Іспанський танець - хота

Про матеріал
Матеріал присвячено іспанському танцю - хоті, його музичним та хореографічним особливостям. Також розповідається про використання танцю хота у творчості М. Глінки, історію створення музичного твору "Арагонська хота" та впливу іспанської культури на творчість композитора.
Перегляд файлу

Я приглашаю Вас в  путешествие. Нас ждут зеленые холмы и цветущие поля, виноградники и апельсиновые рощи.

Испания. Родина музыкантов Исаака Альбениса и Пабло де Сарасате, художников Сальвадора Дали и Диего Веласкеса, актера Антонио Бандераса, знаменитых оперных певцов – Монтсеррат Кабалье и Лучано Паваротти. Я хочу рассказать об испанском танце. Танец – это и душа, и история  испанского народа.  Неудержимая страсть, звуки гитары, ритм кастаньет, зажигательные мелодии – все это испанский танец, многогранный и колоритный. Страстный фламенко, знаменитый пасадобль, энергичная севильяна, традиционный сальтарелло, ритмичный болеро – все это яркие страницы красочной палитры испанского танца. 

Каждый танец достоин отдельного рассказа, но я хочу рассказать Вам о своем любимом танце. Это танец Хота. Он возник еще в 18-м веке. Местом рождения этого танца принято считать провинцию Арагон на севере Испании. Этот яркий танец связан с культом  Пиларской божьей матери – святой покровительницы Арагона, а также с празднествами в ее честь.

Слово "Хота" происходит от латинского слова "скачок", что и описывает главные, скачкообразные движения танца. Это оживленный, подвижный, энергичный танец. Аккомпанирует ему инструментальный ансамбль «рондалья». Ансамбль "рондалья", состоит из  гитары, гитарроны (гитара несколько меньшего размера), типле (гитара ещё меньшая, чем гитаррон), басовых барабанов «бомбос» и бандуррии. На бандурриях исполняется мелодия танца, остальные инструменты создают ритмическое сопровождение.

Классическая арагонская хота является предметом национальной гордости. Во время осады  наполеоновскими войсками города Сарагосы, защитники города, бросаясь в бой, воодушевляли себя пением хоты.  Арагонцы считают, что когда девушка танцует хоту, она способна пленить сердце любого мужчины.

В арагонской хоте  используются только мажорные тональности и только гармонии I и V ступеней. Начинается интродукция обязательными четырьмя аккордами тонического трезвучия, а завершается также 4-тактовой кадансовой формулой на доминанте, служащей сигналом для вступления певца.

Мелодия этого танца украшает списки произведений многих европейских композиторов. «Испанские мотивы» можно услышать  в «Испанской рапсодии» Ференца Листа, в финале балета «Треуголка» испанского композитора Мануэля де Фалья, «Испанском каприччио» Николая Римского – Корсакова, в опере «Кармен» Жоржа Бизе», в Наваррской хоте Пабло де Сарасате. 

А это произведение не требует объявления.

(аудио отрывок «М.  Глинка «Арагонская Хота»)

Один из величайших композиторов Михаил Глинка в середине девятнадцатого столетия путешествовал по городам Испании. Его досуг составляли пешие прогулки по историческим улочкам, конные поездки по окрестностям городов. Глинка с упоением изучал культуру, обычаи, традиции и нравы этой солнечной страны. Народное творчество испанцев глубоко поразило композитора.

А когда Глинка впервые услышал хоту, которую исполнял на своей гитаре один из  купцов, глубине его впечатлений не было предела. Он постарался запомнить каждый оттенок мелодии, чтобы затем воссоздать его в своем творении, которое было названо Capriccio brilliante. Позже Глинка переименовал пьесу на «Испанское каприччио». Но все же мировой известности и признания произведение достигло под третьим вариантом названия - «Арагонская хота».

В произведении Глинки призывные торжественные фанфары вначале приглашают к хоте всех желающих. Основная изящная трехдольная мелодия зажигает сердца и глаза. В ней весь красочный мир народной Испании. Кастаньеты в оркестре, которые обычно не входят в классический состав, блестяще передают огненную пылкость, стремительность испанского танца. Жизнерадостное, веселое пиццикато арфы и струнных сменяется более выразительной и серьезной темой деревянных духовых инструментов.

В дальнейшем все темы хоты становятся более взволнованными, напряженными. Их развитие привносит в музыку драматизм, даже суровость. Один из мотивов хоты повторяется в низком регистре на фоне фанфар вступления, приобретающих грозный характер. Бурная, безудержная пляска все поглощает в своем вихре. Все темы, интонационно сближаются. Величественное, торжествующее  tuttiзвучание всех инструментов оркестра,  завершает картину народного веселья.

Арагонской хоты темперамент

Зажигает сердце, наполняет душу

Взмах руки, ритмический орнамент

Кастаньетам, что в руках, послушны.

Я на сцене, я для Вас станцую

Гордо плечи распрямив и смело

Закружусь и всех заворожу я

Под аплодисменты кабальеро.

docx
Додано
1 червня 2020
Переглядів
1292
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку