Классификация химических реакций по разным признакам. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Обратимые и необратимые реакции.

Про матеріал
Обобщение и систематизация знаний учащихся о химических реакциях; ознакомить с классификацией реакций на обратимые и необратимые;
Перегляд файлу

Урок №


Тема:

 

 

 

Цели урока:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока:

 

 

Формы работы:

 

 

 

Оборудование:

 

 

 

Прогнозируемые результаты:

Классификация химических реакций по разным признакам. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Обратимые и необратимые реакции.

 

Обобщение и систематизация знаний учащихся о химических реакциях; ознакомить с классификацией реакций на обратимые и необратимые;

Развивать навыки и умения определения типов химических реакций по уравнениям и составления химических уравнений;

Формировать знания учащихся о химических уравнениях на примерах классификации уравнений реакции по тепловому эффекту, наличии катализатора, изменения степени окисления атомов в процессе химической реакции;

Воспитывать любовь к природе и глубокое понимание процессов, происходящих в ней, посредством применения химических знаний, знаний географии и геологии.

 

Комбинированный урок усвоения знаний и навыков и творческое применение их на практике.

 

Рассказ учителя, фронтальный опрос, работа с книгой и справочником, работа в группах, работа в парах, демонстрационный эксперимент, самостоятельная работа.

 

ПСХЕ Д. И. Менделеева, таблица растворимости, ряд активности металлов, правила техники безопасности, индивидуальные справочники, раздаточный материал, химическое оборудование и реактивы.

 

Учащиеся умеют определять типы химических реакций по уравнениям и составлять химические уравнения; ориентируются в видах и способах классификации химических реакций.

 


Ход урока

  1. Организационный момент.
  • Слово учителя.  Добрый день, ребята. Прошу занять свои места. Прежде всего, хочу представиться… Ваши имена я прочту на бейджиках.

Надеюсь, сегодняшний наш урок будет взаимно интересным, познавательным и плодотворным.

  • Обратите внимание на папочки, лежащие на ваших партах. Там содержится справочная информация по теме нашего урока. Ознакомьтесь с ними.
  • Есть ли дежурные в классе? Напишите, пожалуйста на листочке фамилии отсутствующих.
  • Домашнее задание. Ваше домашнее задание пригодится нам при изучении новой темы.

(беглая проверка домашнего задания)

  • Слово учителя.  На мониторе вы видите яркие картинки, которые сейчас вам вряд ли о чем-то говорят. К концу урока вы поймете их назначение. Могу сказать лишь, что каждая говорит о каком-то химическом чуде природы.

 И так, сегодня мы начинаем изучение достаточно обширной темы «Химические реакции».

Сегодня нелегкая будет задача.

Пусть нам сопутствует с вами удача!

Теперь открыли тетради и записали  число, классная работа, тема …

  • Цели урока. Ребята, исходя из темы урока, какие вы перед собой ставите цели и задачи? Чего вы ждете от сегодняшнего урока?
  •  Хорошо. Будем вместе идти к намеченной вами цели.
  • Перед вами лежат оценочные карточки, которые предлагаю вам заполнять на протяжении урока. Там проставляется балл за каждое задание. Если вы не принимали участие в каком-то виде деятельности, то ставите 0. Но вначале, подчеркните смайлик, который соответствует вашему настроению.
  1. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.
  • Слово учителя.  А теперь давайте задумаемся, какие знания по данной теме мы уже имеем?

Для того, чтобы это выяснить, я предлагаю небольшую «Зарядку для ума»

Сколько чудес дарит химия нам!

О самых простых я загадки задам.

Ответы ищите в домашнем быту.

Природы откроют они красоту.

А если с ответом вам туго придется,

В справочничке подсказка найдется.

(на последних  страницах справочничка находятся подсказки. Можете сразу с ними ознакомиться. От вас требуется написать схемы реакций и определить их тип.)

  • Вода попала на кусок и превратилась в кипяток.

/щелочной металл + вода/

  • Кислота тепла боится, быстро в воду превратится.

/карбонатная Н₂СО₃, сульфитная Н₂SО₃/

  • Порознь каждый ядовит, вместе будет аппетит.

/натрий, хлор, поваренная соль-натрий хлорид/

  • Расскажите, в чем тут дело: гасили то, что не горело?

/гашение извести СаО водой/

  • Основание +кислот = соль и вода

/реакция нейтрализации/

  •                                  Ну что же, неплохо загадки решили.

                             Теперь подытожим все, что повторили.

                             Знания ваши проверим скорей!

                             Работаем устно.  Ну же, смелей!

                                     «Блиц-опрос»

  • Реакция, в которой из двух простых веществ образуется только одно сложное, называется…                                          /реакцией соединения/
  • Реакция, в которой из одного сложного образуется несколько более простых, называется…                                          /реакцией разложения/
  • В реакцию вступает одно простое и одно сложное вещество…                                                                                                    /реакция замещения/
  • Реакция между двумя сложными веществами называется…                                                                                       /реакцией обмена/
  • Молодцы. Теперь, опираясь на уже имеющиеся знания, мы сейчас должны усовершенствовать, расширить, скорректировать и, по возможности, дополнить новыми сведениями.
  1. Изучение нового материала.
  • Слово учителя.  Превращение одних веществ в другие постоянно происходит в природе, радуя и удивляя нас все новыми чудесами. Эти превращения и есть химические реакции. Они могут протекать медленно и мгновенно, в обычных условиях или при нагревании, с добавлением катализатора или без него. Они могут сопровождаться различными внешними эффектами – образованием осадка или газа, изменением цвета, выделением теплоты и т.д. Чтобы установить порядок во множестве химических реакций, ученые классифицировали  их по определенным признакам и особенностям.

