«ИГРОТЕКА 5 – 9 классы»

Про матеріал
Данный материал составлен на основе интерактивных методов и приёмов с пословицами и поговорками как элементом активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Материал для работы над формированием нравственного и интеллектуального уровня учащихся. На мой взгляд, именно в соединении с грамматикой, фольклорный материал будет способствовать сохранению у учащихся «несметного сокровища человеческой мысли и опыта». Этот материал может быть использован на факультативных занятиях или фрагментарно – на уроках в 5 – 9 классах.
Перегляд файлу

 

ИГРОТЕКА. 5 – 9 классы

( при изучении темы  «Жанры устного народного творчества» )

 

Автор: Піскунова Ольга Вікторівна, вчитель російської  мови та літератури Берестовеньківської філії Красноградського багатопрофільного ліцею Красноградської районної ради Харківської  області

 

      Цели: совершенствовать языковые умения и навыки учащихся выполнять действия с отдельными языковыми единицами, продолжить работу над жанрами устного народного творчества; учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках, работать над формированием нравственных ценностей; развивать сообразительность, умение рассуждать, сравнивать; воспитывать коммуникативно-компетентную личность, умеющую строить свою речь в соответствии с правилами эффективного общения.

 

І.ИГРА «Эрудит»

( многие пословицы вам уже знакомы.  Закончите их)

  1. Труд кормит, а лень ….
  2. Делу – время, потехе - ….
  3. Мал золотник, да ….
  4. Один ум – хорошо, а два - ….
  5. Не имей сто руб лей, а имей сто ….
  6. Каждый купец свой товар хвалит …
  7. Ученье – свет, а неученье - ….
  8. На деньги ума не....
  9. Лучше поздно, чем ….
  10.  Один в поле не….
  11.  Семь раз примерь, один раз….
  12.  В тихом омуте черти….
  13.  У страха глаза….
  14.  Дружба дороже….

Проверь себя

…(портит)  …(час)  …(дорог) …(лучше) …(друзей) …(хвалит) …(тьма) ... (купишь)…(никогда) …(воин) …(отрежь) …(водятся) …(велики) …(денег)

 

ІІ. ИГРА «Внимательный читатель»

(попробуй  вспомнить пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки)

1. Готовь лыжи летом.

2. Мал городок, да дорог.

3. Цыплят считают и зимой.

4.Посадка в чужие сани уже объявлена.

5. Когда в соседях согласья нет…

6.А Васька продолжает есть.

7. Проводили по одежке.

 

Проверь себя

(готовь сани летом, а телегу зимой.)

(мал золотник, да дорог.)

(цыплят по осени считают.)

(не садись не в свои сани.)

(Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.)

(а Васька слушает да ест.)

(встречают по одежке, а провожают по уму.)

 

ІІІ. ИГРА «Ну-ка, угадай»

   ( узнайте пословицу по двум предметам)

 

  1. Каша, масло.    2)  Яблоко, яблоня.     3)  Перо, топор. 

 

Проверь себя

(Кашу маслом не испортишь.) (Яблоко от яблони недалеко падает.) (Что написано пером, то не вырубишь топором.)  

IV.  ИГРА «Дешифровка»

(найдите « ключик» и расшифруйте следующие поговорки)

 

1.     ЕЛЕДЕН АН ЦИНТЯП ЬМЕС

2.     ЬТИЖОЛОП  ЫБУЗ АН УКЛОП

3.     ПОС

    ЛЕД

     ОЖД

      ИЧК

      АВЧ

      ЕТВ

      ЕРГ                         

Проверь себя

(Семь пятниц на неделе.)(ПОЛОЖИТЬ ЗУБЫ НА ПОЛКУ.)(После дождичка в четверг.)

 

V. ИГРА «Пятый лишний»

 (среди групп пословиц на одну тему найди «лишню»)

 

1.     Пчела мала, а и та работает.

2.     От скуки дело бери в руки.

3.     Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

4.     Утопающий хватается за соломинку.

5.    Мал золотник, да дорог.

 

 

1.     Каковы сани, таковы сами.

2.     Дыма без огня не бывает.

3.     Большому кораблю – большое плаванье.

4.     Всякий молодец на свой образец.

5.     По Сеньке и шапка.

 

 1.     Не бей Фому за Ерёмину вину.

 2.     Лежачего не бьют.

 3.     Отольются кошке мышкины слёзки.

 4.     Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

5 .     Не дорог подарок, дорога любовь.

 

1.     Ученье – свет, а неученье – тьма.

2.     Зелен виноград не сладок, а  млад ум не крепок.

3.     Как  аукнется, так и откликнется.

4.     У дурака не спрашивай ума.

5.     За ученого трёх неученых дают.

Проверь себя

5.     Утопающий хватается за соломинку.

2.     Дыма без огня не бывает.

5.     Не дорог подарок, дорога любовь.

3.     Как  аукнется, так и откликнется.

