Конпект уроку з музичного мистецтва 7 клас. Д.Верді, опера "Риголетто"

Про матеріал

Тема урока «Вечные темы в опере Дж.Верди«Риголетто».

Тип урока.Урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока.Урок-музыкальная студия

Цели урока:

Образовательные:

  • ü Учить воспринимать и анализировать музыкальные произведения разных жанров;
  • ü Обобщить знания обучающихся о творчестве Дж.Верди на примере музыкальных фрагментов из оперы «Риголетто»;
  • ü Углубить знания обучающихся о средствах музыкальной выразительности;
  • ü Продемонстрировать учащимся, как один феномен искусства порождает другой, как связаны искусство слова, музыка, тетра;

Развивающие:

  • ü Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения, навыки монологической речи; вокальные способности обучающихся;

Воспитывающая:

  • ü Прививать вкус к подлинному искусству, воспитывать положительное понимание предназначения искусства и его роли в жизни общества;
Перегляд файлу

 

motion.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок музыкального искусства

в 8-м классе по теме

«Вечные темы в  опере Дж. Верди «Риголетто»

 

 

 

Подготовила учитель музыки

Гмыря Ольга Викторовна

 

 

 

 

 

 

2017 г.

 

 

Тема урока «Вечные темы в опере Дж.Верди«Риголетто».

Тип урока.Урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока.Урок-музыкальная студия

Цели урока:

Образовательные:

  • Учить воспринимать и анализировать музыкальные произведения разных жанров;
  • Обобщить знания обучающихся о творчестве Дж.Верди на примере музыкальных фрагментов из оперы «Риголетто»;
  • Углубить знания обучающихся  о средствах музыкальной выразительности;
  • Продемонстрировать учащимся, как один феномен искусства порождает другой, как связаны искусство слова, музыка, тетра;

Развивающие:

  • Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения, навыки монологической речи; вокальные способности обучающихся;

Воспитывающая:

  • Прививать вкус к подлинному искусству, воспитывать положительное понимание предназначения искусства и его роли в жизни общества;

 

Формированиеличностных УУД:

  1. Формирование личностного смысла постижения музыки.
  2. Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
  3. Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
  4. Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач.
  5. Развитие духовно-нравственных и этических чувств.

 коммуникативных УУД

  1. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества поиска компромиссов, распределения функций и обязанностей.
  2. Умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном культурном, природном и художественном разнообразии.

 регулятивных УУД

  1. Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий
  2. Понимание их успешности или причин неуспешности.
  3. Умение корректировать свои действия

 познавательных УУД

  1. Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера
  2. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
  3. Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства

 

Оборудование: музыкальная запись фрагментов оперы «Риголетто» Дж.Верди (ария Риголетто, Герцога, Джильды); презентация; видеоряд; раздаточный материал. ТСО.

Ход урока

1. Организационный момент.

Обучающиеся входят в класс под мелодию песни К.Кельми «Замыкая круг», выбирая определенного цвета нотку и занимая место за столом, обозначающим цвет такой же нотки (красный, желтый, зеленый)

Знакомство. Музыкальное приветствие.

2. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, скажите, как вы относитесь к классической музыке, являетесь ли вы ее почитателями или слушаете только от урока к уроку музыкального искусства? (Ответы)

А знаете ли вы, что классическая музыка, как и странички выдающихся литературных произведений Пушника, Толстого, Лермонтова или всеми известных картин Леонардо да Винчи или Рафаэля – это вечная музыка, это вечное искусство, это золотой фонд исторического прошлого и блестящего будущего.  Что значит вечные?  (человечество к ним всегда обращается, не зависимо от социального статуса, эпохи,...); если дети не отвечают, предложить поиграть: я называю слово, а вы продолжите тему:
добро - ...зло
любовь - ...ненависть
война - мир
жизнь - смерть

Почему люди обращаются к вечным темам? Почему ищут ответ на эти вопросы? (они хотят быть счастливыми)

Вот пример того, что музыка прошлых лет находит яркие отблески в современном творчестве хорошо нам знакомых и многим любимых исполнителей.

Видеофрагмент исполнения песни Герцога «Сердце красавиц» в современной интерпретации певицы Земфиры.

Надеюсь, вы узнали знакомую песню, которую только что исполнила Земфира. Верно, это песенка Герцога из оперы Дж.Верди «Риголетто», с которой вы знакомились на прошлом уроке музыкального искусства.

Тема нашего урока сегодня«Вечные темы в опере Дж.Верди «Риголетто». Мы продолжаем работать над этой оперой.

3. Постановка целей урока.

Предлагаю вместе определить цели нашего урока. Учитывая, что вы уже знакомы с этой темой, что мы должны сегодня  на уроке сделать. По цепочке каждый определяет цели.

- обобщим ваши знания об опере и творчеству Дж.Верди

- вспомним музыкальные фрагменты золотого фонда классической музыки, на примере итальянской оперы

- попробуем доказать, как вечные темы искусства порождают новые шедевры

- я попробую вас убедитьв том, что чувство любви, верности, уважения являются главными идеалами человеческой души.

А результатом нашего совместного творчества будет создание музыкального альбома, в котором вы подведёте итог полученных знаний по этой теме - опишите главных героев оперы «Риголетто» по-своему, передадите свое отношение к ним и поделитесь своими впечатлениями.

 Я приглашаю вас в Музыкальную студию, в которой через некоторое время появится эскиз альбома. Как же нам назвать продукт нашей проектной работы? Каждая группа определит сама и выскажет аргументы, почему так назвали альбом  "Альбом приложений к опере...", "Магия оперы", "Страницами оперы...», «Недописанные страницы»

Работаем мы сегодня в группах, а это значит, что каждый отвечает за свой ответ, так как он приносит баллы не только ему, но и группе. Поддержка одноклассников поможет каждому получить высокую отметку в конце урока. Ведь даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять... Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро".

Повторим правила работы в группе (на партах).

4. Актуализация знаний.

Для успешной работы нам необходимо вспомнить действующих лиц оперы «Риголетто».

(«Метод сопоставления».На доске в хаотичном порядке имена героев и их описание, трое учащихся, выйдя к доске, должны соотнести имя с его описанием).

Герцог Мантуанский     

 

гуляка, с легкостью разбивающий сердца девушек

Риголетто

 

шут герцога, скрывающий свои настоящие чувства под маской

Джильда

 

юная дочь Риголетто, которую он прячет ото всех

Спарафучиле

 

наемный убийца, которого приводит Риголетто

Маддалена

 

сестра бандита, влюбленная в герцога Мантуанского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Обобщение и систематизация знаний

Пока ваши одноклассники вспоминают главных действующих лиц оперы и кем они являются, мы с вами вспомним много интересного о музыке. Поиграем в игру «Да-Нет». Отвечаете «Да-Нет»

  • Опера – слово итальянского происхождения (да)
  • Опера «Риголетто» написана по произведению В. Гюго (да)
  • Произведение В.Гюго называется «Риголетто» (нет, «Король забавляется»)
  • В опере «Риголетто» три действия (да)
  • Опера закончилась свадьбой главных героев Герцого и Джильды (нет)

Молодцы. Все справились. Пришло время узнать, как с заданием справились ваши одноклассники, правильно ли они сопоставили героя с его описанием.  (Проверка выполненного задания).

 

Переходим к следующему заданию. Которое вас убедит, что вы ещё не всё знаете о Верди и его опере.

Подготовим одну из страничек нашего журнала «Интересныефакты об опере «Риголетто». (Участники групп поочередно читают факт, который им достался)

Интересные факты:

  • Опера «Риголетто» успешно ставилась во всех театрах Европы, кроме Франции. Автор первоисточника Виктор Гюго никак не мог смириться с многочисленными правками, внесенными в произведение, и протестовал таким образом. Разрешение на постановку он дал только через 6 лет после премьеры.
  • По популярности, опера «Риголетто» всегда занимала лидирующие позиции, она находится  в списке самых лучших спектаклей мира.
  • Основная работа композитора над оперой была проделана в период с 1850 по 1851 гг.
  • Во время первой постановки оперы в России, критики и публика встретили спектакль на удивление хорошо.
  • В отличие от первоисточника, композитор предпочел назвать свое произведение именем главного персонажа – «Риголетто».
  • Впервые спектакль был экранизирован в 1946 году. Премьера спектакля была весьма успешна, об этом говорит и тот факт, что публика, расходясь по домам, еще долго напевала и насвистывала знаменитую песенку Герцога. (надо ли это теперь?)

Приступаем к созданию новых страниц журнала. Каждая группа будет работать над одним образом главных героев оперы – это образ шута Риголетто, который достается «красной группе», это образ его юной дочери Джильды, которую нам опишет «зеленая группа» и образ  Герцога Мантуанского – «желтой группе».

Освежить в памяти образы этих героев вам поможет – музыка. Вашему вниманию фрагменты из оперы, которые исполняют главные герои. Ваша задача правильно соотнести музыкальный фрагмент с образом.

(Восприятие музыкальных фрагментов. Арии Герцога, Риголетто, Джильды. Объяснить свой выбор, как музыка помогла в определении образа- героя.)

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа над альбомом.

Вы получили странички только с именами главных героев, выберите из  списка характеристик, те качества, которые, по вашему мнению, подходят вашему герою и заполните свою страничку ими.  ( На работу вам отводится одна минута, не забывайте о правилах работы в группе: работать сообща, прислушиваться к общему мнению вашей группы,при этом, не отвлекая остальных участников)

(Каждая группа зачитывает характеристику своего героя, обосновывая свой ответ)

Новая страничка образа-героя – это с каким цветком ассоциируется у вас ваш герой, и почему. (Пояснения своего выбора)

Будучи художниками-оформителями, какую цветовую палитру вы бы выбрали для описания вашего героя. Это были бы яркие насыщенные цвета или ваша палитра была бы нежной и пастельной. (Пояснения своего выбора)

Альбом пополняется новыми страницами.

  1. Закрепление материала.

Сегодня мы в нашей музыкальной студии создали эскиз альбома, в котором вы рассказали о главных героях оперы «Риголетто» Дж.Верди.

Озвучьте название ваших альбомов и аргументируйте, почему так.(группы презентуют свои альбомы)

Скажите, в повседневной жизни мы можем встретить похожих людей на наших героев? А те чувства, которые испытывает каждый из них – гордость, нежность, любовь, заботу, преданность или даже ненависть, может испытывать каждый из нас? Конечно, это вечные чувства. Как вы думаете, идея создания альбома, над которым мы сегодня работаем, будет ли он интересен вашим знакомым или будущему поколению? (высказывания учащихся)

Перед нами  три образа.

Посмотрите, это как бы треугольник, какое чувство их объединяет? (а может любовь?) Но мы знаем, что это чувство делает людей счастливыми, разве можно это сказать о наших героях? нет! Почему? Любовь у всех разная!!! У герцога - скорее не любовь, а увлечение. (а может он вообще не умел любить? )
Любовь Джильды была самопожертвованием. А что вы можете сказать о любви Риголетто? (это отцовская любовь.Он так любил свою дочь, что готов был пойти на преступление) Что можно было бы сделать, чтобы они были счастливы (или чтоб избежать трагедии?) прислушиваться друг к другу и думать о своих близких...

Опера «Риголетто» - это не просто вид музыкального искусства, это еще и история, это память, это один из примеров связи поколений, что всегда нужно чтить и помнить.

 

  1. Исполнительская деятельность.

Вот еще один пример связи поколений и истории. Сейчас стало модным исполнение песен прошлых лет. Сегодня вы входили в класс под одну из таких песен. Это песня композитора Криса Кельми, которая называется «Замыкая круг».

Если нет точного и конкретного ответа на вечные вопросы, что такое любовь, верность, добро, то ответы  на  вопросы: Почему стремятся к свету все растения на свете? Отчего к морям спешит река? Почему камни пройденных дорог сумел пробить росток? Можно найти на уроках биологии, географии или просто поискать в Википедии.

Эти вопросы тоже интересовали Криса Кельми, знаменитого музыканта и певца России 70-90-х годов, который собирал целый хор знаменитых музыкантов и певцов в количестве 27 человек, чтобы записать песню «Замыкая круг», ставшей невероятно популярной в короткий срок, с которой мы сегодня с вами познакомимся.

Я исполню вам первый куплет и припев, а вас прошу мне помочь. Передайте ритм песни и ваше настроение при ее прослушивании при помощи ритмических движений (щелчки пальцев, отбивание ритма карандашом или шумовым инструментом – задание для каждой группы).

(Восприятие песни «Замыкая круг»)

Приступаем к разучиванию припева песни, но прежде небольшое вокальное упражнение («Эхо»). Отхлопывание ритмического рисунка с проговариванием слов припева. Исполнение мелодии без аккомпанемента в умеренном темпе, после под аккомпанемент.

Коллективное исполнение припева. (Учитель  - куплет, учащиеся – припев)

9. Подведение итога урока. Выставление оценок, комментарии.

Оцените работу вашей группы. Все ли работали одинаково, какую оценку заслуживает каждый? Поделитесь мнением, вам легко было работать сегодня в группе или лучше работать одному?

Смогли ли мы достичь поставленных в начале урока целей?

Спасибо за ваши мысли, ваши чувства, эмоции, за этот журнал, который, я уверенна, вы еще доработаете на следующих уроках музыкального искусства и добавите новые музыкальные образы. Мне было очень приятно принимать у себя в студии таких активных и внимательных почитателей искусства. Каждая группа старалась выполнить задание правильно, поэтому вы получаете сегодня – «отлично».

10. Домашнее задание.

За ваши старания я приготовила сюрприз – искусство, особенно музыкальное является не только источником наслаждения восприятия, но еще и отличным доктором. Многие мои ученики убедились в исцеляющей силе музыкального искусства.

Вам на память «Музыкальные рецепты», которые могут помочь в успешном освоении математики, поднять настроение и даже вылечить от многих недугов. Поделитесь ими между собой и обязательно примените на практике.Перед контрольной по математике послушайте Моцарта, а сконцентрироваться перед уроками литературы и языка поможет музыка Чайковского и Шуберта.

 

 

docx
Додано
12 січня 2018
Переглядів
1400
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку