Урок 9 класс Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Про матеріал

Цели урока:

1. Образовательные:

повторение и углубление сведений о сложном предложении

введение понятия о сложноподчиненном предложении

формирование умения различать союзы и союзные слова

находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения

проверка понимания и степени усвоения материала по теме

2. Развивающие:

развитие мыслительной деятельности учащихся

развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников

3. Воспитательные:

воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний

воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей

воспитание дружеских отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи

Перегляд файлу

 

 

Самая большая ценность народа – язык,

 на котором он пишет, говорит, думает.
 

 

 

 

 

 

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным 

 

 

9 класс

 

 

 

 

ТЕМА:Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

 

 

 Самая большая ценность народа – язык,

 на котором он пишет, говорит, думает.
    (Д.Н. Лихачев)  

 

 

I. Организационный момент.

Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (0,5 мин.).

 

II. Постановка темы и целей урока.

 

 

 

 

 

III. Актуализация опорных знаний (2 мин).

НА доске разбор:

 

В пословицах наших видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать своим орудием иронию и насмешку.

Дать определение Сложного предложения

Выполнить задание

 

 

 

 

Задание 1.Слепая схема, добавить недостающее

 

 

 

 

Задание 2. Различение предложений на слух(цифровой диктант)

 

 

 

 

 

 

 

В тетрадях у детей запись:

 

Простые.     Бессоюзные.     Сложносочиненные.       Сложноподчиненные

 

Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.

1.Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.
2. Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.
3. Светило солнце, но было очень холодно.
4. Я поднял книгу, упавшую со стола.
5. Я поднял книгу, которая упала со стола.

 

Дать определение Спп

3. СПП состоят:

а) только из придаточных предложений;
б) из 2 независимых предложений;
в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.

 

 

 

 

4. Придаточное может стоять:

а) только после главного;
б) только перед главным;
в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.

 

 

 

 

III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 

 

Русский язык необычайно богат и выразителен. Поэты и писатели старались максимально использовать его возможности.

 

 

 

 

 

На уроке мы изучаем СПП с придаточным определительным.

 

Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным

 

 

Запятыми обособлен причастный оборот

 

 

Можно ли убрать его из предложения?

 

 

Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным.

 

 

Язык, что человек усваивает в раннем детстве, называют родным

 

Можно ли убрать придаточное?

Тот я зык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным

 

 

 

 

 

 

 

 

Указательные слова в СПП с придаточными определительными.

Поисковая работа (по учебнику)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя

делают выводы:

 

 

 

 

Понятие о синтаксических синонимах

         

 

А предложения на доске – грамматические синонимы,

которые различаются оттенками:

 

 

  •                               глагол усиливает значение действия;
  •                               причастный оборот подчеркивает признак предмета.

 

Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной. Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.

Вопросы для первичного закрепления

 

 

1.На какие  вопросы отвечают придаточные определительные?

(на вопросы определения)

    2.Можно ли начать сложное предложение    этого типа с придаточного

 (нет, оно стоит после главного)

3.Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?

(нет, если только это не местоименно-определительное)

 

IV. ПЕРВИЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает.
(Д.Н. Лихачев)

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Паустовский

Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца. Слова, которые рождаются на языке, не идут дальше ушей.

аль-Хусри

 

 

V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

1. Работа у доски. (3 ученика )

Задание: найти придаточное определительное, указать определяемое существительное, расставить запятые, назвать указательное слово.

1.Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.

2.Ноздрев захохотал тем звонким смехом каким заливается только свежий здоровый человек.

3.В небольшой комнате куда я вошел было довольно темно.

Творческая работа.  На основе данных предложений составить новые.

Вид придаточного предложения (определительное) сохранить.

Аэродром, на котором приземлился самолет, был в получасе езды от центра города.

( Аэродром, куда приземлился самолет, был в получасе езды от центра города.)

Село, из которого мы выехали, скоро скрылось из вида. (Село, откуда мы выехали скоро, скрылось из вида)

Лес, в который ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко. ( Лес, куда  ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко.)

Поверка работа: чтение составленных предложений, комментирование.

ЗАПОМНИТЬ!!!

Неправильное построение  СПП с придаточным определительным  является грамматической ошибкой в письменной работе.

Игра «Умный редактор»

  •     РЕДАКТИРОВАНИЕ предложений:

1. Одна из картин Левитана висит на стене, которая  называется « Весна»

2. Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.

Самостоятельная работа

  • -  В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1-й вариант.

1)

Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

2)

Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

3)

Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

4)

Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

  • В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

2-й вариант

 

1)

Впечатления, которые мы получаем в раннем детстве, оказывают на нас огромное влияние.

2)

У почти безголосого тенора, который считался лучшим вокалистом, была совершенно поразительная манера пения.

3)

При воспоминании об Аделине я переживаю вновь то состояние, которое испытал, слушая ее романс.

4)

В небольшом зале два тенора пели дуэт, и все вокруг затоплялось волнами бархатных звуков, которые лились в душу.

 

 

3-й вариант

  • В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1)

Люди, которые жили 200 лет назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.

2)

Было бы несправедливым обвинять только науку в ущербе, который наносят окружающей среде.

3)

Грядущая третья технологическая революция, которая изменит природу труда, будет основываться на умственной активности человека.

4)

Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются из-за испарений, которые поднимаются с поверхности Земли.

 

 

4-й вариант

 

  • В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1)

Шахматы-игра, которую русский писатель Борис Зайцев назвал «очаровательной бесцельностью».

2)

Русский писатель Борис Зайцев, который был ценителем шахмат, сравнивал эту игру с творчеством художника.

3)

Это игра, которая показывает сложность фантазии, глубину расчета, силу выдержки.

4)

Это игра, в которой выражает себя и романтик, и реалист.

 

VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Что особенно понравилось?

 

  •                               Оформление лестницы Успеха

Запомним слова, которые сказал Л. В. Щерба:

«Писать безграмотно — значит посягать
на время людей, к которым мы адресуемся».
 

Комментирование  домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
30 жовтня 2018
Переглядів
4654
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку