Методичний матеріал "Синергізм в діяльності окремих стратегічних освітніх одиниць"

Про матеріал
Методичний матеріал "Синергізм в діяльності окремих стратегічних освітніх одиниць" Синергизм. Синергизм (synergy) – совместное действие для достижения общей цели, основанное на принципе, что целое представляет нечто большее, чем сумма его частей. Синергизм означает превышение совокупным результатом суммы слагающих его факторов. Так, доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности. Данное понятие также называется синергетическим эффектом (эффектом 2+2=5). Синергизм в деятельности отдельных стратегических образовательных единиц предполагает поиск ресурсов и возможностей, дополняющих и укрепляющих их усилия с целью добиться больших результатов, по сравнению со случаем, когда они действуют автономно. В педагогике потенциальный синергизм определяется возможностями использования общих педагогических технологий, долевым участием в проведении экспериментальной и научно-исследовательской работы, одновременным созданием систем управления УВП, одновременным проведением инноваций по работе с одарёнными детьми и др. При проведении работы с одарёнными детьми синергизм означает одновременное использование различных психолого-педагогических средств. Синергизм позволяет учебным заведениям ускорить внедрение новых направлений современной педагогики, добиться увеличения показателя качества обученности, сокращения издержек и затрат на управление. Одним из эффективных инструментов выявления потенциальных синергизмов является ценностная цепь. Синергизм в педагогике означает содружественное действие в одном и том же направлении учителя и ребёнка, т.е. на основе понимания ребенком назначения образования и воспитания. Синергизм как триединство фундаментальных принципов ставит педагогику на истинно гуманный путь. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛАПС ПЕДАГОГИКИ В ЭПОХУ НИТ И НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ Внедрение в процесс образования новых информационных технологий, интернаучных понятий, подходов, методов,( компьютерное моделирование, компьютерные сети, мультимедиа и др.) изменяет стиль мышления современного учителя и ученика, структуру, организацию, формы и методы всего процесса обучения Человека. Но за эйфорией новых мощных средств информационного воздействия на человека, в процессе формирования личности, адекватно отвечающей требованиям эпохи НИТ, на второй план процесса обучения оттесняется главная цель обучения человека-формирование гармонической, высокогуманной личности, хранителя культуры, языка, обычаев, исторических традиций своего народа, хранителя Земли. По нашему мнению, в процессе внедрения НИТ в обучение, учитель (в том числе и информатики) прежде всего должен исходить из этих гуманистических целей, используя НИТ, как эффективное средство более глубокого постижения закономерностей окружающего мира с тем, чтобы оптимизируя отношения человека и окружающей среды, сохранить этот мир нашим потомкам с возможно меньшими изменениями. Это возможно лишь в том случае, если учитель глубоко осмыслит философию всего процесса развития человеческого общества, философию процесса обучения человека, философию НИТ. Процесс обучения человека выходит на тот уровень, когда от учителя требуется с одной стороны - политехнизм знаний, а с другой -философское осмысление синергизма этого процесса, своего места в этом процессе. По нашему мнению, именно синергизм процесса внедрения информации в человека в том числе и через посредство НИТ, станет центральным пунктом новой педагогики – СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ Этот путь обусловлен логикой развития информационного общества. В современной ситуации роль интернаучных мировоззренческих идей, понятий, подходов, методов НИТ (локомотивом которых в системе образования является курс информатики) еще более возрастает и выходит на качественно новый уровень-уровень философии синергизма процесса обучения. Широкое проникновение мировоззренческих идей информатики в различные образовательные дисциплины должно содействовать глубокому осмыслению идей синергизма учителями всех дисциплин. Это будет содействовать выработке оптимальных общесистемных управленческих решений для трансформации и более успешной адаптации системы образования в новой информационной среде, и в конечном итоге, более успешному решению основной задачи педагогики - воспитанию гармоничной, высокогуманной личности нового поколения. Что значит инновационно организовать сферу образования? Это значит, как минимум, осуществить три очень важных программы. 1. Первая программа - это программа развития фундаментальных и прикладных исследований. Бет опережающих исследований инновационная организация невозможна. Поскольку традиционные субъекты финансирования исследовательских программ в лице государственных органов сегодня эту функцию не выполняют, то возникает вопрос: как можно это сделать, опираясь на ресурсы общества, межрегиональных профессиональных сетей и группы предпринимателей, объективно заинтересованных в развитии инновационной экономики. 2. Второй момент - это содержательная реорганизация педагогических технологий, постепенное усвоение принципов и подходов содержательной организации учебного процесса. Сегодня мы так легко говорим о "содержании", легко употребляем этот термин (вслед за Лернером, Краевским, Георгием Щедровицким, которые запустили эту идею в 50-е годы, как раз выступая против формализма и методизма в педагогике). Но вместе с тем, мы недооцениваем всю сложность вопроса. Когда Адамский в своем докладе различает учебный материал и содержание обучения, то это только первый шаг. Это азы дидактики, которые на сегодняшний день, к сожалению, мало кто понимает. А за этим стоит еще, как минимум, три-четыре важных различения. Например, разделение содержания единиц учебного процесса и содержания самой практики обучения. Это разные содержания, которые никак не сводятся к содержанию или к содержательной интерпретации учебных материалов. Как только речь доходит до конкретной школы или даже до профессиональных сообществ внутри образования. Понимание этих различий теряется, и вопрос о содержании приобретает характер перестановки кубиков в учебном плане - вещи совершенно бессмысленной и ни к чему не приводящей. Итак, второе направление помимо исследований - это продолжающаяся содержательная реорганизация учебного процесса и самой педагогической мыследеятельности. 3. И третий очень важный момент - это новые технологии управления. В частности, переход от отраслевого принципа к сферному, от проектного принципа, который худо-бедно начал осваиваться педагогической общественностью, к программному. На мой взгляд, эти моменты есть вместе с тем ключевые условия разворачивания проекта тьюторства. Именно поэтому мы не можем ограничиваться идеологическими разговорами о тьюторстве, как в общем пока это, к сожалению, и происходит. Мы обязаны поставить по-новому целый ряд глубинных философских, философско-психологических, психолого-педагогических проблем.
Перегляд файлу

Синергизм.

Синергизм (synergy) – совместное действие для достижения общей цели, основанное на принципе, что целое представляет нечто большее, чем сумма его частей. Синергизм означает превышение совокупным результатом суммы слагающих его факторов. Так, доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности. Данное понятие также называется синергетическим эффектом (эффектом 2+2=5). Синергизм в деятельности отдельных стратегических образовательных единиц предполагает поиск ресурсов и возможностей, дополняющих и укрепляющих их усилия с целью добиться больших результатов, по сравнению со случаем, когда они действуют автономно. В педагогике потенциальный синергизм определяется возможностями использования общих педагогических технологий, долевым участием в проведении экспериментальной и научно-исследовательской работы, одновременным созданием систем управления УВП, одновременным проведением инноваций по работе с одарёнными детьми и др. При проведении работы с одарёнными детьми синергизм означает одновременное использование различных психолого-педагогических средств. Синергизм позволяет учебным заведениям ускорить внедрение новых направлений современной педагогики, добиться увеличения показателя качества обученности, сокращения издержек и затрат на управление. Одним из эффективных инструментов выявления потенциальных синергизмов является ценностная цепь.

Синергизм в педагогике означает содружественное действие в одном и том же направлении учителя и ребёнка, т.е. на основе понимания ребенком  назначения образования и воспитания. Синергизм как  триединство фундаментальных принципов ставит педагогику на истинно гуманный путь.

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛАПС ПЕДАГОГИКИ В ЭПОХУ НИТ И НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Внедрение в процесс образования новых информационных технологий, интернаучных понятий, подходов, методов,( компьютерное моделирование, компьютерные сети, мультимедиа и др.) изменяет стиль мышления современного учителя и ученика, структуру, организацию, формы и методы всего процесса обучения Человека. Но за эйфорией новых мощных средств информационного воздействия на человека, в процессе формирования личности, адекватно отвечающей требованиям эпохи НИТ, на второй план процесса обучения оттесняется главная цель обучения человека-формирование гармонической, высокогуманной личности, хранителя культуры, языка, обычаев, исторических традиций своего народа, хранителя Земли. По нашему мнению, в процессе внедрения НИТ в обучение, учитель (в том числе и информатики) прежде всего должен исходить из этих гуманистических целей, используя НИТ, как эффективное средство более глубокого постижения закономерностей окружающего мира с тем, чтобы оптимизируя отношения человека и окружающей среды, сохранить этот мир нашим потомкам с возможно меньшими изменениями. Это возможно лишь в том случае, если учитель глубоко осмыслит философию всего процесса развития человеческого общества, философию процесса обучения человека, философию НИТ. Процесс обучения человека выходит на тот уровень, когда от учителя требуется с одной стороны - политехнизм знаний, а с другой -философское осмысление синергизма этого процесса, своего места в этом процессе. По нашему мнению, именно синергизм процесса внедрения информации в человека в том числе и через посредство НИТ, станет центральным пунктом новой педагогики – СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ Этот путь обусловлен логикой развития информационного общества.

 В современной ситуации роль интернаучных мировоззренческих идей, понятий, подходов, методов НИТ (локомотивом которых в системе образования является курс информатики) еще более возрастает и выходит на качественно новый уровень-уровень философии синергизма процесса обучения. Широкое проникновение мировоззренческих идей информатики в различные образовательные дисциплины должно содействовать глубокому осмыслению идей синергизма учителями всех дисциплин. Это будет содействовать выработке оптимальных общесистемных управленческих решений для трансформации и более успешной адаптации системы образования в новой информационной среде, и в конечном итоге, более успешному решению основной задачи педагогики - воспитанию гармоничной, высокогуманной личности нового поколения.

Что значит инновационно организовать сферу образования? Это значит,  как минимум, осуществить три очень важных программы.

  1.                           Первая программа - это программа развития фундаментальных и прикладных исследований. Бет опережающих исследований инновационная организация невозможна. Поскольку традиционные субъекты финансирования исследовательских программ в лице государственных органов сегодня эту функцию не выполняют, то возникает вопрос: как можно это сделать, опираясь на ресурсы общества, межрегиональных профессиональных сетей и группы предпринимателей, объективно заинтересованных в развитии инновационной экономики.
  2.                           Второй момент - это содержательная реорганизация педагогических технологий, постепенное усвоение принципов и подходов содержательной организации учебного процесса. Сегодня мы так легко говорим о "содержании", легко употребляем этот термин (вслед за Лернером, Краевским, Георгием Щедровицким, которые запустили эту идею в 50-е годы, как раз выступая против формализма и методизма в педагогике). Но вместе с тем, мы недооцениваем всю сложность вопроса. Когда Адамский в своем докладе различает учебный материал и содержание обучения, то это только первый шаг. Это азы дидактики, которые на сегодняшний день, к сожалению, мало кто понимает. А за этим стоит еще, как минимум, три-четыре важных различения. Например, разделение содержания единиц учебного процесса и содержания самой практики обучения. Это разные содержания, которые никак не сводятся к содержанию или к содержательной интерпретации учебных материалов. Как только речь доходит до конкретной школы или даже до профессиональных сообществ внутри образования. Понимание этих различий теряется, и вопрос о содержании приобретает характер перестановки кубиков в учебном плане - вещи совершенно бессмысленной и ни к чему не приводящей. Итак, второе направление помимо исследований - это продолжающаяся содержательная реорганизация учебного процесса и самой педагогической мыследеятельности.
  3.                           И третий очень важный момент - это новые технологии управления. В частности, переход от отраслевого принципа к сферному, от проектного принципа, который худо-бедно начал осваиваться педагогической общественностью, к программному.

На мой взгляд, эти моменты есть вместе с тем ключевые условия разворачивания проекта тьюторства. Именно поэтому мы не можем ограничиваться идеологическими разговорами о тьюторстве, как в общем пока это, к сожалению, и происходит. Мы обязаны поставить по-новому целый ряд глубинных философских, философско-психологических, психолого-педагогических проблем.

doc
Додано
15 березня 2019
Переглядів
503
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку