой Украины.
Украинцы - защитники своей страны.
Рассказ учителя о том, что Украинцы всегда вставали на защиту своей Родины и часто ценой собственной жизни защищали ее, о современных событиях в Киеве на Майдане, в Крыму, на Донбассе. Просмотр фотографий.
-Каждый украинец должен быть настоящим гражданином своей страны: любить ее, защищать, делать богаче и красивее.
Слушания песни «Украина - это мы», сл. Ю. Рыбчинского, муз. Николо, поет Екатерина Бужинская. Во время звучания песни можно двигаться по кругу.
Учитель. - Мы с вами знаем, как сотрудничать в группе, как жить в школе, чтобы всем было хорошо. А теперь я предлагаю вам попробовать составить правила для граждан нашего государства, для украинцев и других народов, живущих на территории Украины. Составлять правила будем вместе, уважая мнение других, не перебивая, не повторяясь.
Правила для граждан Украины:
1. Уважать друг друга.
2. Не оскорблять ни словом, ни делом другого человека, какой бы национальности он ни был.
3. Относиться с пониманием к другим людям.
4. Помогать друг другу.
5. Быть чутким и внимательным.
6. Воспринимать человека таким, какой он есть.
Читают стихотворения наши девочки-украиночки в українському віночку.
9. Знаю, бо казала мені моя ненька,
Що я українка правдива маленька.
Знаю, Україна серцю моєму мила,
Я по-українськи молитися вчила.
10. У маленькі свої долоньки
Я промінчики сонця ловлю.
Україну мою, рідну неньку,
Я усім своїм серцем люблю
11. Я народилась в Україні
І почала життя своє.
Тут небеса високі й сині,
На що не глянеш – все моє!
Трава для мене зеленіє,
Для мене світлі дні ясні.
12. І сонце пестить та леліє,
Летять до серденька пісні.
Тут кожна квіточка співає,
Струмочок ніжно жебонить.
І краю кращого немає,
Де б я могла так вільно жить
10. Игра «Волшебная шкатулка» (на столе лежит шкатулка, ученики подходят и получают из конверта листы с вопросами и отвечают на них.)
- А сейчас мы проверим как хорошо вы знаете страну, в которой живете.
• Как называется наша Родина? ( Украина)
• Какой важный город Украины? (Киев)
• Самый длинный в мире музыкальный инструмент. (Трембита)
• Герб Украины. (Тризуб)
• Дерево - народный символ. (Верба)
• Как называется торжественная песня, является символом государства? (Гимн)
• Самая высокая гора Украины. (Говерла)
• Братья- боксеры в Украине. (Братья Кличко)
• Денежная единица Украины. (Гривна)
• Цвет флага Украины. (Сине - желтый)
• Расписные пасхальные яйца. (Писанки)
• Крупнейшая река Украины. (Днепр)
• Быстрый украинский танец. (Гопак)
• Кто из украинских писателей взял себе псевдоним - название своей национальности. (Леся Украинка)
• Куст - символ родного края. (Калина)
• На какой улице находится твоя школа?
- Детки, вы настоящие украинцы, еще маленькие, а уже так много знаете о стране, в которой живете. Но мы не останавливаемся на достигнутом, а уверенно поднимаемся вверх и стремимся еще больше узнать родной край.
13. Я люблю кожну квіточку в полі
І струмок, що до річки біжить.
І високі, до неба тополі,
Й чисту-чисту небесну блакить.
14. Обереги мої українські,
Ви прийшли з давнини в майбуття.
Рушники й сорочки материнські
Поруч з нами ідуть все життя.
-Украина - страна, где больше всего любят свободу, страна долгой вековой борьбы за нее.
В этом году 24 августа мы отметили 26 лет независимости Украины.
24 августа 1991 Верховная Рада провозгласила Акт независимости и создания самостоятельного государства.
Украина имеет свою Конституцию - Основной закон, правила, по которым живут Украинцы.
15. Для мене усе тут найкраще, єдине
І серденьку миле, чарівне, своє.
І думкою кожен в куточок свій лине,
Дорожче за край свій, ну, що в світі є?
16. Мені Україна за все наймиліша –
Це рідна Вітчизна, як мати, – одна!
Для кожного мила, ясна, найсвятіша,
Найкраща у цілому світі вона!
- Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство, пожалуй, больше и ценнее богатство - Родину. Ее выбирают по вкусу и желанию, так же, как и не выбирают себе мать. Отчизна, как родная мать, - это наша судьба.
Упражнение «Микрофон»
Ученики формулируют ответ на вопрос
«Если бы я был президентом Украины я бы ...»
Учитель. Правильно, дети, вы должны настойчиво идти к своей цели и помнить, что один в поле не воин. Мы должны быть едины, совместно приносить нашей стране пользу. Вы будете строить свое будущее. Только тогда солнышко будет улыбаться и мягкими лучиками согревать Украины.
Работа в парах – родители.
-Уважаемые родители! Ваши дети выдержали экзамен. А выдержите его вы?
Заходить к учителю в школу ... домашнюю работу.
Никогда не делать за детей ... не менее 2-х раз в неделю.
Ругать своих детей ... обязательно.
Не раскрывайте тетрадь и дневник ... в плохом настроении.
Бывать на родительском собрании ... только в крайнем случае.
- Молодцы! Справились с экзаменом! Я надеюсь, вы не будете забывать делать того, что пообещали только.
- А сейчас наши дети должны нам несколько пообещать.
До того, как проснётся в школе звонок,
Всегда приходить в класс на урок.
Обещаете?
Во время урока дружно
И активно работать,
Учить все, что нужно вам знать.
Обещаете?
Друзьями хорошими, верными стать.
Обещаете?
А лень, неопрятность, подсказки, ложь
Не пустите в класс ни за какую цену.
Обещаете?
Для большинства людей планеты Земля мир — это повседневная реальность. На наших улицах спокойно, наши дети ходят в школу. Там, где устои общества прочны, бесценный дар мира может никем особенно и не замечаться.
Однако, для слишком многих людей в современном мире этот дар — не более чем сказочная мечта. Они живут в оковах, в атмосфере нестабильности и страха. Для них-то в основном и существует этот день.
- У каждого на парте лежит голубок. Напишите пожелания свои родной стране.
Итог урока.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с задачей. В добрый час, мои дорогие второклассники! Учитесь настойчиво! Не бойтесь трудностей! Преодолевайте их с честью. Пусть зажгутся новые лучики добра и любви, сбудутся в будущем ваши светлые солнечные мечты.
Я желаю вам быть добрыми, трудолюбивыми, счастливыми. А счастливый человек тогда, когда он достиг определенных успехов. Я буду счастливой каждое утро видя ваши счастливые глаза и приветливую улыбку.
А родителям желаю крепкого здоровья, мирного неба и терпения в нашей нелегкой работе.
ПІСНЯ »КВІТУЧА УКРАЇНА» Н. МАЙ