"Грибы - живые организмы"

Про матеріал

Урок по теме «Грибы – живые организмы. Строение гриба. Грибы съедобные и ядовитые» построен с учётом возрастных особенностей учащихся 3 класса. Урок направлен на закрепление видов грибов, строение гриба, составление памятки грибника. Это способствует развитию логического и образного мышления, внимания, долговременной памяти. Для проведения урока была использована форма нестандартного урока – бинарный урок. Цели урока – уметь различать съедобные и ядовитые грибы, знать названия грибов, запомнить правила первой помощи при отравлении грибами. Для этого были использованы следующие интерактивные упражнения: «Микрофон», «Закончи предложение», работа в парах, «Да или нет», «Лесная поляна» и традиционные формы работы – работа с учебником, беседа, тестовая работа, наблюдение за природой.

Перегляд файлу

Тема. Грибы – живые организмы. Строение гриба. Грибы съедобные    и ядовитые.

Цель:

  • формировать представление о значении грибов в природе и их ценности для людей, охране грибов; расширять представление о съедобных и ядовитых грибах, умение их различать; дать информацию о самых распространенных грибах данной местности и тех, которые занесены в Красную книгу Украины;
  • развивать умение обобщать, высказывать суждения и проверять их правильность;
  • воспитывать навыки осторожного поведения в природе, стремление не навредить собственному здоровью, эстетические чувства при виде объектов природы, желание и умение охранять природу, оценочное отношение к поступкам других людей

 

Задачи урока:

- развивать понятие о многообразии живых организмов;

- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов;

- научить различать съедобные и ядовитые грибы;

- познакомить учащихся с правилами сбора грибов;

- познакомить с признаками отравления ядовитыми грибами и мерами первой помощи.

 

Ожидаемые результаты для учащихся: уметь различать съедобные и ядовитые грибы, знать названия грибов, запомнить правила оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами.

 

Планируемые результаты:

- знать о наличии царства грибов;

- находить и перечислять части гриба;

- знать разновидности грибов;

- знать съедобные и несъедобные грибы;

- сравнивать свои выводы с текстом и рисунками учебника;

- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;

- строить монологические высказывания, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;

- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации,

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема).

- осознать значение грибов для леса, человека;

- осознавать значение бережного отношения к природе.

 

Тип урока: интегрированный урок.

 

Форма урока: бинарный урок.

 

Оборудование: календарь природы, рабочая тетрадь, карточки для работы в парах, полотно «Лесная поляна», мультимедийная установка.

 

Ход урока

 

І. Организационный момент (Слайд 2) (1мин)

 

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша наблюдательность.

 

-         Выберите смайлик с настроением и покажите, какое настроение у вас в начале урока.

 

-         Ребята, я вижу, что у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы и в конце урока у всех настроение было прекрасное.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (5 мин)

 

  1.  Минутка наблюдений.

 

Сейчас мы поработаем под девизом «Обо всем — за одну минутку».

  •              Какой месяц осени царит в природе? Почему он так называется?
  •              Какое сегодня число?
  •              Какая температура воздуха?
  •              Какое состояние неба?
  •              Были ли сегодня осадки? Какие?
  •              На каких растениях остались плоды?
  •              Какие осенние работы велись в городе? селе?

 

  1. Заполнение календаря погоды.

 

ІІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3 мин)

 

  1. Создание проблемной ситуации

 

- Не каждому человеку раскрывает природа свои секреты. А только добрым людям, наблюдательным и любознательным. И сегодня на уроке мы с вами попробуем открыть и исследовать одну очень важную тайну природы.

- Рассмотрите внимательно схему (на экране). (Слайд №3)

 

                живая природа

растения     животные  человек    ?

 

Нам, ребята, надо записать в эту пустую табличку недостающее слово. Для этого отгадайте загадку:

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд,

В шапках молодцы стоят.

- Кто угадал?

 

И в табличку мы запишем слово грибы.

 

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА (2 мин)

 

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

-Вы ребята правы, тема нашего урока «Грибы съедобные и ядовитые. Почему осенью хорошо растут грибы». (Слайд № 4)

- Итак, мы в грибном царстве.

- Мы с вами познакомимся со строением гриба, вспомним грибы съедобные и ядовитые. Узнаем почему осенью хорошо растут грибы.

 

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (13 мин)

 

  1. Рассказ учителя на основе демонстрации коллекции грибов. (Слайд №5)

 

- Грибы – это настоящее чудо. Без них невозможен здоровый, полноценный лес. Грибы – особое царство природы. Грибы растут в течение всей жизни и довольно быстро увеличиваются в размерах.  Долгое время учёные спорили, куда их отнести – к царству растений или к царству животных. Грибы похожи и на растения, и на животных (дышат, питаются, размножаются, растут, отмирают), но это особое царство расположено между царством растений и царством животных.

 

 

  1. Строение гриба. (Слайд №6)

 

Давайте рассмотрим строение одного из представителей этого царства.

- Тело шляпочного гриба состоит из шляпки, ножки и грибницы (мицелия), шляпка и ножка – это плодовое тело. Под шляпкой у одних грибов содержатся пластинки, а у других — трубочки. В трубочках образуются споры. Этими спорами грибы и размножаются. Главное у гриба – его подземная часть – грибница. Грибница похожа на тоненькие ниточки в виде паутины, которые переплетаются в земле. Один гриб за сутки образует грибницу длиной больше одного метра. А сам растет 10 см. Собирая грибы, нельзя повреждать грибницу. Гриб нужно срезать ножиком, а грибница остаётся под землёй и живёт более 100 лет.

В пищу мы употребляем шляпки и ножки, т.е. плодовое тело, питаются грибы остатками умерших растений и животных, поэтому их ещё называют санитарами леса. Грибы являются кормом для животных: белок, лосей, диких кабанов, а также продуктом питания для людей.

- Когда начинают расти грибы? (Ответы детей)

Чтобы вырасти, грибам нужно очень много воды, поэтому в народе говорят: «Літо з дощами – осінь з грибами».

Они начинают расти  во 2-ой половине лета. Т.к. к этому времени прогрелась земля и в ней много влаги. Растут грибы до глубокой осени.

Прошел теплый дождик, и время собираться в лес за грибами, ведь дождик грибной. И мы открываем дверь в сложный и удивительный мир грибов.

Немало грибов получили названия от деревьев, рядом с которыми они растут .

 

 

  1. Создание блок-схемы «Классификация грибов»

 

- Мы сейчас познакомимся со съедобными грибами. Прочитаем заголовок хором: Съедобные грибы. (Cлайд №7)

Съедобные грибы растут около определенных деревьев:

Белый гриб или боровик по праву считается царём грибов. Растут белые грибы около берез, елей, дубов.

Подосиновики – растут рядом с осиной.

Подберезовики – под березой.

Где берёзки да дубы
Летом выросли  грибы.
Тут -  волнушки и опята,
Там -  лисички и маслята.
Под сосной -  боровики,
Так им рады грибники.

-Какие грибы мы рассматривали? (съедобные грибы) Давайте ещё раз назовём их.

-Что значит, по-вашему, несъедобные или ядовитые грибы?

Несъедобные грибы  (Слайд №8)(читают хором)

- Само название  говорит о том, что в них содержится яд.

- Бледная поганка – самый опасный и ядовитый из всех грибов. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно.

- Мухомор – тоже ядовитый гриб – он с красной шляпкой и белыми пятнами.

Хоть и ядовит мухомор для человека, но для лесных зверей служит лекарством.

- Ложный опёнок, сатанинский гриб.

- Давайте закрепим, с какими несъедобными грибами мы познакомились?

- А как вы думаете, ребята, могут ли съедобные грибы стать ядовитыми?

- Оказывается, могут, если они растут у автодорог, либо они очень старые.

- А нужно ли уничтожать несъедобные грибы? (Ни в коем случае, они необходимы лесу!)

- И вы должны всегда помнить - незнакомые грибы собирать нельзя!

 

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 9) (2 мин)

 

- А теперь пришла пора отдохнуть.

 


Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседание.)

На пеньке растут опята.

Наклонитесь к ним, ребята!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания – руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)

Утомил всех долгий путь,

Дети сели отдохнуть.

(Дети садятся за парты.)


 


 

 VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ (7 мин)

  1. Работа с книгой (с. 122-123)

2.   Беседа по содержанию

- Ребята, вы прочитали про Мудрого Лесовичка.

- Какую тайну он вам рассказал?

3.   Тестовая работа

- Ребята, мы изучили новую тему, а теперь давайте проверим насколько хорошо вы усвоили её. Для этого проведём тестовую работу.

- У вас на партах лежат тесты. Я буду читать задание и три варианта ответов, а вам нужно в кружочке с правильным ответом поставить «+». Будьте очень внимательны, читать я вам буду на украинском языке.

- А теперь сделаем взаимопроверку, поменяйтесь карточками и проверьте работу товарища. Правильные ответы  вы увидите на экране (Слайд №10)

 

ТЕСТОВЕ ЗАВДАННЯ

  1. Познач, за якої погоди гриби у лісі ростуть найкраще.

                     теплої і дощової

                     жаркої і посушливої

                     будь-якої

2.      Познач правильне твердження.

                     гриби – це рослини

                     гриби – це тварини

                     гриби – це окрема група організмів

  1.    Вкажи ряд слів, у яких перераховано їстівні гриби.

                     білий гриб, лисичка, опеньок

                     несправжні опеньки, лисичка несправжня, мухомор

                     підберезник, сироїжка, бліда поганка

4.      Як називається отруйний гриб, шапка в якого червоного      кольору з білими цяточками?

                 ___ мухомор____

 

- Поменяйтесь обратно работами и поднимите смайлик кто допустил одну ошибку, две ошибки, а кто не допустил ни одной ошибки.

(Похвалить всех)

 

  1. Интерактивное упражнение «Микрофон»

- Тема нашего урока очень связана с уроком «Основы здоровья» и сегодня вместе с учителем  Еленой Николаевной вы составите «Памятку грибника» и узнаете о первой помощи при отравлении грибами.

- Дети, каждому грибнику нужно соблюдать определённые правила в лесу.

- О чём нам надо помнить собирая грибы? Свой ответ вы скажите в микрофон.

(Ответы детей)

- На основании сказанных вами слов давайте прочитаем памятку с экрана.

Памятка грибника (Слайд №11)

  • Не бери старые, перезрелые грибы.
  • Не вырывай гриб с грибницей.
  • Не раскапывай мох и землю с хвоей вокруг гриба.
  • Не  сбивай шляпки грибов, которые кажутся тебе ненужными (особенно мухоморы – ими лечатся некоторые звери)

Первая помощь при отравлении грибами.

  • Сделать промывание желудка: выпить 5-6 стаканов кипяченой воды, или бледно-розового раствора марганцовки, или одну столовую ложку поваренной соли размешать в стакане воды. Затем нажать пальцами на корень языка и вызвать рвоту.
  • Желательно принять активированный уголь.
  • Необходимо положить грелки или любое тепло к ногам, и на живот больного.
  • Обеспечить полный покой на время лечения.
  • Остатки грибов уничтожать не стоит. Сохранить их для анализов

- Спасибо ребята, а сейчас продолжит Наталья Викторовна.

 

  1. Интерактивное упражнение «Закончи предложение»

- Гриб назвали сыроежкой, потому что ______________________________.

- Гриб назвали подберёзовиком, потому что _________________________.

- Гриб назвали мухомором, потому что _____________________________.

- Грибы назвали опятами, потому что _______________________________.

- Гриб назвали поганкой, потому что _______________________________.

ИТОГ УРОКА (7 мин)

  1. Обобщающая беседа

- Итак, подведём итог нашего урока.

- О чём мы говорили сегодня на уроке?

- Какие бывают грибы?

- Какое строение гриба?

  1. Чтение стихотворения (дополнительно)

- А сейчас послушайте внимательно стихотворение и отвечайте на украинском языке «так» чи «ні».


Підберезовик назвався

Загорів дивіться як.

У руденьку шапку вбрався,

Його можна брати?

 

На його червоній шапці

Білі цяточки ясні.

Він красивий, мов у казці.

Гриб цей візьмете собі?

 

Сироїжки кольорові

Розрослися гарно як!

І зелені й пурпурові.

Ми у кошик їх візьмемо?

 

Ця родилась на світанку,

Доки трави росяні.

Звуть цей гриб бліда поганка.

 

Її візьмете собі?

 

Це – жовтесенькі сестрички,

Любить їх поїсти всяк.

Бо грибочки ці – лисички.

Назбираємо їх?

 

Білий гриб міцний і дужий,

Як справжнісінький козак.

І його всі хвалять дуже.

Справді він найкращий?

 

Хоч несправжні теж опеньки,

І ростуть в ті самі дні.

Вони яскраві і гарненькі.

Ну беріть їх швидше!


 

 

 

  1. Домашнее задание (Слайд 12)

Рабочая тетрадь – с. 46-47. Записать строение гриба, заполнить схему, которая иллюстрирует разнообразие грибов. Прочитать текст в учебнике с.122-125, ответить на вопросы.

4.  Рефлексия. «Лесная поляна»

- Ребята, у вас на парте лежит грибочек, если у вас хорошее настроение, вам понравился урок, то прикрепите свой грибок на поляну, которую освещает весёлое солнышко, а кому урок не понравился и настроение грустное, прикрепите на другую поляну. (Прикрепляют грибок и садятся на парту).

 

- А теперь, ребята, встали наш урок закончен. (Слайд 13)

 

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

docx
Додано
6 вересня 2018
Переглядів
1877
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку