Календарно-тематичне планування складено згідно програм:
ЛІТЕРАТУРА (російська та зарубіжна ) 5- 9 класи. ПРОГРАМА для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням російською мовою. Київ, 2017 рік. (Авт. колектив: Ісаєва О.О., Клименко Ж.В. та інші)
Календарное планирование уроков курса «Интегрированный курс «Литература» 6 класс»
ВСЕГО НА ИЗУЧЕНИЕ КУРСА - 70 часов (2 часа в неделю)
Текстуальное изучение - 46
Внеклассное и семейное чтение – 8
Развитие речи – 8
Учебник: «Интегрированный курс «Литература» 6 класс» Авторы: Е.Е. Бондарева и др., Киев, «Грамота», 2014
№ п/п |
Тема урока |
Примечания |
Дата проведения |
Введение(1) |
|||
1 |
Введение. Художественная литература как составная часть миро вой культуры. Роль книги в жизни человека. Теория литературы. Развитие понятия о художественной литературе. |
|
|
2 |
Вн.чт.1 «Книга – «врата в мир». Реклама книг, прочитанных летом. |
|
|
МИФЫ И ПРЕДАНИЯ НАРОДОВ МИРА (8) |
|||
|
Мифы и предания народов мира. Из греческой мифологии. (3) |
|
|
3 |
Верования древних греков. Миф как форма мироощущения древ него человека. Теория литературы. Понятие о мифе. |
|
|
4 |
«Прометей». Прославление величия подвига Прометея |
|
|
5 |
«Подвиги Геракла». Поэтизация могущества и мужества.. Отличие мифа от сказки. |
|
|
6 |
Рр1 (п) Выборочный подробный пересказ текста от имени героя. |
|
|
7 |
Вн.чт.2. Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции» |
|
|
|
Из славянской мифологии(2) |
|
|
8,9 |
Миф о солнце. Изображение представлений древних славян о богах, стихиях природы и происхождении человека в мифе о солнце. |
|
|
10 |
Контрольная работа 1 по теме «Мифы». Тестирование. |
|
|
|
Библейские предания и притчи (3) |
|
|
11 |
Библия. Ее духовная, историко-культурная и литературная ценность. |
|
|
12 |
«Притча о блудном сыне». Понятие о притче. |
|
|
13 |
«Притча о добром самарянине» |
|
|
Басни (4) |
|||
14, 15 |
ЭЗОП (VII-VI ст. до н. э.) Краткие сведения об Эзопе - легендарном основателе жанра басни. Изображение народной мудрости в баснях Эзопа. Особенности басен. Мораль басен. «Лисица и виноград», «Отец и сыновья», «Ворон и Лисица», «Волк и Ягненок» (2 басни по выбору учителя) |
|
|
16 |
Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769-1844) Краткие сведения об авторе. Мастерство И.А.Крылова-баснописца. Роль смеха в обличении человеческих пороков. Особенности использования аллегории, афористичность языка басен. Теория литературы. Развитие понятий о басне и аллегории. «Волк и Ягненок» |
|
|
17 |
«Осёл и Соловей». Роль смеха в обличении человеческих пороков. Афористичность языка. |
|
|
18 |
Вн.чт.3 «Люблю пороки пощипать..» Инсценирование басен. |
|
|
19 |
Рр2 (у) Обучение развернутому ответу на вопрос. |
|
|
20 |
Контрольная работа 2 по темам «Библейские притчи». «Басни». Развернутый ответ на вопрос (Сочинение) |
|
|
СТРАНИЦЫ ПОЭЗИИ (8) |
|||
|
Александр Сергеевич ПУШКИН (5) |
|
|
21 |
Детство и юность. Лицей в жизни поэта |
|
|
22 |
«Зимнее утро». Выражение радостного восприятия жизни. |
|
|
23 |
Рр3 (у) Выразительное чтение наизусть стихотворения «Зимнее утро». Понятие о двусложных размерах стиха |
|
|
24 |
«Няне». Задушевность стихотворения. Понятие о строфе.
|
|
|
25 26 |
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник. Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения. Чтение баллады. |
|
|
27 |
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841) Детские и юношеские годы М.Ю.Лермонтова, развитие его поэтического дарования. Мотивы бури и покоя, мечты о свободе в стихотворении «Парус». Символические образы произведения. |
|
|
28 |
«Три пальмы». Мотивы ответственности человека за сохранение красоты и жизни на земле в стихотворении «Три пальмы». Трагический финал произведения. Теория литературы. Развитие понятий об изобразительных средствах языка. |
|
|
29 |
«На севере диком…», «Горные вершины…». Горечь одиночества, стремление к душевной гармонии и единении с миром |
|
|
30 |
Контрольная работа 3 по теме «Страницы поэзии». Тесты |
|
|
31 |
Вн.чт.4 По страницам произведений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Литературная викторина.
