Класна година "Дерево міцне корінням, а людина друзями"

Про матеріал
Подготовила учитель 2-Б класса Светлодарской ОШ І-ІІІ ступеней В.А.Патремай Тема: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями» Цель: Дать понятие дружбы, ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья, учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, разделять радости и печали. Развивать умения аргументировать свою точку зрения. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу. Оборудование: кроссворд, кукла Старуха Шапокляк, иллюстрации, аудиозапись песни В.Шаинского «Дружба крепкая не сломается», пословицы, атрибуты к сценкам. Ход классного часа І.Организационный момент Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! – Каким бы вы хотели видеть наш классный час? С каким настроением вы его начинаете? Покажите мне, пожалуйста, при помощи мимики. (Дети показывают с помощью мимики своё настроение ) II. Мотивация классного часа Учитель: А чтобы тему классного часа узнать, нужно нам загадки отгадать, затем назвать первые буквы отгадок, и расставить их в нужном порядке. В воде Она живет. Нет клюва, А клюет. (Рыба) Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Пусть он скрылся под корой - Все равно он будет мой! (Дятел) В жаркой Африке гуляет, Длинной шеей удивляет, Сам высокий, будто шкаф, Жёлтый, в пятнышках … (Жираф) У меня девиз простой - «Всё своё, ношу с собой!» Две антенны над калиткой, Домик свой несёт... (Улитка) Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист) Проворная зверюшка Живет в дупле-избушке. Целый день скок-поскок, Отыскала грибок, Нанизала на сучок, Заготовила впрок. (Белка) Ответ: дружба. Учитель: Молодцы! Сегодня мы будем говорить о дружбе. К нам пожаловал гость, который попросил о помощи, а чтобы узнать кто это, нужно отгадать загадку. У бабулички чудной Нрав весёлый, заводной. Сумочка в руке её – Там животное одно. Без друзей она грустит И от скуки всем вредит. Ей без шалостей никак Хулиганит...(Шапокляк) Встречайте, наш гость! Старуха Шапокляк. Дети, сегодня у нас не просто классный час, а классный час-путешествие. Старуха Шапокляк не понимает, что такое дружба. Она не знает, для чего она нужна. И ей срочно нужно попасть в страну Дружбы, где живёт пословица «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями». Но мы поможем ей? Чтобы добраться туда, надо пройти немало испытаний: мы пересечём море Ситуаций, проедем по королевству Пословиц, побываем в городе Игр и Викторин. Ну что ж, мы поставили перед собой цель – помочь Старухе Шапокляк. Определили задачу – научить нашу гостью дружить и помочь добраться в страну Дружбы. Начинаем творить чудо! В путь в страну Дружбы! (Звучит песня В.Шаинского «Дружба крепкая не сломается» в исполнении Кристины М.) Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождя и вьюг. Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит — Вот что значит настоящий, верный друг! — 2 раза Мы поссоримся и помиримся Не разлить водой — шутят все вокруг. В полдень или в полночь Друг придет на помощь Вот что значит настоящий, верный друг! — 2 раза Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг. Нужным быть кому-то В трудную минуту — Вот что значит настоящий, верный друг! — 2 раза ІІІ. Работа над понятием «дружба» Ребята, сначала надо объяснить Старухе Шапокляк, что такое «дружба». 1)Игра «Закончи предложение» Дружба это… (Ответы детей) Учитель: Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах. Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга великое благо. 2)Лирическая нотка. А вот как понимают слово «Дружба» ваши одноклассники Максим и Алексей. Стихотворение «Дружба» - Что такое Дружба?- Спросил я у птицы. - Это когда коршун Летает вместе с синицей. Спросил я у зверя: - Что такое Дружба?- - Это когда зайцу Лисы бояться не нужно. А после спросил у девочки: - Дружба – что такое? - Это что-то огромное, Радостное, большое. Это когда ребята все сразу, Все вместе играют. Это когда мальчишки Девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и взрослые, и дети! Учитель: Считаете ли вы наш класс дружным? – Что нужно сделать для того, чтобы все в классе жили дружно? – Что сможешь сделать для этого ты? ІV.Работа над понятием «настоящий друг» Учитель: Ребята, давайте объясним Старухе Шапокляк каким должен быть настоящий друг? (Ответы детей) Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть настоящий друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что “дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь”. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте сказать, что нужно сделать и подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации. 1)Анализ ситуаций Ситуация №1 Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь, себя не жалеть».) Ситуация №2 Вы играли в футбол. Ваш друг подвернул ногу. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».) Ситуация №3 Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. ( Подарок не приму и скажу: «Друга за деньги не купишь».) Учитель: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу Владимир Иванович Даль в своем знаменитом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие (способность совершать хорошие поступки без ожидания взаимной благодарности). Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому, что близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одёжке: кто модно и богато одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявление порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. 2)Инсценировка ситуаций 1. Сценка “Друзья” Однажды Славик принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”. - Давай! – согласился Славик. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру. - Я – Славика друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть. На другой день Егор принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим. - Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть. Но тут подошел Славик. - И меня примите. - Нет, не примем, - сказал Максим. - Почему? – удивился Славик. – Ты же мой друг, сам вчера говорил. - То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Егором дружу! Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему? Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир. 2. Сценка из школьной жизни (Автор, Сергей, Максим, учительница.) Автор. Итак, перемена. Следующий урок – литературное чтение. Сергей (подбегая к Максиму). Максим! Ты мой друг! Выручай. Я не выучил стихотворение Якова Акима «Первый снег». Скажи учительнице, что и ты не выучил. Автор. Максим спешит и не успевает сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок. Учительница (заходит в класс). Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодняшний урок начнем с опроса стихотворения «Первый снег». Ее нам расскажет Максим. Автор. Максим с выражением читает стихотворение. Учительница. Молодец! Автор. Похвалила учительница. Учительница. Ставлю тебе «двенадцать»! Сергей (шепотом). Как тебе не стыдно! Автор. И Сергей отвернулся к окну. -Как бы вы оценили поведение Максима? -Как вы оцениваете поступок Сергея? -А теперь давайте подумаем, если бы эта ситуация произошла между настоящими друзьями. Как бы поступил Сергей? Вывод: Умей поддерживать друга в радости, радоваться за его достижения, успехи. 3. Сценка “по рассказу М. Пляцковского «Урок дружбы»” Жили два воробья Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. “Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется”, — подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику. — Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем. — Не надо... Зачем?— стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашел — ты и ешь! — Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья все должны делить пополам. Разве не так? — Ты, наверно, прав, — ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал: — Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы! Учитель: 1. Кто из двух воробьев — настоящий друг? Почему? 2. Исправился ли Чик? Из каких слов это видно? Учитель: Люди сложил очень много пословиц и поговорок о дружбе, давайте попробуем вспомнить некоторые из них. Я начну, а вы продолжайте. 3) Игра «Скажи конец пословицы» 1. Дружба не гриб, в лесу…(не найдёшь). 2. Хочешь дружбы - будь…( другом). 3. Старый друг лучше ... (новых двух). 4. Без беды друга ... (не узнаешь). 5. Нет друга, так ищи, а нашел так ... (береги). 6. Дерево крепко корнями, а человек…( друзьями). 7. Трусливый друг опаснее…( врага). 8. Не имей сто рублей, а…(имей сто друзей). Учитель: Люди, которые дружат, могут быть совсем разными и не похожими друг на друга. Вы можете в этом сами убедиться. Давайте вспомним, кто и с кем дружил в сказках и других детских книгах. 4) Викторина «Назови персонажа» 1.Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили … . Назовите этих друзей – музыкантов (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес и Осел) 2.Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слонёнок) 3.Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда) 4.Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес «Я самый больной человек в мире!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье) 5.У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом с ней. Кто он? (Пудель Артемон). 6. Герои Эдуарда Успенского решили подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили – все и подружились. Кто были эти герои? (Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя) Учитель: Ребята, мы с вами сегодня много говорили о качествах настоящего друга. Старуха Шапокляк принесла нам список качеств, она наверное хочет нас запутать. Я буду вам называть разные качества, если они подходят к дружеским отношениям вы хлопайте в ладоши, а если нет, тогда топайте ногами. 5) Игра «Я знаю, каким должен быть друг» Слова: жадный, отзывчивый, глупый, капризный, скромный, надёжный, задиристый, лживый, самовлюблённый, добрый, бескорыстный, равнодушный, понимающий, порядочный, верный, эгоистичный, настоящий, завистливый, злобный, преданный. Учитель: Ребята, как вы думаете, с кем мы можем дружить? - Друг с другом, с учителями, родителями, животными и т.д. - Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и на улице, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит … А о чем она гласит вы узнаете, когда правильно ее соберете из слов, рассыпанных на доске. 