Одни вещества превращая в другие,

Реакции делим на классы такие:

Классификация химических реакций.

 

           

   

         

        

Работа с учебником в группах.

  • Слово учителя . А сейчас у вас будет элемент самообразования. Разобьемся на четыре группы. Теперь откроем учебники на странице 71-75 ,§11. И первая группа нам подготовит сообщение по реакциям соединения, вторая – по реакциям разложения, третья – по реакциям замещения, четвертая – по реакциям обмена. По одному представителю от группы, после доклада команды, продемонстрируют нам предложенный на карточках опыт и подтвердят его написанием уравнения реакции. На подготовку отводится 2 минуты.

Заслушиваются ответы каждой группы – 1 чел.,

 демонстрация опыта – 1 чел., написать реакцию – 1 чел.

 

  • Слово учителя . Молодцы!  Отлично справились. Но у меня возник вопрос: какая реакция запросто может пойти в обратную сторону?

/ответ учащихся/

Что же получается? Реакции первой, третьей и четвертой групп протекают только в одном направлении и их продукты ни при каких температуре и давлении не смогут взаимодействовать с образованием веществ, которые были реагентами. Такие реакции будут называться необратимыми.

А как же будет называться реакция разложения карбонатной кислоты?

Ответ вы сможете сыскать

На странице 75!

/ответ учащихся/

Вы термины новые нынче узнали,

Правила с книги в тетрадь записали.

А прямой и обратной что называем –

На семьдесят шестой странице читаем.

Так какие классификации реакций мы сегодня выучили на уроке?

  1. Закрепление.

Теперь наши знания мы закрепим

И упражнения быстро решим.

  1. Сейчас каждый самостоятельно решит упражнение № 107, на странице77. Ответ можно оформить в тестовом виде.

/комментарии с места, самопроверка/

  1.                                   Змейкой дорога чудес наших вьется

Работать командами снова придется.

Игра «Цепочка»

Игра на скорость: какая команда быстрее и правильнее уравняет предложенные реакции и определит их тип по изученным классификациям.

I команда

N₂ + H         NH

Br₂ + HI           I₂ + HBr

NH₃ + Mg           MgN₂ + H₂        

Ag NO₃ + BaCl           AgCl + Ba(NO₃)₂

NaNO₃           NaNO₂ + O₂

II команда

HgO            Hg + O

I₂ + H₂         HI

AlCl₃ + KOH           Al(OH)₃ + KCl

Na + H₂SO₄         Na₂SO₄+ H₂        

P₂O₅ + H₂O             H₃PO₄

III команда

Zn(OH)₂           ZnO + H₂O

Al + NaOH            Na₃AlO₃ + H₂        

O₂ + H₂         H₂O

Na₂CO₃ + HCl          NaCl + C O₂ + H₂O

Zn+ HI           Zn I₂ + H₂        

IV команда

Cl₂ + KBr          Br₂ + KCl

ZnCl₂ + KOH           Zn (OH)₂ + KCl

Na₂SO₃             Na₂SO₄ + Na₂S

SO₂ + HO        HSO

KMnO₄           K₂MnO₄ + MnO₂ + O₂

 

  1.                                   Теперь разобьемся с вами по парам.

Время не будем расходовать даром.

Знания чтобы сейчас закрепить,

Нужно природы задачки решить.

 На каждой парте в конце справочничков находится персональное задание по одному из химических чудес природы, изображенных на доске. На подготовку отводится не более 3-х минут.

Каждый участник пары постарается написать свои реакции, а после – сделаете взаимопроверку.

  1. Решим напоследок задачку сейчас,

Времени мало осталось у нас.

Сколько воды нужно в известь долить,

Килограмм негашеной чтоб погасить?

  1. Итог урока

Время уходит… зовет нас с собой.

Дневник поскорее теперь ты открой.

Домашнее задание будет двойным

Знания с творчеством совокупим.

  1. Описать, исходя из темы, «Химические чудеса нашего края»
  • Меловые пещеры Святогорья
  • Уникальная целебность Азовского моря
  1. Проработать § 11, решить упражнение 111.

 

А оценки за урок предлагаю вам выставить себе самостоятельно по методу Райтенга (выставляете суммарную оценку за урок, а я через дробь поставлю свою). А в дневники вам Лариса Петровна поставит на следующем уроке.

 

  • Достигли ли вы поставленных вами целей?
  • Я считаю, что поработали мы сегодня на славу. Молодцы. А теперь, до свидания.


 

Урок 

 

 

 

doc
Пов’язані теми
Хімія, Розробки уроків
Додано
24 вересня 2019
Переглядів
1246
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку