Конспект урока по математике 2 класс. Урок-сказка на тему: "Периметр"

Про матеріал

формировать представление о периметре геометрической фигуры, подвести детей к самостоятельному нахождению периметра

(суммы длин сторон) треугольника, квадрата, прямоугольника; учить детей пользоваться чертежными принадлежностями;

развивать память, внимание, логическое мышление, математическую речь, совершенствовать вычислительные навыки;

воспитывать интерес к изучению математики, любовь к природе, к животным.

Перегляд файлу

Урок — сказка  по математике во 2 классе

 

 

 

 Тема. Периметр  треугольника, квадрата, прямоугольника.

Цель:

 формировать представление о периметре геометрической фигуры, подвести детей к самостоятельному нахождению периметра

(суммы длин сторон) треугольника, квадрата, прямоугольника; учить детей пользоваться чертежными принадлежностями;

 развивать память,  внимание, логическое мышление, математическую речь, совершенствовать вычислительные навыки;

 воспитывать интерес к изучению математики, любовь к природе, к животным.

Оборудование: индивидуальные карточки с примерами  для устного счета, ключ - шифр, рисунки с изображением деревьев, трех поросят, дятла, сороки, волка. Геометрический материал: треугольник, квадрат, прямоугольник (шаблоны), клубочки с нитками,  «Полянка ожиданий», цветы для полянки. Сигнальные карточки-смайлики, линейки, карандаши, микрофон, жетоны для оценивания.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок - сказка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход  урока

 

Этап урока, деятельность учителя

 

        Деятельность учащихся

 

1. Самоопределение  к деятельности.

    Организация класса.

- Прозвенел звонок -  начинаем мы урок. Ребята, сядьте удобно, правильно!

Закройте глазки и повторяйте за мной.

- Я готов к уроку!

- Я собран!

- Я все сумею!

- Моя голова мыслит ясно!

- Я все запомню надолго, навсегда!

- Я хочу учиться!

 

-А девиз нашего урока будет таким:

От каждого — по способностям,

Каждому ̶  успех, всем — радость!

 

- Ребята, а чего вы ждете от этого урока?

Посадите свои цветочки на полянке ожиданий.

( Учитель  помогает оформить « Полянку ожиданий»

 

 

 

 

 

 

Настраиваются на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей, оформляют «Полянку ожидания».

 

2. Мотивация учебной деятельности.

    Сообщение темы урока.

- Итак, ребята, сегодня у нас с вами очень много работы: нам предстоит совершенствовать  свои вычислительные навыки, развивать память, математическую речь, нас ждут игры, веселые задачи и новая тема:

«Периметр треугольника, квадрата, прямоугольника». Причем ждет она нас ни где-нибудь, а  в сказке. А  в какой — вы узнаете сами, решив примеры устно и записывая ответы в строчку правильно и красиво.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Актуализация опорных знаний.

 

           Игра « Молчанка»

Учитель показывает карточки с примерами, дети устно решают их и записывают только ответы.

 

     6 + 6 =                       5 + 6 =

   17 -  8 =                       8 + 8 =

     5 + 5 =                       7 + 4 =

     4 + 6 =                       8 + 5 =

     6 + 9 =                     13 -  5 =

   14 -  7 =                     11 -  5 =

 Оценивание: 1 балл за правильный ответ.  

 

 (Минутка каллиграфии)

(Ответы: 12, 11, 9, 16, 10, 11, 10, 13, 15, 8, 7, 6).                

 

 - На какие группы можно разделить данные числа? ( Однозначные и двузначные, четные и нечетные)

- Назовите наибольшее число, наименьшее число.

-  Расшифровать название сказки нам поможет ключ к шифру:

     12    -     Т                    10   -    О  

     11    -     Р                    16   -     П

       9    -     И                    13   -    С

     15    -     Ё                      8   -    Н

       7    -     К                      6   -    А

Найдите буквы соответствующие числам

(Ответ: «Три поросенка»).

 

- Да, ребята, нас ждет встреча с тремя братьями-поросятами.

    Жили - были три поросёнка.

(На доске появляются рисунки трех поросят). Были они абсолютно одинаковые. Все трое одинакового роста, одинаково  розовенькие, одинаково пухленькие, с одинаковыми хвостиками. Даже имена у них были похожие.

- Ребята, подскажите мне имена поросят.

       Жили они в сказочном лесу, а деревья у них были такими:

 

                    Игра « Память»

Выставляется набор картинок с изображением деревьев: рябина, береза, клен, ель, акация, дуб, сосна.

 

 

 

 

 

 

 

Устно считают примеры.

 

 

Один ученик работает у доски.

 

 

 

 

 

Остальные   записывают ответы в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети дают ответы.

 

 

 

Дети рассматривают набор, запоминают названия деревьев. (Набор убирается).

 

Целыми днями поросята только и делали, что резвились,  прыгали, бегали,  грелись на солнышке, лежали в теплых лужах.

И только старший из братьев, Наф - Наф, время от времени не давал им покоя, пытаясь научить их математике, придумывал разные задачи и говорил, что все должны быть грамотными, умными, наблюдательными, сообразительными. Поросята не  хотели слушать брата, ничего не учили и не могли справиться даже с простыми заданиями. И теперь просят у вас помощи. Поможем? Первое задание:

Математический диктант.

- Сколько ушей у поросят?

- Сколько ног у них?

- Сколько глаз?

- Сколько хвостиков?

- Сколько деревьев росло у них в лесу?

- Нуф - Нуф лежал в луже 25 минут, а

Ниф - Ниф -  17минут. На сколько дольше лежал в луже Нуф - Нуф?

( Ответы: 6, 12, 6, 3, 7, 8)

Оценивание:  каждый правильный ответ-

1 балл.

Второе задание: «Мозговой штурм»

 1. Как называются компоненты действия сложения? (Слагаемое, слагаемое, сумма)

2. Как найти неизвестное слагаемое?

(Из суммы вычесть известное слагаемое)

3. Можно ли утверждать, что фигура, в которой 4 стороны равны  ̶  квадрат?

(Можно)

4. Сколько углов у треугольника? (3)

5.  Какие стороны равны у прямоугольника? (Противоположные)

Оценивание: 1 балл за правильный ответ

Так прошло лето. Но с наступлением холодов Наф - Наф сказал своим братьям, что пора подумать бы  о жилье.

Нуф -Нуф решил поступить очень просто:  он построил дом, в котором было всего три угла и три стены. (3см, 3см, и 4,5 см) (Демонстрирует фигуру)

- Ребята, какую геометрическую  фигуру вам напоминает домик  Нуф- Нуфа?

(Треугольник)

- По каким признакам вы определили это? (Три угла, три стороны)

 

       Построив себе домик, брат отправился посмотреть на домики братьев. Ниф- Ниф не стал торопиться, как его брат, но и нагружать себя тоже не стал. Он отмерял длину 1 раз (это 3 см) и сделал все четыре  стороны одинаковой длины, а все углы прямыми.

(Демонстрирует фигуру)

- Ребята, какую геометрическую фигуру вам напоминает домик второго брата?

 (Квадрат)

По каким признакам вы определили это?

(4 прямых угла и равные стороны)

 

       Основательнее всех к строительству домика подошел Наф-Наф.  Он отмерил длину своего домика (5см), а затем отмерил ширину (3 см). Его домик тоже имел 4 прямых угла,4 стены, но одинаковыми были только противоположные стороны.

(Демонстрирует фигуру)

- Ребята, какую геометрическую фигуру напоминает вам домик третьего брата?

(Прямоугольник)

- По каким признакам вы определили?

( 4 прямых угла, 4 стороны, одинаковые противоположные)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают математический диктант. (Только ответы).

 

Обмениваются тетрадями, проверяют ответы, сравнивая их с ответами выставленным учителем, на полях ставят оценку.

 

 

 

 

 

 Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети дают ответы на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети дают ответы на вопросы.

4. Изучение нового материала.

    Создание проблемной ситуации.

   Не успели братья полюбоваться своими домиками, как Сорока принесла страшное известие: в лесу появился Волк! Однажды он уже разрушил их домики. Нельзя допустить этого снова.

Наф-Наф не растерялся и сказал, что свои домики им нужно срочно защитить прочной проволокой,  и они отправились в магазин к Дятлу.

- Хорошо, сказал Дятел. Я продам вам прочную проволоку. Сколько нужно проволоки каждому из вас?

- Нам нужно столько, чтобы каждому хватило обтянуть свои домики.

- Я не могу сразу отмерять вам проволоку. Для этого я должен знать …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Решение проблемной ситуации.

- Что же должен знать Дятел?

Работа в группах.

- Сейчас мы поработаем в группах.

(Каждая группа собирается у столиков, на которых размещена такая же геометрическая фигура, какую дети получили до урока). (Практическая работа)

 (Первая  группа  ̶ треугольник,  вторая  ̶ прямоугольник, третья — квадрат).

На столе  ̶  шаблоны фигур. Размеры на листочке. С помощью ниток измеряют фигуру, находят решение проблемной ситуации.

Оценивание: 2 балла  ̶  правильное выполнение, 1 балл,  если есть ошибки

 

 

 

 

Работают в группах.

Дети рассуждают и приходят к  выводу, что нужно знать длину каждой стены в каждом домике поросят, а также их сумму (периметр).

 

6. Первичное закрепление  знаний.

 

  - Сколько стен нужно измерять  каждому поросенку?

- Как узнать общую длину проволоки, необходимую для каждого домика?

- Дети, помогите братьям. Посчитайте длину проволоки для каждого домика.

- Ребята, какие результаты вы получили? Обратите внимание: у поросят получились мотки проволоки разной длины. А что было общего при решении задачи?

(Они находили сумму длин всех сторон

своих домиков).  ( Вывод)

  - Ребята, нахождение суммы длин всех сторон геометрической фигуры в математике называется периметром и обозначается  латинской буквой Р.

 

 

 

Дети дают ответы на вопросы.

 

 

 

 

Находят длину проволоки.

 

 

 

 

 

 

 

Вместе с учителем делают вывод.

 

 

         Физкультминутка.

 Все хорошо работают. Но пора и отдохнуть.  Мы в гостях у поросят, поэтому физкультминутку мы будем проводить с ними. Сначала как они: бегаем, прыгаем, приседаем, головой покрутим, пятачками землю пороем, глазками окошко обрисуем, покружимся, спинки солнышку подставим и тихонечко на место сядем.

 

 

7. Закрепление изученного на уроке.

 Самостоятельная работа с        взаимопроверкой.

 Учитель раздает шаблоны треугольников, квадратов, прямоугольников  каждому ученику.

- Постройте в тетрадях свои фигуры, найдите периметр.

Оценивание: 2  балла  за правильно сделанное  задание, 0 баллов, если есть ошибки.

 

 

 

 

Работают самостоятельно.

Дети измеряют стороны фигур, находят периметр.

 

 

Делают взаимопроверку.

 

8. Повторение.  Метод «Микрофон»

 

  • Как в математике называется сумма всех сторон геометрической фигуры? ( Периметр)
  • Какой буквой обозначается периметр фигуры? ( Р)
  • Сколько длин нужно сложить, чтобы найти периметр треугольника? Квадрата? Прямоугольника?
  • Какие деревья росли в сказочном лесу у братьев?

 ( возвращаются к игре «Память»)

  • Понравился ли вам наш урок?
  • У какой сказки в гостях мы побывали?
  • На какого из братьев вы бы хотели быть похожими и почему?
  • Чьи ожидания оправдались?
  • Как мы должны относиться к природе и животным?

 

 

 

 

 

Дети дают ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Саморефлексия

               Я — ценю: (помощь товарища, помощь учителя, новые знания).

               Я — узнал:

               Я — умею:

               Я — верю:

               Я — хочу:

- Всем ли сегодняшний урок принес радость?

Просигнальте мне смайликами ваше настроение на уроке.

 

   Ответы детей.

10. Оценивание учащихся по количеству жетонов.

Дети считают свои жетоны

( самооценивание).

11. Домашнее задание.

 

Учащиеся 1 группы — чертят квадрат,

2 группы -  треугольник, 3 группы — прямоугольник, находят периметр.

 

 

 

 

docx
Додано
30 березня 2018
Переглядів
3768
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку