формировать представление о периметре геометрической фигуры, подвести детей к самостоятельному нахождению периметра
(суммы длин сторон) треугольника, квадрата, прямоугольника; учить детей пользоваться чертежными принадлежностями;
развивать память, внимание, логическое мышление, математическую речь, совершенствовать вычислительные навыки;
воспитывать интерес к изучению математики, любовь к природе, к животным.
Урок — сказка по математике во 2 классе
Тема. Периметр треугольника, квадрата, прямоугольника.
Цель:
формировать представление о периметре геометрической фигуры, подвести детей к самостоятельному нахождению периметра
(суммы длин сторон) треугольника, квадрата, прямоугольника; учить детей пользоваться чертежными принадлежностями;
развивать память, внимание, логическое мышление, математическую речь, совершенствовать вычислительные навыки;
воспитывать интерес к изучению математики, любовь к природе, к животным.
Оборудование: индивидуальные карточки с примерами для устного счета, ключ - шифр, рисунки с изображением деревьев, трех поросят, дятла, сороки, волка. Геометрический материал: треугольник, квадрат, прямоугольник (шаблоны), клубочки с нитками, «Полянка ожиданий», цветы для полянки. Сигнальные карточки-смайлики, линейки, карандаши, микрофон, жетоны для оценивания.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок - сказка.
Ход урока
Этап урока, деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
1. Самоопределение к деятельности. Организация класса. - Прозвенел звонок - начинаем мы урок. Ребята, сядьте удобно, правильно! Закройте глазки и повторяйте за мной. - Я готов к уроку! - Я собран! - Я все сумею! - Моя голова мыслит ясно! - Я все запомню надолго, навсегда! - Я хочу учиться!
-А девиз нашего урока будет таким: От каждого — по способностям, Каждому ̶ успех, всем — радость!
- Ребята, а чего вы ждете от этого урока? Посадите свои цветочки на полянке ожиданий. ( Учитель помогает оформить « Полянку ожиданий»
|
Настраиваются на урок.
Ответы детей, оформляют «Полянку ожидания». |
2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока. - Итак, ребята, сегодня у нас с вами очень много работы: нам предстоит совершенствовать свои вычислительные навыки, развивать память, математическую речь, нас ждут игры, веселые задачи и новая тема: «Периметр треугольника, квадрата, прямоугольника». Причем ждет она нас ни где-нибудь, а в сказке. А в какой — вы узнаете сами, решив примеры устно и записывая ответы в строчку правильно и красиво.
|
|
3. Актуализация опорных знаний.
Игра « Молчанка» Учитель показывает карточки с примерами, дети устно решают их и записывают только ответы.
6 + 6 = 5 + 6 = 17 - 8 = 8 + 8 = 5 + 5 = 7 + 4 = 4 + 6 = 8 + 5 = 6 + 9 = 13 - 5 = 14 - 7 = 11 - 5 = Оценивание: 1 балл за правильный ответ.
(Минутка каллиграфии) (Ответы: 12, 11, 9, 16, 10, 11, 10, 13, 15, 8, 7, 6).
- На какие группы можно разделить данные числа? ( Однозначные и двузначные, четные и нечетные) - Назовите наибольшее число, наименьшее число. - Расшифровать название сказки нам поможет ключ к шифру: 12 - Т 10 - О 11 - Р 16 - П 9 - И 13 - С 15 - Ё 8 - Н 7 - К 6 - А Найдите буквы соответствующие числам (Ответ: «Три поросенка»).
- Да, ребята, нас ждет встреча с тремя братьями-поросятами. Жили - были три поросёнка. (На доске появляются рисунки трех поросят). Были они абсолютно одинаковые. Все трое одинакового роста, одинаково розовенькие, одинаково пухленькие, с одинаковыми хвостиками. Даже имена у них были похожие. - Ребята, подскажите мне имена поросят. Жили они в сказочном лесу, а деревья у них были такими:
Игра « Память» Выставляется набор картинок с изображением деревьев: рябина, береза, клен, ель, акация, дуб, сосна. |
Устно считают примеры.
Один ученик работает у доски.
Остальные записывают ответы в тетради.
Дети дают ответы.
Дети рассматривают набор, запоминают названия деревьев. (Набор убирается). |
Целыми днями поросята только и делали, что резвились, прыгали, бегали, грелись на солнышке, лежали в теплых лужах. И только старший из братьев, Наф - Наф, время от времени не давал им покоя, пытаясь научить их математике, придумывал разные задачи и говорил, что все должны быть грамотными, умными, наблюдательными, сообразительными. Поросята не хотели слушать брата, ничего не учили и не могли справиться даже с простыми заданиями. И теперь просят у вас помощи. Поможем? Первое задание: Математический диктант. - Сколько ушей у поросят? - Сколько ног у них? - Сколько глаз? - Сколько хвостиков? - Сколько деревьев росло у них в лесу? - Нуф - Нуф лежал в луже 25 минут, а Ниф - Ниф - 17минут. На сколько дольше лежал в луже Нуф - Нуф? ( Ответы: 6, 12, 6, 3, 7, 8) Оценивание: каждый правильный ответ- 1 балл. Второе задание: «Мозговой штурм» 1. Как называются компоненты действия сложения? (Слагаемое, слагаемое, сумма) 2. Как найти неизвестное слагаемое? (Из суммы вычесть известное слагаемое) 3. Можно ли утверждать, что фигура, в которой 4 стороны равны ̶ квадрат? (Можно) 4. Сколько углов у треугольника? (3) 5. Какие стороны равны у прямоугольника? (Противоположные) Оценивание: 1 балл за правильный ответ Так прошло лето. Но с наступлением холодов Наф - Наф сказал своим братьям, что пора подумать бы о жилье. Нуф -Нуф решил поступить очень просто: он построил дом, в котором было всего три угла и три стены. (3см, 3см, и 4,5 см) (Демонстрирует фигуру) - Ребята, какую геометрическую фигуру вам напоминает домик Нуф- Нуфа? (Треугольник) - По каким признакам вы определили это? (Три угла, три стороны)
Построив себе домик, брат отправился посмотреть на домики братьев. Ниф- Ниф не стал торопиться, как его брат, но и нагружать себя тоже не стал. Он отмерял длину 1 раз (это 3 см) и сделал все четыре стороны одинаковой длины, а все углы прямыми. (Демонстрирует фигуру) - Ребята, какую геометрическую фигуру вам напоминает домик второго брата? (Квадрат) По каким признакам вы определили это? (4 прямых угла и равные стороны)
Основательнее всех к строительству домика подошел Наф-Наф. Он отмерил длину своего домика (5см), а затем отмерил ширину (3 см). Его домик тоже имел 4 прямых угла,4 стены, но одинаковыми были только противоположные стороны. (Демонстрирует фигуру) - Ребята, какую геометрическую фигуру напоминает вам домик третьего брата? (Прямоугольник) - По каким признакам вы определили? ( 4 прямых угла, 4 стороны, одинаковые противоположные)
|
Записывают математический диктант. (Только ответы).
Обмениваются тетрадями, проверяют ответы, сравнивая их с ответами выставленным учителем, на полях ставят оценку.
Отвечают на поставленные вопросы.
Дети отвечают на вопросы.
Дети дают ответы на вопросы.
Дети дают ответы на вопросы. |
4. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации. Не успели братья полюбоваться своими домиками, как Сорока принесла страшное известие: в лесу появился Волк! Однажды он уже разрушил их домики. Нельзя допустить этого снова. Наф-Наф не растерялся и сказал, что свои домики им нужно срочно защитить прочной проволокой, и они отправились в магазин к Дятлу. - Хорошо, сказал Дятел. Я продам вам прочную проволоку. Сколько нужно проволоки каждому из вас? - Нам нужно столько, чтобы каждому хватило обтянуть свои домики. - Я не могу сразу отмерять вам проволоку. Для этого я должен знать … |
|
5. Решение проблемной ситуации. - Что же должен знать Дятел? Работа в группах. - Сейчас мы поработаем в группах. (Каждая группа собирается у столиков, на которых размещена такая же геометрическая фигура, какую дети получили до урока). (Практическая работа) (Первая группа ̶ треугольник, вторая ̶ прямоугольник, третья — квадрат). На столе ̶ шаблоны фигур. Размеры на листочке. С помощью ниток измеряют фигуру, находят решение проблемной ситуации. Оценивание: 2 балла ̶ правильное выполнение, 1 балл, если есть ошибки
|
Работают в группах. Дети рассуждают и приходят к выводу, что нужно знать длину каждой стены в каждом домике поросят, а также их сумму (периметр).
|
6. Первичное закрепление знаний.
- Сколько стен нужно измерять каждому поросенку? - Как узнать общую длину проволоки, необходимую для каждого домика? - Дети, помогите братьям. Посчитайте длину проволоки для каждого домика. - Ребята, какие результаты вы получили? Обратите внимание: у поросят получились мотки проволоки разной длины. А что было общего при решении задачи? (Они находили сумму длин всех сторон своих домиков). ( Вывод) - Ребята, нахождение суммы длин всех сторон геометрической фигуры в математике называется периметром и обозначается латинской буквой Р.
|
Дети дают ответы на вопросы.
Находят длину проволоки.
Вместе с учителем делают вывод.
|
Физкультминутка. Все хорошо работают. Но пора и отдохнуть. Мы в гостях у поросят, поэтому физкультминутку мы будем проводить с ними. Сначала как они: бегаем, прыгаем, приседаем, головой покрутим, пятачками землю пороем, глазками окошко обрисуем, покружимся, спинки солнышку подставим и тихонечко на место сядем.
|
|
7. Закрепление изученного на уроке. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Учитель раздает шаблоны треугольников, квадратов, прямоугольников каждому ученику. - Постройте в тетрадях свои фигуры, найдите периметр. Оценивание: 2 балла за правильно сделанное задание, 0 баллов, если есть ошибки.
|
Работают самостоятельно. Дети измеряют стороны фигур, находят периметр.
Делают взаимопроверку. |
8. Повторение. Метод «Микрофон»
( возвращаются к игре «Память»)
|
Дети дают ответы.
|
Я — ценю: (помощь товарища, помощь учителя, новые знания). Я — узнал: Я — умею: Я — верю: Я — хочу: - Всем ли сегодняшний урок принес радость? Просигнальте мне смайликами ваше настроение на уроке. |
Ответы детей. |
10. Оценивание учащихся по количеству жетонов. |
Дети считают свои жетоны ( самооценивание). |
11. Домашнее задание.
Учащиеся 1 группы — чертят квадрат, 2 группы - треугольник, 3 группы — прямоугольник, находят периметр.
|
|