Воспитание бережного и уважительного отношения к хлебу, формирование понимания ценности этого продукта, как результата тяжёлого труда людей многих профессий; воспитание уважения к труду людей; воспитание чувства гордости за работников сельского хозяйства и работников хлебопекарной промышленности.
Классный час во 2 классе
Берегите хлеба каждую крупицу!
Аннотация:
Тема о хлебе, по моему мнению, актуальна всегда, связана с жизнью. Современные дети, не имея горького опыта голодных дней, и полноценных представлений о тяжести труда по созданию хлеба, не понимают, почему отношение к этому продукту должно быть уважительным и бережным, ведь его такое изобилие! Поэтому необходимо воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Для реализации поставленных задач на данном занятии выбрана форма: классный час с использованием ИКТ (информационно-компьютерных технологий). С помощью ИКТ лучше решаются вопросы мотивации познавательной деятельности, поддержки интереса в течение занятия к новому материалу. Структура занятия соответствует комбинированному уроку. Поэтапное изложение материала, поэтапное закрепление. Вводятся упражнения на развитие операций мышления (анализ и синтез), обобщение, развитие вербального мышления. В процессе занятия особое внимание уделяется предупреждению усталости: смена доминантного анализатора, физкультминутка (песня-игра). Особое внимание обращается на окончание занятия, оно заканчивается на мажорной ноте. Дается оценка деятельности учащегося (сравнение с самим собой).
Название мероприятия: «Берегите хлеба каждую крупицу!»
Форма: классный час
Возраст учащихся: 2 класс (7 – 8 лет)
Цель: воспитание бережного и уважительного отношения к хлебу, формирование понимания ценности этого продукта, как результата тяжёлого труда людей многих профессий; воспитание уважения к труду людей; воспитание чувства гордости за работников сельского хозяйства и работников хлебопекарной промышленности.
Задачи:
● Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях.
● Расширять представления детей о процессе появления хлеба.
● Развивать когнитивные и речевые способности учащихся, умение видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
● Развивать коммуникативные навыки: умение работать сообща (в группах), согласовывать свои действия.
Предварительная работа: подготовить стихотворения о хлебе, деление детей на группы.
Ожидаемые результаты: эмоциональный отклик, переосмысление своего отношения к хлебу и умение понимать и оценивать безнравственные поступки других по отношению к хлебу.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация «Берегите хлеба каждую крупицу!», иллюстрация «Первобытный человек», каравай, музыкальная запись mp3 Людмилы Зыкиной «Песня о хлебе», ролик «Дети войны», плакат «Правила пользования хлебом», карточки для работы над стихотворением «Пшеница», картинки с названием слов ( положил зерно, замесят, с поля уберет, колосок), колоски с пословицами для игры, карточки для рефлексии.
Ход урока
-Ребята, отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока.
-Правильно. Тема урока «Берегите хлеба каждую крупицу!». Слайд №1.
- Что вы знаете о хлебе? (Варианты ответов детей)
- Ребята, сегодня на уроке мы узнаем как хлеб «пришёл» к нам на стол и
почему хлеб для нашего города особая ценность.
Читает учитель. Слайд№2
Пшеница
Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь - зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
Автор: Я.Аким
- Ребята, у вас на карточках напечатано это стихотворение. Давайте с ним поработаем. Будем подчеркивать в строчках стихотворения слова, которые говорят о последовательности появления хлеба на столе. (Дети самостоятельно, а в случае затруднения вместе с учителем, выбирают подходящие слова, подчеркивают)
- Прочитайте, какие слова вы подчеркнули. (Дети читают, на экране появляются выбранные слова (слайд № 3): положит зерно, колосок, с поля уберет, замесят, разрежет)
- Как вы думаете, все ли этапы появления хлеба здесь соблюдены? (Нет)
- Давайте с помощью картинок выстроим очередность событий так, как это происходит на самом деле. (Учитель раздает по набору картинок на каждую группу, дети выкладывают на своих столах)
-Что же у вас получилось? (Дети по очереди из каждой группы называют последовательность, проверяем на экране (слайд №4): положить в землю
зерно, колосок с поля убрать, обмолотить зерно, перемолоть в муку,
замесить, испечь, нарезать).
