Найди соответствие{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}Пример. Фигура речи1. Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть1. градация2. Он над тучами смеется, он от радости рыдает! 2. анафора3. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской.3. антитеза4. Убогая роскошь4. параллелизм5. Вышел месяц ночью тёмной…5. оксюморон6. Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь.6. умолчание7. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.7. инверсия
Это интересно! Абзац, точнее абзацный отступ, можно причислить к знакам препинания, поскольку абзацное членение текста, как и употребление в письменной речи собственно знаков препинания, служит той же цели – донести до читателя авторский текст соответственно заложенному в нем содержанию. Абзацный отступ – это сигнал к своеобразной паузе, организующей чтение.
Лингвистическое исследование первых предложений абзацев Читателем не рождаются.(…) Если вы читаете с увлечением, а вам кто-то скажет: «Брось, зачем ты читаешь эту ерунду» — не слушайте, продолжайте читать. (…) Тому же, кто совсем не любит читать, не пристрастился к чтению, просто не повезло…(…) Но, оказывается, и с книгами точно так же, как и с любым школьным предметом…(…)
Это важно! Абзац служит для выделения микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Абац может состоять из одного предложения, но может включать в себя и значительное количество самостоятельных предложений. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.
Правила построения абзаца Абзацный зачин — основная часть абзаца, первое его предложение, в котором заключено наиболее важное его содержание. Все последующие предложения абзаца — комментирующая часть, которая раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.
Работа с текстом Читателем не рождаются. Читателем — и навсегда! — становятся, если вовремя попадет в руки интересная книга, такая, что захочется читать еще и еще. Многие большие люди вспоминают, что первыми их книгами были дешевые рыночные издания, совершенно пустяковые с точки зрения взрослого человека. Но чем-то эти книжечки захватывали, поражали воображение! Если вы читаете с увлечением, а вам кто-то скажет: «Брось, зачем ты читаешь эту ерунду» — не слушайте, продолжайте читать. Самые грандиозные дела иногда начинаются с пустяков и ерунды. Тому (же) кто совсем (не)любит читать (не) пр(и/е)страстился к чтению просто (не)повезло (не) встретилась ему первая книжка (не)нашел он заветного ключа в книжное царство... Неужели оно и на всю жизнь останет(?)ся запертым? Это большое не(щ/сч)астье. Человек который живет в нашем читающем мире и (не)любит читать чу(?)ствует себя ущ(и/е)мленным о(д/т)ставшим хуже других даже если это самый пр(и/е)красный человек. Но, оказывается, и с книгами точно так же, как и с любым школьным предметом: немного старания, немного усилий и терпения, и золотой ключик, первая увлекательная книга, будет найден.
Задания к тексту Докажи, что данный отрывок можно назвать текстом. Подбери заголовок к тексту. Определи микротему каждого абзаца, объясни логику членения текста на абзацы, проследив за развитием мысли автора. Сделай выводы о строении абзацев, найдите абзацные зачины и комментирующие части. Запиши третий абзац. Раскрой скобки и расставь знаки препинания, подчеркни грамматические основы в предложениях.
Прочитай! Человек, любящий и умеющий читать,— счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти — книги. Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают всю жизнь. Огромный мир — заманчивый и разнообразный — врывается к нам в комнату со страниц любимых книг... Всего не перечислишь, не расскажешь. Поэтому каждый из нас волнуется, когда видит стопку новых книг. Что скрыто в них? Какие прекрасные мысли и новые впечатления? Какие интересные люди и увлекательные события? Читайте! Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг. Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир. Читайте, но умейте сдерживать себя, если чтение отрывает вас от учения, от работы... Сначала учение, потом чтение. Это — закон. Ведь человек, чтобы приобщиться к великолепному миру книг, должен сначала одолеть грамоту, должен научиться читать. Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед просвещённым и знающим человеком.