|
|
|
МИР ПРИКЛЮЧЕНИЙ (17) |
|||
|
Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809-1852) «Ночь перед Рождеством».(5) |
|
|
32
|
Детские и юношеские годы писателя. Н.В. Гоголь - ученик Нежинской гимназии высших наук. События, повлиявшие на развитие его литературного таланта. |
|
|
33 34 |
«Ночь перед Рождеством». Отражение украинского народного быта, народных преданий и поверий в повести. Разыгрывание сценок из повести |
|
|
35 |
«Ночь перед Рождеством». Поэтичность языка повести. Понятие о юморе. |
|
|
36 |
Переплетение реального и фантастического в повести «Ночь перед рождеством» |
|
|
|
Чарльз ДИККЕНС (1812-1870) (6) |
|
|
37 |
Чарльз ДИККЕНС. Краткие сведения о писателе. |
|
|
38 |
Ч.Диккенс. «Рождественская песнь в прозе». Жизнь Скруджа до встечи с призраком Марли |
|
|
39 |
Первое путешествие Скруджа в прошлое Рождество |
|
|
40 |
Второе путешествие Скруджа в настоящее Рождество |
|
|
41 |
Третье путешествие Скруджа. Духовное перерождение главного героя |
|
|
42 |
Гуманистический пафос произведения. Особенности композиции. Роль фантастических элементов в повести |
|
|
43 |
Рр 5 Сочинение рассуждение «Что в жизни человека самое дорогое?» по повестям Н.Гоголя и Ч. Диккенса |
|
|
44 |
Вн.чт.5 А.Куприн «Чудесный доктор». |
|
|
45 |
Контрольная работа 4 по теме «Мир приключений и испытаний» (ч.1). Разноуровневые задания. |
|
|
|
Даниель ДЕФО (1660-1731) (7) |
|
|
46 |
Дефо Д. «Робинзон Крузо» Краткие сведения о писателе. История создания. «Робинзон Крузо». Отображение в истории героя пути человечества к цивилизации. |
|
|
47 |
«Робинзон Крузо». Первые шаги на необитаемом остове |
|
|
48 49 |
«Робинзон Крузо». Целеустремленность и трудолюбие в битве за выживание на необитаемом остове |
|
|
50 |
«Робинзон Крузо». Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество, созидательная деятельность как основная тема произведения. |
|
|
51 |
«Робинзон Крузо». Робинзон Крузо и Пятница. |
|
|
52 |
«Робинзон Крузо». Понятие о романе, приключенческом романе. Робинзонада. |
|
|
53 |
Рр 6 Обучение устному отзыву о художественном произведении. |
|
|
54 |
Вн.чт.6 Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан» |
|
|
55 |
Контрольная работа 5 по теме «Мир приключений и испытаний». Сочинение-отзыв на прочитанное произведение |
|
|
УРОКИ МУЖЕСТВА И ДОБРОТЫ (5) |
|||
56
|
Джек ЛОНДОН (Джон Гриффит) Краткие сведения об авторе. «Любовь к жизни» Изображение воли к жизни, самообладания, мужества в минуты смертельной опасности |
|
|
57 |
«Любовь к жизни» Победа нравственного начала в произведении. Жизнеутверждающий пафос рассказа. Смысл названия произведения. |
|
|
58 |
«Любовь к жизни» Роль пейзажных и портретных описаний в передаче внутреннего состояния героя. Теория литературы. Понятие о пейзаже. Развитие понятия о портрете литературного героя |
|
|
59 |
Платонов А.П. «Юшка». Чтение. Утверждение необходимости сочувствия, и сострадания |
|
|
60 |
«Юшка». Душевность и щедрость глав ного героя. Развитие понятия о рассказе. |
|
|
61 |
Рр 7 Составление плана индивидуальной характеристики литературного героя. Устное сочинени –рассуждение по составленному плану |
|
|
62 |
Вн.чт.7 В.Г.Распутин «Уроки французского» |
|
|
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ МИРОВОЙ ФАНТАСТИКИ (4) |
|||
63 |
Рей Дуглас БРЭДБЕРИ (1920 - 2012) Краткие сведения о писателе. Фантастический мир рассказов Р.Бредбери. Теория литературы. Понятие о фантастической и научно-фантастической литературе. |
|
|
64 |
Рей Дуглас БРЭДБЕРИ «Улыбка» Боль за человека, предупреждение о возможных опасностях и последствиях уже содеянного, проблемы дальнейшего развития цивилизации |
|
|
65 |
Рей Дуглас БРЭДБЕРИ «Каникулы» |
|
|
66 |
Шекли Р. Краткие сведения о писателе «Запах мысли». Утверждение силы человеческого разума. |
|
|
67 |
Рр 8. Устный пересказ отрывка произведения |
|
|
68 |
«Запах мысли». Характеристика образа главного героя. Смысл названия. |
|
|
69 |
Контрольная работа 6 по теме «Уроки мужества и доброты. Из сокровищницы мировой фантастики». Литературный диктант.
|
|
|
70 |
Вн.чт.8 Зачет по внеклассному чтению за год. Рекомендации литературы на лето |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для заучивания наизусть
И.А.Крылов. Одна басня (по выбору учителя)
А.С.Пушкин. «Зимнее утро», «Песнь о вещем Олеге» (отрывок)
М.Ю.Лермонтов. «Парус»
Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» (отрывок по выбору учащихся)
Календарное планирование уроков курса «Интегрированный курс «Литература 7 класс»
ВСЕГО НА ИЗУЧЕНИЕ КУРСА – 70 часов (2 часа в неделю)
Текстуальное изучение – 44 Внеклассное и семейное чтение – 7 Развитие речи – 8 Резерв часов – 11
Учебник: «Интегрированный курс «Литература 7 класс» Авторы : О.О. Исаева и др., Сиция, Харьков, 2015
№ п/п |
Тема урока |
Примечания |
Дата проведения |
ВВЕДЕНИЕ |
|||
1 |
Человек – главный объект изображения художественной литературы. Личность автора, его миропонимание и отношение к изображаемым героям. Переводная литература как окно в мир других народов. Теория литературы. Развитие понятий о художественной литературе, оригинале и переводе. |
|
|
2 |
Внекл.чтение1 Презентация книги, прочитанной за лето |
|
|
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3) |
|||
3 |
Русские былины. Возникновение и бытование былин. Особенности исполнения. Воплощение в былинах народных представлений о человеке и смысле его жизни. Главные герои русских былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). Бескорыстное служение героев родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства. |
|
|
4 |
«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Героическое содержание и патриотический смысл былины. Решительность, бесстрашие, любовь к родине и народу былинного героя. |
|
|
5 |
Богатырская сила и моральное превосходство Ильи Муромца над Соловьём Разбойником. Гиперболизм в изображении героев и событий, роль повторов и постоянных эпитетов, особенности языка былины. Теория литературы. Понятия о былине, былинном стихе, гиперболе. Развитие понятия об эпитете (постоянный эпитет). |
|
|
6 |
Внекл.чтение2. Литература Древней Руси. Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии» |
|
|
БАЛЛАДА В ЛИТЕРАТУРЕ (4) |
|||
7 |
Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ (1783-1852) «Его поэзия вышла из жизни» Сведения о русском поэте ХІХ века Василии Жуковском. Изображение народних поверий и душевних переживаний в балладе В. Жуковского «Светлана» Теория литературы. Понятие о балладе. |
|
|
8 |
Художественные особенности баллады В. Жуковского «Светлана». Фантастика и реальность в произведении |
|
|
9 |
Адам МИЦКЕВИЧ (1798-1855) «Свитязь» Краткие сведения о поэте. А. Мицкевич и Украина. Прославление патриотизма в балладе. Фантастические элементы в произведении. Особенности композиции и сюжета. Роль пейзажа. |
|
|
10 |
Роберт Льюис СТИВЕНСОН (1850-1894) «Вересковый мед» Краткие сведения о писателе. Прославление в балладе мужества и свободолюбия человека, неподвластного завоевателям. Фольклорные элементы в произведении |
|
|
11 |
Внекл.чтение3. Шотландский поэтХVІІІ в. Р. Бернс «Джон Ячменное зерно». Тема и художественные особенности стихотворения |
|
|
12 |
Контрольная работа №1 по темам «Из устного народного творчества», «Баллада в литературе» (Разноуровневые задания) |
|
|
ИЗ ЗОЛОТОГО ФОНДА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(18) |
|||
|
Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837) (6) |
|
|
13 |
Годы становления А. С. Пушкина как поэта. Вольнолюбивый дух поэзии вчерашнего лицеиста. Взаимоотношения поэта и власти. Южная ссылка. А. С. Пушкин и Украина. |
|
|
14 |
Стихотворение А.С.Пушкина «Узник». Вольнолюбивый характер произведения |
|
|
15 |
Тематические группы лирики. Философский характер стихотворений «Птичка», «Если жизнь тебя обманет» |
|
|
16. |
РР.1.Стихотворение А.С. Пушкина «Цветок» Раздумья поэта о человеческой жизни. Выразительное чтение. Составление устного высказывания |
|
|
17 |
«Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. |
|
|
18 |
Изображение «маленького человека» в повести «Станционный смотритель». Драматизм судьбы героини. |
|
|
19 |
Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина. Гуманизм повести. |
|
|
20 |
Внекл.чтение4 Идейно-художественные особенности повести А.С. Пушкина «Метель» |
|
|
21 |
Контрольная работа №2 по теме «Творчество А.С. Пушкина. Сочинение-рассуждение «В чем состоит трагедия Самсона Вырина?» |
|
|
|
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841) |
|
|
22 |
Сведения о годах учения поэта. Взаимоотношения поэта и власти. Кавказ в жизни и творчестве поэта |
|
|
23 |
«Кавказ» («Хотя я судьбой на заре моих дней…»). Кавказ – колыбель поэзии М. Лермонтова. Восхищение красотой и величием Кавказа. Автобиографизм стихотворения. Роль повторов. |
|
|
24 |
«Мцыри». История создания. Изображение чрезвычайных обстоятельств, раскрывающих характеры главных героев, их стремление отстоять свою честь. |
|
|
25 |
Воплощение в образе Мцыри мятежности, жажды жизни, свободолюбия, патриотизма и стремления к единению с близкими по духу людьми. |
|
|
26 |
Особенности композиции поэмы. Сцена смертельной схватки с барсом как кульминация трёх «вольных» дней Мцыри и средство раскрытия характера героя. |
|
|
27 |
РР.2. Выразительное чтение эпизодов из поэмы «Мцыри». Составление плана характеристики главного героя поэмы |
|
|
28 |
Картины кавказской природы в произведении. Художественное богатство поэмы. Теория литературы Понятие о поэме и лирическом монологе. |
|
|
29 |
РР.3. Письменная характеристика литературного героя по составленному плану |
|
|
30 |
Контрольная работа №3 по теме «Творчество М.Ю. Лермонтова» Тесты |
|
|
31 |
Внекл.чтение5 М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» |
|
|
|
Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809-1852) |
|
|
32 |
Развитие литературного таланта писателя. Н. В. Гоголь и Украина. Украинский колорит сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». |
|
|
33 |
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая эпоха. Знакомство с главными героями повести |
|
|
34 |
Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Связь повести с фольклорным эпосом. Патриотический пафос произведения. Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства. |
|
|
35 |
«Весь он был создан для бранной тревоги…» Героический характер Тараса Бульбы. |
|
|
36 |
«Две дороги судьбы…»Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей. Целостность натуры Остапа, его верность идее защиты родной земле. Трагедия Андрия: конфликт чувства и долга. |
|
|
37 |
РР.4. Составление устной сравнительной характеристики на материале повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» |
|
|
38 |
Мастерство писателя в раскрытии характеров героев. Массовые сцены и их значение. Картины украинской природы. Особенности гоголевской прозы. |
|
|
39 |
Контрольная работа №4 по теме «Творчество Н.В. Гоголя» Классное сочинение |
|
|
РАССКАЗ И НОВЕЛЛА (14) |
|||
|
Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904) |
|
|
40 |
«Его врагом была пошлость…» Краткие сведения об авторе. А. П. Чехов и Украина. |
|
|
41 |
«Толстый и Тонкий» Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости. |
|
|
42 |
«Хамелеон» Тема приспособленчества в рассказе. |
|
|
43 |
А.П. Чехов – мастер художественной детали. «Говорящие» фамилии в произведениях писателя как средство юмористической характеристики. Понятие об антитезе и художественной детали. Развитие понятия о рассказе. Инсценирование эпизодов рассказа |
|
|
44 |
Внекл.чтение6 Идейно-художественные особенности раасказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» |
|
|
|
О. ГЕНРИ (Уильям Сидни Портер) (1862-1910) |
|
|
45 |
«Дороги, которые мы выбираем…»Биография американского писателя О.Генри. Понятие о новелле |
|
|
46 |
Мир большого города и судьба маленького человека в нём. Романтика и сила любви в новелле «Дары волхвов» |
|
|
47 |
РР.5.»Все побеждает любовь…» Обучение устному выборочному изложению с выражением собственного отношения к герою |
|
|
48 |
«Последний листок». Способность к самопожертвованию ради близкого человека как отличительная черта героев новеллы |
|
|
49 |
РР.6. Творческая работа по мотивам новелл О.Генри |
|
|
|
Артур Конан ДОЙЛ (1859-1930) |
|
|
50 |
Краткие сведения о писателе. Цикл рассказов о Шерлоке Холмсе – классика детективного жанра. |
|
|
51 |
«Голубой карбункул» Событийность, увлекательная тематика, интригующий сюжет, неординарность главных героев, неисчерпаемый полёт творческой мысли автора. |
|
|
52 |
Образы Шерлока Холмса и доктора Ватсона.Профессионализм, наблюдательность, справедливость, мужество, верность идеалам добра и чести, способность прийти на помощь в трудную минуту – отличительные качества Ш. Холмса. Особенности композиции рассказа. Всемирная популярность произведений о Шерлоке Холмсе. |
|
|
|
Джеймс ОЛДРИДЖ (1918-2015) |
|
|
53 |
Слово о писателе. Знакомство с героями рассказа «Последний дюйм» |
|
|
54 |
Проблема становления человеческой личности, взаимоотношения отцов и детей. Социальный конфликт и психологизм рассказа. |
|
|
55 |
Драматическая ситуация как средство раскрытия характеров героев. Художественное мастерство писателя. Роль портретных характеристик, внутренних монологов, пейзажа в раскрытии душевного состояния героев. |
|
|
56 |
Художественное мастерство Д.Олдриджа. Символика названия рассказа |
|
|
57 |
Литература и кино. Просмотр эпизодов из художественного фильма «Последний дюйм» Сравнение рассказа и киноверсии |
|
|
58 |
Контрольная работа №5 по теме «Рассказ и новелла» Разноуровневые задания |
|
|
ФАНТАСТИКА И РОМАНТИКА (8) |
|||
|
Александр ГРИН (Александр Степанович Гриневский) (1880-1932) |
|
|
59 |
Краткие сведения об авторе. Александр Грин и Украина. Романтическое мироощущение, тонкий психологизм произведений Александра Грина. |
|
|
60 |
«Алые паруса» Жанр. Детство Ассоль. Лонгрен. |
|
|
61 62 |
Ассоль и Грей. Их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа. |
|
|
63 |
Язык, стиль, символика названия произведения. |
|
|
64 |
РР.7. «Волшебная сила мечты» Отзыв на прочитанную повесть |
|
|
|
Айзек АЗИМОВ (1920-1992) |
|
|
65 |
Краткие сведения о писателе. Теория литературы. Понятие о научно- фантастической литературе |
|
|
66 |
«Профессия» Взгляд писателя-фантаста на школу будущего. |
|
|
67 |
Образ Джорджа Плейтена. Проблема духовной реализации человека в произведении |
|
|
68 |
Внекл.чтение7 Дэвид АМОНД (род. 1951) |
|
|
69 |
Контрольная работа №6 по теме «Фантастика и романтика» Тесты |
|
|
70 |
РР.8.Устное высказывание «Книга, которая оставила след в моей памяти» |
|
|
Для заучивания наизусть
А. С. Пушкин. Одно стихотворение (по выбору). Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Один отрывок из повести (описание степи (глава ІІ) или речь Тараса о товариществе (глава ІХ), или описание гибели Тараса Бульбы (глава ХІІ).
Календарно-тематическое планирование уроков курса «Литература 8 класс. Интегрированный курс»
ВСЕГО НА ИЗУЧЕНИЕ КУРСА - 70 часов (2 часа в неделю) Текстуальное изучение – 48
Внеклассное и семейное чтение - 6 Развитие речи – 6 Резерв часов – 10
Учебник «Интегрированный курс «Литература 8 класс » Авторы: Е.И. Исаева и др., «Орион», Киев, 2016
№ п/п |
Тема урока |
Примечания |
Дата проведения |
ВВЕДЕНИЕ (1) |
|||
1 |
Образная природа художественной литературы. Отражение жизни в искусстве. Значение личности в создании культуры. Понятие о диалоге культур. Роль переводной литературы в диалоге разных национальных литератур. Теория литературы. Развитие понятий об оригинальной и переводной художественной литературе. |
|
|
ИЗ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПОЭЗИИ ВОСТОКА (5) |
|||
|
Омар ХАЙЯМ (1048 – 1131) (2) |
|
|
2 |
Краткие сведения об авторе. Размышления, жизненные наблюдения и их обобщение в творчестве Хайяма. Теория литературы. Понятие о рубаи |
|
|
3 |
Утверждение идеи права человека на счастье, стремление к удовольствию и радости жизни. Афористичность и метафоричность поэтического языка. |
|
|
|
Шота РУСТАВЕЛИ (1160 (1166) – 1216) (3) |
|
|
4 |
Краткие сведения об авторе. Национальное своеобразие грузинской культуры (народные песни, архитектура, декоративно-прикладное искусство, обычаи). |
|
|
5 6 |
«Витязь в тигровой шкуре» Воспевание в поэме мужества и героизма, высоких человеческих качеств, дружбы и преданности. Национальный колорит произведения. Теория литературы. Понятие о героическом в литературе. Развитие понятия о поэме. |
|
|
7 |
РР.1 Письменное высказывание по изученным темам |
Стр.10 №6 |
|
8 |
Внекл. чтение№1 Творчество Сайгё и Басё |
|
|
9 |
Контрольная работа №1 по теме «Из средневековой поэзии Востока» (тесты) |
|
|
«ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ОБРАЗЫ» В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ» (8) |
|||
|
Вильям ШЕКСПИР (1564 – 1616) (4) |
|
|
10 |
Краткая характеристика эпохи Возрождения (хронологические рамки, основные ценности, выдающие представители). |
|
|
11 |
Сведения о жизни великого английского поэта и драматурга. «Вечные» проблемы в творчестве Шекспира. |
|
|
12 |
«Ромео и Джульетта» «Вечная» тема любви в трагедии: утверждение величия и красоты любви, ее способность преодолевать распри и вражду. |
|
|
13 |
Трагическая судьба влюбленных в жестоком мире. «Вечные» образы Ромео и Джульетты. Теория литературы. Понятие о драме как литературном роде. Трагедия как жанр драмы. Диалог и монолог |
|
|
|
Мигель де СЕРВАНТЕС СААВЕДРА (4) |
|
|
14 |
Основные сведения о жизни писателя. История создания романа Теория литературы. Понятия об эпосе как роде литературы, «вечных образах». |
|
|
15 |
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Нравственно-философская и социальная проблематика романа. |
|
|
16 |
Выбор жизненного идеала. Конфликт иллюзии и действительности. Самоотверженность главного героя. |
|
|
17 |
Противопоставление идеализма Дон Кихота трезвой расчетливости Санчо Пансы. Дон Кихот как «вечный» образ. Глубина и современность произведения. «Донкихотство» как социальное явление. |
|
|
18 |
РР.2 Составление цитатного плана-характеристики главного героя произведения. Устное высказывание по плану |
Стр.101, №12 |
|
19 |
Контрольная работа №2 по теме «ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ОБРАЗЫ» В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ» (Разноуровневые задания) |
|
|
РАЗНООБРАЗИЕ ЖАНРОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX СТОЛЕТИЯ (26) |
|||
|
Александр Сергеевич ПУШКИН (1799 – 1837) |
|
|
20 |
Развитие таланта гения А.С. Пушкина. Ссылка в Михайловское и ее влияние на творчество поэта. А.С. Пушкин и декабристы. Интерес поэта к истории и его отражение в творчестве. |
|
|
21 |
«И.И. Пущину», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября 1825 года» Яркость чувств и мыслей, преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях поэта. Жанр послания и его место в лирике Пушкина |
|
|
22 |
«Капитанская дочка» Тема русской истории в творчестве Пушкина. «Капитанская дочка». Соотношение исторического факта и вымысла. Судьба человеческая и судьба народная в повести. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. |
|
|
23 |
Любовь как чувство, помогающее сохранить честь и достоинство в сложных жизненных обстоятельствах. Маша Миронова, ее преданность и верность любимому человеку. |
|
|
24 |
Гринев как герой-рассказчик, особенности эволюции характера. Тема долга и чести. Гринев и Швабрин |
|
|
25 |
РР.3 Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина ( по составленному плану) (у) |
|
|
26 |
Тема «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Образ Пугачева. Фольклорные традиции в создании образа. Теория литературы. Развитие понятий о сюжете, композиции, портрете, пейзаже, повести. |
|
|
27 |
Контрольная работа №3 по теме «творчество А.С. Пушкина» Сочинение-рассуждение на заданную тему |
Стр.158 №9 |
|
|
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814 – 1841) (4) |
|
|
28 |
Расцвет таланта М.Ю. Лермонтова. Жизнь поэта в Петербурге. Активная творческая деятельность и разочарование в свете. Причины повторной ссылки на Кавказ. |
|
|
29 |
Биографическое начало в лирике Лермонтова. М.Ю. Лермонтов «Родина», «Желание» Теория литературы. Понятие о лирическом герое. |
|
|
30 |
Мотивы безысходности и одиночества, «горечи и злости» в лирике М. Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружён..» |
|
|
31 |
«Вечная» тема – назначение поэзии, призвание Поэта в стихотворениях «Поэт», «Пророк» |
|
|
32 |
Внекл. чтение№2 М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь», «Ветка палестины», «Корсар». |
|
|
|
Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809 – 1852) (5) |
|
|
33 |
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя в Петербурге. Дружба с А.С. Пушкиным, ее значение для развития таланта Н.В. Гоголя. |
|
|
34 |
История создания комедии «Ревизор». Сюжет. Особенности конфликта, основные стадии его развития. |
|
|
35 |
Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества. Городничий и чиновники. |
|
|
36 |
Образ Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина. |
|
|
37 |
РР.4 Выразительное чтение по ролям. Инсценировка отрывков пьесы. |
|
|
38 |
Смысл финала в произведении. Трагическое и комическое в пьесе. Теория литературы. Понятия комедии, сатире и гротеске. |
|
|
39 |
Контрольная работа №4 по теме «Творчество Н.В. Гоголя» Сочинение «Уездный город и его обитатели» |
Стр.206, №10 |
|
40 |
Внекл. чтение№3 Н.В. Гоголь «Портрет» |
|
|
|
Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818 – 1883) (6) |
|
|
41 |
Основные сведения о жизни и творчестве писателя. |
|
|
42 43 |
Своеобразие лирического произведения в прозе. Многообразие их художественного содержания и формы: признание-раздумье, живописная зарисовка, бытовой рассказ. Особенности авторского мира «Стихотворений в прозе» «Воробей», «Порог», «Памяти Ю. П. Вревской» |
|
|
44 |
«Ася» Проблема счастья в повести «Ася». Автор и рассказчик. Образ «тургеневской девушки». Самобытный, обаятельный образ героини. |
|
|
45 |
Естественное стихийное чувство Аси и Н.Н., его грустная судьба в мире социальных, культурных, психологических барьеров, воздвигнутых обществом. |
|
|
46 |
Лиризм повести. Злободневное и вечное в повести. |
|
|
47 |
РР.5 Рассуждение на тему: «Современны ли «тургеневские девушки?» |
Стр. 234, №9,10 |
|
|
Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889) (2) |
|
|
48 |
Краткие сведения о жизни и творчестве писателя-сатирика. «Сказки для детей изрядного возраста» как итоговое произведение Салтыкова-Щедрина. «Премудрый пескарь» |
|
|
49 |
Сатирическое обличение общественных пороков в сказке «Медведь на воеводстве» |
|
|
50 |
Внекл. чтение№4 Сказка М.Е. салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил» |
|
|
|
Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828 – 1910) (3) |
|
|
51 |
Основные сведения о жизни и творчестве писателя. Реальная основа рассказа «После бала» — казанский эпизод из жизни брата писателя С. Н. Толстого. |
|
|
52 53 |
Рассказ «После бала» о. Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности. Прием контраста в рассказе. Двойственность изображенных событий и поступков персонажей. Смысл названия рассказа |
|
|
54 |
Контрольная работа №5 по теме «Творчество И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого» Тесты |
|
|
ПРОБЛЕМЫ, ВОЛНУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА МЫСЛЯЩЕГО В ЛИТЕРАТУРЕ ХХ СТОЛЕТИЯ |
|||
|
Максим ГОРЬКИЙ) (1868-1936) (2) |
|
|
55 |
Основные сведения о жизни и творчестве писателя. |
|
|
56 |
«Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в произведении. Особенности повествования. Роль пейзажных и портретных зарисовок в рассказе |
|
|
57 |
Внекл. чтение№5 М. Горький «Песня о Соколе» |
|
|
|
Антуан де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (1900 – 1944) (4) |
|
|
58 |
Основные сведения о жизни и творчестве французского писателя. |
|
|
59 |
«Маленький принц». Нравственно-философское содержание сказочной повести. |
|
|
60 |
Вымышленный космос и живые человеческие отношения и характеры. Дети и взрослые в сказке. |
|
|
61 |
Постижение героями главных жизненных ценностей: радости человеческого общения, красоты и добра, верности и ответственности за все окружающее. Стремление сделать других счастливыми. Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца. Теория литературы. Понятия о сказке- притче, подтексте. Развитие понятия о символе. |
|
|
62 |
РР.6 Крылатые выражения из сказки «Маленький принц» |
|
|
63 |
Внекл. чтение№6 Антуан де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «Ночной полёт» |
|
|
|
Аркадий Натанович (1925 – 1991) и Борис Натанович (1933-2012) СТРУГАЦКИЕ (4) |
|
|
64 |
Краткие сведения о жизни и творчестве авторов. |
|
|
65 |
«Трудно быть Богом» История и современность в романе. Роль представителя процветающей гуманной цивилизации в мрачном жестоком средневековье. |
|
|
66 |
Образ Антона – Руматы, человека неравнодушного, искреннего, сострадающего. |
|
|
67 |
Идея «прогрессорства» и ответственности за совершаемые поступки в произведении. Социально-нравственная проблематика романа. Смысл названия романа |
|
|
68 |
РР.7 Устное монологическое высказывание на тему «Трудно быть Богом, а Человеком легко?». |
|
|
69 |
Контрольная работа №6 по теме «ПРОБЛЕМЫ, ВОЛНУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА МЫСЛЯЩЕГО В ЛИТЕРАТУРЕ ХХ СТОЛЕТИЯ» Ответы на проблемные вопросы |
|
|
70 |
Итоговый урок. Задание на лето |
|
|
|
|
|
|
Для заучивания наизусть О.Хайям. 2-3 рубаи (по выбору учащихся). У.Шекспир «Ромео и Джульетта» (один монолог по выбору учащихся) А.С.Пушкин. Одно стихотворение (по выбору учащихся) М.Ю.Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору учащихся). И.С. Тургенев. Одно стихотворение в прозе (по выбору учащихся).
Календарно-тематический план. Интегрированный курс «Литература» (русская и зарубежная), 9 класс к учебнику Е.А. Исаева и др.,К., «Орион», 2017
№урока |
Дата |
Тема урока |
Домашнее задание |
Раздел 1: «Введение. Священные книги народов мира» |
|||
1 |
|
Введение. Художественная литература как искусство слова. ТЛ. Понятие об истории литературы |
|
2 |
|
Священные книги мира. Обзор.Веды, Библия, Авеста, Коран как памятники словесного искусства |
|
3 |
|
Ветхозаветные заповеди. Сура Корана «Перенос ночью». Слова и крылатые выражения библейского происхождения |
|
4 |
|
Развитие речи №1. Библейские сюжеты, мотивы и образы в литературах мира (у) |
|
Раздел II: «ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ АНТИЧНОСТИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ» (9 час.) |
|||
5 |
|
Античность - колыбель европейской культуры. Древнегреческая и древнеримская литературы, их особенности. |
|
6 |
|
Роды и основные жанры античной литературы.Античные мотивы и образы в литературах мира |
|
7 |
|
Из древнегреческой литературы Гомер. Эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» ТЛ. Понятие об эпической поэме |
|
8 |
|
Образ Ахилла в поэме Гомера «Илиада». Чтение и обсуждение отрывков поэмы |
|
9 |
|
Из литературы эпохи средневековья. Обзор |
|
10 |
|
Жизнь и творчество Мацуо Басе. ТЛ .Понятие о хайку |
|
11 |
|
Художественные особенности хайку Басе |
|
12 |
|
Развитие речи №2. Понятие о танка. Сочинение хайку и танка (п) |
|
13 |
|
Из литературы эпохи Возрождения. Жизнь и творчество Ф. Петрарки. Понятие о сонете |
|
14 |
|
Художественное своеобразие сонетов Ф. Петрарки |
|
15 |
|
Контрольная работа № 1 |
|
16 |
|
Внеклассное чтение №1. Ф. Петрарка. Сонеты |
|
Раздел III: «ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ» (5 час) |
|||
17 |
|
Литература классицизма. Обзор |
|
18 |
|
Жизнь и творчество Мольера. Сюжет комедии «Мещанин во дворянстве» |
|
19 |
|
Образ Журдена и образы аристократов в комедии Мольера |
|
20 |
|
Средства создания комического в комедии Мольера |
|
21 |
|
Русский классицизм. Д. Фонвизин. «Недоросль» |
|
22 |
|
Внеклассное чтение №2 Д. Фонвизин «Недоросль |
|
23 |
|
Контрольная работа №2. Развитие речи №3. Сочинение по комедии «Мещанин во дворянстве» ( «Недоросль») |
|
Раздел IV: «ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА» |
|||
24 |
|
Романтизм в мировой литературе. Обзор |
|
25 |
|
Дж.Г. Байрон. Биография поэта. Стихотворение «Хочу я быть ребенком вольным...» |
|
26 |
|
Стихотворение Дж.Г. Байрона «Прометей» |
|
27 |
|
Украинская тема в творчестве Дж. Г. Байрона. Поэма Дж.Г. Байрона «Мазепа». Историческая и легендарная основа поэмы |
|
28 |
|
Поэма Дж.Г. Байрона «Мазепа». Воплощение в образе Мазепы типичных черт байронического героя |
|
29 |
|
Контрольная работа№3 по творчеству Д. Байрона (разноуровневые задания) |
|
30 |
|
Романтические и реалистические тенденции в русской литературе XIX ст. Обзор |
|
31 |
|
А. С. Грибоедов. Биография драматурга. Нравственная и социальная проблематика в произведении |
|
32 |
|
Комедия «Горе от ума». Образы Чацкого, Софьи, Молчалина |
|
33 |
|
Комедия «Горе от ума». Фамусовское общество |
|
34 |
|
Комедия «Горе от ума». Смысл заглавия, афористичность языка. |
|
35 |
|
«Горе от ума» в оценке А.С. Пушкина и И.А. Гончарова. Статья «Мильон терзаний» |
|
36 |
|
Контрольная работа №4. Сочинение по комедии «Горе от ума» |
|
37 |
|
А.С. Пушкин (7 час). Пушкин и Украина. Вольнолюбивая тема в творчестве поэта |
|
38 |
|
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина |
|
39 |
|
Любовная лирика А. С. Пушкина |
|
40 |
|
Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина. Тема любви к родному дому в стихотворениях поэта. Тема природы в творчестве А.С. Пушкина |
|
41 |
|
Роман «Евгений Онегин». Жанр, сюжет, композиция |
|
42 |
|
Евгений Онегин как тип «лишнего человека» |
|
43 |
|
Образы Татьяны и автора в романе «Евгений Онегин» |
|
44 |
|
Развитие речи №4 Составление тезисов к статье В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина « ( Ст. 8-9) (п) |
|
45 |
|
Контрольная работа №5. Творчество А.С. Пушкина (тесты) |
|
46 |
|
М.Ю.Лермонтов (5 час) Биография. Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова |
|
47 |
|
Любовная лирика М.Ю.Лермонтова |
|
48 |
|
Роман «Герой нашего времени». Жанр, композиция |
|
49 |
|
Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» |
|
50 |
|
Образы Максима Максимыча, Грушницкого, женских персонажей в романе «Герой нашего времени» |
|
51 |
|
Проблематика, художественное своеобразие романа «Герой нашего времени» |
|
52 |
|
Развитие речи №5. Сочинение по роману «Герой нашего времени» |
|
53 |
|
Н.В. Гоголь (3 час). Биография. Гоголь и Украина. Сюжет повести «Шинель» |
|
54 |
|
Образ Башмачкина в повести «Шинель» |
|
55 |
|
Роль фантастики и гротеска повести «Шинель» |
|
56 |
|
Внеклассное чтение №3Н. Гоголь «Портрет» |
|
57 |
|
Контрольная работа №5. Творчество М. Лермонтова и Н. Гоголя |
|
Раздел V: «ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX — НАЧАЛА XXI СТ.» ( 9 час) |
|||
57 |
|
Литература XX — начала XXI ст. Обзор |
|
58 |
|
Михаил Зощенко «Обезьяний язык»,»Любовь» |
|
59 |
|
В. Быков. Биография. Тема человека на войне в повести «Альпийская баллада» |
|
60 |
|
Образы Ивана и Джулии в повести «Альпийская баллада» |
|
61 |
|
Проблематика и художественные особенности повести «Альпийская баллада» |
|
62 |
|
Развитие речи №6. Обсуждение х/ф «Альпийская баллада»(у) |
|
63 |
|
Внеклассное чтение №4. Б. Васильев «А зори здесь тихие» |
|
64 |
|
Г. Бёлль. Биография. Тематика рассказа «Путник, придёшь когда в Спа...» |
|
65 |
|
Главный герой рассказа «Путник, придёшь когда в Спа...» как физически и духовно изуродованный нацистским режимом «маленький человек» |
|
66 |
|
Р. Бах. Биография. Повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Образ чайки Джонатана |
|
67 |
|
Проблематика повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» |
|
68 |
|
Контрольная работа №6. Творчество В. Быкова, Г. Бёлля, Р. Баха |
|
69 |
|
Внеклассное чтение №5. Рассказы М. Зощенко |
|
70 |
|
Итоговый урок. Повторение и обобщение изученного |
|
Для заучивания наизусть
М.Басё. 2-3 хайку (по выбору учащихся).
Ф.Петрарка. Один сонет (по выбору учащихся).
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (один монолог по выбору учащихся)
А.С. Пушкин. 2 стихотворения и отрывок из романа "Евгений Онегин" (по выбору учащихся).
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору учащихся).