Конспект личностно - ориентированного урока в 9 классе по русскому языку на тему: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Про матеріал
Цель урока: дать понять о видах подчинения в СПП с несколькими придаточными: последоватьном, параллельном, однородном подчинении; Воспитывать сосредоточенность, внимание при выполнении задачи, воспитывать трудолюбие. Оборудование: учебник , таблицы.
Перегляд файлу

 

Щорсівська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів

Генічеської районної ради

Херсонської області

 

Конспект личностно - ориентированного урока в 9 классе по русскому языку на тему:

«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

 

                                                                                                   Підготувала Горова Н.В.,

                                                                                                   вчитель російської мови

                                                                                                       Щорсівської ЗОШ

                                                                                                       І-ІІІ  ступенів

                                                                                                         Генічеської районної ради

                                                                                              Херсонської області

                                                                                                         2019 рік

 

Цель урока: дать понять о видах подчинения в СПП с несколькими придаточными: последоватьном, параллельном, однородном подчинении; Воспитывать сосредоточенность, внимание при выполнении задачи, воспитывать трудолюбие.

 

Оборудование: учебник , таблицы.

Ход урока

  1. Организация начала занятия.

Здравствуйте, я рада видеть вас на уроке. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с пожелания вам, друзья, доброжелательного отношения друг к другу. Ведь именно доброжелательность и есть залог успеха.

  1. Целеполагание

Ознакомление с темой. Чтобы  усвоить эту тему, как вы думаете, что мы должны делать? Какие знания помогут освоить вам эту тему? Правильно. Те знания, которые мы получили на предыдущих уроках. У вас для изучения этой темы есть хороший фундамент, и я надеюсь, что вы успешно справитесь  с этой задачей.

  1. Этап проектирования

Давайте вместе составим план нашего урока:

                             1.Какие это СПП с несколькими придаточными?

                             2.Какие есть виды подчинительной связи в СПП с несколькими

                                придаточными?

                             3. Чем отличаются придаточные с параллельным подчинением от

                                 придаточных с однородным подчинением?

                             4.Как правильно расставить знаки препинания в СПП с несколькими

                                придаточными?

4.Этап организации исполнения плана деятельности

Чтобы вам легче было разобраться, давайте проведем  исследовательскую работу. Представьте себе, что вы лингвисты – исследователи, которые самостоятельно могут разобраться с этой темой.

  1. Разберем несколько предложений, выделим в них главное и придаточное предложения.

а. /Отец остановился на мосту/ , (чтобы в последний раз взглянуть на город),  (где он жил в детстве).

К чему относится первое предложение, второе? Как называется такой  вид подчинения?

 

 

 

/         /, (чтобы….   сущ),     (где…)

 Последовательное

 

 

б) / В то время, (когда Пьер входил в окоп), он заметил/, (что на батарее выстрелов не слышно).

К чему относится каждое из придаточных предложений? Как называется такой вид подчинения?

/указ. Сл тот + сущ, (когда…), глагол/, (что)

                              Параллельное

 

в) /Травы скашивали ранним утром/ (пока еще не уронили росы), (пока они нежатся в ее прохладе).

К чему относится каждое из придаточных предложений? Как називается такой вид подчинения?

 

 

 

 

 

/ гл         /, ( пока…..), (пока…..)

 

 Однородное

 

1.Можете ли вы  составить таблицу для личного запоминания темы? (составление таблицы).

Молодцы! Хорошо! Графическое изображение способствует лучшему запоминанию.

Может ли кто-нибудь  из вас подготовить монолог или диалог по данной таблице? (выслушиваются ответы учащихся)

2.Переходим к практическим занятиям.

 Объяснительный диктант.

Задание: Выделить главное предложение, придаточные, составить схему, определить вид подчинительной связи.

 

  • /Вы родились в свободной стране/, где каждый может получить образование), (где уважают творческий труд).  /сущ/, (где..), (где…) - однородное
  • /Русский язык так богат и гибок/, (что нам нечего брать у тех), ( кто беднее нас)  /   /, (что..), (кто…) – последовательное.
  • (Когда у меня в руках новая книга), /я чувствую/, (что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное).  (когда…) /…./,  (что…) – параллельное

 

Задание самостоятельное

Чтобы не были души пусты, 

Чтобы огонь не унес красоты,

Чтобы реки текли, чтобы вишни цвели,

Мы в ответе с тобой за простор всей земли.

(чтобы..), (чтобы..), (чтобы..), /    / - однородное.

 

Конструирование предложений

(работа выполняется по рядам, разделившись на группы «А», «Б», «В»)

Задание: из трех предложений составить  СП, используя союзы, указать вид подчинительной связи.

 

«А» 1) Наливаем воды в сосуд.

  1. В стенке его на разной высоте сделаны маленькие отверстия.
  2. Вода начинает вытекать струйками различной силы ( если, которого, то)

 

«Б» 1) Тело опускается в жидкость

       2) Оно теряет часть своего веса

       3) Эта часть равна весу вытесненной им жидкости ( когда, то,  которая)

«В» 1) В конце апреля наступила чудесная пора.

        2) Природа начинает жить полною, молодою, торопливою жизнью.

        3) Все приходит в волнение, в движение. (та, когда, тогда)

 

Вы хорошо справильсь с этой работой. Очень важно правильно подобрать союз, чтобы не изменился смысл предложения.

А сейчас мы с вами выполним творческую работу.  Представте, что вы являетесь редактором молодежной газеты. И вам необходимо отредактировать маленький текст. Следующий вид работы называется РЕДАКТИРОВАНИЕМ

- В стране, где обучение платное, многие дети не ходят в школу оттого, что у  их родителей нет денег для того, чтобы оплачивать обучение.

Что получилось? Вы ликвидировали скопление одинаково  звучащих союзов. С этой работой вы справились, в будущем сможете работать редактором. Следующий  этап работы – самостоятельный (выполнение упражнения)

5. Подведение итогов урока

1) Ответ на вопросы:

- Что мы сегодня изучили на уроке?

- В чем были трудности?

2) Оценивание ребят. Самооценка.

 

6.Домашнее задание.

 

 

docx
Додано
17 січня 2020
Переглядів
776
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку