Тема. Сочинительные союзы.
Цель: познакомить учащихся с делением союзов на сочинительные и подчинительные; развить способности учащихся находить в тексте союзы и определять группы, к которым они относятся; закрепить представление учащихся о группах сочинительных союзов; повторить знаки препинания в сложном предложении; развивать память, внимание, логическое мышление, навыки самостоятельной и коллективной работы; воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: схемы, таблица учебника.
Русский язык. 9 класс
Урок № 16 Дата:25.10.18
Тема. Сочинительные союзы.
Цель: познакомить учащихся с делением союзов на сочинительные и подчинительные; развить способности учащихся находить в тексте союзы и определять группы, к которым они относятся; закрепить представление учащихся о группах сочинительных союзов; повторить знаки препинания в сложном предложении; развивать память, внимание, логическое мышление, навыки самостоятельной и коллективной работы; воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: схемы, таблица учебника.
ХОД УРОКА
І. Организация класса
ІІ. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
1. Слово учителя
Наш урок я хочу начать словами М.В.Ломоносова ( слова записаны на доске)
Союзы не что иное, как средства,
которыми идеи соединяются.
М.В.Ломоносов.
- Мы с вами узнали, как определяет союз Ломоносов, а как звучит определение союзов с современной точки научной точки зрения.
2.Проверка домашнего задания.
(Правило - ученик рассказывает, класс дополняет)+ примеры предложений с союзами.
ІІІ. Работа над темой урока
1. Объяснение нового материала
По значению и употреблению в речи союзы делятся на две группы : сочинительные и подчинительные. Ребята, с какими сочинительными союзами мы уже знакомы? (и,а,но). Эти союзы соединяют: а) однородные члены предложения, б) равноправные части сложносочиненного предложения.
- На доске записаны предложения (чтение учителем предложений, учащиеся записывают предложения):
1.Бабушка крепко держала меня за руку и посматривала на присутствующих.
2. Пошел сильный снег, и дорога покрылась белой пеленой.
- Назовите в 1 предложении союз (и),какой это союз (сочинительный), для чего служит в этом предложении сочинительный союз и (для связи однородных предложения-сказуемых.)
- Построить схему этого предложения.
- Назовите во 2 предложении союз (и),какой это союз (сочинительный), для чего служит в этом предложении сочинительный союз и (для связи равноправных частей сложносочиненного предложения)
-Найти основу предложения.
-Построить схему предложения.
2. Слово учителя
- С какими подчинительными союзами мы уже знакомы. Подчинительные союзы соединяют части сложноподчиненного предложения. Обратите внимание – сложноподчиненное предложение (одна часть предложения подчиняется другой)
- Записать предложение: Дорога покрылась белой пеленой, потому что пошел снег. (Найти грамматическую основу, построить схему).
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (с. 51)
А. Слово учителя. Сочинительные союзы- это семья, в которой живут три братца. У каждого брата свой характер. Один все соединяет, другой - разделяет, а следующий - противопоставляет.
Б. Работа с учебником. (рассмотрим таблицу и назовем союзы, которые относятся к тому или иному разряду.
В. Определение разряда сочинительных союзов по значению.
Звезды меркнут и гаснут (соединительный)
Не от росы урожай, а от поту (противительный)
Пошел не то дождь со снегом, не то снег с дождем ( разделительный)
Г. Закрепление.
- Назовите разряды сочинительных союзов по значению.
Д. закончить начатое предложение, чтобы получилось сложносочиненное предложение.
После восхода солнца неожиданно набежала туча, и пошел сильный дождь.
Костер полыхал ярко, но я не могла согреться.
Засвищут скоро соловьи, или застучат дятлы.
ІV. Закрепление изученного материала
1. Беседа
- Назовите группы союзов.
- Для чего служат сочинительные союзы?
- Назовите разряды сочинительных союзов по значению.
2.Выполнение тестовых заданий (упр. 86)
V. Итог урока
VI. Домашнее задание
с. 51 (выучить правила); упр. 87 (Б).