Дидактичний матеріал з теми "Дієприкметник, 7 клас, російська мова

Про матеріал
матеріал містить повну збірку різнорівневих дидактичних матеріалів з теми "Дієприкметник", російська мова, 7 клас
Перегляд файлу

ПРАКТИКУМ К УРОКАМ ПО ТЕМЕ

«ПРИЧАСТИЕ»

7 КЛАСС

К УРОКУ № 1 ПО ТЕМЕ «Причастие как особая форма глагола».

 

1.Распределительный диктант: выписать в 2 столбика причастия и прилагательные. Объясните свой выбор.

   Летящий, красивый, написанный, сыгравший, добрый, милый, красный, голубеющий, связанный, подобранный, читаемый, поддержавший, ветреный, деревянный, рисующий, гонимый, упавший, падающий, поблекший, утомляемый.

 

2. Выписать из предложений все причастия, выделить суффиксы причастий.

  1. Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный. 2. Городок этот мне понравился своим местоположением у подошвы двух высоких холмов, своими дряхлыми стенами и башнями, вековыми липами, крутым мостом над светлой речкой, впадавшей в Рейн. 3. Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из его ветвей. 4. Передо мной белоголовые мальчишки карабкались по бокам лодки, вытащенной на берег и опрокинутой насмоленным брюхом кверху. 5. Почти все участники в коммерше носят издавна установленный костюм немецких студентов: венгерки, большие сапоги и маленькие шапочки с околышами известных цветов. 6. Взор мой упал на красивого молодого человека в фуражке и широкой куртке; он держал под руку девушку невысокого роста, в соломенной шляпе, закрывавшей всю верхнюю часть ее лица. 7. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля. 8. Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши. 9. Последние умирающие плошки, зажженные студентами в саду гостиницы, освещали снизу листья деревьев, что придавало им праздничный и фантастический вид. 10. Я отправился домой через потемневшие поля, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнату весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий.                                                            (И.С.Тургенев «Ася»)

 

3. Согласуйте причастие с определяемым словом. Выделите суффиксы.

   (Приехавший) странником, по (образовавшийся) делу, из – за (зеленевший) парка, (грозящий) бедствием, в (проснувшийся) лесу, (утомленный) взгляд, на (белеющий) деревьях, по (залитый) светом комнате, (высохший) листьев.

 

К УРОКУ № 2  ПО ТЕМЕ «Действительные и страдательные причастия».

 

1. Списать, выделить суффиксы причастий, над причастиями надписать Д. (действительные) и С. (страдательные)

 1.  В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, — словом, все те, которых называют господами средней руки. 2. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. 3. Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устроивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего. 4. Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его пожитки: прежде всего чемодан из белой кожи, несколько поистасканный, показывавший, что был не в первый раз в дороге. 5. Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу. Какие бывают эти общие залы — всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залосненные снизу спинами разных проезжающих.                                                       (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

 

2.  Образуйте причастия по следующей форме:

  Суффикс –ВШ – ,ср. р, ед.ч, Тв. п.;                       суффикс – енн –, ж.р, ед.ч, И.п.;

  Суффикс – ИМ –, мн.ч, Р.п.;                                  суффикс – ющ –, м.р, ед.ч, Д.п.

 

3.  Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени:

     Строить,  рисовать, выступать, зависеть, бороться.

 

4. Образуйте от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени:

     Белеть, перелетать, реветь, встретить, нести.

 

5.  Образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени:

     Нести, распознавать, нести, отражать, решать.

 

6.  Образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени:

     Завершить, раскрыть, рассчитать, смешать, списать.

К УРОКУ № 3 ПО ТЕМЕ «Причастный оборот».

 

1. Запишите сначала предложения, в которых есть одиночные причастия, а потом предложения с причастиями с зависимыми от них словами. Слово, от которого задается вопрос к причастию, отметьте крестиком.

  1. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева. 2. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы. 3. Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за одним. 4. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. 5. Толпятся бойкие девки-однодворки в сарафанах, сильно пахнущих краской. 6. В темноте, в глубине сада, – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком. 7. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. 8. Седой кучер, направляющийся от каретного сарая взять лошадь, еще у сарая снимает шапку и по всему двору идет с обнаженной головой.

                                                                  (И.А. Бунин «Антоновские яблоки»).

 

2. Замените выделенные выражения, причастными оборотами.

  Книги, которые написаны известным писателем. 2. Земля, которая освещается солнцем. 3. Трава, которую скосили летом. 4. Ручей, который журчит. 5. Лодка, которая плывет по течению.

 

 3. Спишите, расставьте знаки препинания, выделите причастные обороты и слова, от которых ставится вопрос к ним.

 1. Однажды я увидел Сашку из открытого в сад окна. 2. В широкой лощине еще залитой легким туманом отец вдруг останавливает лошадь. 3. Недаром на всю жизнь с необычайной четкостью запечатлелась в моей памяти давняя эта картина: росистое летнее утро, луг освещенный утренним солнцем, отец с револьвером в руках - и два серых разбойника на наших глазах спокойно уносящих свою добычу...4. Много раз выскакивают они на дорогу за санями далеко проехавшими  жадно обнюхивают следы. 5. Наставник мой громко похрапывал у костра сыпавшего искры в темную вышину. 6. После выстрела  прогремевшего на всю округу  с елки дождем посыпалась хвоя, но птица не падала. 7. Тит выругался  погрозил мне рукою  похожей на медвежью лапу. 8. С величайшим волнением я прицелился в птицу сидевшую над моей головой. 9. Много глухарей убил я на глухариных токах  множество ночей провел в лесу у костра  веселящего сердце каждого настоящего охотника знающего и любящего лесную природу. 10. Охотничьими богатствами славились скупленные им лесные имения находившиеся под управлением отца. 

                                                                 (И. Соколов – Микитов. Рассказы)

 

4.  Спишите предложения, изменив их так, чтобы причастные обороты стояли перед определяемым словом.

 1. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. 2. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны. 3. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. 4. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга. 5. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное. 6. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми.

                                                                      (М. Горький «Старуха Изергиль»)

 

 

К УРОКУ № 4 ПО ТЕМЕ «Образование действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени».

 

1. От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени. Выделите суффиксы в причастиях настоящего времени.

   Выполнять, колоть, дружить, грохотать, любить, петь, шевелить, вылечить, скакать, строить, встречать, говорить, одевать, замерзать, играть, смеяться, смотреть.

 

2. Спишите, обозначая условия выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

 Старе..щий человек, незнач..щая встреча, у развева..щегося знамени, с люб..щими родителями, дыш..щий глубоко, клее..щий конверт, леч..щий врач, в стел..щихся травах, ненавид..щий обман, по независ..щим от нас обстоятельствам, бор..щийся с врагом.

 

3. Распространите предложения действительными причастиями настоящего времени. Выделите суффиксы, подчеркните гласную в суффиксах причастий.

1.  По берегам реки росли камыши. 2. Над озером летали стаи уток. 3. Листья на деревьях шелестели от ветра. 4. Летняя гроза очень быстро ушла за горизонт. 5. Тихая ночь обволакивала спокойствием и счастьем.

 

4.  Спишите, расставляя знаки препинания, подчеркните причастные обороты, выделите  суффиксы действительных причастий настоящего времени.

 1. У Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли. 2.  Я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо  не знающее зла. 3. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью. 4. Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей. 5. Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное  приближающееся ко мне. 6. И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. 7. А между тем на сердце была почти физическая тоска доходящая до тошноты.

(Л.Н.Толстой «После бала»)

 

К УРОКУ ПО ТЕМЕ № 5. «Образование действительных причастий прошедшего времени. Гласные в суффиксах причастий прошедшего времени».

 

1. От данных глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени. Выделите суффиксы причастий.

   Запретить, почувствовать, засеять, выставить, увлечь, сохнуть, пилить, обвинить, встретить, рассмотреть, отметить.

 

2. Распределите причастия в 2 колонки: 1) действительные причастия настоящего времени; 2) действительные причастия прошедшего времени. Выделите суффиксы причастий.

    Пылавший костер, воздействующий на окружающих, доверявший тайну, искрящийся на солнце, поющий громко, продолжавшийся долго, отяжелевший от воды, желтеющими листьями.

 

3. Спишите, расставляя знаки препинания, в причастиях  выделите суффиксы.

1.  Все завидовали согласию царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом.2. Слуга поскакавший за ним воротился и доложил своему господину, что, дескать, Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться. 3. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков спокойно ворующих у него лес. 4. Он взглянул нечаянно в окно и увидел у ворот остановившуюся тройку. 5. Он написал довольно дельную бумагу, но впоследствии времени оказавшуюся недостаточной. 6. Судьи надеявшиеся на его благодарность не удостоились получить от него ни единого приветливого слова. 7. Егоровна, добрая старуха некогда ходившая за его сыном теперь сделалась и его нянькою. 8. Сын его сидевший тут же за хозяйственными книгами поднял голову и поражен был его состоянием.

                                                                                  (А.С. Пушкин «Дубровский»)

 

К УРОКУ № 6 ПО ТЕМЕ «Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий».

 

1. Выпишите в один столбик причастия, образованные от глаголов I спряжения, в другой столбик – от глаголов II спряжения.

   Возводимый город, невидимый в тумане, прерываемый стуками, поднимаемый веслами, увлекаемый течением, гонимый ветром, освещаемый солнцем, слышимый голос.

 

2. Замените действительные причастия страдательными. Выделите суффиксы причастий.

  1. Море, омывающее берега. 2. Луна, освещающая прибрежные скалы. 3. Преподаватель, рекомендовавший книги. 4. Туман, покрывший долину. 5. Дым, наполнивший помещение. 6. Ветер, разбрасывающий листья.

 

3. Составьте по 2 предложения со страдательными причастиями настоящего и прошедшего времени, добавив их в причастные обороты.

 

4. Раскройте скобки, образуя при этом словосочетания, выделите суффиксы причастий.

   Слыш..мый (вдали), управля..мая (водитель), в едва вид..мом (лес), к вычита..мому (число), вершины, освеща..мые (солнце), приготовля..мых (школьник), оберега..мый (сырость), охраняя..мого (государство).

 

5.  Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте суффиксы причастий, укажите в причастиях род, число и падеж.

1.  Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке обывательских лошадей, в шапке с барашковым околышком сделанной по манеру уланскому  в синем тулупе подбитом черными смушками, с дьявольски сплетенною плетью, которою имеет он обыкновение подгонять своего ямщика, то он бы верно приметил ее. 2. Но торжеством его искусства была одна картина  намалеванная на стене церковной в правом притворе в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда. 3. Испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель. 4. Взглянула на шею, на новую сорочку вышитую шелком и тонкое чувство самодовольствия выразилось на устах. 5. Снег загорелся широким серебряным полем весь обсыпанный хрустальными звездами.

                                                         (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

 

6. Выпишите причастия: 1) с буквами А, Я перед Н, НН; 2) с буквой Е перед Н, НН. Запишите глагол, от которого образовано причастие.

 Завяз..нный, увид..нный, освещ..нный, заплет..нный, обещ..нный, ове..нный, углубл..нный, обиж..нный, перевед..нный, взвеш..нный, прочит..нный, брош..нный, спрессов..нный.

 

7. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий. Объясните написание гласных, записывая рядом с причастием глагол, от которого оно образовано.

   Развеш..нное белье; навеш..нная дверь; выкач..ные деньги, выкач..нная машина; замеш..нное тесто; замеш..нный в афере человек; расе..нные по ветру;  насто..нный на травах чай; пристро..нное к зданию; выслуш..нные поздравления.

 

К УРОКУ № 7 ПО ТЕМЕ  «Полные и краткие причастия».

1. Образуйте от данных страдательных причастий краткую форму.

   Написанный, услышанный, переведенный, сшитый, вырубленный, растрепанный, измененный, распахнутый, помещенный, решённый, сжатый, привлеченный.

 

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

  Волосы растрёп..ны, обещ..нный подарок, лекц..я прослуш..на, организов..нная р..бота, кустарник вырубл..н, привез..на изд..лека, встреч..нные гости, пр..веден в готовность, развеш..нные картины, план изм..нен, осв..щенный луной, знач..к пр..колот.

 

3. Распределите словосочетания в колонки: 1) с краткими прилагательными; 2) с краткими причастиями.

  Кусок отрезан, воздух холоден, обвешан коврами, воздух наполнен, листья зелены, эскиз сделан, утро туманно, очередь длинна, канал углублен, рецензия написана, хлеб испечен, требование законно.

 

4. От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, обозначьте суффиксы. С любыми двумя краткими причастиями составьте предложения, подчеркните грамматические основы.

  Вырастить, списать, спеть, получить, исполнять, убрать, призвать, очаровать, осветить, заплести.

 

5. Придумайте и запишите предложения со следующими причастиями. Подчеркните причастия как члены предложения. Сделайте вывод о том, какими членами предложения являются полные и краткие причастия.

  Залитый, залит; написанная, написана; выигранные, выиграны.

 

6. Образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода от полных. Расставьте ударения.

     Занавешенный, сколоченный, потерянный, накормленный, полученный, понятый.

 

7.  Расставьте знаки препинания. Подчеркните причастия как члены предложения.

  1. Русь так уж сотворена, что все в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. 2. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии. 3. Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы исчерченные промоинами а там высоко-высоко золотая бахрома снегов. 4. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне еще сохранявшем последний отблеск зари. 5. Штабс-капитан не отвечал ни слова и указал мне пальцем на высокую гору поднимавшуюся прямо против нас. 6. Это желание свойственно всем путешествующим и записывающим людям. 

                                                    (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

 

К УРОКУ № 8 ПО ТЕМЕ  «Одна и две буквы –н- в причастиях».

C:\Documents and Settings\Home Az\Рабочий стол\k6A2v8bjOf8.jpg

1. От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени. Выделите суффиксы.

    Протоптать, пересадить, выстрелить, засеять, найти, построить, завершить, заменить, угадать, стричь, взрыхлить, огородить, квасить.

 

2. Объясните написание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных, графически обозначьте орфограмму.

   Построенные помещения, некошеная трава, кованый сундук, израненный солдат, нежданный гость, яблоко сорвано, крашеный рабочим пол, рубленое мясо, балованный ребенок, вязаная шапка, вязанная бабушкой шапка, сеянные зимой поля, сушеное белье, раненый боец, нарушенная тишина.

 

3. Распределите словосочетания в 2 колонки: 1) с прилагательными; 2) с причастиями.

     Медле(н, нн)ая мелодия, топле(н,нн)ое масло, неслыха(н,нн)ый шум, оловя(н,нн)ый солдатик, застекле(н,нн)ый балкон, соломе(н,нн)ая корзина, засуше(н,нн)ые листья, заточе(н,нн)ый карандаш, груже(н,нн)ые вагоны, купле(н,нн)ый билет, стари(н,нн)ый друг.

 

4. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы.

    Безветре..ый день, жаре..ый в масле картофель, пусты..ый берег, купле..ый к празднику торт, выраще..ые овощи, пропита..ы ароматом, кваше..ая капуста, подкова..ая лошадь, обиже..ый друг, лебеди..ая песня, утро тума..о, кипяче..ая вода, карти..ая галерея.

 

5. Замените данные словосочетания словосочетаниями «причастие + существительное».

   Ребенок, которого избаловали; работник, который получил премию; книга с иллюстрациями; лошадь, которую подковали; телефон, который отремонтировали; спектакль, который сорвали; стол, который лакировали; противник, который замаскировался в лесу; картинки, которые нарисовали.

 

6.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

  1. Она привыкла к расстрое..ому роялю, к пожелтевшим фотографиям на стенах изображавшим неуклюжие броненосцы береговой обороны. 2. Среди зимы начали приходить письма на имя Потапова написа..ые одной и той же рукой. 3. Утром Татьяна Петровна сказала Варе, чтобы она взяла деревя..ую лопату и расчистила дорожку к беседке над обрывом. 4. К беседке вела расчище..ая в снегу дорожка. 5. Я нашел на столе у отца свое распечата..ое письмо. 6. Командир оставил ране..ого коня в деревне, а отряд ушёл дальше. 7. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторва..ые ставни. 8. В чистом небе над осокорями стояла луна убра..ая, как невеста, розовыми венцами.                                                                                              

     (К. Г. Паустовский. Рассказы)

    

 К УРОКУ № 9 ПО ТЕМЕ «Не с причастиями».

C:\Documents and Settings\Home Az\Рабочий стол\dT7kvO_kEkU.jpg

1. Словарный диктант.

 

  Незапланированная встреча; первая неудача; недоделала; ненадежный способ; не написал; не игра, а серьезная работа; невыученное стихотворение; не легкий, а тяжелый труд; нелепые слова; ненастная погода; не хватает внимания; негрубая ошибка.

 

2. Спишите, раскройте скобки.

 

 (Не) сломленные (не)удачами, (не)написанная рукопись, книги (не)собраны, (не)распаханное до весны поле, (не)любимый учениками урок, (не)сделанная вовремя работа; (не)скошенная трава; (не) прекращающийся весь день дождь, (не)доумевающий взгляд, собрание (не) закончено; план (не) продуман, ничего (не) выражающие глаза, (не) раскатывавшийся, а глухо рокотавший гром, (не)гасимый в воде огонь, (не)исследованная местность, (не)решённая задача.

 

3. Спишите, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

 

1. (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне. 2. (Не) колыхнёт зелёный, как весенний луг, широкий пруд затканный травами точно спит в отлогих берегах своих. 3. Одни жаворонки, вися где-то в небе, (не)видимые для глаз человеческих, рассыпали с высоты свои мелодические трели. 4. Песен уже нет, а есть крик; это (не) песня, а речь: отец и мать беспрестанно окликают, зовут, манят своих глупых детёнышей. 5. Такая перемена совершившаяся в какие-нибудь две недели в продолжение которых я (не) выходил за город, сильно поразила и даже опечалила меня. 6. Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили (не) жалость, а смех в окружающих меня людях. 7. Лёд всё ещё шёл крепкою, (не)разрывною, бесконечною глыбою. 8. Я вышел и увидел новую, тоже (не) виданную мною картину: лёд трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплёскивалась между ними; они набегали одна на другую. 9. Налево виднелась (не)обозримая водяная поверхность, чистая и гладкая, как стекло. 10. Я чувствовал никогда (не) испытанное мною, особого рода волнение. 11. Простые, но горячие слова западали мне глубоко в душу, потрясали какие-то (не)ведомые струны и пробуждали какие-то (не)известные томительные и сладкие чувства. 12. Мать сердилась и грозила, что (не) будет пускать меня, если я (не) образумлюсь и (не) выброшу сейчас из головы уток и куликов.

(С. Т. Аксаков. Рассказы)

docx
Додано
19 березня 2019
Переглядів
1194
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку