Кирилло-Мефодиевское братство

Про матеріал

Материал предназначен для работы с учащимися 9-х классов по теме "Кирилло-Мефодиевское братство". Разработка содержит конспект урока, две презентации, видеоматериалы, документы.

Зміст слайдів
Номер слайду 1

Участники и организаторы Кирилло-Мефодиевского братства

Номер слайду 2

Организаторы братства Николай Гулак Николай Костомаров Пантелеймон Кулиш Василий Белозерский Тарас Шевченко

Номер слайду 3

Н. Костомаров – профессор Киевского университета. Кирилло-Мефодиевское братство было создано именно по инициативе Костомарова. Он написал программный документ «Закон божий, или Книга Бытия украинского народа». В ней развивается идея о том, что украинский народ благодаря своему свободолюбию и демократичности освободит русских от их деспотизма, а поляков – от аристократизма.

Номер слайду 4

Т. Шевченко – поэт. Участие в обществе Т. Г. Шевченко (с апреля 1846 года) содействовало формированию революционно-демократического направления в его творчестве. Ознакомившись с умеренными либерально-реформистскими положениями Программы братства, Шевченко отнесся к ним нетерпимо и тотчас же вступил в спор с Костомаровым. Их полемика отражала появление в общественно-политическом движении либерально-буржуазной и революционно-демократической тенденций.

Номер слайду 5

П. Кулиш – преподаватель гимназии, писатель. Программа Кирилло-Мефодиевского братства создавалась в острых дискуссиях. Это прежде всего исходило из того, что Кулиш настаивал на национальном, Костомаров – на общечеловеческом и христианском, а Т. Шевченко – на социальном элементах. Учителя В. М. Белозерский и Д. И. Пильчиков проповедовали в Полтаве необходимость просвещения среди славянских народов. П. Кулиш в своих сочинениях («Украина», «Михаил Чернышенко» и др.) высказывал националистические идеи, пытался примирить помещиков и крестьян.

Номер слайду 6

В. Белозерский – студент (вскоре учитель Полтавского кадетского корпуса). Братство было создано также благодаря ему. «Устав Славянского общества Св. Кирилла и Мефодия», автором которого был Белозерский, вращался вокруг цели объединения славянских народов на началах федерализма. Зародыши этой идеи можно встретить в программных обращениях декабристов, в частности, Общества соединенных славян, но в идеологии деятелей Кирилло-Мефодиевского братства она была дополнена обоснованием мессианской роли украинского этноса в этом процессе.

Номер слайду 7

Н. Гулак – чиновник. Возглавил с Т. Шевченко радикальное движение. Они отстаивали идею всенародного восстания, во время которого будет установлен справедливый общественный лад. Они пытались преобразовать Кирилло-Мефодиевское братство в военную организацию.

Зміст слайдів
Номер слайду 1

Кирилло-Мефодиевское братство январь 1846 – март 1847 гг.

Номер слайду 2

Задачи урока Изучить__________________________ Оценивать_______________________ Анализировать___________________ Характеризовать_________________

Номер слайду 3

«Круг идей» Дайте краткую тезисную характеристику политической, социально-экономической и национально-культурной ситуации, которая сложилась на Украинских землях в первой половинеXIX века.

Номер слайду 4

Номер слайду 5

Работа в группах. Игра «Исторический пазл» Задание: Соотнести выбранные понятия с определениями

Номер слайду 6

Общественно-политическое движение, участники которого являются представителями определенной нации. Политическая организация Стойкая историческая общность людей, характеризующаяся специфическими этническими чертами, обусловленными общностью территорий, языка, быта, обычаев и отображением этих факторов в общественном сознании и психологии. Братства Украинские национально-религиозные общественные организации православного населения, которые существовали в 16-18 вв. и играли важную роль в политической и культурной жизни украинского народа Национально-освободительное движение Добровольное объединение граждан – сторонников определенной общенациональной программы общественного развития. Нация

Номер слайду 7

«От Кирилло-Мефодиевского братства ведет свою историю всё новое украинское политическое движение». М. Грушевский

Номер слайду 8

Вопросы для рассмотрения 1. Создание Кирилло-Мефодиевского братства и его организаторы. 2. Программные документы Кирилло-Мефодиевского братства. 3. Значение деятельности братства и Т. Шевченко.

Номер слайду 9

Номер слайду 10

Работа в группах 1 группа – «Книга Бытия украинского народа»; 2 группа – «Статут Славянского братства Кирилла и Мефодия». Главные идеи. 3 группа – «Статут Славянского братства Кирилла и Мефодия». Главные правила.

Номер слайду 11

Задания в группах 1. Почему документ написан религиозным языком? 2. Какое место отводится Украине в будущем славянском государстве? 3. Каким должно быть это государство? 1. Какова цель деятельности общества? 2. Каким видели члены братства общество будущего? Охарактеризуйте основные правила братства и его цели.

Номер слайду 12

Основные программные положения Кирилло-Мефодиевского братства 1. Создание демократической федерации славянских христианских республик. 2. Свержение царизма, уничтожение крепостного права и деления общества на сословия. 3. Обеспечение демократических свобод для всех граждан. 4. Обеспечение равных прав всем славянским народам для развития собственного языка и культуры. 5. Постепенное распространение христианского устройства во всем мире.

Номер слайду 13

Номер слайду 14

Номер слайду 15

«Открытый микрофон» по группам. В чем значение деятельности Кирилло-Мефодиевского братства и Т. Г. Шевченко?

Номер слайду 16

Сенкан 1 существительное; 2 прилагательных; 3 глагола; Фраза; Синоним.

Номер слайду 17

«От Кирилло-Мефодиевского братства ведет свою историю всё новое украинское политическое движение». М. Грушевский

Номер слайду 18

Как вы считаете, почему Михаил Грушевский именно так отзывался о деятельности Кирилло-Мефодиевского братства?

Номер слайду 19

Домашнее задание Параграф 13, документы и материалы после параграфа. Повторить события, известные вам из курса Всемирной истории, как «Весна народов»

Номер слайду 20

Спасибо за внимание!

Перегляд файлу

Дата:      Класс: 9

Тема:   Кирилло-Мефодиевское братство

Цель:  ознакомить учащихся с процессом развития национальной идеи в общественно-политическом движении Украины первой половины XIX столетия; деятельностью первой украинской политической нелегальной организации – Кирилло-Мефодиевского братства, проанализировать деятельность Т. Шевченко, как общественно-политического деятеля и его участие в братстве; проанализировать программные документы братства; раскрыть значение деятельности кирилло-мефодиевцев в развитии украинского национального движения; формировать умения анализировать исторические документы, делать сообщения и мультимедийные презентации на исторические темы; воспитывать уважение к людям, которые были носителями национальной идеи в общественно-политическом движении; развивать память, критическое мышление; формировать социальные, познавательные, самообразовательные компетентности.

Тип урока: освоения новых знаний.

Оборудование:  учебники, рабочие тетради, печатные конспекты, программные документы, карта, мультимедийные презентации, видеозаписи, портреты исторических деятелей.

 

 

Ход урока:

 

І. ОРГМОМЕНТ

 1. Слово учителя.

Добрый день, уважаемые гости и учащиеся. Сегодня на уроке мы перенесемся во вторую половину 19 века, сложный и противоречивый для украинских земель период. Тема нашего урока «Кирилло-Мефодиевское братство»

  1. Слово учителя.

Давайте с вами разберемся, какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке.

  1. Изучить исторические условия создания Кирилло-Мефодиевского братства (КМБ);
  2. Характеризовать деятельность членов КМБ;
  3. Анализировать программные документы КМБ;
  4. Оценивать историческое значение  КМБ и деятельность Т. Шевченко.

 

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

  1. Интерактивный метод «Круг идей»
  • Дайте краткую тезисную характеристику политической, социально-экономической и национально-культурной ситуации, которая сложилась на Украинских землях в первой половине 19 века.

(Дети: 1) Украинские земли не имеют ни государственности, ни автономии;

  2) Разделены на Надднепрянскую Украину и Королевство Галиции и  Лодомерии и Закарпатскую Украину;

  3) Самодержавие, крепостное право, рекрутские наборы;

  4)  Запрет на развитие украинской национальной культуры, языка, истории, образования;

  5) Проникновение идей Просвещения и идей Французской революции, деятельность массонских лож, деятельность декабристов, восстание Черниговского полка и Польское восстание 1830-1831 гг.)

ВИДЕО

 Вывод делает учитель: Таким образом, в существующей на тот момент времени ситуации национально-освободительное движение не могло действовать легально и открыто по перечисленным выше причинам. Поэтому представители нового поколения патриотов ищут другие формы проявления национальной идентичности. Эта форма вылилась в деятельность первой тайной политической организации – КМБ.

Для того, чтобы разобраться с темой, необходимо вспомнить некоторые исторические термины.

 

  1. Игра «Исторический пазл». Работа в группах.

 Задание: соотнести понятия

Нация

Стойкая историческая общность людей, характеризующаяся специфическими этническими чертами, обусловленными общностью территорий, языка, быта, обычаев и отображением этих факторов в общественном сознании и психологии.

Национально-освободительное движение

Общественно-политическое движение, участники которого являются представителями определенной нации.

Политическая организация

Добровольное объединение граждан – сторонников определенной общенациональной программы общественного развития.

Братства

Украинские национально-религиозные общественные организации православного населения, которые существовали в 16-18 вв. и играли важную роль в политической и культурной жизни украинского народа

 

ІІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

  1.               Эпиграфом к уроку я взяла слова Михаила Грушевского, известного украинского историка, автора десятитомной «Истории Украины-Руси», общественно-политического деятеля: «От Кирилло-Мефодиевского братства ведет свою историю всё новое украинское политическое движение».

К данному выражению мы вернемся с вами позже.

И вопросы, которые мы рассмотрим в ходе урока:

1. Создание КМБ и его организаторы.

2. Программные документы КМБ.

3. Значение деятельности КМБ и Т. Шевченко.

2. ВИДЕО О КИРИЛЛЕ И МЕФОДИИ

Проблемный вопрос: «Каким образом данный видеосюжет связан с темой нашего урока?»

(Дети: Первые просветители, распространение знаний и обучение на родном языке. Так же, как  Кирилл и Мефодий, организаторы братства были образованы, являлись элитой современного им общества. Возрождение, распространение и сохранение украинской культуры, языка, истории.)

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Слово учителя.

Мы с вами разобрались с основными предпосылками создания КМБ. Перейдем к вопросу образования КМБ и его организаторам.

 

КМБ возникло в начале января 1846 года в Киеве и действовало до конца марта 1847 года (15 месяцев). С появлением КМБ на арену политической борьбы вышла украинская разночинная интеллигенция. Символом общества стал золотой перстень с выгравированными именами славянских просветителей Кирилла и Мефодия. В общество вошло 12 человек и действовало оно нелегально.

 К вопросу об организаторах КМБ предлагаем вашему вниманию презентацию Тарасюго Валерии.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

 

2. Работа в группах.

1 группа – «Книга Бытия украинского народа»;

Вопрос:

Почему документ написан религиозным языком?

Какое место отводится Украине в будущем славянском государстве?

Каким должно быть это государство?

 

2 группа – «Статут Славянского братства Кирилла и Мефодия». Главные идеи.

Вопросы:

Какова цель деятельности общества?

Каким видели члены братства общество будущего?

 

3 группа – «Статут Славянского братства Кирилла и Мефодия». Главные правила.

Вопросы:

Охарактеризуйте основные правила братства и его цели.

 

 3. Анализ работы в группах.

 4. Слово учителя.

В качестве итога нашей работы в группах нам необходимо сформулировать основные программные положения КМБ (формулируют дети)

1. Создание демократической федерации славянских христианских республик.

2. Свержение царизма, уничтожение крепостного права и деления общества на сословия.

3. Обеспечение демократических свобод для всех граждан.

4. Обеспечение равных прав всем славянским народам для развития собственного языка и культуры.

5. Постепенное распространение христианского устройства во всем мире.

 

 5. Слово учителя о раскрытии и доносе на членов КМБ.

3 марта 1847 года студент Киевского университета Алексей Петров сообщил властям про деятельность тайного общества, которое он случайно выявил. Полиция сразу же арестовала ведущих членов этой группы и доставила их в Петербург.

ВИДЕО НАКАЗАНИИ И ШЕВЧЕНКО.

 6. Сообщение Иващенко Алины.

 7. «Открытый микрофон» по группам.

В чем значение деятельности КМБ и Т. Г. Шевченко?

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

 1. Сенкан.

Задание: составить сенкан по теме урока «Кирилло-Мефодиевское братство»

Братство

Тайное, политическое

Объединить, просветить, освободить

Свобода – дороже всего, свобода на вес золота, свобода – когда нечего терять.

Организация, группа, Украина, единство, товарищество. 

  1. Слово учителя.
  2. Вернемся к эпиграфу нашего урока: «От Кирилло-Мефодиевского братства ведет свою историю всё новое украинское политическое движение».

 Как вы считаете, почему Грушевский именно так отзывался о деятельности КМБ?

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

  1. Выставление оценок.
  2. Какие моральные ценности вы вынесете из этого урока?

 

VІI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Параграф 13, документы и материалы после параграфа. Повторить события, известные вам из курса Всемирной истории, как «Весна народов»

Перегляд файлу

2 группа – «Статут Славянского братства Кирилла и Мефодия». Главные идеи.

Учебник стр. 120 -121.

Вопросы:

Какова цель деятельности общества?

Каким видели члены братства общество будущего?

«Статут Слов’янського братства св. Кирила і Мефодія»

І. Головні ідеї:

  •                  необхідність об’єднання слов’янських народів у федеративну державу, в якій на засадах добровільності і виборності кожний народ зберігав би свою волю і самостійність;
  •                  м. Київ – столиця федерації, де збирався б Спільний сейм (один раз на чотири роки);
  •                  досягнення Україною державної незалежності з демократичним ладом за зразком США або Французької республіки;
  •                  кожна слов’янська держава має представляти в цій федерації штат або поділяється на декілька штатів;

для захисту федерації від зовнішніх ворогів передбачалося мати  невелику регулярну армію, кожний штат, крім того, мав би і свої збройні сили. 1. Об'єднання слов'ян. 2. Самостійність.  3. Народне правління. Рівність співгромадян.  4. Християнська віра.  5. Освіченість. Мораль.  6. Слов'янський собор.

1. Визначаємо, що духовне і політичне об’єднання слов’ян є тією справжньою метою, до якої вони повинні прагнути.                                                                                                                                                                                                 2. Визначаємо, що під час об’єднання кожне слов’янське плем’я повинне мати свою самостійність, а такими племенами вважаємо: південно-русів (українців), північно-русів (росіян), білорусів, поляків, чехів зі словенцями, лужичан, ілліросербів з хуруганами(хорватами) і болгар.                                                                                3. Визначаємо, що кожне плем’я повинне мати народне правління і дотримуватися повної рівності співгромадян за їх народженням, християнським віросповіданням і станом.                                                                                                    4. Визначаємо, що правління, законодавство, право власності та освіта у всіх слов’ян повинні ґрунтуватися на святій релігії господа нашого Ісуса Христа.                                                                                                                                             5. Визначаємо, що при такій рівності освіченість і чиста мораль повинні служити умовою участі в правлінні.                                                                                                                                                                                                         6. Визначаємо, що має існувати спільний Слов’янський собор з представників всіх племен».

 

 

 

3 группа – «Статут Славянского братства Кирилла и Мефодия». Главные правила.

Учебник стр. 121.

Вопросы:

Охарактеризуйте основные правила братства и его цели.

ІІ. Головні правила (їх 11)

  •                  визначалися організаційні принципи діяльності товариства, статутні права та обов’язки його членів.

Визначені цілі:

  •                  головна – поширення ідей товариства, шляхом виховання юнацтва, з використанням впливу літератури, шляхом збільшення учасників братства.
  1. Виховання, література.  2. Присяга.  3. Взаємодопомога.  4. Конспірація.  8. Викорінення рабства. Грамотність 11. Таємність

1. Товариство утворюється з метою поширення вищевикладених ідей переважно через виховання юнацтва, літературу і примноження членів товариства. Товариство визнає своїми покровителями святих Кирила і Мефодія і приймає своїм знаком перстень або ікону з іменами чи зображеннями цих святих.                                                                                                                                                                                                    2. Кожний член товариства при вступі приймає присягу використовувати талант, працю, статки, свої громадянські зв’язки для цілей товариства, і якщо б котрийсь з членів зазнав гонінь і навіть страждань за прийняті товариством ідеї, то, відповідно до присяги, він не видасть нікого з членів, своїх побратимів.                                                                                                                                                                               3. У випадку, коли член потрапляє до рук ворогів і залишає в нужді сімейство, товариство допомагає йому.                                                                                                                                                                                           4. Кожний член товариства може прийняти нового члена товариства, не повідомляючи йому імена інших членів. <…>                                                                                                                                                                               8. Товариство буде прагнути зарані про викорінення рабства і всякого примушення бідних класів, а водночас і про повсюдне поширення грамотності.                                                                                                                        9. Як все товариство в цілому, так і кожний член окремо повинні узгоджувати свої дії з євангелійськими правилами любові, покірності і терпіння; правило ж «Мета виправдовує засоби» товариство визнає безбожним. <…>                                                                                                                                                                           11 . Ніхто з членів товариства не повинен оголошувати про існування і склад товариства тим, котрі не вступають або не подають надії на вступ до нього».

 

 

1 группа – «Книга Бытия украинского народа»;

Учебник стр.117.

Вопрос:

Почему документ написан религиозным языком?

Какое место отводится Украине в будущем славянском государстве?

Каким должно быть это государство?

«Книга буття українського народу»

  •                  складається з 109 статей релігійно-повчального характеру;
  •                  показані основні події світової історії з найдавніших часів до середини ХІХ ст. (про визвольну боротьбу українського козацтва і розвиток деспотичного самодержавства в Росії, Французьку революцію кінця ХVIII ст., виступи декабристів і поділи Польщі та ін.)
  •                  український народ був схарактеризований як демократичний, історичне покликання його полягає в тому, щоб підвести інших слов’ян на боротьбу за національне звільнення і створити федерацію вільних слов’янських народів;
  •                  наголошувалося на необхідності ліквідації кріпосницького права і самодержавства;
  •                  задача братства – перебудова суспільства на принципах християнства, поступове поширення християнства на весь світ.
  • У «Книзі буття» викладено 109 положень. У документах жандармського слідства вона фігурує під нашою «Закон Божий». Автор — Микола Костомаров. Оригінальний документ української політичної думки. Згідно з «Книгою буття», політичним ідеалом українського руху є об'єднання усіх незалежних слов'янських народів у федерацію зі столицею в Києві. Цікавою є ідея своєрідного українського месіанства: український народ — найбільш пригноблений і зневажений, а водночас — найбільш волелюбний та демократичний — звільнить росіян від їхнього деспотизму, а поляків — від аристократизму. «Книга буття» пропагувала радикальні конкретні заходи: ліквідацію кріпацтва і самодержавного ладу, відміну смертної кари, свободу віросповідання, доступність освіти, скликання раз на 4 роки найвищого міждержавного органу — Собору (або сейму) для взаємних консультацій. Передбачалося також мати невелике регулярне військо.

Витяг з документу

1.Бог создав світ: небо і землю.

2.Але род чоловічий забув Бога і оддався дияволу,...і на всім світі сталось горе, і біднота, і хорова, і нещастя, і незгода.

3.І так покарав людей справедливий Господь: потом, війнами, мором і найгірше неволею.

4.Нема другого Бога, тільки один Бог, що живе високо на небі, і хоч люди поробили богів в постаті звіриній ічоловічій со страстями і похотями, а то не боги, а то страсті і похоті, а правив над людьми отець страстей і похотей, чоловікоубииця, дияіуш. <...>

95. Лежить в могилі Україна, але не вмерла.

96. Бо голос її, голос, що звав всю Слов'янщину на свободу і братство, розійшовся по світу слов'янському. І одізвався він, той голос України, в Польщі, коли 3 травня постановили поляки, щоб не було панів, а всі були б рівні в Речі Посполитій, а того хотіла Україна ще за 120 літ до того. <...>

100.І голос України одозвався в Московщині, коли після смерті царя Олександра хотіли прогнати царя і панство, і установити Річ Посполитую, і слов'ян поєднати, по образу іпостасей божественних нерозділимо і незмісимо; а сього Україна ще за двісті років до того хотіла.

101.І не допустив до того деспот, одні положили живот свій на шибениці, других закатували в копальнях, третіх послали на заріз черкесові.

103. Бо голос України не затих. І встане Україна зі своєї могили і знову озоветься до всіх братів своїх слов'ян, і почують крик її, і встане Слов'янщинаі не позостанеться ні царя, ні царевича, ні царівни, ні князя, ні графа, ні герцога, ні сіятельства, ні превосходительства, ні пана, ні боярина, ні кріпака, ні холопа — ні в Московщині, ні в Польщі, ні в Україні, ні в Чехії, ні у хорутан, ні у сербів, ні у болгар.

104. І Україна буде непідлеглою Річчю. Посполитою в союзі Слов'янськім. Тоді скажуть всі язики, показуючи рукою на те місто, де на карті буде намальована Україна: «От камень, него же не берегоша зиждущие, той оисть во главу угла».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

zip
Додано
10 січня 2019
Переглядів
2173
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку