Мероприятие для 10 класса разработано для постановки в актовом зале с использованием музыкальных фрагментов, песен, танцев, сценок. Прививать бережное отношение к хлебу, познакомить с народными традициями и обрядами, историей хлеборобства, расширить исторические знания учащихся поможет подборка материала сценария "Хлеб- душа народа".
Сценарий внеклассного мероприятия «Хлеб- душа народа»
Для учащихся 9-11 классов
Цели: - Раскрыть значение слова “хлеб” в жизни человека. Познакомить с народными традициями, историческими фактами хлеборобства, расширить представление детей о значимости хлеба для всех людей. Прививать учащимися бережное отношение к хлебу.
Оборудование: проектор, презентация, музыкальное сопровождение, картинки с этапами полевых работ, плакат с рисунком хлеба, пословицы о хлебе, выставка хлебобулочных изделий, колосья хлеба, полотенца, серп, коса, печь из картона, стол, веночки, калина, украинские костюмы, хлеб.
Ход мероприятия
Ученик1
Ирина Набиева
Слово о хлебе
Работают эпохи жернова,
Меняет жизнь привычное теченье,
Утрачивая прежнее значенье,
Уходят устаревшие слова.
Но есть слова, чей смысл так велик
Что время обойтись без них не может,
О них еще немало песен сложит
О них серьезней думать повелит.
Хочу сказать о добром слове “ХЛЕБ”,
Которое весомее с годами,
Судьбе его, просоленной слезами,
Впечатавший в историю свой след…
Тот след не зарастает ковылем…
Под грозные военные раскаты
И хлеб пошел с винтовкою в солдаты,
Отстаивая землю под огнем…
Но битва продолжается за хлеб.
Еще сегодня гибнут на планете
Не знающие вкуса хлеба дети,
А кто-то к их страданьям глух и слеп.
За словом “хлеб” - волнение и труд,
Дожди, неурожаи, суховеи,
Величие целинной эпопеи
И времени пристрастие – строгий суд.
(презентация сопровождает все мероприятие)
Ученик 2
Француз Антуан Огюст Пармантье (1737-1813) дал замечательное определение сущности хлеба для человека:
"Хлеб - это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим. Заболев, мы в последнюю очередь утрачиваем вкус к хлебу, и как только он появляется снова, это означает, что мы выздоравливаем. Хлеб можно употреблять в любое время дня, в разном возрасте, в любом настроении, он делает вкуснее любую другую еду, является основной причиной и и хорошего и плохого пищеварения. С чем бы его не ели, с мясом или с другой пищей, он не теряет своей привлекательности"
.1 Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб -кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет».
Звучит музыка Людмила Зыкина - Песня О Хлебе
2.Этапы получения хлеба
Слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках, называвшихся «хлибанос».
2 Да, не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Звучит украинская мелодия
Ученики в украинских костюмах, импровизация украинской избы: накрыт стол, полотенца, хлеб, колосья, калина, икона, печь
2 Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова.
Воспоминанья о былом
Мы ворошим теперь все реже
И за обеденным столом
Не делим хлеб, а просто режем,
Притом, забыв про нож неострый,
Ворчим, что хлеб немного черствый,
А сами, может, в этот час
Черствей его во много раз.
3 Хлеб - символ жизни. С давних времен он в большом почете в народе. Недаром в молитве к Богу «Отче наш...» люди, как великой милостыни, просили не лишить их хлеба, потому что он не просто основа жизни. Испокон веков хлеб называют святым. Он всегда лежал на столе. Какое счастье, какое добро, что он есть на свете. Сначала в земле, потом в муке, и, наконец, на столе. Если бы у нас было столько хлеба, что могли бы им прокормить весь мир, мы все равно сказали бы: берегите каждый ломтик хлеба, каждый колосок, каждое зернышко, берегите не потому, что мы скупые, а потому, что это наш хлеб. «Как уродится рожь, то будем жить», - говорит народная пословица. Хлеб с человеком от рождения и до смерти.
4 Юноша: «Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить». Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.
5 После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.
При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.
• Посеешь в пору – соберешь зерна гору.
• Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
• Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.
От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.
6 Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.
В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.
Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.
7 День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.
Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.
Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день.
8 Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:
Радуга-дуга,
Перебей дождя,
Подай солнышка.
Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.
9. В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».
Обычай есть у нас один,
Он очень давний и чудесный –
На жатву в поле выходить
Со звонкой, радостною песней!
Песня «Про хлеб» (Ната) в исполнении учащихся
Казалось, только лишь вчера
Весны мелодия звучала,
Сегодня ж – страдная пора
И жатвы радостной начало!
Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.
Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».
Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.
10 .Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки.
А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге.
Песня хлебороба - Украинский
Музыка: Иван Слёта Слова: Борис Трофимчук
1.Барвами грайливими |
Хоровод (танец девушек в украинских костюмах)
Лады, лады-ладушки,
Рада нам хозяюшка,
Мы о хлебушке поем,
Разговор ведем о том.
Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома,
Поле спит, оно устало,
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Люди хлеб в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Хлебом нашим угощайтесь.
11 В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.
3. Выпечка хлеба
В Киевской Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» – потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.
Готовое тесто отправляли в печь. Печи в Киевской Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.
Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.
Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба. Пекли хлеб строго при определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали под – так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на под щепотку муки: если мука становилась черной, то жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время под смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты
4. Традиции
Девушки держат на полотенце каравай и обращаются к гостям
С хлебом у нас встречают гостей,
Добрым словом, хлебом и солью
Мы братьев-гостей встречаем,
Ученики в украинских костюмах
Ученики: Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
У каждого своего хлеба. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.
Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
С хлебом идут на семьи, крестины, новоселье, сватовство.
В знак согласия девушка подает хлеб на свадьбе, хлебом мать благословляет к венцу и встречает молодые супруги.
Примета берет свое начало в представлении о хлебе как символе единства семьи. Не зря отрезанным ломтем называют людей, по какой-то причине оторвавшихся от ближайших родственников. Соответственно, если раздвоился каравай — значит, предстоит разделиться и семье.
В Украине очень популярны паляница, арнаут киевский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские.
-Хлеб – батюшка, вода – матушка.
-Хлеб хлебу брат.
-Худ обед, когда хлеба нет.
-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
-Хлеб да вода – мужицкая еда.
Всегда нужно делиться хлебом, если голодный человек просит, даже последним куском, — в таком случае хлеба в доме всегда будет много, а это означает, что жизнь семьи будет богатой.
Плохая примета, если хлеб лежит нижней коркой вверх: в доме никогда не будет достатка или кто—нибудь из семьи уйдет из дома.
Каравай хлеба нужно разрезать с того края, который выдается, неровный.
Нельзя ронять ни одной крошки хлеба, сорить хлебом: будет неурожай и голод.
Неровно нарезанный хлеб говорит о том, что столь же неровная и наполненная трудностями жизнь ожидает и человека.
Чтобы удачно испечь хлеб, женщины, сажая его в печку, должны были приподнять подол со словами «Подымайся выше».
Нельзя оставлять нож воткнутым в хлеб: он может «обидеться» и покинуть дом.
Оставить недоеденной после ужина свою порцию хлеба — оставить свое счастье. Тот, кто его доедал, забирал удачу, счастье.
Если в начале обеда и по его завершении съедать ломтик хлеба с солью, человек будет счастливым.
Если взять хлеб в дорогу, он будет оберегать
В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом. В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия, выпеченные два дня назад, ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.
5.История хлеба
11 Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен
Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные не разрыхлённые подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину
12 . Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.
В Древнем Риме, например, раба, умевшего печь хлеб, продавали за 100 тысяч сестерций, в то время как за гладиатора платили лишь 10-12 тысяч.
В уставах византийских цехов X века было оговорено: «Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб». Вместе с тем в той же Византии за выпечку плохого хлеба пекаря могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или изгнать из города.
В Киевской Руси от пекаря тоже требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране нередко случался голод. В эти тяжелые годы за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал «подмес» или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали.
Знаете ли вы, что…
Традиция выпекать на свадьбу праздничный обрядовый хлеб присуща всем славянским народам. На русских свадьбах - это каравай, у белорусов и украинцев также существует каравайные традиции. Свадебные караваи украшались сложными тестяными узорами, иногда живыми колосьями и веточками калины. Колосья пшеницы символизировали изобилие, достаток, листья или гроздь калины - любовь, прибавление в семье. У татар готовят на свадьбу пирог из слоеного теста - губадию. Название иное, а обрядовое значение такое же.
Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былях. Великое множество их посвящено хлебу. Послушайте народную притчу о хлебе.
Вышли на ниву весной отец и сын.
“Хорош хлеб взметнулся!”– воскликнул сын, любуясь дружными всходами.
“Это не хлеб, а трава”, – поправил его отец.
Прошло время, снова вышли они в поле.
“Какой хлеб колосится!” – порадовался сын.
“Это не хлеб, а солома” – ответил умудрённый опытом отец.
Выехало семейство на жатву.
“Ну, не говорил ли я, что будем с хлебом! Можно и свадьбу играть!” – обрадовался сын.
“Погоди”, – прервал его отец и с тревогой поглядел на тёмную тучу в небе. Вдруг налетел шквал, ветром и ливнем смыло с нивы, все что стояло на корню…
И сказал, понурившись отец: “Хлеб, сын, тогда хлеб, когда он в закромах”.
6. Интересные факты
Знаете ли вы, что…
В старину для солдат пекли очень большие хлебы, на обозной телеге умещалось всего три-четыре штуки. А космонавты берут с собой на орбиту хлебцы величиной меньше спичечного коробка. Однако между ними- ковриги, караваи, буханки, колобки, - пахнут одинаково сытно и очень аппетитно. Ни один другой продукт не имеет такого роскошного запаха. Хлебом пахнет только Хлеб.
Знаете ли вы, что…
В XVI-XVII веках в городах значительную часть ремесленного населения составляли мастера хлебного дела, которые делились на хлебников, калачников, пирожников, ситников, саечников (тот, кто пек сайки), крендельщиков (бараночников), блинников и пряничников.
Танец украинский с караваем
Изобилие хлеба – как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всем мире. Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ ее богатства, благополучия.
Мелодия звучит
Одна древняя легенда рассказывает, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать, потому что хлеб топтать нельзя. Да разве найдёшь её в песке? Дело близится к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох. С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым. Путник получил награду за своё бережное отношение к хлебу. Эта легенда учит нас, что хлеб – бесценный дар.
«Худо, брат, жить в Париже: есть нечего; черного хлеба не допросишься!». А. С. Пушкин
7 Голодомор
Хлеб
Положил в котомку
сыр, печенье,
Хлеб не взял.
— Ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль!—
Все же бабка
сунула краюху!
Все на свете зная наперед,
Так сказала:
— Слушайся старуху!
Хлеб, родимый, сам себя несет...(Рубцов)
Ученик играет на флейте и произносят слова
14 Нельзя без боли вспоминать трагическую обстановку, которая искусственно была создана в сёлах Украины. Репрессивные меры правительства по отношению к украинскому крестьянству привели к страшному массовому голоду в 1932-1933 годах. Во многих колхозах был забран весь хлеб. Не оставлено даже посевного материала. Представители власти, обнаружив у крестьян зерно, полностью конфисковали его. Властями издавались директивные документы, которыми предусматривалась конфискация зерна в частных мельницах. В городах начали закрываться пекарни. Всё это привело к массовой гибели людей от голодной смерти. Только в Украине от голода умерли миллионы людей, среди них значительная часть детей. Подходила посевная, а работать было некому. Многие были истощёнными или опухшими от голода. Чтобы спасти человека от голодной смерти, иногда достаточно было куска хлеба, от которого всегда становится теплее и надёжнее. Оставшиеся в живых снова выращивали хлеб, радовались дружным всходам на полях. Долгие трудные дни их переполнены заботами и тревогами об урожае.
музыка
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
„Хлеб всему голова! “ —
В поле, в доме, в державе!
8 Годы ВОВ
ЖИВОИ ХЛЕБ
Дороже и злата, и соболя
он — всем и всему голова.
У хлеба значенье особое:
державные держит права.
И так повелось это исстари:
изба пирогами красна.
Хлеб — наиглавная исповедь
пред жизнью во все времена.
Спросите моих сверстников —
подростков военных лет;
ответят: Победы вестником
был горький военный хлеб.
А если меня спросите,
как павшим по праву воздать?
Должны живые колосья
памятники украшать.
Ребята в армейских рубашках
С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется.
Развитие зернового хозяйства и хлебопекарной промышленности прервало вероломное нападение на страну фашистской Германии. Во все времена враг первый удар почти всегда наносил по хлебу. Так было и на этот раз. Страшно смотреть, когда горит хлеб на корню. Вопрос о хлебе снова стал вопросом жизни или смерти. И фронту, и тылу нужен был хлеб? Хлеб войны- 125 граммов на человека. В нем пищевой целлюлозы 10 процентов, жмыха - 10, обойной пыли - 2, выбоек из мешков - 2, хвои - 1, муки ржаной обойной - 75 процентов. Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. Не будь хлеба - не было бы и Победы! .
(Инсценировка)
Прошу тебя!
Не оброни сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже
Крошка хлеба.
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю детство
Без игры нелепо.
Но не смогу простить
Лишь одного -
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.
..Позади остались тяжелейшие годы войны.
Звучит 1 куплет песни Хлеба налево, хлеба направо, Хлеба на счастье, хлеба на славу! Бескрайних спелых нив Здесь ласковый разлив, Здесь солнечных хлебов моих держава!"
Музыка: А. Пахмутова Слова: С. Гребенников 1975г
Украина подымалась из пепла. Нужно было резко увеличить производство зерна. Преодолевая огромные трудности, без техники, удобрений, часто без достаточного количества семян хлеборобы добивались повышения урожайности. Нужно было восстановить разрушенную экономику, поднять сельское хозяйство, накормить людей. Сейчас всё это в прошлом: голодомор, война, голодные послевоенные годы. Но разве и сегодня не достойно уважения бережное отношение к хлебу? Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу.
9 Бережное отношение к хлебу, как символу человечности.
«БЕСКОНЕЧНЫЙ ХЛЕБ» инсценировка притчи
Жила-была бедная старушка. Была она такая бедная, что порой ей даже не из чего было хлеба испечь. И была у нее соседка злыдня, которая эту старушку непрестанно бедностью ее попрекала. И как-то заметила соседка, что как только она принимается хлеб печь, у старушки тоже из трубы дым идет, будто хлеб печется.
— Неужто эта нищенка тоже разбогатела? — удивилась соседка. — Надо бы заглянуть к ней, проверить.
Заходит соседка к старушке и видит, что та действительно каравай из печи вынимает.
Посадила старушка соседку за стол, хлебом свежим ее угощает.
Удивляется соседка: — Откуда же у тебя хлеб? Недавно ты была беднее бедного, а теперь каждый день хлеба печешь? И рассказала ей старушка, что устала она от того, что её бедностью беспрестанно попрекают. И стала дымящуюся головню в печь подкладывать, когда соседка принималась хлеб печь. Неделя так проходит, другая, вот старушка и придумала: — А дайка я буду Бога о милости просить каждый раз, как головню в печку кладу.
Так и стала она поступать. Положила она головню в печку, помолилась, и вдруг кто-то стучится в окошко. Стоит старик нищий, весь в лохмотьях, хлебушка просит. А хлеба-то в доме нет ни куска. Отдала старушка старичку последнюю свою картофелину. Тот ее съел и снова хлеба просит.
Откуда же я тебе, старче, хлеба возьму? — говорит старушка.
— А ты из печи достань, — отвечает старичок.
Заглянула старушка в печь, а там и впрямь готовый каравай лежит. Охнула она, достала каравай из печи да стала старичка кормить. Он съел весь каравай и еще просит.
— Нет у меня больше хлеба, — говорит старушка.
— А ты снова из печи достань, — говорит старичок.
Смотрит старушка, а там опять каравай лежит.
Достает она каравай из печи, а сама вслух удивляется:
— До каких же пор Бог хлеба мне будет даровать?
— А до тех пор, пока с чистым сердцем будешь делиться со всеми голодными, — ответил старик.
Вот с тех пор и не переводится никогда в доме у доброй старушки хлеб.
Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб - бесценное сокровище. Бережливость, уважение к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб - общее богатство, и мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений
Инсценировка
ПОМНИТЕ О ХЛЕБЕ
Знаете, однажды я увидел
Как старик прощение просил.
Он буханку хлебушко обидел
Тем, что вдруг на землю уронил
Перед нею встал он на колено,
В пополам согнувшись, кое-как.
Сор стряхнул с горбушки… Неумело
На себя навесил крестный знак.
«Ты прости меня краюха хлеба,
Я неловким стал на склоне лет.
Станет пусть свидетелем синь неба,
Ничего важней тебя здесь нет.
Ты была наградой хлеборобу,
Утешеньем путнику была.
За тебя молитвы слали Богу,
И вершили ратные дела.
А ещё я вспоминаю детство,
Трудные военные года.
Горе, что досталось нам в наследство
И плохая, скудная еда
И мальцам как пряники, как сладость
Выдавался маленький кусок
Хлеба чёрного – простая радость…
Разве кто на землю бросить мог?»
Постоял ещё старик немного,
И куда-то вдаль побрёл один.
Помните о хлебе, ради Бога,
С ним народ вовек непобедим.
10 Заключение
Выносят сноп пшеницы и каравай
Все вместе
Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он – смех детей,
Он – радость мирных дней.
Он наших городов и сёл мечта,
Он - пенье птиц.
Он памятником стал
Всем тем, кто жизни
за него отдал.
Литература и сайты
6. Интернет ресурс. Хлеборобсто . Авторы В. Бакалдин, Э. Л. Емельянова
Хліб на рушнику
Слова: Вадим Крищенко
Музика: В. Філіпенко
Стоять хліба достиглі серед поля,
А полем котить хвиля нешвидка.
В чеканні жнив завзятий день поволі
Схиляється чолом до колоска.
Приспів:
Золотим промінням
Світить щедрий сніп,
Найдорожче серцю
Добре слово "хліб".
Хліборобській долі
На її віку
Житнім сонцем сходить
Хліб на рушнику.
В безмежжі жнив земля озветься звуком,
Бо пісня й хліб поєднані давно.
Хвала, хвала вам, роботящі руки,
Які добром наповнили зерно.
Приспів.
З крутих доріг вертаєм в отчу хату,
Зорить вона віконцем до воріт,
Щоб мамин хліб святий поцілувати,
Що нас ростив, благословляв на світ.
Приспів.