Календарно-тематичне планування уроків літератури в 9 класі з російською мовою навчання
Календарно-тематичне планування уроків літератури в 9-Г класі
на 2019-2020 навчальний рік
№ урока |
Содержание урока |
Дата |
Примечания |
1. |
ВВЕДЕНИЕ Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. Общая характеристика исторического развития мировой литературы. Познание мира и своего «Я» сквозь призму художественной литературы. Творческий диалог с оригинальным и переводным произведениями. Значение изучения курса в школе. |
|
Т. л. Понятие об истории л-ры. Развитие понятий о худ.лит-ре, об оригинале и переводе. |
2. |
Священные книги народов мира. Обзор. Веды, Библия, Коран как памятники словесного искусства (с чтением отдельных отрывков из священных книг). Отражение в них священной истории и этических норм разных народов. |
|
|
3. |
Ветхий Завет и Новый Завет – две части Библии. Роль Библии в формировании европейской культуры. Слова и крылатые выражения библейского происхождения. |
|
|
4. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ АНТИЧНОСТИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Античная литература. Обзор. Античность – колыбель европейской культуры. Древнегреческая и древнеримская литературы, их особенности. |
|
|
5. |
Великие драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид). Эсхил как «отец трагедии». Влияние античности на развитие украинской культуры. Античные мотивы и образы в литературах мира |
|
Т. л. Понятие об эпической поэме. |
6. |
Из древнегреческой литературы ГОМЕР (VIII – VII ст. до н.е.) Краткие сведения о Гомере и его поэмах. «Илиада». Общее представление о сюжете поэмы. Эпическое изображение событий Троянской войны. Воплощение в образе Ахилла античного идеала воина-героя. Поэтика «Илиады». |
|
Т. л. Развитие понятий о героич. эпосе, постоянных эпитетах. |
7. |
РР 1 (у) Краткий пересказ прочитанных отрывков из поэмы. Устное сочинение о причинах бессмертия гомеровских поэм |
|
|
8. |
Контрольная работа №1. Священные книги и литература Античности. Комбинированная контрольная работа |
|
|
9. |
Из литературы эпохи средневековья Обзор. Общая характеристика эпохи средневековья как этапа развития мировой культуры. Связь европейской средневековой литературы с наследием античности и христианства. Средневековье на Западе и Востоке. |
|
|
10. |
Мацуо БАСЁ (1644 – 1694). Краткие сведения о поэте-страннике Мацуо Басё. Отражение в лирике Мацуо Басё национального менталитета. Хайку – «поэзия умолчания» (А.А.Долин) и душевного просветления. |
|
Т. л. Понятие о хайку. Развитие понятия об ориг. и переводе. |
11. |
Особенности поэзии Басё. |
|
Наизусть 2-3 |
12. |
РР 2 (у) Устное словесное рисование картин, возникших в воображении под воздействием чтения хайку |
|
|
13. |
Из литературы эпохи Возрождения. Франческо ПЕТРАРКА (1304 - 1374). Краткие сведения о поэте. «Книга песен» – лирический сборник стихотворений Петрарки. |
|
Т. л. Понятие о сонете. Развитие понятий об ориг. и переводе |
14 |
Воспевание природы и высокой любви к Лауре в лирике поэта. Благородство чувств влюблённого героя. |
|
Наизусть 1 сонет |
15.
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVII - XVIII веков. Литература классицизма. Обзор. Общие сведения о литературе классицизма. Особенности русского классицизма. Классицизм в других видах искусства |
|
Т. л. Понятие о классицизме как худ.направлении. |
16. |
МОЛЬЕР (Жан Батист Поклен) (1622 – 1673). Краткие сведения о Мольере. «Мещанин во дворянстве». Особенности «высокой комедии» Мольера. Антитеза комической мании Журдена и эгоистического здравого смысла Доранта. |
|
Т. л. Развитие понятий о комедии, диалоге и монологе. |
17. |
Розыгрыш как сюжетный приём в комедии. Средства создания комизма. |
|
|
18. |
РР 3 (у) Сочинение-рассуждение «Актуальны ли пьесы Мольера». Инсценизация фрагментов пьесы |
|
|
19. |
ВнЧ 1. Н.Карамзин «Бедная Лиза». |
|
|
20. |
Контрольная работа №2. Литература XII - XVIII веков. РР 4 (п) Сочинение-рассуждение на одну из тем. |
|
|
21. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХІХ в. Романтизм в мировой литературе. Обзор. |
|
Понятие о романтизме как худ.направлении. |
22. |
Джордж Гордон БАЙРОН (1788 - 1824). Основные сведения о жизни и творчестве Байрона. Тема мировой скорби и бегства от мира в лирике поэта («Хочу я быть ребёнком вольным…»). |
|
Т. л. Романтический герой. |
23. |
Воспевание идеи служения людям, духа бунтарства против тирании в стихотворении «Прометей». Образ Прометея. |
|
|
24. |
Украинская тема в творчестве Байрона (поэма «Мазепа»). Историческая и легендарная основа поэмы. Воплощение в образе Мазепы типичных черт байронического героя. Близость образа к героям прометеевского типа. |
|
Т. л. Байронизм и байронический герой. Развитие понятий об антитезе, «вечных образах», оригинале и переводе. |
25. |
РР 5 (п) Сравнительная характеристика образов мифологического и байроновского Прометея, Мазепы и Прометея. |
|
|
26. |
Романтические и реалистические тенденции в русской литературе ХІХ ст. Обзор. |
|
Т. л. Понятие о реализме как худ.направлении. |
27. |
Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ (1795 – 1829). Основные сведения о жизни и творчестве автора. «Горе от ума» – «… и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира» (И.А.Гончаров). Смысл названия. Афористичность языка. |
|
Т. л. Развитие понятий о драме как роде лит-ры, комедии, диалоге и монологе, сатире. |
28
|
Нравственная и социальная проблематика произведения. Особенности конфликта. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Поражение и победа Чацкого в борьбе с миром фамусовщины. |
|
наизусть |
29. |
РР 6 (у) Речевая характеристика одного из персонажей комедии. Инсценизация фрагментов пьесы |
|
|
30. |
Контрольная работа №3. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХІХ в. Развернутый ответ на вопрос |
|
|
31. |
ВнЧ 2. Д.Фонвизин «Недоросль» |
|
|
32. |
Александр Сергеевич ПУШКИН (1799 -1837). Обзор жизни и творчества поэта с повторением и обобщением ранее изученного. Пушкин и Украина. |
|
|
33. |
Ведущие темы и мотивы лирики: вольнолюбивые мотивы ("Деревня", "К Чаадаеву", "Арион"), тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…") |
|
наизусть |
34. |
Тема любви ("На холмах Грузии…", «К***» ("Я помню чудное мгновенье…"), "Я вас любил…"), философские мотивы ("К морю", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Элегия", "Вновь я посетил…"), тема любви к родному дому ("Два чувства дивно близки нам…"), тема природы ("Осень" и другие ранее изученные произведения). |
|
наизусть |
35. |
«Евгений Онегин» – социально-психологический роман в стихах. Проблематика, сюжет и композиция романа. |
|
Т. л. Понятия о романе в стихах, онегинской строфе, мотиве в лирическом произведении. |
36. |
Воплощение типа "лишнего человека" в образе Евгения Онегина. |
|
|
37. |
Целостность и глубина натуры Татьяны. |
|
|
38. |
Пушкинское переосмысление типа романтика в образе Ленского. |
|
наизусть |
39. |
Образ автора. Энциклопедичность изображения русской жизни в романе. Национальный колорит, жанровые и стилистические особенности произведения. |
|
|
40. |
РР 7 (п) Сравнение образов Онегина и Татьяны с их интерпретациями в других видах искусств |
|
|
41. |
Контрольная работа № 4. РР 8 (п). Творчество Пушкина. Сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем. |
|
|
42. |
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814 - 1852). Обзор жизни и творчества поэта с обобщением изученного в предыдущих классах. Ведущие темы и мотивы лирики. Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе. |
|
|
43. |
Тема поэта и поэзии в стихотворении «Смерть поэта», особенности его композиции. Специфика трактовки поэтом темы любви («Нищий», «А.О.Смирновой», «К портрету», «Благодарю!», «К Н.И…», «Сонет», «Расстались мы, но твой портрет…») |
|
наизусть |
44. |
«Герой нашего времени» – социальнопсихологический роман о трагедии незаурядной личности начала ХІХ века. Проблематика и сюжет романа. Автор, повествователь и герой в произведении. |
|
Т. л. Понятия о социально-психологическом романе, художественном типе. |
45. |
Мастерство Лермонтова в изображении «истории души» Печорина. Смысл сопоставления Печорина и Грушницкого, Печорина и Максима Максимыча. |
|
|
46. |
Женские образы. |
|
|
47. |
РР 8 (у). Подробный пересказ от имени персонажа |
|
|
48. |
Композиционное и жанровое своеобразие романа. Художественная роль картин природы. |
|
Т. л. Развитие понятий о мотиве, композиции лирического произведения, художественной детали. |
49. |
Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809 – 1852). Обзор жизни и творчества писателя с обобщением изученного в предыдущих классах. Гоголь и Украина. |
|
|
50. |
«Шинель». Воплощение трагедии «маленького человека» в образе Акакия Акакиевича. Смысл названия произведения. |
|
|
51. |
Роль фантастики и гротеска в «Шинели». Значение повести для развития мировой литературы. |
|
Т. л. Развитие понятий о художественном типе, гротеске, художественной детали. |
52. |
ВнЧ 3. А.Мицкевич «Крымские сонеты» |
|
|
53. |
Контрольная работа № 5. Литература ХІХ века. Защита творческих работ |
|
|
54. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ - НАЧ. ХХІ СТ. Обзор. Многообразие литературных направлений, течений, творческих поисков. |
|
|
55. |
Основные темы и проблемы мировой литературы. |
|
|
56. |
Генрих БЁЛЛЬ (1917 - 1985). Краткие сведения о писателе. «Путник, придёшь когда в Спа…» |
|
|
57. |
Осуждение антигуманной сущности войны, раскрытие её разрушительных последствий для цивилизации в целом и души отдельного человека. Главный герой как физически и духовно изуродованный нацистским режимом "маленький человек" без будущего, жертва антигуманной идеологии. |
|
|
58. |
Функции оборванной цитаты в произведении. РР 9 (у) Пересказ отрывков текста с комментированием. |
|
Т. л. Развитие понятия о подтексте. |
59. |
Василь (Василий) Владимирович БЫКОВ (1924-2003). Краткие сведения о жизни и творчестве В. Быкова. «Альпийская баллада» |
|
Т. л. Развитие понятия о повести, сюжете и композиции произведения. |
60. |
Тема человека на войне в повести В.Быкова. Обращение к вечным идеалам любви и красоты в произведении. |
|
|
61. |
Роль сюжетно-композиционных элементов в повести (портреты героев, внутренние монологи, пейзажи) |
|
|
62. |
РР 10 (п) Сочинение-рассуждение «Три дня свободы и любви» |
|
|
63. |
ВнЧ 4. Муса Джалиль «Варварство», «Волки», «Прости, Родина!» |
|
|
64. |
Пауло КОЭЛЬО (род. 1947). Краткие сведения о писателе. Посещение Украины. Повесть «Алхимик» как приглашение читателя к внутреннему диалогу, к самопознанию. |
|
|
65. |
Гуманизм, философская и воспитательная направленность повести. Образ пастуха Сантьяго как человека, стремящегося к познанию мира и себя в нём, к духовному самосовершенствованию. |
|
|
66. |
Притчевый характер, символика произведения, значение центральных сентенций повести |
|
Т. л. Развитие понятий о повести-притче, символе, подтексте. |
67. |
Контрольная работа № 6. Литература ХХ-ХХI века. РР 11 (п) Эссе по изученным произведениям на основе жизненных впечатлений |
|
|
68. |
Повторение и обобщение изученного в школьном курсе |
|
|