Урок №
Тема:
Цели урока:
Тип урока:
Формы работы:
Оборудование:
Прогнозируемые результаты: |
Классификация химических реакций по разным признакам. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Обратимые и необратимые реакции.
Обобщение и систематизация знаний учащихся о химических реакциях; ознакомить с классификацией реакций на обратимые и необратимые; Развивать навыки и умения определения типов химических реакций по уравнениям и составления химических уравнений; Формировать знания учащихся о химических уравнениях на примерах классификации уравнений реакции по тепловому эффекту, наличии катализатора, изменения степени окисления атомов в процессе химической реакции; Воспитывать любовь к природе и глубокое понимание процессов, происходящих в ней, посредством применения химических знаний, знаний географии и геологии.
Комбинированный урок усвоения знаний и навыков и творческое применение их на практике.
Рассказ учителя, фронтальный опрос, работа с книгой и справочником, работа в группах, работа в парах, демонстрационный эксперимент, самостоятельная работа.
ПСХЕ Д. И. Менделеева, таблица растворимости, ряд активности металлов, правила техники безопасности, индивидуальные справочники, раздаточный материал, химическое оборудование и реактивы.
Учащиеся умеют определять типы химических реакций по уравнениям и составлять химические уравнения; ориентируются в видах и способах классификации химических реакций. |
Ход урока
Надеюсь, сегодняшний наш урок будет взаимно интересным, познавательным и плодотворным.
(беглая проверка домашнего задания)
И так, сегодня мы начинаем изучение достаточно обширной темы «Химические реакции».
Сегодня нелегкая будет задача.
Пусть нам сопутствует с вами удача!
Теперь открыли тетради и записали число, классная работа, тема …
Для того, чтобы это выяснить, я предлагаю небольшую «Зарядку для ума»
Сколько чудес дарит химия нам!
О самых простых я загадки задам.
Ответы ищите в домашнем быту.
Природы откроют они красоту.
А если с ответом вам туго придется,
В справочничке подсказка найдется.
(на последних страницах справочничка находятся подсказки. Можете сразу с ними ознакомиться. От вас требуется написать схемы реакций и определить их тип.)
/щелочной металл + вода/
/карбонатная Н₂СО₃, сульфитная Н₂SО₃/
/натрий, хлор, поваренная соль-натрий хлорид/
/гашение извести СаО водой/
/реакция нейтрализации/
Теперь подытожим все, что повторили.
Знания ваши проверим скорей!
Работаем устно. Ну же, смелей!
«Блиц-опрос»
Одни вещества превращая в другие,
Реакции делим на классы такие:
Классификация химических реакций.
Работа с учебником в группах.
Заслушиваются ответы каждой группы – 1 чел.,
демонстрация опыта – 1 чел., написать реакцию – 1 чел.
/ответ учащихся/
Что же получается? Реакции первой, третьей и четвертой групп протекают только в одном направлении и их продукты ни при каких температуре и давлении не смогут взаимодействовать с образованием веществ, которые были реагентами. Такие реакции будут называться необратимыми.
А как же будет называться реакция разложения карбонатной кислоты?
Ответ вы сможете сыскать
На странице 75!
/ответ учащихся/
Вы термины новые нынче узнали,
Правила с книги в тетрадь записали.
А прямой и обратной что называем –
На семьдесят шестой странице читаем.
Так какие классификации реакций мы сегодня выучили на уроке?
Теперь наши знания мы закрепим
И упражнения быстро решим.
/комментарии с места, самопроверка/
Работать командами снова придется.
Игра «Цепочка»
Игра на скорость: какая команда быстрее и правильнее уравняет предложенные реакции и определит их тип по изученным классификациям.
I команда
|
II команда
|
III команда
|
IV команда
|
Время не будем расходовать даром.
Знания чтобы сейчас закрепить,
Нужно природы задачки решить.
На каждой парте в конце справочничков находится персональное задание по одному из химических чудес природы, изображенных на доске. На подготовку отводится не более 3-х минут.
Каждый участник пары постарается написать свои реакции, а после – сделаете взаимопроверку.
Времени мало осталось у нас.
Сколько воды нужно в известь долить,
Килограмм негашеной чтоб погасить?
Время уходит… зовет нас с собой.
Дневник поскорее теперь ты открой.
Домашнее задание будет двойным
Знания с творчеством совокупим.
А оценки за урок предлагаю вам выставить себе самостоятельно по методу Райтенга (выставляете суммарную оценку за урок, а я через дробь поставлю свою). А в дневники вам Лариса Петровна поставит на следующем уроке.
Урок