Тема: «Мир профессий» (Конспект интегрированного занятия
для детей старшей группы)
Цели: расширять и конкретизировать представления о профессиях людей; закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”; уточнять и расширять словарный запас по данной теме; совершенствовать грамматический строй речи (упр. в образовании прилагательных от существительных, согласование числительных с существительными); совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения; развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога); развивать устную связную речь, слуховое внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные картинки (врач, повар, учитель); предметы для организационного момента – молоток, нитки с иголкой, кисточка; сумка кондуктора (с билетами), руль, кружки “монеты”, халат врача, фартук продавца; градусник, линейка, очки, шприц, иголка, витамины, конфеты, микстура, варенье, шпатель, игрушка из кукольного театра – щенок; игра “магазин”, в магазине игрушки, книги, продукты, посуда; кукольный домик с надписью “школа”;мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент
Дети входят в кабинет. На ковре лежат разные предметы (молоток, ножницы, иголка с ниткой)
- Посмотрите, какой беспорядок! Кто-то оставил предметы. Назовите их. Я думаю, что молоток оставил плотник. Ножницы оставил кто? и т.д. Эти предметы нужны людям разных профессий.
- Сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие по “Городу Профессий”, для того чтобы еще больше узнать о профессиях и лучше запомнить их названия.
- А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку: Что за чудо – едет дом!
И людей как много в нем!
Носит обувь из резины
И питается бензином! (автобус)
- Правильно! Мы поедим на автобусе.
II. Решение поставленных задач
1. Закрепление названий и представлений о профессиях ШОФЕР и КОНДУКТОР
- Кто управляет автобусом? (шофер). Кто еще работает в автобусе? (кондуктор).
Назначаются дети на роль шофера и кондуктора.
- А кто теперь вы? (пассажиры)
Дети из стульчиков строят “автобус”.
- Чтобы ехать в автобусе, мы должны заплатить за проезд. Возьмите монеты (каждому “пассажиру” раздаю по 10 монет). Сколько стоит билет в автобусе? (2 гривны). Сколько монет мы должны отдать кондуктору? (2 монеты). Отсчитайте монеты, а кондуктор проверит, правильно ли вы оплатили проезд и раздаст билеты. (Практические действия детей).
- Ну вот, за проезд все заплатили, автобус может отправляться.
- Вдруг у автобуса прокололась шина (произнесение звука ш-ш-ш-ш).
- Поможем шоферу накачать колесо (произнесение звука с-с-с-с).
- Автобус выехал на мокрую дорогу (произнесение слогов ша-шу-шо-ши).
- Прислушайтесь. Вдалеке слышится гудок поезда (произнесение слога на одном выдохе ту-ту-ту-ту).
- Вдруг совсем близко от нас просигналила машина (произнесение слога на одном выдохе би-би-би-би).
Психологический этюд «Мы путешествуем»
- А теперь посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте крепко глазки. Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашите им рукой.
- Ну вот, автобус остановился и мы приехали. Выходим из автобуса.
2. Закрепление названия и представлений о профессии ВРАЧ
Дети подходят к столу. На столе, перевернута от них, лежит картинка врача, под салфеткой предметы для игрового упражнения (градусник, линейка,, очки, шприц, иголка, витамины, конфеты, микстура, варенье, шпатель, ложка), белый халат.
- А от этого человека пахнет лекарствами. Он в дни болезней всех полезней.
И излечит, исцелит, и ангину, и бронхит. Кто это? (врач). Как по-другому можно назвать врача? (доктор. Что делает доктор? (Доктор лечит людей)
- Где он работает? (Доктор работает в больнице). Назовите сказку К. Чуковского про сказочного доктора. (Доктор Айболит).
Один ребенок назначается на роль врача.
Игровое упражнение “Что нужно врачу?”
- Проверим, как вы знаете, какие предметы нужны врачу. Выберите каждый один предмет, который нужен врачу для работы. Проверим, кто что выбрал? (ответы детей).
- Как по-другому называется градусник (термометр)
(работа над четким проговариванием незнакомых слов ШПАТЕЛЬ, ТЕРМОМЕТ, МИКСТУРА с отхлопыванием слогов)
- Расскажите, для чего нужен этот предмет? В вашем предложении должны быть слова: “Врачу нужен…, чтобы…”
- А я выберу конфеты, они тоже нужны врачу (дети отрицают мой ответ)
- Хорошо! А теперь попрощаемся с доктором и отправимся дальше.
Динамическая пауза. Игра “Будь внимательным”
Детям предлагается выполнить упражнение по словесной инструкции. Задание усложняется неправильным показом движений.
3. Закрепление названия и представлений о профессии ПРОДАВЕЦ
Дети подходят к игрушечному магазину. В магазине лежат книги, игрушки, посуда, продукты, фартук для продавца.
- Куда же мы пришли? (в магазин). Правильно, это магазин. Кто работает в магазине? (продавец). Что делает продавец? (продает).
- Давайте рассмотрим, что продается в нашем магазине (уточнение обобщающих занятий). Один ребенок назначается на роль продавца.
- Настя, ты продавец. Продавец должен быть вежливым, внимательным и спрашивать “Что хотите купить?”
- А кто мы? (покупатели)
Игровое упражнение “Покупаем и считаем”
- Мы будем покупать только продукты. Но мы не просто будем их покупать, а еще считать. (Создание ситуации для диалога).
- Давайте повторим, что мы купили?
- Настя, что ты продавала? (обобщение – продукты)
- Вы были хорошими покупателями. Идем дальше.
4. Закрепление названия и представлений о профессии УЧИТЕЛЬ
Дети подходят к столу, на котором стоит кукольный домик с надписью “ШКОЛА”. На столе, перевернута от них, лежит картинка учителя.
- Ребята, прочитайте, что написано на этом доме написано? (ШКОЛА). Кто же здесь работает? (учитель). Что делает учитель? (учит детей)
Упражнение на закрепление
звука и буквы “А”
- Внимательно рассмотрите картинку.
- Какую букву учитель учит с детьми? (букву А)
- Вспомните, что мы обозначаем буквами? (звуки)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Звук “А” какой? (гласный) Почему? (его можно пропеть)
- Назовите звуки, которые можно пропеть. Еще раз повторите, какие это звуки? (гласные)
- Назовите звуки, которые нельзя пропеть. Какие это звуки? (согласные)
- Придумайте слово со звуком “А”.
Задание «Найди и обведи букву «А»
Один ребенок назначается на роль учителя.
- Давайте сядем за стол. Даша будет учителем и покажет вам на доске, как пишется буква “А”. Учитель раздаст вам листочки со словами. Ваша задача: за две минуты (указывает на песочные часы), во всех словах обвести все буквы «А» в кружки.
ШКОЛА, УЧИТЕЛЬ, КНИГА, АЗБУКА, БУКВАРЬ, УРОК, ПЕРЕМЕНА, ЗВОНОК, МЕЛ, КАРАНДАШ, РЮКЗАК, ПАРТА, ТЕТРАДЬ, МУЗЫКА, УЧЕНИК, РУЧКА, ПЕНАЛ, ФОРМА, ДОСКА, АЛЬБОМ, УЧЕБНИК, МАТЕМАТИКА, РИСОВАНИЕ. КРАСКИ, ЛИНЕЙКА, ДНЕВНИК.
III. Закрепление
- Наше путешествие в “Город Профессий” закончилось. Вспомните, с кем мы встретились по пути (с шофером, с кондуктором, с врачом, с учителем, с продавцом).
- Сейчас мы поиграем в игру “Исправь ошибку” и вспомним, о каких еще профессиях мы говорили на занятиях (с мячом)
Игровое упражнение “Исправь ошибку”
- Будьте внимательными, и постарайтесь исправить все мои ошибки.
IV. Итог занятия
- А кем хотите стать вы, когда вырастите?
- Назовите одним словом: ПОВАР, ВРАЧ, УЧИТЕЛЬ, СТРОИТЕЛЬ, ПРОДАВЕЦ - это………………. (профессии людей)
- Вам понравилось наше путешествие?
- Какую букву вы писали?
- Давайте подарим свои буковки гостям.