ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ВИТАГЕННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ»

Про матеріал
Конкретные приёмы применения витагенной технологии обучения на уроках по теме "Лексикология"
Перегляд файлу

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ВИТАГЕННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В 6 КЛАССЕ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ»

№ п/п

Тема урока

Прием

Пример

 

1

Лексикология. Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные и ограниченные в употреблении слова

Стартовая актуализация жизненного опыта

 

 

 

 

 

 

Витагенные аналогии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительное конструирова-ние незавер-шенной образовательной модели

 

 

 

 

 

 

 

Творческий синтез образовательных проекций

 

Творческое моделирование идеальных образовательных процессов

 

Игра «Дежурная буква». Запишите за 5 минут максимум слов – названий предметов, находящихся в этом кабинете, на «дежурную букву» (буква меняется ежедневно). Части речи, к которым относятся  записываемые слова, тоже периодически меняются.

 

Слово учителя. Представим, что вы идете в школу и из большого количества предметов, вас окружающих, вы берете только то в свой рюкзак, что вам необходимо. И так каждый день: вы то пользуетесь этими предметами, то пополняете новыми, купленными недавно, то используете давно приобретенные, старенькие, но очень подходящие. Так же происходит и с вашим лексиконом. Он будто ваш прозрачный рюкзачок, в который вы складываете отобранные вами из большого числа слов, т.е. из всей лексики, слова. Рюкзачок пополняется, обновляется, он всегда с вами и может пригодиться в любой момент. У каждого из нас свой рюкзачок, невидимый для других, но очень важный для каждого из нас. Это наш лексикон. И чем больше в нем слов (предметов), тем увереннее мы себя чувствуем в любой жизненной ситуации.

 

1.Вопросы. 1) Почему у учеников одного класса разные лексиконы?

2) Надо ли в художественных произведениях использовать ограниченные в употреблении слова?

3) Существует ли в украинском языке лексикология? Совпадают ли разряды слов в русском и украинском языках?

4) Что такое украинизмы? Вы их используете в речи?

 

Напишите сочинение-миниатюру, в котором все слова начинаются  на одну букву.

 

 

Устное (письменное) сочинение «Что бы я сделал(а), чтобы речь моих ровесников была красивой» или «Если бы я был главным редактором телеканала…»

Задание. Используя источники интернета, сделайте видеоподборку лексических ошибок ведущих или героев телепрограмм.

2

Профессиональные слова

Ретроспектив-ный анализ жизненного опыта

Вопрос учителя: «Слышали ли вы когда-нибудь разговор между родителями или другими старшими, в котором они обсуждали свою работу, а вы не понимали некоторые слова и выражения?» Домашнее задание: попросите родителей вспомнить их профессиональные слова, запишите их (5-7 слов) и поясните лексическое значение.

 

 

3

Термины. 

РР (у) Чтение-понимание (вслух и молча) научно-популярного текста

Стартовая актуализация жизненного опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ретроспективно-условный прием

1.Прямая постановка вопросов: 1)Где вы встречаете в жизни термины?

2) Как в разных учебниках для 6 класса выделяют термины?

3) Где бы вы посоветовали младшему брату или сестре найти в энциклопедиях лексическое значение терминов?

 4) Зачем мы с вами ведем словарь литературных терминов на уроках литературы?

5)Почему в нашей стране для классов с обучением на языках национальных меньшинств печатают переводные словари терминов?

2. Работа с текстом. Чтение статьи в розданных учителем энциклопедиях, выписывание терминов и их значений.

2. Работа со словарями. Выписать 5 терминов с пояснениями из данных для работы словарей понятий (литературоведческого, по этике, по истории и др.), с 2 из них составить предложения.

3. Домашнее задание: Выписать из учебника географии, биологии или математики 3 предложения с терминами, записать их лексическое значение.

 

Вопросы: Как бы изменился учебник по русскому языку, если бы в нем не использовались термины? Если бы вы не выучили в прошлом году термины по математике, каким бы был ваш уровень знаний по этому предмету сегодня? Если бы термины не использовали в биологии, возможна была бы классификация видов?

4

Диалектные слова

Дополнительное конструирова-ние незавершен-ной образова-тельной модели

 

 

 

 

 

 

 

Стартовая актуализация жизненного опыта

 

Ситуция. Учитель говорит: «Дораз возьму парадички, плачинтовку та й пуйдемо гэу». Кто понял, что я сказала? На самом деле, это на закарпатском «языке» мне сказала одна из моих родственниц: «Сейчас я возьму помидоры, сковородку и пойдем». Что делать мне или вам, если вы услышите такие фразы в какой-то из местностей Украины?

 

Прямая постановка вопросов:

1)Кто из вас, будучи в селе у бабушки, слышал слова, которые употребляли жители только этого населенного пункта? Вспомните их.

 2) Кто из вас знает, что такое ситро? А знаете ли вы, что это диалектизм Николаевской области, распространившийся позже и в другие области?

 3) У кого из вас говорят дома не плечики, а тремпель? Могу сказать, что в вашей семье есть выходцы из Харьковской области.

4) Чьи родители берут на работу «тормозок»? А знаете ли вы, что этот диалектизм придумали шахтеры Донбасса?

5

Жаргонные слова

Творческий синтез образовательных проекций

 

 

 

 

Ретроспективно-условный прием

 

 

 

Прием исторической синхронизации

 

1. Мини-сочинение с использованием жаргонов  «Как мы ездили классом в Николаев».

2. Составление словаря школьных жаргонов (парная работа).

3. Проект «Школьные жаргоны наши и наших родителей».

 

Устное сочинение-рассуждение «Если бы не было жаргонов…»

 

 

 

Диалог «Надо ли думать при создании шоу, телепередач, написании книг о том, как воспримут и поймут ли потомки наши сегодняшние жаргонизмы?»

6

Исконно русские и заимствован-ные слова

Стартовая актуализация жизненного опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительное конструирова-ние незавершен-ной образова-тельной модели

 

 

 

 

Творческий синтез образовательных проекций

 

Прямая постановка вопросов:

1)Как часто вы слышите иностранные слова в повседневной речи?

2) Бывает ли так, что вы ищете значение слова в интернете и обращаете внимание на сокращения возле него из лат., из нем., из итал., из греч. и другие?

3) Задумывались ли вы над тем, из какого языка пришло к нам ваше имя и что оно обозначает?

 

Вопросы: 1)Почему в русском и украинском языке так много похожих слов?

2) Почему мы отчасти понимаем польскую, болгарскую, македонскую, сербскую, белорусскую речь без переводных словарей?

 

Задание. Подготовьте картинки к лепбуку «Исконно русские и заимствованные слова, называющие предметы в моей квартире»

7

Употребление заимствован-ных слов.  Словарь иностранных слов

Стартовая актуализация жизненного опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительное конструирова-ние незавершен-ной образова-тельной модели

 

 

 

 

 

 

Творческий синтез образовательных проекций

Прямая постановка вопросов:

1)Когда вам может пригодиться словарь иностранных слов?

2) Какая лично вам речь более понятна: насыщенная исконно русскими словами или иноязычными?

3) Можете ли вы на слух определить, какое слово исконно русское, а какое иноязычное?

 

 

Вопросы: 1) Почему многие украинские депутаты не могут объяснить заимствованные слова, которыми изобилуют принимаемые ими законы?

2) Что бы сделали вы, чтобы в Украине 21 века не повторилась ситуация с родным языком в России 19 века, когда французский язык почти вытеснил его?

 

Сочинение «Как я побывал в зоопарке (аквапарке, Диснейленде)»  с использованием заимствованных слов

8

Этимологичес-кий словарь

Творческий синтез образовательных проекций

 

Работа в группе. Сделайте коллаж «Мой портфель», записав названия предметов, которые сегодня находятся в ваших портфелях, и с помощью этимологического словаря определив их происхождение.

9

Устаревшие слова

Стартовая актуализация жизненного опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ретроспективно-условный прием

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительное конструирова-ние незавершен-ной образова-тельной модели

 

 

 

Прием исторической синхронизации

 

 

 

Творческий синтез образовательных проекций

 

Вопросы: 1) Читали ли вы книги, в которых было много устаревших слов? На какие темы чаще всего они были написаны?

2) Смотрели ли вы комедию Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»? Были ли смешными для вас ситуации, связанные с архаизмами?

3) Используют ли современные писатели архаизмы? В каких книгах вы их встречали?

Задание (работа в парах). Запишите как можно больше устаревших названий денежных единиц, которые вы встречали в жизни и в литературе (художественной и научной).

 

Вопросы: 1) Если бы до нас не дошли значения архаизмов, смогли бы мы понять фразеологизмы  семи пядей во лбу, верста коломенская, один как перст, бить челом?

2) Если бы мы не знали значения слова чело, смогли бы объяснить написание Ё в слове чёлка?

 

 Вопросы:1)Почему, как вы думаете, в художественной литературе так много архаизмов? 

2) Почему некоторые архаизмы получают «вторую жизнь», например, ботфорты, лицей, лосины, губернатор?

 

Вопрос: Были ли архаизмами одни и те же слова для Пушкина в «Песни о вещем Олеге» и для читателей  этого произведения в ХІХ, ХХ, ХХІ веках?

 

Задание. Написать СМС отсутствующему однокласснику о теме урока с использованием архаизмов.

Домашнее задание. Нарисуйте себя 500 лет назад и сегодня и надпишите предметы, которые вас окружают, части вашего тела, обувь и одежду.

10

Неологизмы

Творческий синтез образовательных проекций

 

Дополнительное конструирова-ние незавер-шенной образо-вательной модели

 

Задания. 1.Создание карманного словаря неологизмов.

2.Проект «Новые слова новой Украины».

 

Ситуция. 1)Представьте, что вам надо написать письмо бабушке о том, какие новинки техники есть у вас дома, а неологизмов она не признает. Как вы напишете это письмо?

2) Вам звонит дедушка, он хочет вам подарить то, чего еще нет ни у одного из ваших одноклассников, но ни прочитать, ни понять на слух название вашей мечты не может. Помогите ему сделать правильную покупку.

11

Обобщение изученного по теме «Лекси-кология»

Творческий синтез образовательных проекций

 

Задания. 1) Создайте кластер по теме «Лексикология».

2) Сочините сказку о разрядах слов по значению, употреблению, происхождению.

3) Подберите примеры различных разрядов слов из прочитанных вами книг, указывая автора и название книги.

4) Придумайте для одноклассников викторину по теме «Лексикология».

 5) Создайте кроссенс или коллаж по теме «Лексикология».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Додаток 2

 

Сертифікати

особистих публікацій з теми

на освітніх сайтах України

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

docx
Додано
2 грудня 2021
Переглядів
399
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку