Завдання до практичних та лабораторних занять

Про матеріал
Вивчення курсу морфеміки й морфології грає дуже важливу роль у розвитку мислення студентів, оскільки супроводжується постійною аналітико-синтетичною роботою, у процесі якої здійснюються такі мислені операції, як порівняння, виділення істотних визнань, що вивчаються, узагальнення та систематизація матеріалу. Практичні завдання підібрані з метою розширити й углибити знання студентів про влаштування граматичної системи російської мови, розкрити особливості реалізації цієї системи в речовій діяльності. Завдання з прикладами з підручників з російської мови дозволяють майбутнім вчителям тестувати та оцінювати знання старших класів.
Перегляд файлу

Практические занятия

Изучение курса морфемики и морфологии играет очень важную роль в развитии мышления студентов, так как сопровождается постоянной аналитической и синтетической работой, в ходе которой проводятся такие мыслительные операции, как сравнение, с целью выделения существенных черт изучаемых явлений, обобщения и систематизации материала. Практические задания были подобраны с целью: расширить и углубить знания учащихся о строении грамматической системы русского языка, выявить особенности реализации этой системы в языковой деятельности. К достижению этой цели приводят решения следующих задач:

1) рассмотрение особенностей морфемики и морфологии русского языка на современном этапе как закономерный результат исторических изменений грамматической системы;

2) способствуют развитию логического мышления, умения мыслить и формированию выводов у студентов.

Задания с примерами из существующих учебников по русскому языку позволяют будущим учителям тестировать и оценивать знания старшеклассников.

Морфемика. Морфемика как раздел словообразования. Типы морфем, их характеристика. Морфемный анализ.

  1.                Выделите в данных словах корень. Подберите такие однокоренные слова, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне: дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос, город, рождение, умирать.
  2.                Произведите морфемный разбор слов: рассказать, использование, предполагаемый, непринужденно, перевоплощать, пешеходный, вооруженный.
  3.                Изучите различные учебники русского языка для 11 класса, проанализируйте содержание, виды заданий и упражнений, предлагаемых учащимся при изучении морфемики и словообразования.
  4.                Выполните упражнение из учебника по русскому языку для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Как вы думаете, какие слова вызовут у детей затруднение?

Задание 140 с. 65: Спишите слова, подобрав к ним однокоренные с чередующимися согласными. Подчеркните эти согласные.

Дорога, берег, снег, свет, лицо, испечь, брызгать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать.

Исторические изменения. Причины изменений. Характеристика внутренних и внешних изменений. Этимологический анализ.

  1.                Изучите различия между словообразовательным и этимологическим анализом.
  2.                Проведите этимологический анализ слов: абрикос, балкон, варенье, галстук, дача, ерунда, ёж, жалование, ловец, разиня.
  3.                Проанализируйте примеры изменений в морфемной структуре слова
  1. Снегирь, воздух, восток, забор, запад, ненастье, мохнатый, вкус, дворец, красный, льгота, нужный, весло, дар, пир, мыло, рубаха, крыльцо, мешок, дар, басня, шило, баян, перчатка, брак, сокровище.
  2. Живность, удилище, отворить, веснушка, женственный, мельница.
  3. Зонтик, анархия, фляжка.
  1.                Какие названия дней недели в современном русском языке не имеют внутренней формы слова?
  2.                Укажите слова с живой внутренней формой и установите их мотивационные связи с другими лексическими единицами современного русского языка.
  1. глухарь, грач, гусь, дятел, зимородок, кукушка, петух, поползень, рябчик, скворец, снегирь, трясогузка.
  2. акация, багульник, груздь, жмых, кактус, липа, медуница, одуванчик, папоротник, подберёзовик, фикус, черника, чечевица, щавель.

Способы словообразования. Морфологическое и неморфологическое словообразование, разновидности каждого. Словообразовательный анализ.

  1.                Как представлен раздел морфология в действующих школьных учебниках?
  2.                Произведите словообразовательный анализ слов: убеждение, второстепенный, обучение, переподготовка, предназначение, приблизительный, разносторонний.
  3.                Разделите слова на группы в зависимости от способа морфологического образования (префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный, безаффиксный, сложение).

Подберезовик, кладовка, законодатель, предгорье, бумажник, пылесос, вузовец, глубь, силач, саратовец, малышка, самокритика, бодрость, ультразвук, заболеваемость, укол, достижение, маслобойка, неприятель, прицеп, северо-восток, антициклон.

Сверхзвуковой, митинговать, строптиво, распрекрасный, студентка, притерпеться, синь, отход, сенокос, правнучка, беззвучный, диван-кровать, беднота, законный, понятливый, где-нибудь, зелень, горгаз, вуз, побойчее, недолет, раскол, по-кошачьи, ИСО, доверху.

  1.                Распределите слова на группы в зависимости от способа неморфологического образования (лексико-семантический, морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический).

Раненый, столовая, край (крайний) – край (краевой), мостовая, пирожное, умалишенный, тотчас, коса (косить) – коса (косичка), многоуважаемый, мороженое, нижеподписавшийся, благодаря (за помощь) – благодаря (помощи), труднопроходимый, дежурный, дикорастущий, отдыхающие, учащийся, (живет) рядом – рядом (с домом), звезда (планета) – звезда (человек), быстрорастворимый, бабка (бабушка) – бабка (сустав ноги у животных) – бабка (несколько снопов сена) – бабка (часть токарного станка), сейчас, не смотря (на меня) – несмотря (на плохую погоду), долг (задолженность) – долг (обязанность).

Морфология. Морфология как раздел языкознания. Основные понятия морфологии. Парадигма, типы парадигм. Способы формообразования.

  1.                Установите факты взаимодействия:
  1.      морфологии и фонетики;
  2.      морфологии и словообразования;
  1.                Составьте парадигмы слов «человечество», «фигура», «люди», подсчитайте количество форм, сделайте вывод о типе парадигмы.
  2.                Какие методы и приемы используются при изучении частей речи? Покажите на конкретных примерах.
  3.                Как представлен раздел морфология в действующих школьных учебниках?
  4.                Разработайте наглядные средства, таблицы, схемы, которые можно использовать при изучении морфологии в школе.

Имя существительное. Общая характеристика. Лексико-грамматические разряды. Грамматические категории. Типы склонения.

1. Конкретизируйте значение предметности в следующих существительных: мастерство, половодье, шиповник, одеколон, кормление, обезьяна, война, Енисей, словарь, певица, нежность, нефть, поиск, засуха.

2. Укажите лексико-грамматические разряды и их признаки у всех существительных в тексте:

Моя любовь к тебе сейчас - слоненок,

Родившийся в Берлине иль Париже

И топающий ватными ступнями

По комнатам хозяина зверинца.

Не предлагай ему французских булок,

Не предлагай ему кочней капустных,

Он может съесть лишь дольку мандарина,

Кусочек сахару или конфету. (Н. С. Гумилев).

3. Заполните таблицу, охарактеризовав существительные: ожерелье, зебу, молодежь, мадмуазель, щипцы, табло, пропуск, тюль, салями, зайчишка, чистюля, пенальти, ООН, кюре, читатель, гну, профессор, Капри, вилы, всезнайка, Таймс, мартышка, шимпанзе

Существительное

Скл.\ нескл

Одуш.\

неодуш

Род

Обоснование

Способ выражения

Доказательства

 

 

 

 

 

 

 

4. Выпишите имена существительные, определите грамматические категории падежа и числа, способ их выражения и значение:

Когда мы с отцом гуляли по Большой Морской и видели, как строят дом и носят тяжести на своих спинах, обутые в лапти, чтобы не скользить, крестьяне, приехавшие в город на заработки, я почти задыхался от жалости и вспоминал вместе с отцом Некрасова. То же самое происходило на любой набережной в местах, где разрешалось разгружать барки с кирпичом и дровами. Здоровые катали вкатывали быстро-быстро свои тачки с тяжеленным грузом, чтобы взобраться, не останавливаясь, по узким доскам, перекинутым с бортов барж на набережную. Мы жалели каталей, старались представить себе, как они живут в отрыве от семей на этих барках, как замерзают по ночам, как тоскуют по своим семьям, ради детей они, в сущности, и зарабатывали свой хлеб тяжелым трудом. (Д. С. Лихачев. О себе).

5. Сделайте грамматический анализ слов: крестьяне, заработки, набережной.

Имя прилагательное. Общая характеристика. Лексико-грамматические разряды. Краткие формы и степени сравнения качественных ИП.

1. Определите разряд прилагательных и конкретизируйте значение признака:

Талантливый ученый, голосистый соловей, прочная нитка, сизый голубь, ржаной хлеб, волчий след, громкий звук, правдивый мальчик, маменькин сынок, весенний день, глиняный кувшин, сестрин наказ, завистливый человек, широченные брюки, читальный зал, лисья шерсть, узкий проход, русые волосы, кисленький сок, неопровержимое доказательство, волчий аппетит, космическая скорость.

2. Выпишите прилагательные, определите их лексико-грамматический разряд и грамматические категории:

Ароматные набухшие почки березы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав — все это было поразительно, ново и восхитительно. Солнце пронизывало в лесу все насквозь, кроме сосняка, да и тот кое-где изрезан золотом лучей. И было тихо. Главное - было тихо. До чего же хороша весенняя утренняя тишина в лесу! На этот раз Бим стал смелее: все отлично просматривается (не то, что тогда в сумерках). И он носился по лесу вволю, не упуская, однако, из виду хозяина. Все было великолепно. (Г. Троепольский. Белый Бим Черное ухо).

3 Составьте парадигму следующих прилагательных, подсчитайте количество форм, определите тип парадигмы: мраморный, уральский, горячий, дедушкин, волчий.

4. Распределите несклоняемые прилагательные по семантическим группам, приведите примеры.

5. Сделайте грамматический анализ прилагательных в тексте:

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег. (С. А. Есенин).

Имя числительное. Общая характеристика. Лексико-грамматические разряды. Особенности изменения и использования ИЧ.

1. Определите разновидность значения количества у выделенных слов:

В первый раз у Кристины Деспайн из небольшого французского городка родилась девочка. Спустя два года уже двойня. А сейчас, когда Кристине исполнилось двадцать три года, она родила сразу троих. Теперь каждый верит, что следующие четверо, которые должны родиться, заставят ждать себя всего несколько лет.

2. Подберите примеры употребления собирательных числительных, охарактеризуйте особенности их сочетаемости с существительными и местоимениями.

3. Составьте парадигму числительных: 8 457, 36 689, 394 896, 1/7, 2/14, 8/9, трое, пятеро, девятый.

4. Сделайте грамматический анализ числительных в предложении:

Шёл в атаку яростный

сорок первый год,

У деревни Крюково

погибает взвод.

Все патроны кончились,

больше нет гранат,

Их в живых осталось только семеро

Молодых солдат. (С. Островой).

Местоимение. Общая характеристика. Лексико-грамматические и морфологические разряды. Особенности употребления и изменения.

1. Составьте таблицу, объединяющую грамматическую и семантическую классификации местоимений, показывающую, какие семантические разряды относятся к определенному грамматическому типу местоимений (местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные), и заполните ее примерами.

2. Выпишите из текста местоимения, проанализируйте их, заполнив таблицу:

Местоимение

Сем. разряд

Грам. разряд

Грамматические категории

 

 

 

 

Вошел человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то грубом и неопрятном. Видно было, что он не гонялся за изяществом костюма. Не всегда его удавалось видеть чисто обритым. Но ему, по-видимому, это было все равно; он не смущался от своего костюма и носил его с каким-то циническим достоинством. Это был Михей Андреевич Тарантьев, земляк Обломова.

Тарантьев смотрел на все угрюмо, с полупрезрением, с явным недоброжелательством ко всему окружающему, готовый бранить все и всех на свете, как будто какой-нибудь обиженный несправедливостью или непризнанный в каком-то достоинстве, наконец, как гонимый судьбою сильный характер, который недобровольно, не уныло покоряется ей. Движения его были смелы и размашисты; говорил он громко, бойко и почти всегда сердито; если слушать в некотором отдалении, точно будто три пустые телеги едут по мосту. Никогда не стеснялся он ничьим присутствием и в карман за словом не ходил и вообще постоянно был груб в обращении со всеми, не исключая и приятелей, как будто давал чувствовать, что, заговаривая с человеком, даже обедая или ужиная у него, он делает ему большую честь. Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; никто лучше его не рассудит какого-нибудь общего житейского вопроса или юридического запутанного дела: он сейчас построит теорию действий в том или другом случае и очень тонко подведет доказательства, а в заключение еще почти всегда нагрубит тому, кто с ним о чем-нибудь посоветуется.

Между тем сам как двадцать пять лет назад определился в какую-то канцелярию писцом, так в этой должности и дожил до седых волос. Ни ему самому и никому другому и в голову не приходило, чтоб он пошел выше. (И.А. Гончаров. Обломов).

3. Просклоняйте по одному местоимению из каждого семантического разряда.

4. Сделайте грамматический анализ выделенных местоимений.

В это же самое время с заднего двора квартиры молодого смотрителя промелькнула чья-то тень, спустилась к реке и начала пробираться, прячась за установленные по всему берегу березовые поленницы. Против сада Годневых тень эта пропала. Между тем на соборной колокольне сторож, в доказательство того, что не спит, пробил два часа. Испуганная этими звуками целая стая ворон слетела с церковной кровли и понеслась, каркая, в воздухе... Наконец внимание капитана обратили на себя две тени, из которых одна поворотила в переулок, а другая подошла к воротам Петра Михайлыча и начала что-то тут делать. В несколько прыжков очутился он у ворот и схватил тень за шиворот (А. Ф. Писемский. Тысяча душ).

Тесты по темам:

«Методика изучения состава слова и словообразования».

1. Укажите частнометодические принципы изучения состава слова и словообразования:

а) нормативно-стилистический;

б) структурно-словообразовательный;

в) исторический;

г) лексико-словообразовательный;

д) функциональный;

е) мотивационный.

2. Выделите приоритетные методы изучения состава слова и словообразования:

а) слово учителя;

б) наблюдение над языком;

в) анализ образцов;

г) беседа.

3. Определите цифрами последовательность разбора слова по составу:

а) выделите корень, подобрав 2–3 однокоренных слова;

б) запишите слово, дайте толкование его лексического значения, определите, к какой части речи оно относится;

в) выделите суффикс, подберите слова с таким же суффиксом;

г) выделите основу и окончание, укажите грамматическое значение, которое выражает окончание;

д) выделите префикс, подберите слова с таким же префиксом.

4. Согласны ли вы с утверждением, что словообразовательные упражнения развивают две группы умений: определять структуру слова и устанавливать структурно-семантические связи родственных слов:

а) да;

б) нет.

5. Определите цифрами последовательность словообразовательного разбора:

а) укажите слово, от которого образовано данное слово;

б) дайте толкование лексического значения слова;

в) укажите способ словообразования;

г) найдите в данном слове производящую основу;

д) выделите те значимые части, с помощью которых образовано данное слово.

6. Согласны ли вы с утверждением, что изучение состава слова и словообразования создаёт основу для усвоения правописания слов, поэтому в связи с темами по составу слова и словообразованию обычно изучаются орфографический правила правописания окончаний существительных, прилагательных и глаголов:

а) да;

б) нет.

«Методика морфологии»

1. Выберите частнометодические принципы изучения морфологии:

а) лексико-грамматический;

б) лексико-морфологический;

в) синтагматический;

г) парадигматический;

д) морфолого-синтаксический;

е) морфолого-фонетический.

2. Укажите основные задачи изучения морфологии в школе:

а) формирование общих морфологических понятий «части речи», «морфологические признаки частей речи»;

б) выработка практических умений и навыков правильного словоизменения, а следовательно, грамотной и правильной речи;

в) обучение морфологическому разбору;

г) формирование умений и навыков определения морфологических признаков слов.

3. Среди учебно-языковых морфологических умений укажите 1) опознавательные, 2) классификационные, 3) синтетические:

а) распознавать части речи;

б) группировать прилагательные по разрядам;

в) производить морфологический разбор слова;

г) распознавать глаголы I и II спряжения;

д) группировать союзы по разрядам.

4. Обозначьте цифрами последовательность морфологического разбора:

а) Укажите морфологические признаки, постоянные и непостоянные.

б) Определите синтаксическую роль.

в) Укажите общее значение и начальную форму.

5. Согласны ли вы с утверждением, что любую лексико-грамматическую категорию, грамматическую форму нужно в доступной для учащихся форме рассматривать как знак или систему знаков, являющихся способом отражения окружающего мира в сознании человека:

а) да;

б) нет.

6. Укажите проблемные вопросы, которые можно использовать при изучении морфологических тем:

а) Какая самостоятельная часть речи называется именем существительным?

б) Почему слова бег, бегать, несмотря на то что имеют общее значение действия, относятся к разным частям речи?

в) Как образуется сравнительная степень имени прилагательного?

г) Что нужно сделать, чтобы правильно определить, к какому спряжению относится тот или иной глагол с безударным окончанием?

7. Продолжите утверждение. При изучении морфологии основное внимание должно уделяться:

а) формированию понятий грамматическая форма и её значение, осознанию логических отношений, выражаемых грамматическими формами (местонахождение, направленность движения и др.);

б) орфографическому аспекту.

8. Согласны ли вы с утверждением, что при изучении морфологии необходимо формировать у учащихся умение подбирать различные грамматические формы для выражения одних и тех же отношений с учётом их смысловых и стилистических оттенков и правильно использовать их в своей речи:

а) да;

б) нет.

 

 

Лабораторные занятия

Лабораторные занятия– одна из важных форм учебных занятий в высшей школе. Именно здесь реализуется индивидуальный подход к студенту в рамках коллективной формы учебного процесса, происходит формирование профессиональных компетенций. Логика проведения лабораторных занятий предполагает большую степень самостоятельности студентов при выполнении заданий, закрепление, расширение и углубление знаний по основным темам курса, развитие навыков и умений работы с учебно-методической и научной литературой и т. п.

Задания для лабораторных работ подобраны с целью только теорию, но и проанализировать языковой материал в разных аспектах. С помощью тестовых заданий проверяющие теоретические знания студентов. Многие упражнения нацелены на осмысление и усвоение литературных норм и на анализ стилистических возможностей грамматической формы. Данные задания способствуют развитию знаний и умений в практической и функциональной стилистики, культуры речи, что очень важно для преподавания русского языка в старших классах

Явления морфемного шва. Усечение, чередование, интерференция и интерфиксация.

  1.                Какой вид морфемного шва заключается в неиспользовании при образовании производного слова конечной части (фонемы или группы фонем) производящей основы?
  1.      усечение;
  2.      чередование;
  3.      интерференция;
  4.      интерфиксация.
  1.                Определите, при образовании каких из данных слов произошло: а) чередование в производящей основе; б) усечение в производящей основе: записка, резьба, строгость, подыгрывать, мучной, кривизна, радужный, синеть, сушка, строчка, просьба.

В каких словах наблюдаются оба морфонологических явления?

  1.                Найдите примеры слов, в которых присутствуют данные варианты морфем: 1) -у-; 2) -овл-; 3) дез-; 4) -тк-; 5) -ка-; 6) па-.
  2.                Определите вид морфонологического явления, которое наблюдаются в составе производных слов: нога – ножка; лоб – лобик; Рим – римлянин; высокий – вышина; игрушка – игрушечка.
  3.                Постарайтесь определить, какие слова и способы образования послужили образцом для создания выделенных слов.

1. И опять мелькают осторожно вдальбереговые огоньки (К. Ваншенкин). 2. Одна из уцелевших прямо-таки чудом с «вокругсмеховских» времен передача «Аншлаг» сейчас как бы лидирует на развлекательной волне (Веч. Москва, 20 октября 1992 г.). 3. Живые пробки в дверях оставлены на произвол судьбы. Никто не штрафует нарушителей, никто не лишает их права сквозьдверного движения (Лит. газета, 7 октября 1981 г.). 4. Звезд нет. Слабое иззаоблачное сияние Луны (В. Конецкий). 5. Отмечалось, что фильм сделан «из-за плеча Каспарова» ... Вот где-то «иззаплечный» кинематограф постарался (64. Шахматное обозрение. 1988, № 14).

Морфемный анализ. Принципы и порядок выполнения.

1. Проведите морфемный анализ выделенных слов по указанной схеме:

  1.      Определить часть речи анализируемого слова.
  2.      Определить, изменяемым или неизменяемым является слово. Если изменяется, привести несколько словоформ.
  3.      Выделить окончание, охарактеризовать его по грамматическому значению, по функции.
  4.      Выделить основу, определить её тип: производная или непроизводная.
  5.      Путем сопоставления производной и производящей основ, т. е. при помощи словообразовательного анализа, последовательно выделить все морфемы с конца слова.
  6.      Дать характеристику морфем (корневые или аффиксальные; связанные или свободные корни; словообразующие или формообразующие суффиксы;
  7.      материально выраженные или нулевые морфемы; прерывистые или непрерывистые морфемы и т. д.).
  8.      Указать морфонологические явления, если те имеют место.
  9.      Графически изобразить морфемный состав слова, используя следующие символы: ¬ — префикс, ∩ — корень, ^ — суффикс, постфикс, ^ — интерфикс, □ — флексия, — основа слова. образцы морфемного анализа.

а) Но одиночество не гнетет, свободно делается; Никитич, прищурившись, оглядывался кругом — знал: он один безраздельный хозяин этого большого белого царства б) Мысленно он исходил свою деревню, заглянул в каждый закоулок, посидел на берегу стремительной чистой реки... в) Теплый, сытый дух исходил от огородов, и пылью пахло теплой, остывающей. (В. Шукшин)

2. Определить тип морфемы (словоизменительная – 1, формообразующая – 2, словообразовательная – 3). Выполнить морфемный анализ слов: марочка, парочка, лягушка, покупочка, курточка, обновочка, весточка, шапочка, кисточка, ложка, наливочка, рюмочка, примерочка, сорочка.

3. Определить тип морфемы (словоизменительная – 1, формообразующая – 2, словообразовательная – 3). Выполнить морфемный анализ слов (-ениј-, -ниј-, -иј-, -ј-):

  1.                Думала, добела, крепчать, города, двухсот, двухколесный, вполсилы, четырех, четырехкомнатный, заледенелый, злющий, поющий, двубортный.
  2.                Кругóм, затишьjэ, вынос, мышь, крýгом, исподлобья, олень, мышлениjэ, стриг, итак, прочитав, медвежий, инертный, жеманство, кроме.
  3.                Идеjа, старьjо, заглавиjэ, зрениjэ, влечениjэ, гонениjэ, видениjэ, известиjэ, подпольjэ, оружиjэ, партиjа, взморьjэ, бараний, имениjэ, трениjэ, лечениjэ.
  4.                Прилив, рассыпчатый, потускнели, зарделось, прикосновениjэм, подопру, прораставшие, рысьjу, статьjу, перевернувшее.
  5.                Канареечка, прикосновениjэ, рассыпчатый.

Исторические изменения Опрощение, переразложение, усложнение; декорреляция, диффузия, замещение.

  1.                Сравнить состав слова в современном русском языке и в более ранние эпохи, произвести морфемный и этимологический анализ слова: забота, завтрак, исподтишка, исступление, истребить, конечно, конопатый, копыто, кропотливый, лакомый.
  2.                Разберите слова по предложенному плану: 1) определите состав слова в современном русском языке; 2) используя данные этимологического словаря ((https://gufo.me/dict/krylov), выполните этимологический анализ слова; 3) укажите, какие изменения произошли в основе и установите причину этих изменений: Ласточка, мертвый, набавить, надоедать, напыщенный, нарочитый, приятель, приятный, прозрачный, расторопный.
  3.                Определите вид лексико-морфологических явлений, которые наблюдаются в составе производных слов: воздух, запах, кольцо, забыть, конец, начало, перчатки.
  1.      опрощение;
  2.      переразложение;
  3.      усложнение;
  4.      декорреляция;
  5.      диффузия;
  6.       замещение.
  1.                Определите вид лексико-морфологических явлений, которые наблюдаются в составе производных слов: обязанности, лентяй, порочный, обессилить, удилище, пылинка.

a. опрощение;

b. переразложение;

c. усложнение;

d. декорреляция;

e. диффузия;

f. замещение.

  1.      Слова какого ряда образованы способом усложнения?
  1.      язык, звук, пёстрый, весло, облако;
  2.      свидетель, крестьяне, столяр, украшение, окончание;
  3.      недовыработать, горячность, живность, обезвредить, снежинка;
  4.      агитация, гравюра, делегация, зонтик, фляжка.

Этимологический анализ Задачи, порядок проведения. Группы слов, подвергающиеся этимологическому анализу.

  1.                Используя этимологический словарь проведите этимологический анализ 10 слов на ваш выбор по указанной схеме:
  •        Прежде чем приступать к этимологическому анализу, по толковым словарям современного русского литературного языка необходимо определить лексическое значение анализируемого слова.
  •        Выявить происхождение слова: исконное / заимствованное.
  •        Определить исходное значение слова (установить предметы и признаки, которые легли в основу наименования).
  •        Установить генетические (родственные) связи анализируемого слова, провести его первоначальное членение на морфемы.
  •        Выявить исторические звуковые изменения (если это возможно).
  •        Провести морфемный и словообразовательный анализ с точки зрения современного русского языка.
  •        Сопоставить современное и историческое членение слова и определить характер происшедших исторических изменений: опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция и т. п.
  •        Установить причину исторических изменений.

Словообразовательный анализ Задачи, принципы, порядок проведения.

  1.                Из толкового или этимологического словаря выпишите 10 слов, образованных лексико-семантическим способом. Проанализируйте отношения мотивации, сформировавшие их.
  2.                В данных словах выделите мотивирующую часть и дериватор и определите способ словообразования.
  3.                Из произведений В. В. Маяковского выпишите 5–6 примеров слов, образованных путем аббревиации. Проанализируйте грамматические и стилистические особенности употребления этих слов.

Имя существительное Морфологический анализ ИС. Словообразование ИС.

  1.                Сгруппируйте имена существительные по разрядам: а) конкретно-предметные; б) конкретно-вещественные; в) абстрактные. Проведите морфологический анализ конкретно-предметных существительных.

Белизна, береза, блеск, ворона, вино, вылет, боль матрос, веселье, зубрила, вода, глина, глубина, супруг, киоскёр, кукла, горох, пыль, зверь, тесть, ель, железо, красота, масло, мышление, изюм, нефть, снег, горец, тишина, врач, мороз, глубина.

  1.                Разграничьте непроизводные и производные абстрактные существительные; по отношению к производным укажите, от какого слова они образованы.

Летчик, сосна, аспирантура, восхищение, статья, дыня, заморозки, солома, благоустройство, пианист, синева, кофе, профессор, кампанейщина, масло, лифтер, снег, мостовая, жемчуг, чай, голубизна, песок, грусть, пыль, свёкр, товаровед, шелк, учитель.

Имя прилагательное. Морфологический анализ ИП. Словообразование ИП.

  1.                Выпишите притяжательные прилагательные из текста. Проведите их морфологический и словообразовательный анализ.

Около этого времени я прочитал первую толстую книгу, познакомился с одним ярким представителем крепостного строя. Читать все мы выучивались как-то незаметно. Нам купили вырезанную польскую азбуку, и мы, играя, заучивали буквы. Постепенно перешли к чтению неизбежною «Степки-Растепки», а затем мне случайно попалась большая повесть польского писателя, кажется Коржениовского, «Фомка из Сандомира» … Я начал разбирать ее почти еще по складам и постепенно заинтересовался, что к концу книги читал довольно бегло. Результатом этого, может быть, слишком раннего чтения, как мне кажется, явилось некоторое ослабление зрения и значительное расширение представлений об обществе и деревне.

Книга мне попалась на первый раз очень хорошая: в ней рассказывалось о маленьком крестьянском мальчике, сироте, который сначала пас стадо. Случайно он встретился с племянницей приходского ксендза… свое сверстницей, которая начала учить его грамоте и пробудила умственные стремления. Добрый ксендз упросил пана отпустить подростка, и тот пошел в свет искать знания. В повести не было таинственных приключений, ни сложной интриги. Просто, реально и тепло, автор рассказывал, как Фомка из Сандомира пробивал себе трудную дорогу в жизни, как он нанялся в услужение к учителю в монастырской школе, как потом получал позволение учиться с другими учениками, продолжая чистить сапоги и убирать комнату учителя, как сначала над ним смеялись гордые панычи и как он шаг за шагом обгонял их и первым закончил школу. Ему предстоит блестящая карьера, но ученый мужик возвращается в деревню, чтобы стать деревенским учителем.

Я и теперь храню благодарное воспоминание и об этой книге, и о польской литературе того времени. В ней уже билась тогда струя раннего, пожалуй, слишком наивного народничества, которое, еще не застрагивая прямо острых вопросов тогдашнего строя, настойчиво проводило идею равенства людей… (В. Короленко)

  1.                Какое из приведенных примеров образовано суффиксальным способом:
  1.      сумасшедший;
  2.      самолетный;
  3.      учиться;
  4.      недопонимать.

Имя числительное. Морфологический анализ ИЧ.

1 По структуре числительные делятся на:

  1.      количественные, определенно-количественные, неопределенно-количественные, порядковые;
  2.      количественные, дробные, собирательные;
  3.      простые, сложные, составные.
  1.                Выпишите числительные, заменяя цифры словами. Укажите разряд числительных. Проведите их морфологический анализ.

1. Автор самой ходовой беллетристики во все времена — Агата Кристи, создатель Эркюля Пуаро и мисс Марпл. 78 ее детективов были переведены на 44 языка и проданы тиражом 2 миллиарда экземпляров. 2. Крупнейшим книжным магазином в мире является «Барнс энд Ноубл Букстор» в Нью-Йорке. Он занимает площадь 14 330 м2; общая длина книжных полок магазина составляет 20,71 км. (По материалам Книги рекордов Гиннесса) 3. Горе одного рака красит. (Пословица) 4. В 1929 году такое письмо еще могло быть напечатано в прессе. (По Ю. Анненкову) 5. Семеро одного не ждут. (Пословица)

Местоимение. Морфологический анализ местоимения.

  1.                Какие слова в предложении может замещать местоимение?
  1.      существительные
  2.      существительные, прилагательные и числительные
  3.      глаголы и наречия
  1.                Запишите предлоги с местоимениями из скобок: без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее). Проведите морфологический анализ указанных местоимений.
  2.                Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с н и без него.

Морфологический анализ именных частей речи.

  1.                Сделайте морфологический разбор имён существительных.

Тополя шумели по обочинам дороги. Листва лесов неслась душистыми грудами за окнами машины. Внезапно в этой зелени возникали сиреневые гранитные скалы, увитые плющом. Струились и позванивали, пересекая шоссе, прозрачные ручьи. Каждый раз перед таким ручьём машина замедляла ход, будто хотела напиться. Лепестки маков летели по ветру лёгкими стаями, как мотыльки. Отвесный каменный порог вставал вдали в дрожащем горячем воздухе, и шофер всерьёз рассказывал, что он видел на этой гладкой горной стене ввинченные в камни причальные кольца, так как здесь, говорят, было в незапамятные времена море. (К. Паустовский)

  1.                Произведите полный морфологический анализ имён прилагательных

Звезды ясные, звезды прекрасные

Нашептали цветам сказки чудные,

Лепестки улыбнулись атласные,

Задрожали листы изумрудные.  (К. Фофанов)

  1.                Найдите слова с количественным значением. Сопоставьте специфику грамматических категорий рода, числа и падежа у этих слов, сгруппируйте их по частям речи. Произведите полный морфологический разбор тех слов, которые вы отнесёте к числительным.

Верстах в пятнадцати нашёл я нижегородский полк, остановившийся на берегу речки, посреди скал. 2. Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой горе (А. Пушкин). 3. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, весёлый хохот. 4. Для того чтобы идти тысячу вёрст, человеку необходимо думать, что что-то хорошее есть за этими тысячею вёрст (А. Толстой). 5. Но четвертью часа вы ещё можете располагать, и я воспользуюсь ею, чтобы сказать вам несколько слов (Н. Чернышевский).

  1.                Сделайте морфологический разбор местоимений.

Какая радость ехать в родные места! С чем сравнить это? Ни с чем не сравнить! И в теле твоѐм особый восторг и лѐгкость, и все люди теперь родные, и все мысли сговорчивы с сердцем. И всѐ потому, что едешь, едешь туда, где родина, и скоро совсем доедешь. Как скажешь, опишешь? А вокруг – зной, середина лета, горький и сухой воздух, под колѐсами пыль взрывается и несѐтся к небу. А небо, какое небо! Кружатся и несутся за тобой бойкие серые птички – то ли жаворонки, то ли что-то помельче, но всѐ равно радостное и живое. И ты стремишься за этим полѐтом, и так же кружатся, не поспевают мысли, и ты вдруг чувствуешь, понимаешь такое ясное и простое, что всѐ здесь твоѐ, родное до боли: даже пыль твоя, ещѐ знакомая с детства, и эти поля, поля с пожелтевшей раньше срока пшеницей тоже твои, твои родные, и, куда бы ты ни уезжал от них, куда б ни скрывался, они всюду будут стоять в тебе до последнего вздоха. И в этом радость, успокоение и тот смысл, который многие ищут. И воздух тоже твой над полями, он тоже понимает тебя, тоже в согласии. Вот и село показалось, и сердцу ещѐ больнее. Да что долго рассказывать, и так каждому ясно: есть дом у тебя – и есть в тебе человек, нет дома – нет в тебе человека, одна только тень, какое-то полотно. (По В. Потанину)

Использованные источники

  1.                Баландина Н. Ф. Русский язык (11-й год обучения, уровень стандарта): учеб. для 11 кл. завед. общ. сред. образ. / Н. Ф. Баландина, К. В. Дегтярева. — Харьков: Изд-во «Ранок», 2019. — 224 с.: ил.
  2.                Баландина Н. Ф. Русский язык (6-й год обучения, уровень стандарта): учеб. для 10 кл. завед. общ. сред. образ. с обучением на укр. яз. / Н. Ф. Баландина, Е. В. Зима. — Харьков: Изд-во «Ранок», 2018. — 224 с.: ил
  3.                Давидюк Л.В. Тесты по методике преподавания русского языка http://uapryal.com.ua/training/davidyuk-l-v-testyi-po-metodike-prepodavaniya-russkogo-yazyika/ (06.05.21)
  4.                Морфемный шов. URL:https://sites.google.com/site/stvvyaz/home/morfemnyj-sov (08.05.21)
  5.                Никитевич А.В. Словообразование: практикум / А.В. Никитевич. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 100 с. URL: http://ebooks.grsu.by/nikitevich/index.htm (02.05.21)
docx
Додано
20 грудня 2021
Переглядів
991
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку