22 квітня о 18:00Вебінар: Інтегроване навчання – вимога сучасності

Конпект уроку з музичного мистецтва 7 клас. Л.Бетховен "Місячна соната"

Про матеріал

Тема урока. Лунная ли она?. Соната №14 Л.Бетховен

Цели и задачи: Показать на примере биографических сведений из жизни Л. Бетховена радость труда и борьбы, преодоление страданий. Познакомить с музыкальным понятием понятие «соната», сравнить с литературным жанром. Помочь ребятам разобраться, насколько музыка «Лунной сонаты» отвечает душевным порывам молодежи 21 века.

Методы обучения: беседа, диалог, сравнительный анализ, хоровое исполнение.

Формы и средства организации учебной деятельности: объяснение учителя, постановка проблемных заданий, организация беседы, индивидуальная и коллективная работа.

Эпиграф: «Вслушайтесь в нее не только своим слухом, но и всем своим сердцем…» Д. Кабалевский.

Перегляд файлу

         

 

motion.jpg

Тема урока. Соната. Л.Бетховен, соната №14

Цели и задачи: Показать на примере биографических сведений из жизни Л. Бетховена радость труда и борьбы, преодоление страданий. Познакомить с музыкальным понятием понятие «соната»,  сравнить с литературным жанром. Помочь ребятам разобраться, насколько музыка «Лунной сонаты»  отвечает душевным порывам молодежи 21 века.

Методы обучения: беседа, диалог, сравнительный анализ, хоровое исполнение.

Формы и средства организации учебной деятельности: объяснение учителя, постановка проблемных заданий, организация беседы, индивидуальная и коллективная работа.

Музыкальный материал: Соната №14, 1,2,3 части  Л. Бетховен.

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация, доска, наглядность.

 

Эпиграф: «Вслушайтесь в нее не только своим слухом, но и всем своим сердцем…» Д. Кабалевский.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

В начале урока класс делится на три группы (при помощи ноток одного цвета)

На протяжении последних уроков мы знакомились с примерами камерной музыки. Назовите особенности камерной музыки, приведите примеры.

Сегодня мы познакомимся еще с одним примером камерной музыки, на ее примере закрепим само понятие «камерная музыка», поговорим о творчестве самого выдающегося композитора 18 века и узнаем историю его знаменитого произведения…

 

Звучит отрывок «Лунная соната»- 1 часть на ф-но

 

3. Сообщение темы урока.

Тема урока: Соната. Л.Бетховен, соната №14 «Лунная». «Лунная» соната Бетховена, название которое дал ей немецкий музыкальный критик Людвиг Рельштаб после смерти Бетховена, является одним из наиболее широко известных классических музыкальных произведений на протяжении уже более двухсот лет.    Давайте посмотрим более внимательно, взглянем на факты окружающие это произведение, найдём прошлые и будущие музыкальные связи, и, сравним и выберем лучшие записи сонаты.

Слова Д.Кабалевского станут лейтмотивом нашему уроку: «Вслушайтесь в нее не только своим слухом, но и всем своим сердцем…»

4. Изучение нового материала.

Новое слово – соната. Что такое соната?

 

(информация для участников групп) Что такое соната?

Соната – музыка, которую играют на музыкальных инструментах. Произведение камерной музыки, то есть предназначенной для исполнения в небольших концертных залах с небольшим количеством слушателей.

Соната – это большое, из несколько частей, инструментальное произведение. Отличается от симфонии тем, что симфония – произведение для целого оркестра, а соната – произведение для одного или нескольких инструментов.

Классическая соната состоит из 3-4 частей, иногда может состоять только из двух частей. Обычно за быстрой, энергичной частью следует, как правило, медленная, лирическая, завершается сонатный цикл быстрой частью. Иногда части могут меняться

 

Вывод. Соната ( от итал. – звучать) – жанр камерной музыки, произведение, состоящее из 3 или 4 частей, предназначенное для одного или двух инструментов

 

Рассказ учителя о главных темах – образах героев.  Сонатная форма состоит из трех разделов: экспозиция, разработка, реприза.

«Лунная» соната стала известной за первую часть, Adagio sostenuto – очень медленно, протяжно. Бетховен назвал сонату «Quasi una Fantasia» из-за её необычных тональных последовательностей. Фантазией обычно называют классическое музыкальное произведение, написанное в свободной форме. Звучит «Лунная» соната 1 часть

Вопросы к обучающимся:

  1. Каким вам слышится это произведение?
  2. Прослушав эту часть, что можно сказать о любви Бетховена?
  3. Что слышится в сонате?
  4. Если взять эту мелодию в руку, какова она будет на вес?
  5. Какова она на ощупь, твёрдая или мягкая?
  6. А каков возраст этого сердца?

Вы правы ребята, Людвиг безответно влюблён и именно безответная любовь вдохновила его написать такое красивое произведение.

 

 «Лунную сонату» Бетховен посвятил своей возлюбленной – Джульетте Гвиччарди.

 

Музыканту тогда было тридцать лет. Молодой и красивый, энергичный. Успех сопутствовал ему как пианисту и композитору. Его музыка приобретала известность и популярность. Он был принят в аристократических домах, им «бредит» молодежь. Казалось, Бетховен мог быть счастлив. Но «судьба стучалась в дверь…» К нему подкрадывалась глухота, которая отделила его непроницаемой стеной от окружающего мира. Долгими мучительными ночами, когда шум в ушах не давал заснуть он мечтал: «Ведь должен найтись человек, который поможет ему, станет бесконечно близким, скрасит его одиночество».  Несмотря на обрушившиеся несчастья, Бетховен видел в людях лучшее, прощая слабости. В образе Джульетты он воплотил идеал женщины. Восторженный, склонный преувеличивать достоинства людей, Бетховен страстно влюбился, но Джульетта отвергла его любовь. Зачем ей нужен глохнущий музыкант? Выходец из нищей семьи.

 

Мы  познакомились с первой частью сонаты №14

Вторая часть оказывается «лекговесным» произведением по классической гармонии. Основной мотив повторяется 20 раз в течении двух минут. Allegretto повторяется da caroпосле Trio.Звучит «Лунная» соната 2 часть.

Вопросы к обучающимся:

  1. Какова интонация этой части? Каков образ мы слышим в этой мелодии?
  2. Если мелодию мы представим в виде сердца, что можно сделать с этим сердцем?

Это её сердце. Бетховен вспоминает даму своего сердца. Рисует её весёлый образ.

  1. А теперь давайте сравним два этих сердца, какое тяжелее?
  2. Какое сердце может вместить другое, её или его?

 

Третья часть сонаты – огненное Presto (ярко). Прослушаем что хотел сказать композитор этой мелодией. Звучит «Лунная» соната 3 часть.

Вопросы к обучающимся:

  1. А здесь, какие эмоции мы слышим?
  2. Что бы вы сделали на месте композитора?
  3. А что делает Бетховен?

Композитор, как бы говорит этой мелодией: «Не укоряю что ушла, благодарю за то, что приходила!»

(информация для участников групп) Действительно ли она лунная?

Музыку, посвященную Джульетте Гвиччарди, Людвиг Ван Бетховен назвал «Соната вроде фантазии». По счету это была соната № 14.

Назвав свое произведение фантазией, композитор будто говорит нам: заранее предупреждаю, что произведение не самых строгих музыкальных правил, в нем я даю себе волю пофантазировать. И вам, слушателям, желаю того же. Название «Лунная» дал сонате поэт-романтик  Людвиг Рельштаб, уже после его смерти. При звуках сонаты он представлял себе тихую гладь озера и плывущую по ней одинокую

5. Закрепление материала.  Чтение стихотворения.

 «Любовь – она бывает разной».

Любовь - она бывает разной.

Бывает отблеском на льду.

Бывает болью неотвязной,

Бывает яблоней в цвету.

Бывает вихрем и полётом.

Бывает цепью и тюрьмой…

Мы ей покоем, и работой,

И жизнью жертвуем самой!

Но есть ещё любовь такая,

Что незаметно подойдёт

И, поднимая, помогая,

Тебя сквозь годы поведёт

И будет до последних дней

Душой и совестью твоей. ( Ольга Высоцкая)

 

Творческая деятельность. Предлагаю и вам стать поэтами-романтиками и сочинить четверостишья о любви, с такими рифмами.

 

Пусть правит миром вечная любовь!
Пусть превозносит нас и окрыляет…
Пусть счастливы мы будем вновь и вновь!
И пусть по жизни вечно так бывает!

 

Распята вера в чистую любовь!
Укрыта ото всех плащом незримым…
И в сердце леденеет быстро кровь,
Ведь стал я для тебя давно любимым…

 

Когда вскипает в сердце кровь,
Приходит чистая любовь…
И все без исключения на свете
Хотят ее скорее только встретить!

 

6. Исполнительская деятельность.

Мы познакомились с примером любви безответной, нежной, и… жестокой. Привести примеры другой любви: к близким, работе, творчеству.

Исполнение песни за выбором.

 

7. Рефлексия.

- Кому посвятил Бетховен свою  сонату?

- Что побудило композитора сочинить такую музыку?

- Как сам Бетховен назвал свое произведение?

- Удалось ли нам следовать эпиграфу урока?

- Оцените свою работу на уроке. Закончите предложения:

- Я узнал(а) …

- Больше всего мне…

- Оказывается… 

- Я могу свою работу на уроке оценить на...

8. Домашнее задание

 Найти произведение «Лунная соната» в современной обработке. Свое восхищение «Лунной Сонатой» выразить в собственных стихах или небольшом смс:

«О, музыка! Ты-величайшее чудо;

С начала веков до скончания дней.

И Лунной Сонаты прекрасные звуки,

Как образ любви тех таинственных дней.»

 

Спасибо за уважение к музыке, за знания и исполнительское мастерство.

До свидания!

 

 

 

docx
Додано
12 січня 2018
Переглядів
275
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку