Главные члены предложения

Про матеріал

- активизировать знания учащихся о предложении;- расширить информацию о роли в предложении главных членов;- уточнить, какие члены предложения называются главными;- закрепить умение находить в предложении главные члены;

Перегляд файлу

Харківська гімназія № 144

Харківської міської ради Харківської області

 

 

 

 

Урок російської мови

 у 4 класі

«Главные члены предложения»

 

       Розробила

                                учитель вищої категорії

                    старший вчитель

              Смирнова В.В.

 

 

 

 

м.Харків-2015

Тема : Главные члены предложения

Цель урока:

 - активизировать знания учащихся о предложении;

- расширить информацию о роли в предложении главных членов;

 - уточнить, какие члены предложения называются главными;

 - закрепить умение находить в предложении главные члены;

Оборудование:

компьютер, презентация, карточки с алгоритмом нахождения главных членов предложения,  учебник « Русский    язык» - 4 класс ( авторы Самонова Е.И. Стативка В.И., Полякова Т.М.).

І. Организация класса.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
Красиво , грамотно писать.

На уроке быть старательным,
Активным и внимательным.
Всё писать, не отставая,
Слушать, не перебивая.
Говорить всё чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать 
Надо руку поднимать

Психологический настрой детей на урок.

Учитель : Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А чему мы учимся на уроках русского языка?

(ответы детей: грамотно писать, обогащаем свою речь, учимся применять свои знания на практике, знакомимся с тем, как устроен русский  язык)

-  Для чего мы этому учимся?

Грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.

 - Сегодня на уроке нам предстоит совершить открытие, продолжить знакомство с устройством русского языка и применить свои знания на практике.

ІІ Актуализация опорных знаний.

1.Проверка домашнего задания. (упр.105)

Р…дной, (в,ф)чера, поз(?)ний, государстве(н,нн)ый, прозрач(?)ный, все(в,г)о, ш…колод, н…льзя, информац..я, це(л,лл)офан, и…чезать, четвер(г,к),буль(ё,о)н.

Чтение слов с комментироваием.

Где мы можем посмотреть как пишутся слова, написание которых мы не можем проверить? (в орфографическом словаре)

2. Словарно-орфографическая работа

Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами

Вниз                               вдруг                                            поднять

Какой словарь поможет нам узнать значение слов (Толковый)

Вниз (По направлению к низу, к чему-л., находящемуся в нижней части, в глубине чего-л. (противоп.: вверх).

Вдруг  (Внезапно,неожиданно)

Поднять (Переместить вверх)

Какой частью речи являются слова вдруг, внизу? (наречием)

На какой вопрос отвечают? (куда?, где?) Как пи шутся слова?

Какой частью речи является слово поднять? Разберём его по составу. Какой частью слова будет под- (приставкой)

Чтобы запомнить написание слов каллиграфически запишем их в тетрадь.

 А теперь устно составьте предложения с новыми словарными словами.

3. Из слов каждой строки составить предложения

красками ,природу, осень ,яркими ,разукрасила.

и ,лимонной , берёзы , покрыла , желтизной, клёны.

багрянцем, осинку , осыпала огненным.

и ,парче ,густые , липы стоят, в, золотой ,развесистые.

наряде ,только, сосны, в, остались, прежнем.

 Постановка проблемных вопросов

Как называются слова в предложении?

Какие слова в предложении будут главными ( предположительные ответы детей)

IІІ. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы ответим на вопросы

Как называются слова в предложении? Какие слова в предложении будут главными?

А поможет нам в этом наш друг – учебник русского языка.

IV.Первичное восприятие (упражнение 106)

Прочитайте отрывок из стихотворения . Как вы понимаете выражения шумит тишина, поёт  Осень?

Таинственно шумит лесная тишина.

Незримо по лесам поёт и бродит Осень…

Запишите отрывок  по памяти.

С помощью вопросов установите связь слов в первом предложении.

Тишина ( что делает?) шумит;

тишина (какая?)лесная;

шумит (как?)таинственно.

Как связаны между собой слова в предложении. ( по смыслу, грамматически)

Чтение правила на с.49

Спишите второе предложение упражнения , определите , какие слова не будут являться членами предложения. (по, и). Что это за слова ? (предлог и союз) Почему они не могут быть членами предложения? ( к ним нельзя поставить вопрос).

2. Прочитайте текст . Подберите к нему заголовок. Определите тип текста.

         Осень по праву можно назвать золотой порой. Природа словно дышит теплом.

          Деревья одели жёлтые, багряные наряды. Идёшь по узкой тропинке и чувствуешь, как под ногами шуршат опавшие листья. Среди деревьев пестрят красные ягоды шиповника. А вот белка прыгает с ветки на ветку. Наверное, делает запасы на зиму. Где то кукует кукушка. Теплый ветерок закружил хоровод из пёстрых листьев.

 3.Проблемно-поисковый диалог          

Прочитайте первое предложение второго абзаца. А теперь прочитайте его со второго слова.  О чём шла речь в предложении ?

Подчеркнём слово деревья  одной чертой. На какой вопрос отвечает? Какой частью речи является?

Прочтите это предложение, исключив второе слово?

Мы можем определить что делали деревья ?

Подчеркнём второй член предложения  двумя чертами. На какой вопрос отвечает? Какой частью речи является?

Что вы можете сказать о словах деревья и одели? ( без них не понятен смысл предложения)  

Как вы думаете какую роль они играют в предложении?(главную).

Чтение правила

Член предложения, который обозначает о ком? или о чём говорится в предложении , и отвечает на вопросы кто? что?, называется подлежащим

(укр. підметом).

Член предложения, которыйобозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы что делает?  что сделал? что будет делать ?,называется сказуемым(укр. присудком).

Подлежащее и сказуемое- главные члены предложения. (укр. головні члени речення).

 

 IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1.Составление алгоритма  нахождения главных членов предложения

Алгоритм

  • Прочитай предложение
  • Найди слово, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Поставь к нему вопросы кто? что? Это подлежащее.
  • Подчеркни одной чертой.
  • Найди слово, которое называет, что делает  тот, о ком или о чём сообщается в предложении. Поставь к нему вопросы что делает?  что сделал? что будет делать?Это сказуемое.
  • Подчеркни двумя чертами.

 

2.Упражнение 109

Спиши первый абзац текста из упр.108.

Подчеркни в каждом предложении подлежащее –одной чертой( _ ), сказуемое –двумя (=) . 

V.Физминутка

VI.Закрепление с проговариванием во внешней речи

Упражнение 110. Расставьте по местам части предложений.

Запишите , подчеркните подлежащее и сказуемое.

 

Огурцы

играют в прятки.

Малыши

растут на грядке.

Рыбы

в цирк бегут гурьбой .

Дети

дремлют у коряги.

Волки

ползают по дну.

Раки

воют на луну.

VI Домашнее задание (упражнение 112, выучить правила на стр.49)

VIІ Рефлексия

 - Как называются слова в предложении? ( Члены предложения)

  - Как  называются  главные члены  предложения? (Подлежащее и сказуемое)

 - Что такое подлежащее? (Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? или что?)

- Как подчеркивается? (Одной чертой)

- Что такое сказуемое? ( Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? что сделает?)

- Как подчеркивается? (Двумя чертами)

- Что главнее: подлежащее или сказуемое? (Они оба главные, оба играют важную роль в предложении. )

 

 

 

 

Слайд 12

 

Слайд 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
5 квітня 2018
Переглядів
1866
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку