КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ХУДОЖЕСТВЕННО – РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И АППЛИКАЦИЯ)
Тема: «Чтение сказки Братьев Гримм “Горшочек каши”»
Программное содержание: продолжать обогащать литературный опыт детей посредством ознакомления со сказками; закрепить знания детей о жанровых особенностях сказок; учить эмоционально – образному восприятию художественных произведений, оценивать поступки героев; совершенствовать способность анализировать; расширять словарный запас детей пословицами, добрыми, вежливыми словами; продолжать развивать творческое воображение, самостоятельность, активность на занятии, желание поддерживать беседу, внимательно слушать высказывания других детей; закреплять умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы полным предложением; побуждать детей творить добрые поступки; воспитывать интерес к сказкам зарубежных писателей.
Оборудование: портрет Братьев Гримм, волшебная палочка; клей, кисточки, салфетки, силуэты горшочка на каждого ребенка.
Интернет - ресурсы:
1. https://deti-online.com/skazki/skazki-bratev-grimm/gorshochek-kashi/
Ход занятия
I. Организационный момент. Вступительная часть.
(Дети заходят в группу и садятся на стульчики полукругом на ковре)
- Дети, вы любите сказки?
- Какие ваши любимые сказки?
- Что в них необычного, сказочного?
- Вы уже знаете, что сказки бывают народными, которые придумал народ. Также есть сказки, которые написали писатели.
II. Основная часть.
«Много лет тому назад
Жили два чудесных брата.
Сказки разные для ребят
Сочинили вместе братья» (вывешивается портрет)
- Этих известных на весь мир братьев - сказочников звали Якоб и Вильгельм Гримм. (повторите)
Они написали много сказок и вы со многими уже знакомы - Белоснежка, Красная шапочка, Рапунцель, Бременские музыканты, Золушка и другие.
Сегодня мы познакомимся со сказкой «Горшочек каши».
- Ребята, почему литературное произведение называется сказкой? (Потому что в сказке есть волшебство)
- Мы прочитаем сказку и узнаем, о каком волшебстве в ней написано.
Чтение сказки.
Беседа по сказке:
- Девочка была вежливой и знала, что если творить добро людям, то тебе ответят тем же. Есть такая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». А чтобы вы лучше поняли смысл этой пословицы, мы поиграем в игру, которая называется «Эхо».
- Знаете, что такое эхо? Если войти в пустую комнату и громко что-нибудь сказать, то вы услышите, что ваши слова как будто кто-то повторяет. А – это эхо. Также эхо есть и в горах. И там оно намного громче и сильнее.
Динамическая пауза
(Дети стоят возле стульчиков)
- Представьте себе девочку, которая вышла в горы и начала играть. Она говорит, а эхо повторяет.
Игра «Эхо»
- Эй! (дети повторяют)
- Эгей!
- Привет!
- Не повторяй!
- Не дразни меня!
- Ты невоспитанная!
- Ты плохая!
- Услышала это все девочка и побежала к маме жаловаться. Мама послушала дочку и говорит: «Ты пойди к горе и крикни ей хорошие слова».
Пришла девочка и кричит:
- Эй!
- Привет!
- Ты хорошая!
- Ты красивая!
- Давай дружить!
- Дети, какие же теперь слова услышала девочка? Почему?
- Вот и получается, когда девочка кричала плохие слова, эхо ей отвечало тем же. А на хорошие и приятные слова, эхо отвечало хорошими и приятными. «Как аукнется, так и откликнется!» Теперь понятной стала пословица?
Импровизация «Горшочек каши»
- Ребята, сейчас я взмахну волшебной палочкой, и вы превратитесь в горшочки с кашей!
- Покажем, как варится, бурлит, пыхтит, поднимается в горшочке каша. Каши становится всё больше и больше. Она не помещается в горшочке и вытекает наружу. (Дети сидят на корточках, затем медленно поднимаются, руки постепенно разводят в стороны – изображают кашу. Произносят: «Буль-буль, пых-пых», - сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее)
(Дети садятся)
- Горшочек же волшебный! Мы еще и кашу варить будем.
(Воспитатель показывает последовательность выполнения задания. Дети переходят работать за парты)
- Вы так много каши сварили! Такие красивые горшочки получились! Молодцы! А теперь я превращу вас волшебной палочкой в детей!
III. Заключительная часть.
Вопросы к детям:
- Какую сказку вы сегодня послушали? («Горшочек каши»)
- Чему нас учит эта сказка?
- А как вы обращаетесь со своими друзьями? Не обижаете их?
- Стараетесь ли вы совершать хорошие поступки?
- Давайте еще раз повторим и запомним пословицу: «Как аукнется, так и откликнется!», чтобы потом не жаловаться и не обижаться, что к вам кто-то плохо относится.
ПРИДОЖЕНИЕ
Братья Гримм
Сказка «Горшочек каши»
Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.
– Здравствуй, девочка, – сказала ей старушка. – Дай мне ягод, пожалуйста.
– На, бабушка, – говорит девочка.
Поела старушка ягод и сказала:
–Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать:
«Раз, два, три,
Горшочек, вари!»
и он начнет варить вкусную, сладкую кашу.
А скажешь ему:
«Раз, два, три,
Больше не вари!»
– и он перестанет варить.
– Спасибо, бабушка, – сказала девочка, взяла горшочек и пошла домой, к матери.
Обрадовалась мать этому горшку. Да и как не радоваться? Без труда и хлопот всегда на обед вкусная, сладкая каша готова.
Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит:
«Раз, два, три,
Горшочек, вари!»
Он и начал варить. Много каши наварил. Мать поела, сыта стала. А горшочек все варит и варит кашу. Как его остановить? Нужно было сказать:
«Раз, два, три,
Больше не вари!»
– да мать забыла эти слова, а девочки дома не было. Горшочек варит и варит. Уже вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, и на улице каша, а он все варит и варит.
Испугалась мать, побежала за девочкой, да не перебраться ей через дорогу – горячая каша рекой течет.
Хорошо, что девочка недалеко от дома была. Увидала она, что на улице делается, и бегом побежала домой. Кое-как взобралась на крылечко, открыла дверь и крикнула:
«Раз, два, три,
Больше не вари!»
И перестал горшочек варить кашу.
А наварил он ее столько, что тот, кому приходилось из деревни в город ехать, должен был себе в каше дорогу проедать.
Только никто не жаловался. Уж очень вкусная и сладкая была каша.