Материал позволяет обсудить с ребятами, в чем заключается духовный мир личности;
задуматься о проявлении в человеке потребности увидеть великое в других людях.
Классный час
«ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ»
Цели:
1.Обсудить с ребятами, в чем заключается духовный мир личности;
2.Задуматься о проявлении в человеке потребности увидеть великое в других людях.
Оборудование: презентация, стихи, афоризмы, задания для групповой и индивидуальной работы, «Толковый словарь» Ожегова.
Ход занятия:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
1.Мотивационный блок.
Учитель:
Замечательный человек нашего времени, священник Александр Мень говорил:»Я хотел бы, чтобы мы с честью вышли из сегодняшних кризисов. Но без развития в себе духовных начал это невозможно».
Тема нашего классного часа «Духовный мир личности».Предлагаю обсудить, в чем он заключался. Задуматься о проявлении в человеке потребности увидеть великое в других людях.
Видный русский философ Г.П.Федотов писал, что «Дух, духовная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек, его дух и культура – венец и цель мироздания. Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека».
Учитель:
А как вы думаете, над чем рассуждает философ, о какой потребности человека он говорит?
2.Работа с понятием.
Ученик: Заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В значении слова:
« Ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала....»
Учитель:Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?
А теперь давайте сами растолкуем слово ЛИЧНОСТЬ ( детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача- наполнить поле «ЛИЧНОСТЬ»).
Л- Легкомысленный, лжец, любознательный.
И- игривый, игнорируемый, импульсивный
Ч- честность, чуткость, честолюбие.
Н- нравственный, настоящий, несправедливый
О- обманчивый, образованный, ответственный.
С- стойкий, смелый, состоятельный
Т- темпераментный, толерантный, тактичный
Ь
Почему вы выбрали не все качества? О каких качествах могут рассказать афоризмы- крылатые выражения? ( выступление группы)
3.Ученики предложили высказывания:
1.Уважен хочешь быть- умей других уважать.(пословица)
2.Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих.(А.Ахматова)
3.Не закидывай головы: спотыкнёшься.(пословица)
4.На полатях лежать- ломтя не видать.(пословица)
5.Пустая бочка пуще гремит.(пословица)
Упражнение «Словесный портрет»
А кто нас делает человеком? Нарисуйте словесный портрет( можно проиллюстрировать) человека привычки и человека воли. В чём будет заключаться их различие?
Беседа(высказывания детей)
1.Как вы думаете, как сделать свой мир богаче и красочнее?
2.Каким образом происходит становление личности?
3.в чем проявляются высокие стремления и возможности человека?
Ярким примером могут служить судьбы великих людей. Приоткроем страницы их жизни. (Ребята объединяются в группы, получают тексты и вопросы к ним)
Мы соприкоснулись с судьбами великих людей. Они посвящали свою жизнь благу других. Для чего им это было нужно?
Я предлагаю вашему вниманию небольшое стихотворение-притчу:
Учитель и ученики
-Почувствовать своей чужую боль –
Вот моего ученья смысл и соль.
Мы отвечали: – Что ж тут не понять?
Он нервничал. Он начал нам пенять:
– Почто ж тогда, – он говорил в сердцах, –
Сии слова не пишете в сердцах?
Любите ближнего, как самого себя,
Пусть боль его покажется нелепой, неправильной...
Мы отвечали: – Проще репы пареной такой завет.
Записывать? Зачем?
Возлюбим ближнего. Нет никаких проблем!
Он нервничал, он начал нам пенять:
– Пять тысяч лет пройдет – вам не понять!
Как бы вы продолжили слова учителя? Какие искры своей души пытался зажечь в душах своих учеников учитель?
Тренинг «Волшебные руки»(10 пальцев- 10 качеств.)
На листке выразить в баллах сформированность каждого.(индивидуально)
Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности |
Степень сформированности (от 1 до 5 баллов) |
|
Человечность |
1.Благодарность 2.Великодушие 3.Вежливость 4.Доброжелательность 5.Сострадание 6.Любовь к людям 7.Забота о ближних 8.Послушание 9.Щедрость 10.Умение прощать |
|
Сделай вывод: |
К чему ещё стремиться? |
|
Рефлексия: отметить цветом ваше отношение к теме нашего разговора:
а) синий цвет(холодно): не собираюсь об этом думать, по крайней мере сейчас;
б) белый цвет(норма): актуальная тема, есть над чем поразмышлять;
в)красный цвет( жарко):тема очень волнует меня, я стараюсь работать над собой.
Учитель Подводя итоги нашего классного часа, хочется отметить:
Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь.