Тема. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.
Цель: познакомить учащихся с основными видами сложносочиненных предложений; развивать умение понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочинённых предложений; совершенствовать языковые и пунктуационные умения учащихся; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: учебник, схема, раздаточный материал для индивидуальной работы.
Тип урока: комбинированный урок.
Русский язык. 9 класс
Урок № 15 Дата:25.10.18
Тема. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.
Цель: познакомить учащихся с основными видами сложносочиненных предложений; развивать умение понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочинённых предложений; совершенствовать языковые и пунктуационные умения учащихся; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: учебник, схема, раздаточный материал для индивидуальной работы.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа.
- Назовите признаки сложного предложения.
- Каковы средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного?
- На какие виды делят сложные предложения в зависимости от характера союзов?
2. Анализ языкового материала (запись на доске).
- Прочитайте вслух предложения, определите, простые они или сложные. Связаны ли между собой по смыслу простые предложения, входящие в состав сложного? Аргументируйте свой ответ.
1. Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга. 2. Всем известно, что соловьи поют неодинаково. 3. В траве по опушкам сидят крепкие боровики, розовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам мухоморы.
(По И. С. Соколову-Микитову)
III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
1. Слово учителя.
- Изо всех разновидностей сложных предложений сложносочинённые (ССП) - наиболее прозрачны по своей структуре, они схожи с простыми предложениями. А разнообразие смысловых отношений между частями ССП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин. ССП присущи свои смысловые и грамматические особенности, связанные со значением союза, порядком следования частей, интонацией.
Давайте поближе познакомимся со сложносочинёнными предложениями, выясним особенности его строения и средств связи в нём.
IV. Работа над темой урока.
1. Чтение теоретического материала учебника, с.52.
2. Составление таблицы или схемы.
Цель: Совершенствование умений систематизировать материал и представлять его в виде таблицы или схемы.
Смысловые отношения между частями ССП.
соединительные (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и) |
разделительные то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли) |
противительные (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же. |
между частями перечисляются явления (события), которые происходят одновременно или следуют одно за другим
|
между частями выражается возможность осуществления только одного явления (события) из перечисленных, эти явления не могут происходить одновременно, или они чередуются, или одно исключает другое. |
Между частями одно явление (событие) противопоставляется другому или одно явление сопоставляется с другим. |
V. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.
1. Работа с упражнениями учебника
83 (устно); 84 (ком. письмо).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
1. Интерактивный приём "Микрофон"
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- Что общего в сложных предложениях разных видов?
- Какое предложение называют сложносочинённым?
- На что указывают сочинительные союзы в сложном предложении?
- Какие группы сочинительных союзов вы знаете? Что они обозначают?
VII. Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал с. 52, уметь работать со схемой.
2. Выполнить упр.87 (А).