Не привыкайте к чудесам... Экологическая игровая мозаика Цели. Закрепить знания детей о многообразии и взаимосвязях природы; развивать умение анализировать, выделять основные особенности; воспитывать бережное отношение к природе; прививать чувство прекрасного. Оборудование. Карточки с понятиями, названиями животных; клубок ниток; рисунки животных, крылышек; схема строения насекомых, заготовки для рисования, клеенки, бумага, краски, кисти, книжная выставка « Береги планету --Земля!» ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент II. Вступительная беседа Библиотекарь.
Все имеется у нас на потом и на сейчас: Все мы с вами жители планеты Земля. Кроме нас, людей, на планете есть еще очень много жителей. Давайте назовем наш общий дом. Дети. Природа. У. Построим и заселим его. Библиотекарь раздает карточки. Детьми заполняется схема. На магнитной доске прикрепляются листы:
III. Игра "Ноев ковчег"
У. Всюду животные нас окружают: Библиотекари раздают карточки с названиями животных. – Давным-давно случился Всемирный потоп, и Бог, чтобы спасти жизнь на Земле, разрешил Ною построить ковчег (корабль) и взять туда "каждой твари по паре". Задача игры – найти свою пару в Ноевом ковчеге. Вы получили карточки с названиями различных животных. Храните свое "имя" в секрете, но своих животных вы можете изображать: издавать звуки, двигаться и искать свою пару. Дети играют. IV. Игра "Паутина жизни" У. Множество видов живых существ, множество классов, и все в природе взаимосвязано. А действительно ли это так? Может, существуют вредные животные, без которых можно обойтись? Может, стоит ядовитые растения и грибы уничтожать? Выслушиваются ответы детей. – Давайте это проверим. Дети встают в круг. Ведущий стоит у края круга с мотком веревки в руках. – Назовите любое растение, которое растет в нашей местности. Д. Дуб. У. Замечательно, мистер Дуб, кто живет на вашем дереве? Д. Белка. У. Чем вы, Белочка, питаетесь? Д. Орешками. Паутина из веревки охватывает всю группу. Добавляются в "цепочку" самые неожиданные элементы: вода, воздух, почва. Для демонстрации того, насколько важен каждый член этого экосообщества для всех, убираем одного члена из круга. У. Предположим, пришел лесоруб и срубил дерево.
Ребенок-дерево резко отпускает веревку. – Все, кто почувствовал толчок, так или иначе испытают на себе результат смерти этого конкретного дерева. Вы сами смогли убедиться, что в природе все взаимосвязано. Ученик читает стихотворение Б.Заходера "Все на свете".
Все-все, все на свете, на свете нужны! V. Игра "Что я за зверь"
На спину одного из детей прикалывается картинка с изображением любого животного или растения. Картинку ребенку не показывают. Ребенок поворачивается так, чтобы картинку могли разглядеть все. Затем ребенок задает группе вопросы, чтобы обнаружить, кто же он есть. Дети могут отвечать только "да", "нет" или "может быть".
У. Как показала практика, Библиотекарь показывает картинки некоторых насекомых. – Кто из вас о них читал? Чем они все похожи? Выслушиваются ответы детей. Библиотекарь показывает схему строения насекомых.
– У насекомых схема одна:
Вывешиваются тело бабочки, крылышки мухи, бабочки, стрекозы, птицы. – Какое крылышко "лишнее"? Почему? Дети находят нужное крылышко, объясняют свой выбор.
– Насекомые – мелкие животные. И их очень много гибнет в руках и сачках школьников. Особенно это касается бабочек, которые находятся под угрозой полного исчезновения. Ученик читает стихотворение Шефнера.
Не привыкайте к чудесам! VI. Творческая работа У. А сейчас давайте попробуем выполнить эту красоту своими руками. Достаньте заготовки бабочек из бумаги. Мы попробуем оживить их. А с помощью чего это можно сделать? Д. С помощью ярких красок.
У. Ребята, все бабочки симметричны, рисунок одного крыла повторяет рисунок другого. А чтобы это сделать, нужно выполнить красками рисунок одного крыла и сделать отпечаток на другом. Возьмем самую светлую – желтую – краску и прорисуем кисточкой различные пятна (непременно только на одной стороне). Следующая краска более темная – красная, ее пятна лягут рядом с желтой. Оставшиеся нетронутые места можно покрыть любой понравившейся вам яркой краской. После того как половина бабочки окрашена, нужно сделать отпечаток на другую симметричную сторону бабочки.
Дети с библиотекарями рисуют бабочек на заготовках. Готовые работы вывешиваются на нитки, прикрепленные к плафонам. В результате все бабочки находятся как бы в движении, что усиливает эффект восприятия. VII. Итог занятия У. Что вы узнали нового? Чему научились? Какое примем решение после этого занятия? Дети отвечают. – Благодарю вас за работу. |