- Молодцы, ребята! А вы знаете, что многие профессии людей нужны для того, чтобы на наших столах всегда был хлеб? (Да)
- Давайте вспомним некоторые из них и разгадаем кроссворд (слайд № 5):
1. Он печет хлеб (пекарь)
2.Он выпекает и продает булки (булочник)
3.Он выращивает хлеб (хлебороб)
4.Он пашет землю (тракторист)
5.Он убирает пшеницу с поля (комбайнер)
6.Он водит машину (водитель)
7.Он работает на мельнице (мельник)
- Отлично!
- Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть ( физкультминутка) Слайд №6 Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
- Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные
кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь 150 граммов хлеба,
совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое
время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.
- А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь. Каким образом? (Слайд № 7)
1. Положить в целлофановый пакет на батарею, приготовить панировочные сухари.
2. Посушить гренки для супа.
3. Поджарить гренки к чаю.
4. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.
-А теперь давайте еще раз вспомним, кто же трудится, чтобы хлеб был
на наших столах (слайд №8: в разброс появляются картинки, а после называния детьми, появляется надпись с названием профессии)
-Ребята, есть еще одна очень важная профессия. Этот человек выбирает самые лучшие и сильные зерна, принимает решение, где и когда их посадить. Кто это? (Агроном)
( Слайд №9: появляется последняя картинка - агроном)
- А ведь это далеко не все профессии людей, которые ежедневно вносят
вклад в рождение хлеба. Когда вы держите в своих руках хлеб, помните, что рожден он трудом многих людей и дарами матушки – природы: теплой и мягкой землей, чистым воздухом, прозрачной водой, лучами ласкового солнышка и огнем печи. Нет на земле ничего более дорогого, чем хлеб.
- Люди воспевают хлеб в песнях, стихах, пословицах.
- Сейчас мы поиграем в игру «Собери букет» (Собрать пословицы, записанные
на колосках)
1. Хлеб - всей жизни голова .
2. Худ обед, коли хлеба нет.
3. Хлеб в закромах - счастье в домах.
4. Не красна изба углами, красна пирогами.
5. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах.
- Чтобы хлеб был вкусным каждый день у вас на столе, вы должны определить для себя чёткие правила пользования хлебом. ( на доске плакат)
- Стремись отблагодарить его за хлеб всем добром, на какое ты только способен.
В хлебе нелегкий труд. Уважай в хлебе человеческую мудрость.
- Ребята, какая главная мысль во всех пословицах? ( Без хлеба очень тяжело прожить, хлеб – нужный продукт). Слайд№10
- Издревле люди считали хлеб символом жизни, здоровья, благополучия и богатства. Его почтительно называли « хлеб – батюшка», «хлеб – кормилец».
Звучит «Песня о хлебе» в исполнении Л. Зыкиной (2 мин. 34 сек.)
Читает ученик.
Военный хлеб.
Я помню хлеб,
Военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Читает ученица.
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб –
Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали.
Не для того,
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
Слово учителя: Слайд№11
- Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб.
- Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех
без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Просмотр ролика «Дети войны»
- На этом наш классный час подошел к концу, молодцы, ребята. Вы
хорошо работали.
(Угощение гостей)
Рефлексия:
- Кто узнал много нового и было интересно – солнышко.
- Кому было интересно, но нового не узнал – солнышко с тучкой.
- Кому было скучно – дождик.
- Возьмите карточки и прикрепите к доске.
- Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта.
И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет свежим ароматным хлебом.
Спасибо всем за внимание. Слайд№12
Список литературы:
1. Патт В.А. Наш хлеб.- М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
2. Старинные русские пословицы и поговорки.- М.: Дет. лит., 1984.
3. Бакалдин Виталий: Стихи о хлебе.
4. Н.Ф. Сумцов: хлеб в обрядах и песнях
5.Р.Я.Гаевая, М.Я. Ященко: Загадки.
Интернет ресурсы:
1.http://yandex.ua/video/search?filmId=PE9oySrvUXI&text=%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B&path=wizard Дети войны
2.http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-produkty/zagadki-pro-hleb.html
3.http://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба
4.http://xmusic.me/s/7999705-Lyudmila_Zykina_-_Pesnya_o_hlebe/