 

Полминутки для шутки

VI. ИГРА  «Испорченный телефон»

( вот как достигается комический эффект в данных  изречениях. Попробуйте восстановить выражения в первоначальном виде)

  • Смотреть правде в глаза сквозь пальцы.
  • Смех без причины – признак хорошего настроения.
  • Железная логика. Правда, кое-где поржавела.
  • Хватает звёзды с неба. – Хапуга.
  • Рука руку моет, а грязь остаётся.
  • Бросая слова на ветер, мы загрязняем атмосферу.
  • Змеи из шкуры лезут, чтобы новый наряд показать.
  • Если у зайца и волчий аппетит, он всё равно мечтает о моркови.
  • Родился в рубашке, но не в ширпотребе счастье.
  • Работа работе рознь: на одной палец о палец не ударишь, на другой только этим и занимаешься.
  • Всю жизнь питался одними слухами: так и помер на диете.
  • Он обладает энциклопедическим невежеством.

 

VII. ИГРА «Найди лишнюю пословицу»

 

                     1.  Хвастать – не косить, спина не болит.

                     2.  Не спеши языком – торопись делом.

                     3.  Язык до Киева доведёт.

                      4. От слова до дела сто перегонов.

Ответ: суть первой, второй и четвёртой пословиц сводится к тому, что не всегда слова совпадают с делами, следовательно, лишней является третья пословица.

VIII. ИГРА «Раз словечко, два словечко»

 (собери две зашифрованные  пословицы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Проверь себя

Не пляши под чужую дудку – ноги надсадишь.

Не живи чужим умом -  свой потеряешь.

 

IX. ИГРА  «Аукцион  пословиц»  (работа в группе)

 (Каждой группе предлагается предмет, который станет темой пословиц.)

1 группа «книга»

Примеры пословиц о книге

 Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

 Не красна книга письмом, а красна умом.

 Книга – твой друг, без нее как без рук.

 С книгой жить, век не тужить.

 Хороша книга, да чтец плох.

 

2 группа «хлеб»

Примеры пословиц о хлебе

 Хлеба ни куска – везде тоска.

 Там и рай, где хлеба край.

 Пот на спине – так и хлеб на столе.

 Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.

 Не хлебом единым жив человек.

 

2 группа «чай»

 Примеры пословиц о чае

 За пирогом да чаем мы не подкачаем.

 За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.

 Выпей чайку – забудешь тоску.

 Чай пить – не дрова рубить.

 Пей чай, не вдавайся в печаль.

 

X. ИГРА «Закончи пословицу»

     1.  Я называю первую половину пословицы, а вы вторую.

        Кто много читает…    (тот много знает).

       Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше книг мы прочтём, тем больше мы будем знать).

 

   2.Когда так говорят?

        Мир освещается солнцем…        (а человек знанием).

        Труд человека кормит…             (а лень портит).

         Повторенье …                           (мать ученья).

         Не спеши языком…                    (торопись делом).

  • Какая из пословиц понравилась и почему?
  • Чему учат пословицы?

 (Учиться, трудиться, любить, дружить и т.д.).

 

 

 

 

XI. ИГРА «Из двух - третье»

 

Востановите пословицу по этим  словам (слова на табличках).

 Лес – дрова           (Чем дальше в лес, тем больше дров).

                               - Как вы понимаете пословицу?

 (Чем дальше идёт время, тем больше трудностей возникает, из которых нелегко найти выход).

 Дело – мастер        (Дело мастера боится).        

  (Маленькое дело лучше большого безделья).

 

 Дело – потеха        (Делу – время, потехе – час).

  Язык – дело          (Не спеши языком, торопись      делом).

 

 

XII. ТЕСТ-ИГРА «Знатоки»

 

1. Малая форма народного поэтического творчества, облеченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.Это…

А) пословица

Б) поговорка

В) былина

Г) сказка

 

2. Кто автор этого высказывания?

«…наши пословицы значительнее пословиц всех других народов. Сверх полноты мыслей, уже в самом образе выраженья, в них отразилось много народных свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк – словом, всё шевелящее и задирающее за живое…»

А) Островский А.Н.

Б) Гоголь Н.В.

В) Даль В.И.

Г) Пушкин А.С.

 

3.  Кто автор этого высказывания?

Пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

А) Даль В.И.

Б) Гоголь  Н.В.

В) Островский А.Н.

Г) Пушкин А.С.

 

4. Какой русский эквивалент пословицы: Don’t halloo till you are out of the wood. - Не радуйся, пока не выбрался из лесу.

А) Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Б) Не радуйся раньше времени.

В) Капля по капле и камень долбит.

 

5. Какой русский эквивалент пословицы: Look before you leap. - Посмотри, прежде чем прыгать .

А) Капля по капле и камень долбит

Б) Семь раз отмерь, один раз отрежь

В) Не радуйся раньше времени.

 

6. Кто автор этого выражения?

« А что за роскошь, что за смысл,

 какой толк в каждой поговорке нашей!

 Что за золото!»

А) Пушкин А.С.

Б)Достоевский Ф.М.

В) Гоголь Н.В.

Г) Лермонтов М.Ю.

 

7. Вставьте слово:

«В отличие от пословиц,    лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением»

А) сказки

Б) поговорки

В) былины

 

ОТВЕТЫ: 1А;  2Б; 3А; 4Б; 5Б; 6А; 7А.  

 


 

docx
Додано
26 серпня 2019
Переглядів
726
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку