Урок по теме «Грибы – живые организмы. Строение гриба. Грибы съедобные и ядовитые» построен с учётом возрастных особенностей учащихся 3 класса. Урок направлен на закрепление видов грибов, строение гриба, составление памятки грибника. Это способствует развитию логического и образного мышления, внимания, долговременной памяти. Для проведения урока была использована форма нестандартного урока – бинарный урок. Цели урока – уметь различать съедобные и ядовитые грибы, знать названия грибов, запомнить правила первой помощи при отравлении грибами. Для этого были использованы следующие интерактивные упражнения: «Микрофон», «Закончи предложение», работа в парах, «Да или нет», «Лесная поляна» и традиционные формы работы – работа с учебником, беседа, тестовая работа, наблюдение за природой.
Тема. Грибы – живые организмы. Строение гриба. Грибы съедобные и ядовитые.
Цель:
Задачи урока:
- развивать понятие о многообразии живых организмов;
- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов;
- научить различать съедобные и ядовитые грибы;
- познакомить учащихся с правилами сбора грибов;
- познакомить с признаками отравления ядовитыми грибами и мерами первой помощи.
Ожидаемые результаты для учащихся: уметь различать съедобные и ядовитые грибы, знать названия грибов, запомнить правила оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами.
Планируемые результаты:
- знать о наличии царства грибов;
- находить и перечислять части гриба;
- знать разновидности грибов;
- знать съедобные и несъедобные грибы;
- сравнивать свои выводы с текстом и рисунками учебника;
- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;
- строить монологические высказывания, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации,
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема).
- осознать значение грибов для леса, человека;
- осознавать значение бережного отношения к природе.
Тип урока: интегрированный урок.
Форма урока: бинарный урок.
Оборудование: календарь природы, рабочая тетрадь, карточки для работы в парах, полотно «Лесная поляна», мультимедийная установка.
Ход урока
І. Организационный момент (Слайд 2) (1мин)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша наблюдательность.
- Выберите смайлик с настроением и покажите, какое настроение у вас в начале урока.
- Ребята, я вижу, что у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы и в конце урока у всех настроение было прекрасное.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (5 мин)
Сейчас мы поработаем под девизом «Обо всем — за одну минутку».
ІІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3 мин)
- Не каждому человеку раскрывает природа свои секреты. А только добрым людям, наблюдательным и любознательным. И сегодня на уроке мы с вами попробуем открыть и исследовать одну очень важную тайну природы.
- Рассмотрите внимательно схему (на экране). (Слайд №3)
живая природа
растения животные человек ?
Нам, ребята, надо записать в эту пустую табличку недостающее слово. Для этого отгадайте загадку:
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд,
В шапках молодцы стоят.
- Кто угадал?
И в табличку мы запишем слово грибы.
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА (2 мин)
- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?
-Вы ребята правы, тема нашего урока «Грибы съедобные и ядовитые. Почему осенью хорошо растут грибы». (Слайд № 4)
- Итак, мы в грибном царстве.
- Мы с вами познакомимся со строением гриба, вспомним грибы съедобные и ядовитые. Узнаем почему осенью хорошо растут грибы.
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (13 мин)
- Грибы – это настоящее чудо. Без них невозможен здоровый, полноценный лес. Грибы – особое царство природы. Грибы растут в течение всей жизни и довольно быстро увеличиваются в размерах. Долгое время учёные спорили, куда их отнести – к царству растений или к царству животных. Грибы похожи и на растения, и на животных (дышат, питаются, размножаются, растут, отмирают), но это особое царство расположено между царством растений и царством животных.
Давайте рассмотрим строение одного из представителей этого царства.
- Тело шляпочного гриба состоит из шляпки, ножки и грибницы (мицелия), шляпка и ножка – это плодовое тело. Под шляпкой у одних грибов содержатся пластинки, а у других — трубочки. В трубочках образуются споры. Этими спорами грибы и размножаются. Главное у гриба – его подземная часть – грибница. Грибница похожа на тоненькие ниточки в виде паутины, которые переплетаются в земле. Один гриб за сутки образует грибницу длиной больше одного метра. А сам растет 10 см. Собирая грибы, нельзя повреждать грибницу. Гриб нужно срезать ножиком, а грибница остаётся под землёй и живёт более 100 лет.
В пищу мы употребляем шляпки и ножки, т.е. плодовое тело, питаются грибы остатками умерших растений и животных, поэтому их ещё называют санитарами леса. Грибы являются кормом для животных: белок, лосей, диких кабанов, а также продуктом питания для людей.
- Когда начинают расти грибы? (Ответы детей)
Чтобы вырасти, грибам нужно очень много воды, поэтому в народе говорят: «Літо з дощами – осінь з грибами».
Они начинают расти во 2-ой половине лета. Т.к. к этому времени прогрелась земля и в ней много влаги. Растут грибы до глубокой осени.
Прошел теплый дождик, и время собираться в лес за грибами, ведь дождик грибной. И мы открываем дверь в сложный и удивительный мир грибов.
Немало грибов получили названия от деревьев, рядом с которыми они растут .
- Мы сейчас познакомимся со съедобными грибами. Прочитаем заголовок хором: Съедобные грибы. (Cлайд №7)
Съедобные грибы растут около определенных деревьев:
Белый гриб или боровик по праву считается царём грибов. Растут белые грибы около берез, елей, дубов.
Подосиновики – растут рядом с осиной.
Подберезовики – под березой.
Где берёзки да дубы
Летом выросли грибы.
Тут - волнушки и опята,
Там - лисички и маслята.
Под сосной - боровики,
Так им рады грибники.
-Какие грибы мы рассматривали? (съедобные грибы) Давайте ещё раз назовём их.
-Что значит, по-вашему, несъедобные или ядовитые грибы?
Несъедобные грибы (Слайд №8)(читают хором)
- Само название говорит о том, что в них содержится яд.
- Бледная поганка – самый опасный и ядовитый из всех грибов. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно.
- Мухомор – тоже ядовитый гриб – он с красной шляпкой и белыми пятнами.
Хоть и ядовит мухомор для человека, но для лесных зверей служит лекарством.
- Ложный опёнок, сатанинский гриб.
- Давайте закрепим, с какими несъедобными грибами мы познакомились?
- А как вы думаете, ребята, могут ли съедобные грибы стать ядовитыми?
- Оказывается, могут, если они растут у автодорог, либо они очень старые.
- А нужно ли уничтожать несъедобные грибы? (Ни в коем случае, они необходимы лесу!)
- И вы должны всегда помнить - незнакомые грибы собирать нельзя!
VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 9) (2 мин)
- А теперь пришла пора отдохнуть.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседание.)
На пеньке растут опята.
Наклонитесь к ним, ребята!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания – руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
(Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь,
Дети сели отдохнуть.
(Дети садятся за парты.)
VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ (7 мин)
2. Беседа по содержанию
- Ребята, вы прочитали про Мудрого Лесовичка.
- Какую тайну он вам рассказал?
3. Тестовая работа
- Ребята, мы изучили новую тему, а теперь давайте проверим насколько хорошо вы усвоили её. Для этого проведём тестовую работу.
- У вас на партах лежат тесты. Я буду читать задание и три варианта ответов, а вам нужно в кружочке с правильным ответом поставить «+». Будьте очень внимательны, читать я вам буду на украинском языке.
- А теперь сделаем взаимопроверку, поменяйтесь карточками и проверьте работу товарища. Правильные ответы вы увидите на экране (Слайд №10)
ТЕСТОВЕ ЗАВДАННЯ
теплої і дощової
жаркої і посушливої
будь-якої
2. Познач правильне твердження.
гриби – це рослини
гриби – це тварини
гриби – це окрема група організмів
білий гриб, лисичка, опеньок
несправжні опеньки, лисичка несправжня, мухомор
підберезник, сироїжка, бліда поганка
4. Як називається отруйний гриб, шапка в якого червоного кольору з білими цяточками?
___ мухомор____
- Поменяйтесь обратно работами и поднимите смайлик кто допустил одну ошибку, две ошибки, а кто не допустил ни одной ошибки.
(Похвалить всех)
- Тема нашего урока очень связана с уроком «Основы здоровья» и сегодня вместе с учителем Еленой Николаевной вы составите «Памятку грибника» и узнаете о первой помощи при отравлении грибами.
- Дети, каждому грибнику нужно соблюдать определённые правила в лесу.
- О чём нам надо помнить собирая грибы? Свой ответ вы скажите в микрофон.
(Ответы детей)
- На основании сказанных вами слов давайте прочитаем памятку с экрана.
Памятка грибника (Слайд №11)
Первая помощь при отравлении грибами.
- Спасибо ребята, а сейчас продолжит Наталья Викторовна.
- Гриб назвали сыроежкой, потому что ______________________________.
- Гриб назвали подберёзовиком, потому что _________________________.
- Гриб назвали мухомором, потому что _____________________________.
- Грибы назвали опятами, потому что _______________________________.
- Гриб назвали поганкой, потому что _______________________________.
ИТОГ УРОКА (7 мин)
- Итак, подведём итог нашего урока.
- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Какие бывают грибы?
- Какое строение гриба?
- А сейчас послушайте внимательно стихотворение и отвечайте на украинском языке «так» чи «ні».
Підберезовик назвався
Загорів дивіться як.
У руденьку шапку вбрався,
Його можна брати?
На його червоній шапці
Білі цяточки ясні.
Він красивий, мов у казці.
Гриб цей візьмете собі?
Сироїжки кольорові
Розрослися гарно як!
І зелені й пурпурові.
Ми у кошик їх візьмемо?
Ця родилась на світанку,
Доки трави росяні.
Звуть цей гриб бліда поганка.
Її візьмете собі?
Це – жовтесенькі сестрички,
Любить їх поїсти всяк.
Бо грибочки ці – лисички.
Назбираємо їх?
Білий гриб міцний і дужий,
Як справжнісінький козак.
І його всі хвалять дуже.
Справді він найкращий?
Хоч несправжні теж опеньки,
І ростуть в ті самі дні.
Вони яскраві і гарненькі.
Ну беріть їх швидше!
Рабочая тетрадь – с. 46-47. Записать строение гриба, заполнить схему, которая иллюстрирует разнообразие грибов. Прочитать текст в учебнике с.122-125, ответить на вопросы.
4. Рефлексия. «Лесная поляна»
- Ребята, у вас на парте лежит грибочек, если у вас хорошее настроение, вам понравился урок, то прикрепите свой грибок на поляну, которую освещает весёлое солнышко, а кому урок не понравился и настроение грустное, прикрепите на другую поляну. (Прикрепляют грибок и садятся на парту).
- А теперь, ребята, встали наш урок закончен. (Слайд 13)
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились