”Игры на регуляцию психофизического состояния”
Часто бывает так, что эмоциональное состояние уч-ся не соответствует будущей деятельности.Дети либо заторможен-
ны, либо находятся в возбужденном состоянии перед серьез-
ной и ответственной частью занятия.
“Приветствие”
Участникам предлагается встать в круг и, двигаясь хао-
тично по кругу, поздороваться с участниками действия раз-
личными способами:
- как люди очень застенчивые, стеснительные;
- как люди куда-то спешащие;
- как люди, которые не видели друг друга несколько лет.
“Эксперимент с песней”
Учитель: Споем хором. По первому хлопку начинаем петь, по второму- замолкаем, по следующему - снова поем.
С помощью упражнения вырабатывается способность держать общий ритм своим внутренним слухом.
“Солнечный зайчик”
Упражнение на снятие эмоционального напряжения.
Учитель: Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу: зайчик на лбу, на носу, на роти-
ке, на щеках, на подбородке - нежно погладь его ладонями. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь го-
лову, шею, одну руку, вторую.Погладь его и подружись с ним.
Поросячьи бега
Учитель говорит, что мы попали на поросячьи бега - новый олимпийский вид спорта. Для того чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать “хрюк” по кругу.
Сначала дайте возможность каждому из участников потренироваться.
Это внешне простое и несерьезное упражнение на самом деле, помимо того что повышает эмоциональный уровень, очень хорошо влияет на процесс сплочения в группе и наст-
раивает на взаимодействие.
Раз мобила...
Воспитатель проговаривает слова и сопровождает их движениями.
Девочки соревнуются с мальчиками, кто громче крикнет:
Раз мобила, два мобила
(ладони внешней стороной поочередно прикладываются к противоположному уху)
Пейджеры, пейджеры (ладони прикладываются к бедру, поочередно)
За рулем автомобиля женщина, женщина (описывается си-
луэт женского тела)
Все в порядке, все нормально (демострируется жест окей)
Пальчики, пальчики, ну-ка дружно, ну-ка вместе:
Девочки кричат: “Девочки!”
Молодые люди кричат: “Мальчики!”
Гром- ураган- землетрясение
Все участники делятся на тройки. Двое берутся за руки и образуют “домик”, а третий становится внутрь и становится “жильцом”. Когда воспитатель говорит : “Гром!” - “жилец” выбегает из “дома” и ищет себе другой “домик”. Когда веду-
щий говорит: “Ураган”- “домик” взлетает и пытается найти себе другого “жильца”. При слове “Землетрясение!” все игро-
ки рассыпаются в разные стороны и образуют новые тройки и тд.
Хи-хи-хо-хо
У всех участников руки сложены как для игры в волей-
бол, 5 раз дотрагиваются до левого плеча, затем 5 раз до пра-
вого, 5 раз до левой ноги, 5 раз до правой, 5 раз произносит “хи”, опустив голову вниз, и 5 раз “хо” - глядя в потолок. За-
тем проделывается тоже самое на 4 счета, потом на 3, на 2 и на 1, увеличивая темп.
Счет до 10.
Участники становятся в круг. Опускают взгляд на кончи
ки пальцев ног.Задача: сосчитать от 1 до 10, каждое число мо
жет назвать только один человек.
Веретена точены
Детей разбивают на 3 команды.
1 команда “Веретена точены”;
2 команда “Веники мочены”;
3 команда “Барыня, барыня, сударыня барыня”.
Учитель указывает рукой на одну из команд, и та кричит свое название. С течением времени темп игры увеличивается.
Игра способствует повышению уровня эмоционального состояния.
Дождик
Все участники стоят в кругу. Учитель идет внутри круга, и,когда он заглядывает в глаза участнику,тот начинает повто
рять его движения до тех пор, пока учитель не пройдет круг, снова не подоудет к нему, не заглянет в глаза и не поменяет движение.
Учитель в первом кругу трет ладошкой об ладошку, 2 - щелкает пальцами, 3- хлопает ладонями по коленям, 4 - хло-
пает в ладоши, и тд.
Целью этого упражнения является релаксация, снижение мышечного тонуса, настрой на лиричный лад.
Егорки
“Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки” - эта прис-
казка, которую говорят все хором, затем каждый участник делает глубокий вдох и самостоятельно на выдохе вслух счи-
тает: “Раз Егорка, два Егорка ...” и тд. У кого будет больше “Егорок” - тот победитель.
Упражнение основано на дыхательном ритме. Стремле-
ние выиграть заставляет участников набирать больше возду-
ха, дыхательная система находится в активном состоянии, что приводит весь организм к достаточно высокой степени мобилизации.
Упражнение “Строй”
Учитель просит детей построится молча:
- по росту;
- по цвету волос; от светлого до самого темного и наоборот;
- по алфавиту и тд.
Упражнение “Ботинки”
Все становятся в круг и разуваются. Закрытыми глазами, взявшись за руки, каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, начинается все сначала.
Ипподром
Все сидят в кругу. Учитель сидит так чтобы его было хо-
рошо видно. Его стул как бы отделен от всех остальных.
Учитель говорит:
- Есть ли у нас ладони? - Участники показывают. - А колени? - Кто-то неизбежно хлопает ладошкой по коленке. - Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома. Все вместе, - медленное поочередное похлопывание по коленам. - Кони вышли на старт, одной рукой бьем по колену, как бы взрывая землю. Старт! Побежали! - быстрое похлопывание. - Бежим! Бежим! По мостовой! - удары кулаками в грудь поочередно. - По песочку! - быстро тереть ладонями друг о друга.
- По болту!- быстро захватить колени и вертикально поднять руки с громким чмоканьем.
- Барьер! - руками описывается полукруг на уровне груди.
- Финал! - быстро хлопаем.
- Приближаются трибуны! - Трибуна девушек! - кричат де-
вушки.
- Требуна юношей!- кричат юноши.
- Мы победили.
Карлики-великаны
Учитель говорит “карлики” или “великаны”. На слово “карлики” все приседают, на слово “великаны” все вс-
тают. Те, кто ошибся, выполняет какое-либо задание.
Ой-ля-калина
Ведущий совершает конкретные движения, приговари-
вая слова, а все участники сначала повторяют за ним медлен-
но, а затем увеличивают темп.
Ой-ля, калина, ой-ля (резкие движения руками по передней поверхности бедра сверху вниз)
Ку-ку, ку-ку (кулаки с вытянутыми указательными пальцами, движения сначала к левому, потом к правому уху)
Ой-ля, калина, ой-ля (резкие движения руками по передней поверхности бедра сверху вниз),
Ку-ку, ку-ку (кулаки с вытянутыми указательными пальцами, движения сначала к левому, потом к правому уху)
Румба-румба (руки сгибаются в локтях, кисти на уровне голо-
вы, не сгибая руки в запястьях совершать круговые движения кистями)
Тач-тач-тач(танцевальные движения бедрами, руки, согнутые в локтях, двигаются на уровне талии)
А-а-а-а-а, о-о-о-о-о-о (руки согнуты в локтях на уровне та-
лии, ладонями вниз, совершаются движения влево-вправо)
Пиф-пиф(руки сложены “пистолетом”)
Вжик-вжик (кулак с вытянутым большим пальцем, движения по шее)
Йоу! (жест “yes!”)
Темп упражнения увеличивается.
Игры на регуляцию психофизического состояния реко-
мендуется использовать не только в начале,но и в конце заня-
тия для снятия усталости, а также в тех случаях, когда завер-
шается один смысловой блок занятия и начинается другой.