6) Игра «Собери пословицу» «Нет лучше дружка, чем родная матушка». Хорошо. Так о чем говорит нам эта пословица? - О том, что семья – лучший друг 7)Физминутка «Если есть хороший друг». Настроение упало, - (опускают руки вниз) Дело валится из рук… - (качание головой, встряхивают кистями) Но еще не все пропало, - (разводят руками) Если есть хороший друг. – (разворачиваются лицами др. к другу) С делом справимся вдвоем, - (пожимают друг другу руки) С облегчением вздохнем – (делают глубокий вдох, выдох) Настроение поднимем – (нагибаются и медленно выпрямляются) И от пыли отряхнем! – (отряхиваются). V. Работа над понятием « Хорошо ли без друзей» Учитель: В жизни, однако, встречаюся люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека. Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Заслушайте в связи с этим 1) Стихотворение Агнии Барто «Требуется друг» Все живут -не тужат, А со мной не дружат! Бант у Кати расписной. Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: —Дружи со мной... Мы же одногодки. Как сестрички мы почти, Мы как две голубки Из одной скорлупки. Я шепчу: — Но ты учти - Ты во всем должна идти Другу на уступки. Предлагаю Ильиной - Ты дружи со мной одной! Есть разряд у Ильиной - И спортивный свитер, И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной, Стану знаменита! Все пятерки до одной У Светловой Нади. Я прошу: - Ты со мной Подружись хоть на день! Мы с тобой поладим: Будешь ты меня спасать - Дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы! Говорят: Молчала бы! Не вставать же на колени, Уговаривать подруг... Напишу я объявленье: Срочно требуется друг. Учитель: Вы хотели ли быть похожими на героиню стихотворения? А кто бы хотел себе иметь такого друга, поднимите руку? Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный и доброжелательный. Он и советы дает, и развеселит, и уговорит ... А вот другом его назвать — язык не поворачивается. И это только потому, что общаясь с вами, он в действительности занят одним собой. Он, как героиня стихотворения, думает только о себе. К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят нашего класса, а иногда бывает так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав его, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей. А стихотворение вам прочитает Сергей. Внимательно слушайте. 2)Лирическая нотка Однажды на лужайке подрались два козла, Подрались для забавы, не то чтобы со зла. Один из них тихонечко приятеля лягнул, Другой из них тихонько приятеля боднул. Один лягнул приятеля немного посильней, Другой боднул приятеля немного побольней. Один разгорячился, лягнул, что было сил, Другой его рогами под брюхо зацепил. Кто прав , а кто виновен – запутанный вопрос, Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез. Я вспомнил эту драку, когда передо мной, На школьной перемене такой же вспыхнул бой. -Спасибо, садись. Все внимательно слушали стихотворение? А теперь скажите мне, о чем оно? Что автор хотел нам сказать, как вы думаете? Можно ли такое отношение назвать дружеским? Правильно, конечно же нельзя. И я надеюсь, что вы не будете похожими на героев этого стихотворения. VІ. Итог классного часа 1)Игра «Клубочек» Дети по очереди называют имена друг друга со словами: «Я рад, Тихон, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз со словами, чтобы не разорвать общий круг. Посмотрите все на нас, Обещаем мы сейчас: Это будет самый лучший, Самый дружный в школе класс! Учитель: А теперь давайте вспомним какая конечная остановка нашего путешествия? Правильно страна Дружбы, где живёт пословица «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями». - Объясните смысл этой пословицы? -Почему дерево не падает? Что его держит? – Как чувствует себя дерево, у которого мало корней? – Да плохо, оно неустойчиво, при непогоде может упасть. - Кто может помочь нам в трудную минуту? – Как чувствует себя человек, у которого нет друзей? – Я согласна ему одиноко и грустно. -Я, надеюсь, Старуха Шапокляк поняла почему она хулиганит, потому что у неё нет друзей, и от этого ей одиноко и грустно. Но мы с вами совершили настоящее чудо, мы научили Старуху Шапокляк дружить. А еще Старуха Шапокляк определила для себя главные законы дружбы. Давайте-ка проверим, она ничего не напутала? 2) Основные законы дружбы: 1. Один за всех, и все за одного. 2. Дружите, не обижайте друзей и всех кто вас окружает. 3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу. 4. Радуйтесь вместе с друзьями. 5. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не нарушайте своих обещаний. 6. Берегите друзей, ведь друга легко потерять. Учитель: Впереди у вас длинная дорога жизни. Пусть на вашем жизненном пути встречаются хорошие, благородные люди, которые станут вашими друзьями. Так давайте, давайте дружить, Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся. Если дружбой всегда дорожить, То любое желанье исполнится. - Вот и подошёл наш классный час к концу. А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки - это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудную минуту и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливого Кота Леопольда…(Ребята, давайте жить дружно!).
Перегляд файлу

                                                                                        Подготовила учитель 2-Б класса

                                                                                        Светлодарской ОШ І-ІІІ ступеней

                                                                                        В.А.Патремай

 

Тема: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями»

Цель: Дать понятие дружбы, ознакомить с правилами дружбы, показать важность     истинных друзей в жизни человека, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья, учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, разделять радости и печали. Развивать умения аргументировать свою точку зрения. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

Оборудование: кроссворд, кукла Старуха Шапокляк, иллюстрации, аудиозапись песни В.Шаинского «Дружба крепкая не сломается», пословицы, атрибуты к сценкам.

 

                                                      Ход классного часа

І.Организационный момент

Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

 Каким бы вы хотели видеть наш классный час? С каким настроением вы его начинаете? Покажите  мне, пожалуйста, при помощи мимики. (Дети показывают с помощью мимики  своё настроение )

II. Мотивация классного часа 

Учитель: А чтобы тему классного часа узнать, нужно нам загадки отгадать, затем назвать первые буквы отгадок, и расставить их в нужном порядке.

В воде
Она живет.
Нет клюва,
А клюет. (Рыба)

Я по дереву стучу, 
Червячка добыть хочу,
Пусть он скрылся под корой -
Все равно он будет мой! (Дятел)

В жаркой Африке гуляет,

 Длинной шеей удивляет,

 Сам высокий, будто шкаф,

 Жёлтый, в пятнышках … (Жираф)

 

У меня девиз простой -
«Всё своё, ношу с собой!»
Две антенны над калиткой,
Домик свой несёт... (Улитка)

 

 Это старый наш знакомый:

 Он живет на крыше дома –

 Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

 Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

 

Проворная зверюшка
Живет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок. (Белка)

Ответ: дружба.

 Учитель: Молодцы!  Сегодня мы будем говорить о дружбе.

К нам пожаловал гость, который попросил о помощи, а чтобы узнать кто это, нужно отгадать загадку.

 У бабулички чудной

Нрав весёлый, заводной.

Сумочка в руке её –

Там животное одно.

Без друзей она грустит

И от скуки всем вредит.

Ей без шалостей никак

Хулиганит...(Шапокляк)

 Встречайте, наш гость!   Старуха Шапокляк.  Дети,  сегодня у нас не просто классный час, а классный час-путешествие. Старуха Шапокляк  не понимает, что такое дружба. Она не знает, для чего она нужна. И ей срочно нужно попасть в страну Дружбы, где живёт пословица «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями». Но мы поможем ей? Чтобы добраться туда, надо пройти немало испытаний: мы пересечём море Ситуаций,

проедем по королевству Пословиц, побываем в городе Игр и Викторин.

Ну что ж, мы поставили перед собой цель – помочь Старухе Шапокляк. Определили задачу – научить нашу гостью дружить и помочь добраться в страну Дружбы. Начинаем творить чудо! В путь в страну Дружбы! (Звучит песня В.Шаинского «Дружба крепкая не сломается» в исполнении Кристины М.)

 Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождя и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит —

Вот что значит настоящий, верный друг! — 2 раза

 

Мы поссоримся и помиримся

Не разлить водой — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь

Вот что значит настоящий, верный друг! — 2 раза

 

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то

В трудную минуту —

Вот что значит настоящий, верный друг! — 2 раза

 

ІІІ. Работа над понятием «дружба»

Ребята, сначала надо объяснить Старухе Шапокляк, что такое «дружба».

1)Игра «Закончи предложение»

Дружба это… (Ответы детей)

Учитель:  Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах. Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга великое благо. 

 2)Лирическая нотка.

А вот как понимают слово «Дружба» ваши одноклассники Максим и Алексей.

Стихотворение «Дружба»

- Что такое Дружба?-

Спросил я у птицы.

- Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросил я у зверя:

- Что такое Дружба?-

- Это когда зайцу

Лисы бояться не нужно.

А после спросил у девочки:

- Дружба – что такое?

- Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

          И звери, и птицы, и взрослые, и дети!

 Учитель:  Считаете ли вы наш класс дружным?
– Что нужно сделать для того, чтобы все в классе жили дружно?
– Что сможешь сделать для этого ты?

 

 ІV.Работа над понятием «настоящий друг»

Учитель: Ребята, давайте объясним Старухе Шапокляк каким должен быть настоящий друг? (Ответы детей)

Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть настоящий друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что “дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь”. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте сказать, что  нужно сделать и подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации.

 

1)Анализ ситуаций

 Ситуация №1

   Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь, себя не жалеть».)

Ситуация №2

 Вы играли в футбол. Ваш друг подвернул ногу. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

Ситуация №3

 Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. ( Подарок не приму и скажу: «Друга за деньги не купишь».) 

Учитель:  «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу Владимир Иванович Даль в своем знаменитом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие (способность совершать хорошие поступки без ожидания взаимной благодарности). Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому, что близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одёжке: кто модно и богато одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявление порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

 2)Инсценировка ситуаций

1. Сценка “Друзья”

Однажды Славик принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.

- Давай! – согласился Славик.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я – Славика друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Егор принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.

Но тут подошел Славик.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? – удивился Славик. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Егором дружу!

Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир. 

2. Сценка из школьной жизни

(Автор, Сергей, Максим, учительница.)

Автор. Итак, перемена. Следующий урок – литературное чтение.

Сергей (подбегая к Максиму). Максим! Ты мой друг! Выручай. Я не выучил стихотворение Якова Акима «Первый снег». Скажи учительнице, что и ты не выучил.

Автор. Максим спешит и не успевает сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок.

Учительница (заходит в класс). Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодняшний урок начнем с опроса стихотворения «Первый снег». Ее нам расскажет Максим.

Автор. Максим с выражением читает стихотворение.

Учительница. Молодец!

Автор. Похвалила учительница.

Учительница. Ставлю тебе «двенадцать»!

Сергей (шепотом). Как тебе не стыдно!

Автор. И Сергей отвернулся к окну.

 -Как бы вы оценили поведение Максима?

 -Как вы оцениваете поступок Сергея?

 -А теперь давайте подумаем, если бы эта ситуация произошла между настоящими друзьями. Как бы поступил Сергей?

 Вывод: Умей поддерживать друга в радости, радоваться за его достижения, успехи.

3.  Сценка “по рассказу М. Пляцковского «Урок дружбы»”

 Жили два воробья Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

“Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется”, — подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

 Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

 Не надо... Зачем?— стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашел — ты и ешь!

 Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

 Ты, наверно, прав, — ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его.

Взял Чик пять зернышек и сказал:

 Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы!

Учитель:

1. Кто из двух воробьев — настоящий друг? Почему?

2. Исправился ли Чик? Из каких слов это видно?

Учитель: Люди сложил очень много пословиц и поговорок о дружбе, давайте попробуем вспомнить некоторые из них. Я начну, а вы продолжайте.

 3) Игра «Скажи конец пословицы»            

  1. Дружба не гриб, в лесу…(не найдёшь).

 2.   Хочешь дружбы -  будь…( другом).

3.   Старый друг лучше ... (новых двух).

 4.   Без беды друга ... (не узнаешь).

 5.   Нет друга, так ищи, а нашел так ... (береги).

 6.   Дерево крепко корнями, а человек…( друзьями).

  7.  Трусливый друг опаснее…( врага). 

  8.   Не имей сто рублей, а…(имей сто друзей).

Учитель:  Люди, которые дружат, могут быть совсем разными и не похожими друг на друга. Вы можете в этом сами убедиться. Давайте вспомним, кто и с кем дружил в сказках и других детских книгах.
4) Викторина «Назови персонажа»
1.Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили … . Назовите этих друзей – музыкантов (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес и Осел)

2.Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слонёнок)

3.Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда)

4.Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес «Я самый больной человек в мире!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье)

5.У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом с ней. Кто он? (Пудель Артемон).
6. Герои Эдуарда Успенского решили подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили – все и подружились. Кто были эти герои? (Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя)

 

Учитель:  Ребята, мы с вами сегодня много говорили о качествах настоящего друга. Старуха Шапокляк принесла нам список качеств, она наверное хочет нас запутать. Я буду вам называть разные качества, если они подходят к дружеским отношениям вы хлопайте в ладоши, а если нет, тогда топайте ногами.

5) Игра «Я знаю, каким должен быть друг» 

Слова: жадный, отзывчивый,  глупый, капризный, скромный, надёжный, задиристый, лживый, самовлюблённый, добрый, бескорыстный, равнодушный, понимающий, порядочный, верный, эгоистичный,  настоящий, завистливый, злобный,  преданный.

Учитель: Ребята, как вы думаете, с кем мы можем дружить?

- Друг с другом, с учителями, родителями, животными и т.д.

- Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и на улице,  но все-таки самая  главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит … А о чем она гласит вы узнаете, когда правильно ее соберете из слов, рассыпанных на доске.

6) Игра «Собери пословицу»

«Нет лучше дружка, чем родная матушка».

Хорошо. Так о чем говорит нам эта пословица?

- О том, что семья – лучший друг

7)Физминутка «Если есть хороший друг».

Настроение упало, - (опускают руки вниз)

Дело валится из рук… - (качание головой, встряхивают кистями)

Но еще не все пропало, - (разводят руками)

Если есть хороший друг. – (разворачиваются лицами др. к другу)

С делом справимся вдвоем, - (пожимают друг другу руки)

С облегчением вздохнем – (делают глубокий вдох, выдох)

Настроение поднимем – (нагибаются и медленно выпрямляются)

И от пыли отряхнем! – (отряхиваются).

 

 V. Работа над понятием « Хорошо ли без друзей»

Учитель:  В жизни, однако, встречаюся люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека. Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, беспрекословно им  подчинялись.

Заслушайте в связи с  этим

1) Стихотворение Агнии Барто «Требуется друг»

Все живут -не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной.

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: —Дружи со мной...

Мы же одногодки.

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: — Но ты учти -

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной -

Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной -

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: - Ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать -

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг...

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг.

Учитель: Вы хотели ли быть похожими на героиню стихотворения? А кто бы хотел себе иметь такого друга, поднимите руку? Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный и доброжелательный. Он и советы дает, и развеселит, и уговорит ... А вот другом его назвать — язык не поворачивается. И это только потому, что общаясь с вами, он в действительности занят одним собой. Он, как героиня стихотворения, думает только о себе. К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят нашего класса, а иногда бывает так, как в стихотворении «Два козла». Может быть,  прослушав его, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей. А стихотворение вам прочитает Сергей. Внимательно слушайте.

  2)Лирическая нотка

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонечко приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немного посильней,

Другой боднул приятеля немного побольней.

Один разгорячился, лягнул, что было сил,

Другой его рогами под брюхо зацепил.

Кто прав , а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а  всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной,

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

 -Спасибо, садись. Все внимательно слушали стихотворение? А теперь скажите мне, о чем оно? Что автор хотел нам сказать, как вы думаете? Можно ли такое отношение назвать дружеским? Правильно, конечно же нельзя. И я надеюсь, что вы не будете похожими на героев этого стихотворения.

 

 VІ. Итог классного часа

1)Игра «Клубочек»

Дети по очереди  называют имена друг друга со словами: «Я рад, Тихон, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз со словами, чтобы не разорвать общий круг.

Посмотрите все на нас,

Обещаем мы сейчас:

Это будет самый лучший,

Самый дружный в школе класс!

Учитель:   А теперь давайте вспомним какая конечная остановка нашего путешествия? Правильно страна Дружбы, где живёт пословица «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями».

- Объясните смысл этой пословицы?  

-Почему дерево не падает? Что его держит?

 – Как чувствует себя дерево, у которого мало корней?
– Да плохо, оно неустойчиво, при непогоде может упасть.
- Кто может помочь нам в трудную минуту?

– Как чувствует себя человек, у которого нет друзей?
– Я согласна ему одиноко и грустно. 

-Я, надеюсь, Старуха Шапокляк поняла почему она хулиганит, потому что у неё нет друзей, и от этого ей одиноко и грустно.

Но мы с вами совершили настоящее чудо, мы научили Старуху Шапокляк дружить. А еще Старуха Шапокляк определила для себя главные законы дружбы. Давайте-ка проверим, она ничего не напутала?

2) Основные   законы дружбы:

  1. Один за всех, и все за одного.
  2. Дружите, не обижайте друзей и всех кто вас окружает.
  3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
  4. Радуйтесь вместе с друзьями.
  5. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не нарушайте своих обещаний.
  6. Берегите друзей, ведь друга легко потерять.

Учитель:  Впереди у вас длинная дорога жизни. Пусть на вашем жизненном пути встречаются хорошие, благородные люди, которые станут вашими друзьями.

                      

                       Так давайте, давайте дружить,

                       Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

                       Если дружбой всегда дорожить,

                      То любое желанье исполнится.

- Вот и подошёл наш классный час к концу. А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки - это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудную минуту  и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливого Кота Леопольда…(Ребята, давайте жить дружно!).

docx
Додано
14 квітня 2019
Переглядів
1010
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку