Щорсівська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів
Генічеської районної ради
Херсонської області
Конспект личностно - ориентированного урока в 9 классе по русскому языку на тему:
«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Підготувала Горова Н.В.,
вчитель російської мови
Щорсівської ЗОШ
І-ІІІ ступенів
Генічеської районної ради
Херсонської області
2019 рік
Цель урока: дать понять о видах подчинения в СПП с несколькими придаточными: последоватьном, параллельном, однородном подчинении; Воспитывать сосредоточенность, внимание при выполнении задачи, воспитывать трудолюбие.
Оборудование: учебник , таблицы.
Ход урока
Здравствуйте, я рада видеть вас на уроке. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с пожелания вам, друзья, доброжелательного отношения друг к другу. Ведь именно доброжелательность и есть залог успеха.
Ознакомление с темой. Чтобы усвоить эту тему, как вы думаете, что мы должны делать? Какие знания помогут освоить вам эту тему? Правильно. Те знания, которые мы получили на предыдущих уроках. У вас для изучения этой темы есть хороший фундамент, и я надеюсь, что вы успешно справитесь с этой задачей.
Давайте вместе составим план нашего урока:
1.Какие это СПП с несколькими придаточными?
2.Какие есть виды подчинительной связи в СПП с несколькими
придаточными?
3. Чем отличаются придаточные с параллельным подчинением от
придаточных с однородным подчинением?
4.Как правильно расставить знаки препинания в СПП с несколькими
придаточными?
4.Этап организации исполнения плана деятельности
Чтобы вам легче было разобраться, давайте проведем исследовательскую работу. Представьте себе, что вы лингвисты – исследователи, которые самостоятельно могут разобраться с этой темой.
а. /Отец остановился на мосту/ , (чтобы в последний раз взглянуть на город), (где он жил в детстве).
К чему относится первое предложение, второе? Как называется такой вид подчинения?
/ /, (чтобы…. сущ), (где…)
Последовательное
б) / В то время, (когда Пьер входил в окоп), он заметил/, (что на батарее выстрелов не слышно).
К чему относится каждое из придаточных предложений? Как называется такой вид подчинения?
/указ. Сл тот + сущ, (когда…), глагол/, (что)
Параллельное
в) /Травы скашивали ранним утром/ (пока еще не уронили росы), (пока они нежатся в ее прохладе).
К чему относится каждое из придаточных предложений? Как називается такой вид подчинения?
/ гл /, ( пока…..), (пока…..)
Однородное
1.Можете ли вы составить таблицу для личного запоминания темы? (составление таблицы).
Молодцы! Хорошо! Графическое изображение способствует лучшему запоминанию.
Может ли кто-нибудь из вас подготовить монолог или диалог по данной таблице? (выслушиваются ответы учащихся)
2.Переходим к практическим занятиям.
Объяснительный диктант.
Задание: Выделить главное предложение, придаточные, составить схему, определить вид подчинительной связи.
Задание самостоятельное
Чтобы не были души пусты,
Чтобы огонь не унес красоты,
Чтобы реки текли, чтобы вишни цвели,
Мы в ответе с тобой за простор всей земли.
(чтобы..), (чтобы..), (чтобы..), / / - однородное.
Конструирование предложений
(работа выполняется по рядам, разделившись на группы «А», «Б», «В»)
Задание: из трех предложений составить СП, используя союзы, указать вид подчинительной связи.
«А» 1) Наливаем воды в сосуд.
«Б» 1) Тело опускается в жидкость
2) Оно теряет часть своего веса
3) Эта часть равна весу вытесненной им жидкости ( когда, то, которая)
«В» 1) В конце апреля наступила чудесная пора.
2) Природа начинает жить полною, молодою, торопливою жизнью.
3) Все приходит в волнение, в движение. (та, когда, тогда)
Вы хорошо справильсь с этой работой. Очень важно правильно подобрать союз, чтобы не изменился смысл предложения.
А сейчас мы с вами выполним творческую работу. Представте, что вы являетесь редактором молодежной газеты. И вам необходимо отредактировать маленький текст. Следующий вид работы называется РЕДАКТИРОВАНИЕМ
- В стране, где обучение платное, многие дети не ходят в школу оттого, что у их родителей нет денег для того, чтобы оплачивать обучение.
Что получилось? Вы ликвидировали скопление одинаково звучащих союзов. С этой работой вы справились, в будущем сможете работать редактором. Следующий этап работы – самостоятельный (выполнение упражнения)
5. Подведение итогов урока
1) Ответ на вопросы:
- Что мы сегодня изучили на уроке?
- В чем были трудности?
2) Оценивание ребят. Самооценка.
6.Домашнее задание.