«Любимая моя надежда — увидеть опять полуденный берег». Из письма к брату Прекрасны вы, брега Тавриды, Когда вас видишь с корабля При блеске утренней Киприды, Как вас впервой увидел я; Вы мне предстали в блеске брачном: На небе синем и прозрачном Сияли груды ваших гор; Долин, деревьев, сёл узор Разостлан был передо мною…
Из воспоминаний сына декабриста С. Волконского: «Пушкин, гений которого освещал в Сибири мое детство и юность, был мне близок по отношению его к отцу и к Раевскому, так что я всю жизнь считал его близким себе человеком. … моему отцу поручено было принять его в общество, но отец этого не исполнил. «Как мне решиться было на это, - говорил он мне не раз,- когда ему могла угрожать плаха…»
В Михайловском создано около ста произведений поэта: трагедия «Борис Годунов», центральные главы романа «Евгений Онегин», поэма «Граф Нулин», окончена поэма «Цыганы», задуманы «маленькие трагедии», написаны такие стихотворения, как «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил» и многие другие. «Здесь меня таинственным щитом Святое провиденье осенило, Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня, И я воскрес душой.»
Надежда Осиповна Ганнибал -внучка самого Абрама Петровича Ганнибала, сына эфиопского князя, генерала – аншефа, помощника и любимчика Петра Великого и потомок дворянского, но обедневшего рода Сергей Львович Пушкин – человек гуманитарного склада ума и интересов. В доме была богатая библиотека. В литературе он знал толк, а его брат, Василий Львович, был довольно известным поэтом в Москве. В доме Пушкиных бывали Карамзин Николай Михайлович (автор исторического труда «История государства Российского») и Дмитриев Иван Иванович (поэт, автор элегий, песен в народном стиле, баллад). Так что, благодаря братьям Пушкиным, будущего поэта окружала атмосфера весьма благоприятная для развития таланта.
НЯНЕ Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь.
Л. Пушкину (1823) Брат милый, отроком расстался ты со мной, В разлуке протекли медлительные годы. Теперь ты юноша — и полною душой Цветешь для радостей, для света, для свободы. Какое поприще открыто пред тобой, Как много для тебя восторгов, наслаждений, И сладостных забот, и милых заблуждений! Как часто новый жар твою волнует кровь! Ты сердце пробуешь в надежде торопливой, Зовешь, вверяясь им, и дружбу и любовь. «Он был остроумен, писал хорошие стихи, и, не будь он братом такой знаменитости, конечно, его стихи обратили бы в то время на себя общее внимание» Андрей Андреевич Дельвиг
Дельвиг Антон Антонович (1798-1831), барон; один из ближайших друзей Пушкина еще с лицейской поры. Пушкин, по его словам, «с ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит». Высоко ценил великий поэт и поэтический талант друга: «Ты гений свой воспитывал в тиши» («19 октября», 1825).
Вильгельм Кюхельбекер (1797-1846) Пушкин высоко ценил его эрудицию, литературный вкус, его восторженную душу. В мятущейся душе Кюхельбекера Пушкин видел нечто родственное себе. "Мой брат родной по музе, по судьбам" – так называет он Кюхельбекера. Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво: Но юность нам советует лукаво, И шумные нас радуют мечты… Опомнимся — но поздно! и уныло Глядим назад, следов не видя там. Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, Мой брат родной по музе, по судьбам?
Начало знакомства Пушкина и Чаадаева относится к 1816 году, когда Чаадаев был переведён корнетом в Гусарский лейб-гвардии полк, расквартированный в Царском Селе. Близкая дружба с этим серьезным и образованным человеком оказала большое влияние на умственное и нравственное развитие Пушкина В минуту гибели над бездной потаенной Ты поддержал меня недремлющей рукой; Ты другу заменил надежду и покой... Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!
«Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает» Александр І НА АРАКЧЕЕВА Всей России притеснитель, Губернаторов мучитель И Совета он учитель, А царю он — друг и брат. Полон злобы, полон мести, Без ума, без чувств, без чести… <На Александра I> Воспитанный под барабаном, Наш царь лихим был капитаном: Под Австерлицем он бежал, В двенадцатом году дрожал, Зато был фрунтовой профессор! Но фрунт герою надоел - Теперь коллежский он асессор По части иностранных дел!